Модель наиболее развитых стран




Однако

1. по уровню ВВП на душу населения Россия находится на 40-м месте,
2. по благосостоянию — на 51-м месте,

 

3. по И РЧ П (индексу развития человеческого по­тенциала) — на 57-м месте и входит в группу стран со средним уровнем этого показателя.

 

Своеобразие России состоит в том, что она в своем раз­витии ориентирована на переход к постиндустриальному обществу. В то же время по ряду показателей ее можно отнести к группе развивающихся стран.

 

При изучении национальной экономики России и тенденций ее развития необходимо учитывать, что Россия представляет собой обще­ство, в котором переплетаются различные

технико-технологические уклады,
формы собственности,

 

социальные группы населения.

 

Суще­ствуют социально-экономические различия между городом и дерев­ней, регионами.

 

Значительная часть населения живет за чертой бедно­сти.

 

На долю теневой экономики приходится более '/4 ВВП.

 

Национальная экономика может быть двух видов:

закрытой,
открытой.

 

Эко­номика России — это открытая экономика, развивающаяся в рамках мировой экономики. В условиях глобализации страны ищут свои моде­ли развития, соответствующие их потенциалу и обеспечивающие ус­тойчивый экономический рост и конкурентоспособность на мировом рынке. Россия, как и другие страны, борется за свое место в мировом хозяйстве, за свои интересы, за устойчивое развитие своей экономики, осуществляет модернизацию производства и совершенствует систему управления.

 

Для этого государство стремится повысить конкурентноспособность национальной экономики. Оно активизирует национальные конкурентные преимущества, чтобы продемонстрировать их на гло­бальных рынках. В то же время приходится отрабатывать специфиче­ские механизмы противодействия усиливающейся международной конкуренции.

 

Методологические основы изучения национальной экономики включают общие для всех экономических дисциплин и специфиче­ские принципы, подходы, методы:

рассмотрение национальной экономики на основе диалектики, системного, комплексного, истори­ческого и других подходов как целостной системы,
единства единич­ного, особенного и всеобщего,

 

выделение общих закономерностей и индивидуальных черт экономики каждой страны, основных истори­ческих этапов ее эволюции,
сочетание формационного и цивилизационного подходов.

 

Каждая страна развивается в рамках определенной социально-экономической системы, используя имеющиеся условия жизнедея­тельности. Среди них следует выделить три комплексных блока:

при­родно-климатические факторы развития страны,
производственно-экономический базис

 

социокультурные традиции.

 

Все страны, рас­полагая различным уровнем и сочетанием этих условий, пытаются найти вектор развития, который в большей мере позволяет эффектив­но использовать имеющийся арсенал средств и реализовывать цели об­щества.

 

Каждое из названных условий воздействует на остальные, взаимо­действуя с ними. Производственно-экономический базис воздейству­ет на социокультурный образ жизни граждан и поведение масс. В свою очередь, традиции, ментальность, религия и др. могут как существенно ускорить, так и затормозить экономическое развитие. Об этом писал еще М. Вебер, отмечая воздействие протестантской религии на развитие рыночных отношений.

 

По мере экономической эволюции значение естественных условий жизни страны перестает быть всецело определяющим, так как повы­шается роль так называемых приобретенных преимуществ. Именно они все больше начинают определять хозяйственный потенциал раз­вития. Поэтому многие теоретические школы связывают особенности экономического развития различных стран с достигнутым уровнем производительных сил. К. Маркс выдвинул гипотезу о соответствии производственных отношений уровню и характеру производительных сил и на ее основе выделил способы производства, формации:

первобытнообщинную,
рабовладельческую,

 

феодальную,
капиталистическую,

 

социалистическую (коммунистическую).

 

Однако богатство палитры экономического и социального развития не укладывается только в классификацию формационного подхода. Тем не менее, основная идея формационного подхода и сегодня реали­зуется в попытках обоснования градации экономик по критерию их возможностей решать определенные хозяйственные задачи, а значит в зависимости от достигнутого ими уровня развития производитель­ных сил, а также действия хозяйственного механизма, адекватного этому уровню.

