Оборот розничный торговли оценивается по объему покупок населения в розничной торговой сети, а также на вещевых и продовольственных рынках.
В течение ряда последних лет отмечалась устойчивая положительная динамика оборота розничный торговли, что было связано с высокими темпами роста реальных доходов населения
Особенностью структуры оборота розничный торговли России является сохранение в течение достаточно длительного периода устойчиво высокой доли импортных товаров (по оценке, до 35—40%).
Это свидетельствует о высокой импортозависимости российского потребительского рынка и сохраняющихся низких конкурентных способностях ряда товаропроизводящих отраслей потребительского комплекса (легкой промышленности, предприятий машиностроения и т.д.).
Сохраняющаяся высокая импортоориентированность покупательного спроса является серьезным сдерживающим фактором для развития отечественного производства потребительских товаров, поскольку значительная часть дохода населения уходит из страны на финансирование зарубежных производителей.
Расходы населения на платные услуги характеризуются статистическим показателем «платные услуги населению». Его динамика достаточно близко отражает динамику развития сектора рыночных потребительских услуг.
Конкуренция, на основе которой формируется гибкая система обратных связей в экономике, является одним из определяющих факторов организации производства, ориентированного на неуклонное развитие и совершенствование. Конкурентные отношения между производителями потребительских товаров стимулируют производителей применять интенсивные методы хозяйствования как в части использования наличных ресурсов, так и в области освоения достижений научно-технического прогресса.
|
В условиях осуществления и углубления радикальных преобразований в национальной хозяйственной системе страны организация деятельности потребительского комплекса базируется на основе плюрализма форм собственности. Производство в отраслях материально-вещественной и социальных сфер осуществляется как на предприятиях государственного и муниципального секторов национальной экономики, так и на предприятиях других форм собственности (частной, смешанной, коллективной и др.), предусмотренных законодательством страны.
Технологическая структура производства практически всех отраслей потребительского комплекса позволяет организовывать производство различных размеров, включая наиболее эффективные (для производства товаров и услуг потребительского характера) малые и средние предприятия.
В развитии, многих отраслей потребительского комплекса весьма высока роль малого бизнеса., определяемого способностью малых предприятий быстро адаптировать производство к изменению потребительских предпочтений.
Расширение сети малых предприятий и обеспечение их эффективной деятельности позволит решить две важные социально-экономические задачи:
• | наиболее полное удовлетворение потребностей населения и производственной сферы в необходимых видах товаров и услуг отечественных товаропроизводителей, выдерживающих конкуренцию с импортными товарами; |
• | создание новых рабочих мест, способствующих увеличению занятости населения |
|
Целевыми задачами развития национального потребительского комплекса являются:
• | обеспечение российского населения высококачественными отечественными продовольственными и непродовольственными товарами; |
• | обеспечение потребителям необходимого жизненного комфорта за счет облегчения труда в домашнем хозяйстве, экономии свободного времени и рационального его использования; |
• | обеспечение населения высококачественными услугами в области здравоохранения, образования и культурного развития, физической культуры и отдыха, страхования, а также в сфере жилищно-коммунальных, бытовых, информационных и прочих видов услуг; |
• | расширение экспорта российских товаров народного потребления и снижение импортозависимости российского потребительского рынка; |
• | развитие сети инфраструктурных объектов и повышение их комфортности в сфере отдыха (туризма), что обеспечит расширение экспорта туристических услуг. |
Решение целевых задач развития национального потребительского комплекса тесно связано с развитием процессов по повышению его конкурентоспособности — улучшением потребительских свойств выпускаемой продукции и снижением издержек производства.