Однако
1. | по уровню ВВП на душу населения Россия находится на 40-м месте, |
2. | по благосостоянию — на 51-м месте, |
3. | по И РЧ П (индексу развития человеческого потенциала) — на 57-м месте и входит в группу стран со средним уровнем этого показателя. |
Своеобразие России состоит в том, что она в своем развитии ориентирована на переход к постиндустриальному обществу. В то же время по ряду показателей ее можно отнести к группе развивающихся стран.
При изучении национальной экономики России и тенденций ее развития необходимо учитывать, что Россия представляет собой общество, в котором переплетаются различные
• | технико-технологические уклады, |
• | формы собственности, |
• | социальные группы населения. |
Существуют социально-экономические различия между городом и деревней, регионами.
Значительная часть населения живет за чертой бедности.
На долю теневой экономики приходится более '/4 ВВП.
Национальная экономика может быть двух видов:
• | закрытой, |
• | открытой. |
Экономика России — это открытая экономика, развивающаяся в рамках мировой экономики. В условиях глобализации страны ищут свои модели развития, соответствующие их потенциалу и обеспечивающие устойчивый экономический рост и конкурентоспособность на мировом рынке. Россия, как и другие страны, борется за свое место в мировом хозяйстве, за свои интересы, за устойчивое развитие своей экономики, осуществляет модернизацию производства и совершенствует систему управления.
Для этого государство стремится повысить конкурентноспособность национальной экономики. Оно активизирует национальные конкурентные преимущества, чтобы продемонстрировать их на глобальных рынках. В то же время приходится отрабатывать специфические механизмы противодействия усиливающейся международной конкуренции.
|
Методологические основы изучения национальной экономики включают общие для всех экономических дисциплин и специфические принципы, подходы, методы:
• | рассмотрение национальной экономики на основе диалектики, системного, комплексного, исторического и других подходов как целостной системы, |
• | единства единичного, особенного и всеобщего, |
• | выделение общих закономерностей и индивидуальных черт экономики каждой страны, основных исторических этапов ее эволюции, |
• | сочетание формационного и цивилизационного подходов. |
Каждая страна развивается в рамках определенной социально-экономической системы, используя имеющиеся условия жизнедеятельности. Среди них следует выделить три комплексных блока:
• | природно-климатические факторы развития страны, |
• | производственно-экономический базис |
• | социокультурные традиции. |
Все страны, располагая различным уровнем и сочетанием этих условий, пытаются найти вектор развития, который в большей мере позволяет эффективно использовать имеющийся арсенал средств и реализовывать цели общества.
Каждое из названных условий воздействует на остальные, взаимодействуя с ними. Производственно-экономический базис воздействует на социокультурный образ жизни граждан и поведение масс. В свою очередь, традиции, ментальность, религия и др. могут как существенно ускорить, так и затормозить экономическое развитие. Об этом писал еще М. Вебер, отмечая воздействие протестантской религии на развитие рыночных отношений.
|
По мере экономической эволюции значение естественных условий жизни страны перестает быть всецело определяющим, так как повышается роль так называемых приобретенных преимуществ. Именно они все больше начинают определять хозяйственный потенциал развития. Поэтому многие теоретические школы связывают особенности экономического развития различных стран с достигнутым уровнем производительных сил. К. Маркс выдвинул гипотезу о соответствии производственных отношений уровню и характеру производительных сил и на ее основе выделил способы производства, формации:
• | первобытнообщинную, |
• | рабовладельческую, |
• | феодальную, |
• | капиталистическую, |
• | социалистическую (коммунистическую). |
Однако богатство палитры экономического и социального развития не укладывается только в классификацию формационного подхода. Тем не менее, основная идея формационного подхода и сегодня реализуется в попытках обоснования градации экономик по критерию их возможностей решать определенные хозяйственные задачи, а значит в зависимости от достигнутого ими уровня развития производительных сил, а также действия хозяйственного механизма, адекватного этому уровню.
В современной экономической теории широко используется цивилизационный подход в разграничении типов национальных экономик, который делает акцент на социокультурных различиях. Чаще всего выделяют следующие типы цивилизаций с характерной для них локализацией культур и традиций:
|
• | восточный, |
• | западный |
• | африканский. |
Цивилизационный подход используется при поиске национальных особенностей развития и опирается на постулат возможностей его многовариантности. Действительно, жизнь показала, что национальное хозяйство представлено веером различных действующих моделей:
• | либеральной, |
• | западноевропейской, |
• | японской и т.д. |
И прошлое показывает палитру оттенков развития. Даже рабовладельческий строй был многовариантным. В Древнем Египте рабы были государственной собственностью, а в Древней Греции и Древнем Риме — частной. Однако многовариантность развития сама по себе не снимает проблемы градации экономик по их однотипным характеристикам и вовсе не противоречит зависимости результатов развития стран от степени развития их производительных сил. Более того, в условиях глобализации будет усиливаться в национальных экономиках то, что их объединяет, а не разъединяет.