 

В современной экономической теории широко используется цивилизационный подход в разграничении типов национальных экономик, который делает акцент на социокультурных различиях. Чаще всего вы­деляют следующие типы цивилизаций с ха­рактерной для них локализацией культур и традиций:

восточный,
западный

 

африканский.

 

Цивилизационный подход используется при поиске национальных особенностей развития и опирается на постулат возможностей его многовариантности. Действительно, жизнь показала, что национальное хозяйство представлено веером различных действующих моделей:

либеральной,
западноевропейской,

 

японской и т.д.

 

И прошлое показывает палитру оттенков развития. Даже рабовладельческий строй был многовариант­ным. В Древнем Египте рабы были государственной собственностью, а в Древней Греции и Древнем Риме — частной. Однако многовариантность развития сама по себе не снимает проблемы градации экономик по их однотипным характеристикам и вовсе не противоречит зависи­мости результатов развития стран от степени развития их производи­тельных сил. Более того, в условиях глобализации будет усиливаться в национальных экономиках то, что их объединяет, а не разъединяет.

 

1.2. Этапы развития национальной экономики и критерии их разграничения

 

 

Национальная экономика изучает конкретно-историческое со­стояние и социально-экономическое развитие отдельной страны. Для изучения национальной экономики необходимо выделить основные этапы ее развития. Для их выделения используются формационный и цивилизационный подходы.

 

Формационный подход позволяет выделить

исторические этапы, связанные с развитием производительных сил общества,
системы экономических и социальных отношений.

 

При цивилизационном подходе выделяют­ся этапы

индустриального общества
постиндустриального общества.

 

Этапы развития национальной экономики России могут быть вы­делены по ряду критериев. Одним из них является соотношение экономических и внеэкономических (административных и т.д.) методов управления. Это имеет важное значение для исследования границ и механиз­мов государственного и рыночного регулирования

 

Первый этап развития национальной экономики России начинается с образования Российского государства. Оно определяло административ­ную и территориальную целостность, собирая налоги и защищая внеш­ние границы страны. Благодаря государству объединялись интересы раз­личных социальных групп населения. На этом этапе политические институты и механизмы их функционирования играли решающую роль.

 

На втором этапе — до отмены крепостного права — развитие на­циональной экономики стало осуществляться на основе сочетания внеэкономических и экономических методов управления. Возрастает значение рыночного хозяйства, но государство по-прежнему объеди­няет национальную экономику как целое.

 

Следует еще раз подчеркнуть, что для этих двух этапов можно лишь весьма условно говорить о национальной экономике в современном понимании, так как в стране степень разделения труда и товарности производства была весьма низкой.

 

На третьем этапе, после отмены крепостного права в 1861 г., в Рос­сии продолжает изменяться соотношение этих методов управления. Возрастает роль свободы человека в стране. С точки зрения формационного подхода начинается переход от феодальных отношений к капи­талистическим:

происходит промышленная революция,
появляются ростки индустриального развития общества.

 

делаются первые шаги в повышении уровня и качества жизни населения.

 

Но внеэкономиче­ские методы управления, пережитки личной зависимости, сословная, градация общества еще сохраняются и оказывают сильное влияние на экономическое развитие.

 

Четвертый этап (конец XIX — начало XX в.) характеризуется экономическими реформами (С. Ю. Витте, П. А. Столыпин и др.).

 

С. Ю. Витте (1849—1915) выступал как убежденный сторонник реформист­ского метода преобразования России из отсталой страны в великую. Гарантию целостности и международного авторитета России он видел в административ­ном факторе — самодержавии. Он провел финансовую реформу, сделавшую рубль одной из самых надежных валют мира, нашел источники пополнения го­сударственного бюджета (винная монополия и др.). С. Ю. Витте доказывал, что организация национальной экономики долж­на сообразовываться со временем, местом и всеми социальными условиями данного общества. «В развитии хозяйства современных культурных наро­дов, — писал С. Ю. Витте, — замечается та закономерность, что все эти народы начали со ступени звероловов, постепенно пережили следующие стадии раз­вития: быт пастушеский, так прекрасно изображенный в Библии; быт земле­дельческий, всегда связанный с развитием ремесел; и быт промышленно-торговый, характеризующийся развитием мануфактур, фабрик, заводов и сильным расширением внутренней и внешней торговли

 

Деятельность С. Ю. Витте была нацелена прежде всего на поддержку крупной и средней промышленно-торговой буржуазии — главной движущей силы, экономического подъема России и достижения ее величия. Но как сто­ронник государственного регулирования экономики С. Ю. Витте прекрасно понимал, что для ускорения экономического развития страны необходимы эффективная система управления и соответствующие кадры — бюрократия или чиновничество.

 

Решение крестьянского вопроса в аграрной России С. Ю. Витте считал ос­новным условием развития ее национальной экономики. Он отстаивал необ­ходимость признания надельных земель собственностью их владельцев и уста­новления порядка добровольного выхода из общины.

 

П. А. Столыпин (1862—1911) подчеркивал, что нельзя создать правовое го­сударство, не имея независимого гражданина — крестьянина. В 1905 г. в Рос­сии имелось 12,3 млн крестьянских дворов. Из них 77% владели 82% всех на­дельных земель на общинном праве. П. А. Столыпин считал, что каждый кре­стьянин имеет право свободного выхода из общины, и при этом община обязана выделить ему в частную собственность взамен чересполосных земель отдельный компактный участок — отруб или участок с жильем — хутор. Вместе с тем принудительной ликвидации общины не предполагалось. Если крестья­не не хотели выходить из конкретной общины, значит, она не изжила себя.

 

В результате аграрной реформы к 1914 г. более 20% крестьянских дворов подали заявления об «укреплении» земли в частную собственность. Расширил­ся земельный рынок, так как бедные крестьяне стали продавать, а зажиточ­ные — покупать землю.

 

На этом этапе государство сделало попытку использовать эконо­мические институты регулирования экономики (государственное предпринимательство, налогообложение, частную собственность на землю и т.д.). Активизировалось освоение Сибири и Дальнего Востока. Была построена Транссибирская железная дорога. Промышленность развивалась высокими темпами — до 15% в год. В результате индустри­ального развития появились крупные корпорации в промышленности, монополистические союзы. Все это было результатом экономической политики государства. Однако процессы экономического развития усиливали противоречие между производительными силами, соци­ально-экономическими отношениями и политическими институтами.

 

Пятый этап охватывает период с октября 1917 г. до августа 1991 г. На этом этапе произошло усиление административных методов управ­ления. Внутри него можно выделить три периода:

«военный комму­низм»,
нэп

 

командно-административный.

 

Военный коммунизм был вызван Гражданской войной 1918—1920 гг. В этот период в России проводилась политика, характерная для закрытой экономики. Связь с внешним миром была ликвидирована, все ресурсы были мо­билизованы, подчинены нуждам войны. В России не стало никаких признаков товарно-денежных отношений. Почти 100% населения работало на государст­венных предприятиях фактически бесплатно; частная торговля вначале огра­ничивалась, а затем была запрещена; вместо денежной заработной платы вы­давались натуральные пайки. В деревне была введена продразверстка. У Кре­стьян отбирались все излишки продовольствия. Была установлена всеобщая трудовая повинность. Все это вызвало после окончания Гражданской войны недовольство населения, его активное сопротивление. К 1921 г. Россия столкнулась с необходимостью отмены «воен­ного коммунизма».

 

Новая экономическая политика (нэп) была рассчитана на более широкое использование экономических методов управления, рынка и его инструмен­тов, прежде всего торговли и денег. Нэп включала:

разрешение частной торговли;
допущение частного производства в промышленности;

 

с принятием Земельного кодекса разрешалась, правда в ограниченных размерах, аренда земли, применение наемной силы

 

Нэп частично восстановила институты частной собственности, товарно-денежных отношений, заработной платы и цен. В результате нэпа оживились промышленность и сельское хозяйство. В этот период начала формироваться финансовая и кредитно-денежная систе­мы. Была успешно осуществлена денежная реформа.

 

После ликвидации нэпа, что было связано с индустриализацией страны, начинается период, отличительной особенностью которого становится командно-административная, плановая система управле­ния экономикой, в которой преобладали не стоимостные, а натураль­но-вещественные отношения. Она сыграла большую роль в развитии национальной экономики как единого народно-хозяйственного ком­плекса.

 

Планирование в СССР представляло собой систему, охватывающую все уровни народного хозяйства — от союзного Госплана до планового подразделения предприятия. Основной формой планирования был пятилетний план с разбивкой заданий по годам. Наряду с этим постепенно развивалась система долгосрочного перспективного планирования.

 

В экономике СССР существовала иерархическая система распределения производственных ресурсов:

наиболее важные ресурсы распределялись союз­ными ведомствами (Госплан и Госснаб СССР),
другая часть — республикан­скими министерствами и ведомствами;

 

незначительная часть реализовывалась через систему оптовой торговли.

 

Рыночные отношения на уровне предпри­ятий вначале отсутствовали, а в конце периода допускались в строго регламен­тированных пределах.

 

Опыт планирования в СССР широко использовался не только странами социалистической ориентации, но и развитыми капиталистическими странами, такими как Франция и Япония, а также многими разви­вающимися странами.

 

Плановая система была несовершенна:

не был создан действенный мотивационный механизм внедрения достижений научно-технического прогресса на предпри­ятиях, а у работников — повышения производительности труда;
плановые за­дания не всегда были экономически обоснованы, не полностью согласовыва­лись с проектировками смежных предприятий и отраслей.

 

большая несбалан­сированность сложилась в комплексе по производству потребительских товаров, в капитальном строительстве и финансово-кредитной сфере, что по­родило экономику дефицита.

 

В этот период были попытки усиления экономических методов хозяйство­вания, например реформы, связанные с именем главы правительства А. Н. Косыгина. Не отказываясь от плана как основного метода управления, реформы предусматривали в нем некоторые элементы рынка. Важнейшим показателем эффективности работы предприятия стала прибыль, полученная после реализации продукции, за счет которой формиро­вались фонды экономического стимулирования, распределявшиеся между ра­ботниками и расходовавшиеся на социальные нужды. Однако реформа не была доведена до конца, встретив сильное сопротивление бюрократии.

 

С 1991 г. после распада СССР начался переходный период от ко­мандно-административной системы к построению социально-ориен­тированной рыночной экономике. В этот период

создаются институты частной собственности,
осуществляется переход от натурально-стоимо­стных отношений к конкурентной экономике,

 

возрастает роль крупных частных кор­пораций,
происходит переход к инновационной экономике,

 

повышается уровень качества жизни части населения до европейских стандартов,
реформи­руется социальная сфера и социальная защита населения,

 

развиваются отношения между государством и бизнесом,
создается новый средний класс,

 

формируются демократические институты гражданского общест­ва.

 

Произошло реформирование

бюджетной,
финансовой

 

и денежно-кредитной систем,

 

Была создана новая двухуровневая банковская сис­тема.

 

В системе управления этот период характеризуется

возрастанием значимости экономиче­ских методов управления,
созданием новых инструментов рыночной экономики,

 

изменением форм и методов государственного управления,
отменой

 

o монополии внешней торговли,
o государственного контроля над ценами и заработной платой,

 

возросшей ролью рыночного саморегули­рования,
значительным усилением роли регионов в управлении соци­ально-экономическими процессами.

 

При этом появился ряд новых социально-экономических проблем:

наряду с подавленной инфляцией появилась открытая;
возник­ли рынок труда и безработица.

 

возросли социальная дифференциация и бедность населения;
обострилась проблема социальной защиты на­селения;

 

в обществе стала усиливаться социальная напряженность;
возросли масштабы коррупции и те­невой экономики.

 

Новые институциональные нормы рыночной экономики были за­креплены Конституцией Российской Федерации, Гражданским ко­дексом, а также Трудовым, Налоговым, Бюджетным, Таможенным ко­дексами РФ и другими правовыми актами.

 

На­циональная экономика России развивается не в изолированном про­странстве, а в рамках мирового хозяйства, используя его богатейший опыт в развитии рыночной экономики. Важнейшим условием разви­тия экономики России является ее конкурентоспособность.

 

Перспективы развития национальной экономики России во мно­гом будут зависеть от двусторонних и многосторонних связей стран, входящих в СНГ. Важнейшее значение в этой связи приобретает объе­динение этих стран в рамках единого экономического пространства, что дает возможность использовать исторически сложившийся потен­циал разделения труда и кооперации между этими странами, решать проблемы конкурентоспособности каждой отдельной страны в миро­вом хозяйстве, роста уровня и качества жизни.

 

Подводя итоги первых лет либеральных реформ, можно сделать следующие выводы:

первые итоги либеральных реформ показали, что их цена оказалась очень высокой: произошел резкий спад производства, усилилась инфляция, снизилось благосостояние населения, обострились проблемы социальной защиты населения, разорвались исторические связи России с другими странами и т.д.;
приватизация и либерализация экономики лишь создают формальные предпосылки для экономического роста;

 

рыночная экономика не отрицает необходимости прогнозирования и индикативного планирования;
легитимны не только рынок, но и государство, поэтому без сильного государства невозможно решать задачи социально ориентированной экономики

 

2.1. Классификация национальных экономик

 

 

Национальные экономики представляют собой множество хозяй­ственных систем со своими закономерностями и особенностями. В бо­гатой палитре национальных экономик обнаруживаются устойчивые закономерности, повторяющиеся в общих чертах в однотипных хозяй­ствах. Закономерности, внедряемые искусственно в страну с экономи­кой иного типа, могут не прижиться и приносить немалые потери.

 

Понимание логики хозяйственных механизмов национальных экономик различных типов важно при разработке эффективной эко­номической политики, для составления прогнозов развития. Поэтому каждая страна стремится определить присущий ей хозяйственный ме­ханизм и наиболее эффективный вектор его развития.

 

Россия должна определить логику эффективного механизма хо­зяйствования, соответствующего уровню ее развития и месту ее в сис­теме международного разделения труда.

 

Поиск наиболее эффективного пути развития становится более ус­пешным, если он опирается на мировой опыт развития других стран. Он позволяет предугадать возможные сценарии развития при исполь­зовании экономических рычагов, уже апробированных другими госу­дарствами в рамках той или иной хозяйственной модели.

 

Выявлению специфических особенностей, присущих каждой мо­дели, способствует классификация типов развития. Такая классифи­кация, построенная на критериальной основе, облегчает процесс идентификации каждого типа и его хозяйственного механизма.

 

Каждый тип национальной экономики имеет свои пределы воз­можностей. Границы возможностей, вытекающие из уровня развития производительных сил, стали важнейшим критерием классификации типов национальной экономики.

 

Возможности национальной экономики отражают достигнутый уровень ее экономического развития (уровень ВВП) и уровень доходов надушу населения. Эти два взаимосвязанных показателя характеризу­ют степень развития производительных сил.

 

Группировка стран по достигнутому уровню экономического разви­тия была предложена ООН. Она совместила эту группировку с типом. хозяйственных проблем, которые соответствуют каждому уровню

 

ООН выделила три группы стран:

развитые страны с рыночной экономикой;
развивающиеся страны с рыночной экономикой;

 

страны с переходной экономикой (от административно-командной к рыночной).

 

Из 184 стран мира, входящих в состав ООН к середине 1990-х гг., группа индустриальных стран охватила промышленно развитые стра­ны с высоким уровнем доходов. Эта группа объединилась в Организа­цию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Позже к ней примкнули: Турция, Мексика, Чехия, Венгрия и Южная Корея.

 

Из этих стран, своими успехами добившихся высокого уровня до­ходов, выделяют самых преуспевающих — страны «большой семерки»:

США,
Германию,

 

Японию,
Великобританию,

 

Францию,
Канаду,

 

Ита­лию.

 

Каждая из перечисленных стран производит ВВП, намного пре­вышающий ВВП любой другой развитой страны

 

Развивающиеся страны — 132 государства Азии и Африки, Латин­ской Америки — характеризуются низким и средним уровнем доходов. Они производят около 40% мирового ВВП. Их экспорт составляет 26% в мировом объеме.

 

Китай, несмотря на его активное ре­формирование и промышленное развитие, пока еще относят к группе развивающихся стран

 

Страны с переходной экономикой — 28 государств. В их составе вы­деляют две региональные подгруппы.

первая подгруппа - страны Центральной и Восточной Европы, в том числе и Албанию,
вторая под­группа — страны СНГ и Монголию.

 

Страны с переходной экономикой иногда называ­ют посткоммунистическими. Эти страны производят более 5% мирового ВВП, а их экспорт составляет чуть больше 3% мирового уровня.

 

Россия относится к странам с переходной экономикой.

 

Другой критерий — «Уровень доходов на душу населения» — взял на вооружение Всемирный банк, используя его при решении вопросов о предоставлении международной помощи отстающим странам. Он группирует все страны по доходам — по ВНД на душу населения.

 

На основании показателя ВНД на душу населения поданной мето­дологии выделяют четыре группы стран. Для 2000 г. были выделены.

1. страны с низким доходом (менее 755 долл.) — 63 страны;
2. страны с уровнем дохода ниже среднего (от 756 до 2995 долл.) — 54 страны;

 

3. страны с уровнем дохода выше среднего (от 2996 до 9265 долл.) — 38 стран;
4. страны с высоким доходом (более 9266 долл.) — 52 страны.

 

К числу стран и территорий с высокими доходами, помимо стран —членов ОЭСР, относят Сингапур, Гонконг, Макао, малые страны, получающие высокие доходы от экспорта нефти (Бруней, Кувейт), «замор­ские» территории Франции (Реюньон, Мартиника), а также карликовые государства — офшорные зоны (Багамы, Бермуды, Каймановы острова).

 

Страны Восточной Европы и Латинской Америки преимуществен­но относятся к группе стран с уровнем дохода выше среднего.

 

Китай, Россия и многие страны СНГ, арабские страны, не обла­дающие запасами нефти, — это страны с доходом ниже среднего.

 

В частности, Россия вступила в XXI в. со среднедушевым доходом 2270 долл. и поэтому относится к группе стран с доходом ниже среднего уровня.

 

К группе государств с низким доходом относятся большинство го­сударств Тропической Африки (Африки ниже Сахары), Индия и ее со­седи по Южной Азии, ряд стран СНГ.

 

Доминирование технико-экономических укладов в национальной экономике также отражает уровень развития производительных сил. По этому критерию различают

1. доиндустриальные,
2. индустриальные

 

3. постиндустриальные (информационные) экономики.

 

Доиндустриальный сектор является в основном добывающим. Он базируется на сельском хозяйстве, рыбоводстве, заготовке леса и дру­гих ресурсов, добыче полезных ископаемых вплоть до природного газа и нефти.

 

Разграничение между постиндустриальной и индустриальной эко­номиками происходит по различиям в использовании ими технологи­ческих процессов.

 

Индустриальный сектор носит производящий характер, он использует энергию и машинную технологию для изготовления товаров.

 

Постиндустриальный является обрабатывающим, и здесь обмен информацией и знаниями происходит в основном при помощи телекоммуникаций и компьютеров.

 

Россия, имея разнородные уклады, постепенно продвигается к постиндустриальной экономике.

 

По способам регулирования хозяйственной деятельности (координации хозяйственных связей) различают экономики

рыночные
нерыночные.

 

Рыночные экономики ранжируются по степени их эволюции:

рыночная экономика свободной конкуренции (ранний капитализм);
рыночная экономика с ведущей ролью корпоративного сектора; I

 

рыночная экономика с высокой долей государственной коррекции воспроизводственного процесса при сохранении регулирующей роли рынка.

 

Россия стремилась ограничить роль государства. Поэтому в ее на­циональном развитии велико влияние крупных корпораций (финансо­во-промышленных групп).

 

Нерыночные типы национальных экономик подразделяют на

традиционные
командно-административные.

 

В существующих традиционных экономиках, которые еще харак­терны для слаборазвитых стран, в решении хозяйственных вопросов преобладает следование традициям и обычаям, религиозным догматам и культурным нормам.

 

Командно-административная (централизованная плановая) на­циональная экономика строится на подчинении основ хозяйствова­ния предприятий централизованным директивам. Такая система эко­номической координации строится на государственной собственности на средства производства.

 

По степени открытости национальных экономик мировому рынку национальные экономики могут быть

открытыми
закрытыми.

 

По этому критерию Всемирный банк выделяет пять групп.

 

Низшая группа стран, которые причисляют к странам с закрытой экономикой, имеют долю экспорта в ВВП менее 10%, высшая груп­па — более 35%.

 

Большинство переходных экономик, включая экономику России, относится к весьма открытым экономикам с высокой долей экспорта в ВВП. В России он составляет 25%.

 

По степени адаптации к глобальным процессам национальные экономики ранжируются по выигрышным и проигрышным позициям.

 

Национальные экономики можно классифицировать и по иным кри­териям, например по региональному, этническому и т.д.

 

В рамках каждого типа национального хозяйства возможны раз­личные варианты развития. Рыночные экономики также отличаются большим разнообразием.

 

Они различаются по направлениям развития, т.е. по используемым моделям. Существующие модели строятся с учетом

своеобразия соци­ально-экономических условий,
государственного регулирования эко­номики,

 

конкурентных преимуществ различных стран,
традиций

 

применяемых правящей элитой стратегий.

 

Наиболее известны следующие рыночные модели:

либеральная {американская) рыночная модель;
регулируемая рыночная экономика (западноевропейская модель);

 

социально-ориентированная рыночная модель, направленная на поддержание социальной гармонии в обществе. Эта модель разви­тия может действовать в рамках регулируемой рыночной экономики
японская модель, опирающаяся на сильную структурную политику государства, подчиненную экспортной ориентации. Для нее характерно использование национальных традиций в менеджменте предприятий;

 

олигархическая модель. Она наблюдается при подчинении интересов государства выгодам господствующих в стране финансово-промышленных групп. Такая модель была весьма распространена во многих странах до Второй мировой войны. Затем в развитых странах сформировались институты, препятствующие прямому поглощению национальных интересов корпоративными выгодами того или иного рыночного субъекта. В России угроза сползания в олигархическую модель достаточно реальна;
догоняющая рыночная модель. Ее используют многие страны, стремящиеся в короткие сроки продвинуться вперед в промышленной трансформации. Она предполагает использование государством долгосрочных стратегий и мобилизационных потенций. Такие стратегии предполагают получение необходимых технологий, повышение уровня квалификации кадров и национальной науки.

 

2.2. Модели развития национальных экономик с разным уровнем развития

 

 

Модель наиболее развитых стран

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: