Россия по экспорту станков (0,3% мирового объема) занимает примерно 22-е место в мире; импорт станков превышает собственное производство.
Электротехническая промышленность. Предприятия отрасли производят энергетическое оборудование, электромоторы, разнообразные кабели и провода, электротермическое оборудование и т.д. — всего свыше 35 тыс. различных видов продукции. Этим оборудованием комплектуется большинство выпускаемых в стране машин и механизмов, промышленных предприятий разных отраслей экономики.
Одна из наиболее крупных и значимых подотраслей этой группы производств — производство энергетического оборудования.
Производство энергетического оборудования. Одна из активно действующих подотраслей машиностроения — производство энергетического оборудования для электростанций разного типа. Предприятия этой подотрасли оснащены уникальным оборудованием и могут производить практически любые современные виды генерирующего оборудования. Они имеют портфель экспортных заказов (поставляют продукцию в Китай, Иран, Индию и другие страны) и производят оборудование для потребителей внутри страны, однако этот заказ невелик. Главная проблема этой подотрасли сегодня — отсутствие существенных по объему заказов от российских энергетиков.
Важнейший центр по производству энергетического оборудования — турбин и генераторов — С.-Петербург. Газовые турбины производят в Рыбинске и Перми; паровые турбины и генераторы к ним — в Калуге, Екатеринбурге, Новосибирске; гидравлические турбины — в Сызрани. Паровые котлы для электростанций производят заводы в Белгороде, Таганроге, Бийске, трансформаторы большой мощности — в Тольятти. Реакторы для атомных электростанций могут производить заводы в С.-Петербурге и Волгодонске. Крупные узлы для электростанций изготавливают в Подольске и Чехове.
|
Транспортное машиностроение. Производство средств транспорта — одна из наиболее заметных отраслей машиностроения. Для нее характерны большой тираж производства готовой продукции, ориентация на потребительский рынок, а также влияние на обороноспособность страны, уровень развития сельского хозяйства и т.п. К транспортному машиностроению относится производство автомобилей всех видов, авиационной техники, железнодорожного подвижного состава, морское и речное судостроение и др.
Производство автомобилей. Автомобилестроение—один из наиболее активно развивающихся секторов машиностроения в мире. Россия не входит в число ведущих производителей автомобилей, отечественная автомобильная промышленность пока не может производить конкурентоспособную продукцию.
В РФ преобладают автомобилестроительные заводы; сборочные предприятия появились сравнительно недавно. Как правило, заводы по производству автомобилей строят в районах, где развито машиностроение, а сборочные — в районах сбыта готовой продукции. Российский внутренний рынок пока защищен от ввоза готовых автомобилей высокими таможенными пошлинами, поэтому иностранным фирмам сегодня выгодно строить в России сборочные заводы, а в перспективе — предприятия по производству компонентов для сборки автомобилей.
Ведущий экономический район по производству автомобилей всех видов — Поволжье (автомобильные заводы в Тольятти, Ульяновске, Набережных Челнах, сборочное предприятие в Сызрани). Наибольшее число сборочных и изготавливающих автомобили заводов сконцентрировано в Центральном районе (автозаводы в Москве, Брянске, Серпухове, Мытищах, Ликино; сборка автобусов в Голицыне).
|
Грузовые автомобили производят специализированные заводы в Нижнем Новгороде, Набережных Челнах, Миассе, Брянске, Кургане, Москве; на базе шасси грузовые автомобили производили в Мытищах, Саранске, Нефтекамске. На базе шасси легковых автомобилей грузовые машины производят в Ижевске и Тольятти.
Структура производства грузовых автомобилей отличается сравнительно высокой долей выпуска машин повышенной проходимости и относительно низким уровнем дизелизации грузового транспорта. Два крупных завода по производству автомобилей высокой грузоподъемности и проходимости — Брянский и Курганский «Русич» — работают по индивидуальным заказам и практически не используют имеющиеся мощности. Более успешно работает Уральский автозавод (в результате приватизации он разделился на несколько юридически самостоятельных предприятий, которые совместно произвели более 10,1 тыс. автомобилей в 2001 г.). КАМАЗ так и не восстановил производство до проектных уровней. Наиболее успешно работает ГАЗ, грузовые автомобили и микроавтобусы на их шасси пользуются большим спросом на рынке России и стран СНГ.
Производство подвижного состава для железных дорог. В настоящее время в стране имеется более 870 тыс. грузовых вагонов разного типа, из них свыше 131 тыс. — с просроченным сроком эксплуатации. Реформа железнодорожного транспорта будет стимулировать рост производства подвижного состава. Собственный вагонный парк начинают создавать транспортно-экспедиционные фирмы и часть крупных промышленных предприятий, поэтому спрос на грузовые вагоны начинает расти. В перспективе возможно появление и частных компаний по перевозкам пассажиров.
|
Отечественные заводы способны производить почти все необходимые виды локомотивов и подвижного состава. Магистральные электровозы и тепловозы производят в Новочеркасске и Коломне; маневровые тепловозы и электровозы для промышленных предприятий — в Муроме, Брянске, Людиново. В 2002 г. подписано соглашение с американской компанией «Дженерал Электрик» о строительстве в Ленинградской обл. завода по модернизации дизельных двигателей российских тепловозов.
Морское и речное судостроение. Россия традиционно входит в число стран, которые имели и имеют крупный речной и морской флот. Морское судостроение сконцентрировано преимущественно в прибрежной зоне. Основные мощности отрасли сосредоточены на Балтике. Важнейший центр морского судостроения — С.-Петербург, где находятся несколько судостроительных заводов и предприятия по производству судовых двигателей, навигационного и другого оборудования; это также важнейший центр по подготовке кадров моряков. Заводы морского судостроения есть в Выборге и Калининграде. В Азово-Черноморском бассейне судоремонтные заводы действуют в Туапсе и Новороссийске. Во внутренних районах европейской части России морское судостроение представлено в Ярославле, Зеленодольске, Сормово; в бассейне Каспийского моря — в Астрахани и Волгограде. На Дальнем Востоке главный центр морского судостроения — Комсомольск-на-Амуре, менее крупные — Николаевск-на-Амуре, Владивосток, Сретенск.
Судоремонтные заводы есть в Советской Гавани, Находке, Петропавловске-Камчатском, Большом Камне и других портах. В Северном бассейне важнейший центр морского судостроения — Северодвинск; судостроительные заводы есть в Североморске и Архангельске, судоремонтные — в Кандалакше, Новодвинске, Мурманске.
Речное судостроение рассредоточено по бассейнам основных судоходных рек. В европейской части страны судостроительные заводы есть в городах Петрозаводск, С.-Петербург, Лодейное Поле, Новая Ладога,.Ярославль, Рыбинск, Москва, Кострома, Навашино, Сормово, Зеленодольск, Волгоград, Астрахань, Цимлянск, Ростов-на-Дону; в азиатской — в Тюмени, Омске, Колпашево, Красноярске, Якутске, Усть-Куте, Николаевске-на-Амуре.
Сельскохозяйственное машиностроение. Важнейшие подотрасли сельскохозяйственного машиностроения — тракторостроение и комбайностроение. Тракторные заводы действуют в С.-Петербурге, Владимире, Липецке, Волгограде, Чебоксарах, Челябинске, Рубцовске; начал производить небольшое количество тракторов Омский завод транспортного машиностроения. Трелевочные трактора для заготовки леса производят в Петрозаводске и Рубцовске.
Зерноуборочные комбайны производят два крупных специализированных завода в Ростове-на-Дону и Красноярске (в 2003 г. оба предприятия вошли в состав новых холдингов по производству сельскохозяйственной техники); единичные изделия выпускают заводы в Таганроге, Туле, Краснодаре, Биробиджане.
Картофелеуборочные машины производят специализированный завод в Рязани и «Белинсксельмаш» (Белинский); льноуборочные комбайны — специализированный завод в Бежецке. Кормоуборочные комбайны производят завод «Ростсельмаш» (Ростов-на-Дону), Тульский комбайновый завод и несколько неспециализированных заводов: авиастроительные в Воронеже и Новосибирске, текстильного машиностроения в Чебоксарах, турбомоторный в Екатеринбурге и др.
Производство подъемно-транспортного оборудования. В России сложилась сеть заводов, которые способны производить достаточный ассортимент подъемно-транспортной техники. Общий спрос на эту технику после 1991 г. заметно сократился, но не пропал. Рост индивидуального домостроения и развитие внешнеэкономических связей способствуют сохранению производства подъемно-транспортного оборудования и средств механизации ручного труда на погрузочно-разгрузочных работах.
Одна из подотраслей этого блока машиностроения — производство кранов на автомобильном ходу. В России есть возможности для производства всех необходимых автокранов. В отличие от других стран мира в РФ традиционно автокраны покупали все хозяйствующие субъекты, которым была необходима эта техника. После перехода на рыночные отношения образовался огромный излишек этого оборудования, поэтому спрос на него упал и только в последние годы начал увеличиваться. Крупнейший производитель этого вида продукции — Ивановское краностроительное объединение после приобретения Брянского автозавода получило возможность производить всю гамму автокранов по грузоподъемности вплоть до стотонных). Другие значительные центры производства автокранов — Галич, Клинцы, Ставрополь, Юрга. Краны на гусеничном ходу производят в Челябинске и Башкирии.
Приборостроение и электроника. Приборостроение и производство электроники в значительной степени определяют технический и технологический уровень всей продукции, производимой в машиностроении; спрос на элементную базу и приборы на ее основе постоянно растет
Российские предприятия, входящие в ОПК, способны производить малыми сериями уникальную по качеству и возможностям элементную базу, на основе которой собирают системы управления ракетами, управляющие комплексы для вооруженных сил и др. Серийное производство элементной базы для гражданских отраслей невелико и осуществляется на некоторых уцелевших после проведения конверсии предприятиях. Машиностроительным заводам страны все чаще приходится комплектовать свои изделия управляющими комплексами и контрольно-измерительными приборами иностранного производства.
Важнейшие центры по производству элементной базы (также выделяются производством контрольно-измерительных приборов и систем управления различными процессами) — Москва, С.-Петербург, Зеленоград, Фрязино, Брянск, Калуга, Смоленск, Орел; менее крупные центры — Новгород, Нальчик, Прохладный, Владикавказ, Саранск, Йошкар-Ола, Псков, Тамбов.
Отрасли машиностроения и ОПК, обладающие большим научно-техническим потенциалом и способные в короткие сроки создать конкурентоспособные изделия для мирового и внутреннего рынков (самолетостроение, ракетно-космические производства, атомная промышленность, производство вооружения и военной техники, отчасти энергетическое машиностроение и электротехника, тяжелое станкостроение), отличаются тем, что их продукция, способная выйти на внешние рынки, сталкивается с особо острой конкуренцией, а иностранные инвестиции чаще, чем в иных случаях, обусловлены политическими условиями, отражающими интересы зарубежных конкурентов, как правило, представленных крупными транснациональными корпорациями. В рамках этой группы отраслей могут потребоваться крупные прямые государственные инвестиции и субсидии, дополняемые созданием условий для формирования внутреннего и внешнего спроса (государственная поддержка при организации сбыта на внешних рынках, политическая поддержка, предоставление государственных гарантий, а также связанных международных кредитов для закупки отечественной высокотехнологичной продукции).
Отрасли, характеризующиеся значительным техническим отставанием, не способные в короткие сроки выйти на внешние рынки, но за которыми нужно сохранить значительную долю внутреннего рынка (автомобильная промышленность, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение), нуждаются в мерах, направленных на стимулирование внутреннего и внешнего спроса (защитные импортные тарифы и сертификация импортируемой продукции в пределах, допускаемых международными нормами, общепризнанные методы нетарифного регулирования и т.п.
Строительный комплекс с начала 1990-х гг. также, как и машиностроение и ОПК, столкнулся с проблемами, вызванными сокращением платежеспособного спроса на промышленное строительство и типовое тиражирование устаревших серий в жилищном строительстве в результате перераспределения ресурсов в пользу формирования институтов рыночной экономики.
Изменение структуры строительно-монтажных работ в 1990-х гг. сказалось на промышленности строительных материалов. Здесь снизилась доля производства материалов, предназначенных для промышленного строительства. Одновременно вырос удельный вес выпуска ряда продуктов, ориентированных на использование новых технологий и проектных решений вжилищном'строительстве: плитки керамические для полов, плитки керамические для внутренней облицовки стен, линолеум, изделия санитарные керамические.
В целом можно констатировать, что сегодня промышленность строительных материалов России обладает некоторым резервом свободных мощностей, позволяющим определенное время удовлетворять возрастающие потребности строительства.
В связи с резким оживлением строительной деятельности с конца 1990-х гг. строительство вступило в стадию подъема: за период 1998—2003 гг. инвестиции в основной капитал увеличивались со среднегодовым темпом в 6%; объем работ, выполненных по договорам строительного подряда, увеличился за этот период почти на 50%; более чем на 10% увеличились вводы в действие жилых домов.