Производство ВВП на душу населения в отдельных странах 5 глава




 

Россия по экспорту станков (0,3% мирового объема) занимает при­мерно 22-е место в мире; импорт станков превышает собственное про­изводство.

 

Электротехническая промышленность. Предприятия отрасли про­изводят энергетическое оборудование, электромоторы, разнообраз­ные кабели и провода, электротермическое оборудование и т.д. — все­го свыше 35 тыс. различных видов продукции. Этим оборудованием комплектуется большинство выпускаемых в стране машин и механизмов, промышленных предприятий разных отраслей экономики.

 

Одна из наиболее крупных и значимых подотраслей этой группы производств — производство энергетического оборудования.

 

Производство энергетического оборудования. Одна из активно действующих подотраслей машиностроения — производство энергетиче­ского оборудования для электростанций разного типа. Предприятия этой подотрасли оснащены уникальным оборудованием и могут про­изводить практически любые современные виды генерирующего обо­рудования. Они имеют портфель экспортных заказов (поставляют продукцию в Китай, Иран, Индию и другие страны) и производят обо­рудование для потребителей внутри страны, однако этот заказ невелик. Главная проблема этой подотрасли сегодня — отсутствие существен­ных по объему заказов от российских энергетиков.

 

Важнейший центр по производству энергетического оборудова­ния — турбин и генераторов — С.-Петербург. Газовые турбины произ­водят в Рыбинске и Перми; паровые турбины и генераторы к ним — в Калуге, Екатеринбурге, Новосибирске; гидравлические турбины — в Сызрани. Паровые котлы для электростанций производят заводы в Белгороде, Таганроге, Бийске, трансформаторы большой мощно­сти — в Тольятти. Реакторы для атомных электростанций могут произ­водить заводы в С.-Петербурге и Волгодонске. Крупные узлы для элек­тростанций изготавливают в Подольске и Чехове.

 

Транспортное машиностроение. Производство средств транспор­та — одна из наиболее заметных отраслей машиностроения. Для нее характерны большой тираж производства готовой продукции, ориен­тация на потребительский рынок, а также влияние на обороноспособ­ность страны, уровень развития сельского хозяйства и т.п. К транс­портному машиностроению относится производство автомобилей всех видов, авиационной техники, железнодорожного подвижного со­става, морское и речное судостроение и др.

 

Производство автомобилей. Автомобилестроение—один из наибо­лее активно развивающихся секторов машиностроения в мире. Россия не входит в число ведущих производителей автомобилей, отечествен­ная автомобильная промышленность пока не может производить кон­курентоспособную продукцию.

 

В РФ преобладают автомобилестроительные заводы; сборочные предприятия появились сравнительно недавно. Как правило, заводы по производству автомобилей строят в районах, где развито машинострое­ние, а сборочные — в районах сбыта готовой продукции. Российский внутренний рынок пока защищен от ввоза готовых автомобилей высо­кими таможенными пошлинами, поэтому иностранным фирмам сего­дня выгодно строить в России сборочные заводы, а в перспективе — предприятия по производству компонентов для сборки автомобилей.

 

Ведущий экономический район по производству автомобилей всех видов — Поволжье (автомобильные заводы в Тольятти, Ульяновске, Набережных Челнах, сборочное предприятие в Сызрани). Наибольшее число сборочных и изготавливающих автомобили заводов сконцен­трировано в Центральном районе (автозаводы в Москве, Брянске, Серпухове, Мытищах, Ликино; сборка автобусов в Голицыне).

 

Грузовые автомобили производят специализированные заводы в Нижнем Новгороде, Набережных Челнах, Миассе, Брянске, Кургане, Москве; на базе шасси грузовые автомобили производили в Мытищах, Саранске, Нефтекамске. На базе шасси легковых автомобилей грузо­вые машины производят в Ижевске и Тольятти.

 

Структура производства грузовых автомобилей отличается сравни­тельно высокой долей выпуска машин повышенной проходимости и относительно низким уровнем дизелизации грузового транспорта. Два крупных завода по производству автомобилей высокой грузоподъем­ности и проходимости — Брянский и Курганский «Русич» — работают по индивидуальным заказам и практически не используют имеющиеся мощности. Более успешно работает Уральский автозавод (в результате приватизации он разделился на несколько юридически самостоятель­ных предприятий, которые совместно произвели более 10,1 тыс. авто­мобилей в 2001 г.). КАМАЗ так и не восстановил производство до про­ектных уровней. Наиболее успешно работает ГАЗ, грузовые автомоби­ли и микроавтобусы на их шасси пользуются большим спросом на рынке России и стран СНГ.

 

Производство подвижного состава для железных дорог. В настоящее время в стране имеется более 870 тыс. грузовых вагонов разного типа, из них свыше 131 тыс. — с просроченным сроком эксплуатации. Реформа железнодорожного транспорта будет стимулировать рост про­изводства подвижного состава. Собственный вагонный парк начинают создавать транспортно-экспедиционные фирмы и часть крупных про­мышленных предприятий, поэтому спрос на грузовые вагоны начина­ет расти. В перспективе возможно появление и частных компаний по перевозкам пассажиров.

 

Отечественные заводы способны производить почти все необходи­мые виды локомотивов и подвижного состава. Магистральные элек­тровозы и тепловозы производят в Новочеркасске и Коломне; манев­ровые тепловозы и электровозы для промышленных предприятий — в Муроме, Брянске, Людиново. В 2002 г. подписано соглашение с аме­риканской компанией «Дженерал Электрик» о строительстве в Ленин­градской обл. завода по модернизации дизельных двигателей россий­ских тепловозов.

 

Морское и речное судостроение. Россия традиционно входит в число стран, которые имели и имеют крупный речной и морской флот. Мор­ское судостроение сконцентрировано преимущественно в прибреж­ной зоне. Основные мощности отрасли сосредоточены на Балтике. Важнейший центр морского судостроения — С.-Петербург, где нахо­дятся несколько судостроительных заводов и предприятия по произ­водству судовых двигателей, навигационного и другого оборудования; это также важнейший центр по подготовке кадров моряков. Заводы морского судостроения есть в Выборге и Калининграде. В Азово-Черноморском бассейне судоремонтные заводы действуют в Туапсе и Новороссийске. Во внутренних районах европейской части России морское судостроение представлено в Ярославле, Зеленодольске, Сормово; в бассейне Каспийского моря — в Астрахани и Волгограде. На Дальнем Востоке главный центр морского судостроения — Комсо­мольск-на-Амуре, менее крупные — Николаевск-на-Амуре, Владиво­сток, Сретенск.

 

Судоремонтные заводы есть в Советской Гавани, На­ходке, Петропавловске-Камчатском, Большом Камне и других портах. В Северном бассейне важнейший центр морского судостроения — Се­веродвинск; судостроительные заводы есть в Североморске и Архан­гельске, судоремонтные — в Кандалакше, Новодвинске, Мурманске.

 

Речное судостроение рассредоточено по бассейнам основных судо­ходных рек. В европейской части страны судостроительные заводы есть в городах Петрозаводск, С.-Петербург, Лодейное Поле, Новая Ла­дога,.Ярославль, Рыбинск, Москва, Кострома, Навашино, Сормово, Зеленодольск, Волгоград, Астрахань, Цимлянск, Ростов-на-Дону; в азиатской — в Тюмени, Омске, Колпашево, Красноярске, Якутске, Усть-Куте, Николаевске-на-Амуре.

 

Сельскохозяйственное машиностроение. Важнейшие подотрасли сельскохозяйственного машиностроения — тракторостроение и ком­байностроение. Тракторные заводы действуют в С.-Петербурге, Владимире, Липецке, Волгограде, Чебоксарах, Челябинске, Рубцовске; начал производить небольшое количество тракторов Омский завод транспортного машиностроения. Трелевочные трактора для заготовки леса производят в Петрозаводске и Рубцовске.

Зерноуборочные комбайны производят два крупных специализи­рованных завода в Ростове-на-Дону и Красноярске (в 2003 г. оба пред­приятия вошли в состав новых холдингов по производству сельскохо­зяйственной техники); единичные изделия выпускают заводы в Таган­роге, Туле, Краснодаре, Биробиджане.

 

Картофелеуборочные машины производят специализированный завод в Рязани и «Белинсксельмаш» (Белинский); льноуборочные комбайны — специализированный завод в Бежецке. Кормоуборочные комбайны производят завод «Ростсельмаш» (Ростов-на-Дону), Туль­ский комбайновый завод и несколько неспециализированных заводов: авиастроительные в Воронеже и Новосибирске, текстильного маши­ностроения в Чебоксарах, турбомоторный в Екатеринбурге и др.

 

Производство подъемно-транспортного оборудования. В России сложилась сеть заводов, которые способны производить достаточный ас­сортимент подъемно-транспортной техники. Общий спрос на эту технику после 1991 г. заметно сократился, но не пропал. Рост индиви­дуального домостроения и развитие внешнеэкономических связей способствуют сохранению производства подъемно-транспортного оборудования и средств механизации ручного труда на погрузочно-разгрузочных работах.

 

Одна из подотраслей этого блока машиностроения — производство кранов на автомобильном ходу. В России есть возможности для произ­водства всех необходимых автокранов. В отличие от других стран мира в РФ традиционно автокраны покупали все хозяйствующие субъекты, ко­торым была необходима эта техника. После перехода на рыночные от­ношения образовался огромный излишек этого оборудования, поэтому спрос на него упал и только в последние годы начал увеличиваться. Крупнейший производитель этого вида продукции — Ивановское краностроительное объединение после приобретения Брянского автозаво­да получило возможность производить всю гамму автокранов по грузоподъемности вплоть до стотонных). Другие значительные центры про­изводства автокранов — Галич, Клинцы, Ставрополь, Юрга. Краны на гусеничном ходу производят в Челябинске и Башкирии.

 

Приборостроение и электроника. Приборостроение и производство электроники в значительной степени определяют технический и тех­нологический уровень всей продукции, производимой в машино­строении; спрос на элементную базу и приборы на ее основе постоян­но растет

 

Российские предприятия, входящие в ОПК, способны произво­дить малыми сериями уникальную по качеству и возможностям эле­ментную базу, на основе которой собирают системы управления раке­тами, управляющие комплексы для вооруженных сил и др. Серийное производство элементной базы для гражданских отраслей невелико и осуществляется на некоторых уцелевших после проведения конверсии предприятиях. Машиностроительным заводам страны все чаще прихо­дится комплектовать свои изделия управляющими комплексами и контрольно-измерительными приборами иностранного производства.

 

Важнейшие центры по производству элементной базы (также вы­деляются производством контрольно-измерительных приборов и сис­тем управления различными процессами) — Москва, С.-Петербург, Зеленоград, Фрязино, Брянск, Калуга, Смоленск, Орел; менее круп­ные центры — Новгород, Нальчик, Прохладный, Владикавказ, Са­ранск, Йошкар-Ола, Псков, Тамбов.

 

Отрасли машиностроения и ОПК, обладающие большим научно-техническим потенциалом и способные в короткие сроки создать конкурентоспособные изделия для мирового и внутреннего рынков (самолетостроение, ракетно-космические производства, атомная про­мышленность, производство вооружения и военной техники, отчасти энергетическое машиностроение и электротехника, тяжелое станко­строение), отличаются тем, что их продукция, способная выйти на внешние рынки, сталкивается с особо острой конкуренцией, а ино­странные инвестиции чаще, чем в иных случаях, обусловлены полити­ческими условиями, отражающими интересы зарубежных конкурен­тов, как правило, представленных крупными транснациональными корпорациями. В рамках этой группы отраслей могут потребоваться крупные прямые государственные инвестиции и субсидии, дополняе­мые созданием условий для формирования внутреннего и внешнего спроса (государственная поддержка при организации сбыта на внеш­них рынках, политическая поддержка, предоставление государствен­ных гарантий, а также связанных международных кредитов для закуп­ки отечественной высокотехнологичной продукции).

 

Отрасли, характеризующиеся значительным техническим отстава­нием, не способные в короткие сроки выйти на внешние рынки, но за которыми нужно сохранить значительную долю внутреннего рынка (автомобильная промышленность, транспортное, дорожное, сельско­хозяйственное машиностроение), нуждаются в мерах, направленных на стимулирование внутреннего и внешнего спроса (защитные им­портные тарифы и сертификация импортируемой продукции в преде­лах, допускаемых международными нормами, общепризнанные мето­ды нетарифного регулирования и т.п.

 

Строительный комплекс с начала 1990-х гг. также, как и машиностроение и ОПК, столкнулся с проблемами, вызванными сокращением платежеспособного спроса на промышленное строительство и ти­повое тиражирование устаревших серий в жилищном строительстве в результате перераспределения ресурсов в пользу формирования ин­ститутов рыночной экономики.

 

Изменение структуры строительно-монтажных работ в 1990-х гг. сказалось на промышленности строительных материалов. Здесь сни­зилась доля производства материалов, предназначенных для промыш­ленного строительства. Одновременно вырос удельный вес выпуска ряда продуктов, ориентированных на использование новых техноло­гий и проектных решений вжилищном'строительстве: плитки керами­ческие для полов, плитки керамические для внутренней облицовки стен, линолеум, изделия санитарные керамические.

 

В целом можно констатировать, что сегодня промышленность строительных материалов России обладает некоторым резервом сво­бодных мощностей, позволяющим определенное время удовлетворять возрастающие потребности строительства.

 

В связи с резким оживлением строительной деятельности с конца 1990-х гг. строительство вступило в стадию подъема: за период 1998—2003 гг. инвестиции в основной капитал увеличивались со сред­негодовым темпом в 6%; объем работ, выполненных по договорам строительного подряда, увеличился за этот период почти на 50%; более чем на 10% увеличились вводы в действие жилых домов.

Химический комплекс

 

 

Входящие в состав этого комплекса химическая и нефтехимиче­ская отрасли промышленности, получившие особенно высокий им­пульс развития в 70-е гг. XX в., относятся к числу крупных базовых от­раслей промышленности России. До распада Советского Союза на территории Российской Федерации в 1990 г. было сосредоточено 53% всего количества химических предприятий, около 60% — промышленно-производственных фондов, 61,5% — численности промышленно-производственного персонала, 70% — научно-исследовательской и проектной базы. Предприятия отрасли вырабатывали в этот период около 66% товарной продукции, т.е. Россия располагала крупной про­изводственной базой, выпускавшей достаточно широкий ассортимент химической продукции многофункционального назначения.

 

В 1990-е гг. XX в. химическая и нефтехимическая отрасли про­мышленности оказалась в числе отраслей, которые наиболее остро (по сравнению с другими базовыми отраслями промышленности) ощути­ли негативное влияние экономического кризиса. Темпы падения от­раслевых объемов производства в этот период были значительно выше, чем в среднем по промышленности. Так, если объем промышленного производства в целом в 1998 г. составил 46% к уровню 1990 г., то про­дукции химии и нефтехимии — 43%. За эти годы объем производства по отдельным видам химических продуктов снизился в 3-4 раза). Производственные мощности оказались загружены на 20—50%. Износ основных фондов составил 60%.

 

Финансовое положение предприятий химической и нефтехимиче­ской отраслей промышленности резко ухудшилось. В 1997 г. 44% крупных и средних предприятий работали с убытком. Балансовая прибыль уменьшилась по сравнению с 1996 г. на 14%, кредиторская и дебитор­ская задолженность за этот же период увеличились соответственно на 42 и 22%. Рентабельность в целом по химической и нефтехимической промышленности в 1997 г. составила 4,6%. Численность работающих в химической и нефтехимической промышленности с 1,2 млн. чел. в 1990 г. сократилась до 0,9 млн. чел. в 1997 г.

 

В экономике химического комплекса в результате целого ряда объ­ективных и субъективных причин образовались зоны особо глубокого кризиса — производство химических средств защиты растений, фото­химических материалов, химических волокон и нитей, продукции ма­лотоннажной химии.

 

Эти подотрасли практически выпали из системы воспроизводства, в значительной мере лишившись внутреннего рынка. Выживание дру­гих химических производств из-за сужения внутреннего рынка в ре­зультате низкой платежеспособности потребителя шло главным обра­зом по мере возможности выхода на внешние рынки.

 

Тем не менее, химическая и нефтехимическая отрасли промышлен­ности России продолжали оставаться потенциальными носителями научно-технического прогресса и крупными поставщиками сырья, по­лупродуктов, различных материалов (пластмассы, химические волок­на, шины, лаки и краски, красители, минеральные удобрения и т.д.) для всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, торговли, науки, культуры и образования, оборонного комплекса, способным оказывать существенное воздействие на масштабы,, на­правления и эффективность их развития

 

Правомерность этого утверждения подтверждается результатами функционирования отрасли после финансового кризиса 1998 г., когда на основе импортозамещения она развивалась опережающими темпа­ми по отношению ко всей промышленности, наращивая выпуск прак­тически всех видов продукции (см. табл. 13.1). Если прирост промыш­ленного производства в 1999—2003 гг. составил 44%, то в химии и неф­техимии — 56%. При этом практически весь прирост производства был направлен на удовлетворение внутренних потребностей российской экономики, поскольку объемы экспорта продукции отрасли в этот пе­риод оставались практически стабильными.

 

Увеличение производства было достигнуто в основном за счет рос­та загрузки существующих мощностей. Так, в 2002 г. мощности по про­изводству аммиака были загружены на 81%, шин — на 77, серной ки­слоты — на 75, синтетических смол и пластмасс — на 71, минеральных удобрений — на 70%. В то же время, в силу низкого спроса и недоста­точной конкурентоспособности, уровень загрузки мощностей по про­изводству химических средств защиты растений составил всего 20%, лакокрасочных материалов — 24, труб из термопластов — 36%.

 

На конец 2002 г. в химической и нефтехимической отраслях про­мышленности. России было сосредоточено 4,7% основных промыш­ленных фондов страны, или 295 млрд руб. По объему промышленной продукции химическая и нефтехимическая промышленность занима­ла пятое место в структуре промышленного производства в России по­сле машиностроения, металлургии, топливной и пищевой промыш­ленности (7,5% общего объема).

 

Общее число организаций химической и нефтехимической отрас­лей промышленности насчитывало 8015 единиц, в том числе около 100 научных и проектно-конструкторских организаций, опытных и экспериментальных заводов. Численность промышленно-производственного персонала в отрасли составила 866 тыс. чел. (7% от занятого в промышленности).

 

Продукция химической и нефтехимической промышленности за­нимает заметное место во внешней торговле России. В 2002 г. ее доля в экспорте составила 7%, а в импорте (включая медикаменты) — 16,7%. Экспортные поставки продукции химической и нефтехимической промышленности в 2002 г. осуществлены на сумму 7,4 млрд долл., а импортные закупки — на 7,7 млрд долл. Основными торговыми парт­нерами России в этой группе товаров являются страны за пределами СНГ. В 2002 г. на их долю приходилось 78% экспорта и 83% импорта.

 

Ведущую товарную группу российского экспорта химической и нефтехимической отраслей промышленности составляют товары с от­носительно невысокой долей добавленной стоимости: удобрения на сумму 1,7 млрд. долл. — 23% экспорта отрасли, продукция неорганической химии — на сумму 2,25 млрд. долл. (30%); доля экспортируемых пластмасс и синтетических смол составила в общей структуре экспорта химикатов в 2002 г. 9%, синтетического каучука — 5,3%, шин пневма­тических — 2%, медикаментов — 1,2%.

 

В структуре импорта, наоборот, превалируют химические товары с высокой долей добавленной стоимости: изделия из пластмасс — 1,6 млрд. долл., или 21 % импорта продукции отрасли, медикаменты — 1,4 млрд. долл. (18%), продукты малотоннажной химии, лакокрасочные материалы, товары бытовой химии, кино-фотоматериалы и др.

 

Здесь следует отметить, что вследствие неразвитости отечествен­ного производства ввоз продуктов малотоннажной химии и тонкой хи­мической технологии (пластификаторы, катализаторы и т.п.) всегда был существенной статьей импорта химикатов и наращивание собст­венного производства (особенно продукции органической химии) все­гда вызывало увеличение потребности во внешних поставках.

 

Объем инвестиций в основной капитал химической и нефтехими­ческой отраслей промышленности составил в 2002 г. порядка 25,8 млрд. руб. в фактических ценах и на протяжении 90-х гг. и в начале XXI в. на­ходился на уровне 1,6—1,8% общего объема инвестиций в России (для сравнения в 1980 г. эта доля была равна 2,6%, а в 1975 г. — 3,3%).

 

Объем иностранных инвестиций, накопленный в отрасли за 1995—2002 гг., оценивается всего в 1,35 млрд. долл. США. Вместе с тем крупные зарубежные фирмы уже с начала 90-х гг. осуществили ряд проектов путем создания новых мощностей на базе учреждения совме­стных предприятий или путем покупки отечественных производств с их последующей коренной реконструкцией. Примерами можно счи­тать совместные с фирмами «Проктор энд Гэмбл» и «Хенкель» пред­приятия по выпуску синтетических моющих средств, с фирмой «Мата­дор» — шин и ряд других. Объективно деятельность этих предприятий способствует сокращению импорта, сохранению рабочих мест и удов­летворению потребностей отечественного рынка в химической про­дукции. Однако большинство совместных предприятий остаются как бы островками технического прогресса и относительного благополу­чия. Они пользуются иностранными технологиями и привозным сырьем и материалами, имеют технологические связи в основном со своими материнскими компаниями и не оказывают заметного влия­ния на модернизацию и реконструкцию российской химической и нефтехимической промышленности.

 

Проблемы, сдерживающие инвестиции в химическую и нефтехи­мическую отрасли промышленности, общие, как и для других отрас­лей отечественной промышленности, а именно:

длительные сроки окупаемости крупных инвестиционных про­ектов
недостаточный уровень развития рынка акций предприятий;

 

отсутствие надежных правовых гарантий инвестирования.

 

Таким образом, к концу столетия химический комплекс России пришел с громадным отставанием не только от среднемирового уров­ня, но и от уровня, достигнутого им к 1990 г. Сопоставительные расче­ты удручают: на сегодняшний день потребление пластмасс и синтети­ческих смол в США составляет 148 кг надушу населения, в России — 11 кг; синтетических волокон — 17,7 и 0,9 кг; синтетических каучуков — 10 и 4,7 кг; синтетических моющих средств — 13,2 и 2,3 кг; лако­красочных материалов — 19,2 и 3,2 кг. Наименьшее отставание среди отраслей химической промышленности имеют экспортоориентированные производства и виды продукции, связанные с отраслями на­родного хозяйства и промышленности, менее всего затронутыми кри­зисом (промышленность минеральных удобрений, пластических масс и синтетических смол, шинная).

 

Очень сложным является финансовое состояние большинства хи­мических компаний и предприятий, многие из которых не в состоянии проводить необходимые НИОКР.

Лесопромышленный комплекс

 

  Лесопромышленный комплекс (ЛПК) России включает в себя в основном предприятия и виды деятельности лесной, деревообрабаты­вающей и целлюлозно-бумажной отраслей промышленности. Основой функционирования комплекса является использование уни­кальных отечественных запасов древесины, по объему которых (82 млрд м3), наша страна занимает первое место в мире (запасы в США, занимающих второе место, оцениваются в 23 млрд м3). При этом в России сосредоточено около половины мировых запасов древесины хвойных пород, которые определяют качественный состав основного сырья данного вида деятельности.   Вместе с тем, несмотря на относительно высокий уровень потен­циальных конкурентных преимуществ, этот комплекс занимает сегодня достаточно скромное место в структуре промышленного произ­водства национальной экономики. В начале XXI в. его доля в общем выпуске промышленной продукции страны составляла порядка 4,5% против 9,4% в США, 8—8,5% — во Франции, Германии и Италии, 7% — в Японии, не говоря уже о таких странах, как Канада, Финляндия и др., которые исторически являются нашими основными конкурента­ми на мировых рынках лесопродукции. В комплексе сосредоточено более 2% основных фондов промышленности России и занято около миллиона человек   Характерной чертой отечественного лесопромышленного ком­плекса является очень низкая по сравнению с развитыми странами эф­фективность использования ресурсов древесины на всех стадиях, на­чиная с лесозаготовок и кончая процессами переработки. Так, объем вывозки леса с 1 га составляет в России всего около 0,2 куб.м, тогда как в Австрии, Германии, Финляндии этот показатель приближается к 5 куб. м. По выработке древесной массы и целлюлозы на 1000 куб. м перерабаты­ваемой древесины Россия отстает от США в 2-4 раза. Если в ведущих зарубежных странах удельный вес химико-механической переработки леса составляет 65—70%, то в России — около трети.   Одной из причин подобного положения вещей является относи­тельно низкий технический уровень и устарелость производственного аппарата отрасли. Несмотря на то что уровень износа основных фон­дов в ЛПК в 2002 г. составил около 45% против 53% в целом по про­мышленности и 55% в 1998 г., реального обновления не произошло (эти статистические показатели всецело объясняются ускоренным вы­бытием основного капитала — коэффициент выбытия в этой сфере на протяжении последних лет был вдвое выше среднепромышленного, а коэффициент обновления не превышал 1,5 против 7—9 в 1980-е гг.). Инвестиции в основной капитал лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности составили в 2002 г. 17,6 млрд. руб., в то же время, по оценкам специалистов, создание толь­ко одного современного целлюлозно-бумажного комбината требует более 30 млрд. руб. Ежегодный объем иностранных инвестиций в лесо­промышленный комплекс России составляет 200—300 млн. долл. США, а их накопленный объем за 1995—2003 гг. приближается к 2 млрд. долл. Вследствие длительного периода низкой инвестиционной и инновационной активности сегодня 80% варочных установок непре­рывного действия в целлюлозно-бумажной промышленности работа­ют свыше 25 лет; только 6% бумагоделательных и 9% картоноделательных машин работают менее 20 лет.   Около 60% продукции лесопромышленного комплекса произво­дится на предприятиях частной формы собственности и 30% — совме­стной российской и иностранной.   Говоря о современном организационно-хозяйственном устройстве комплекса, следует отметить такие структуры, как: РАО «Бумпром», Северо-Западная лесная компания, Национальная лесоиндустриальная компания, группа компаний «Титан», корпорация «Илим-Палп» и др.   Перспективы повышения эффективности функционирования, модернизации и расширения производственного аппарата предпри­ятий комплекса самым непосредственным образом связаны с ростом масштабов инвестирования   Одной из существенных предпосылок развертывания этого про­цесса является повышение уровня концентрации производства. Нако­нец 2002 г. в ЛПК действовало свыше 23 тыс. организаций, в то время как в 1990 г. — всего 4 тыс. В то же время производительность труда, фондоотдача, рентабельность в леспромхозах с годовым объемом вы­возки в 300—350 тыс. м3 на 25—30% выше, чем у предприятий с объе­мом до 250 тыс. м3.
Металлургический комплекс

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь