Производство ВВП на душу населения в отдельных странах 8 глава
Доходы от основной деятельности организаций связи в 2000 г. превысили 60 млрд руб., что составило более 2% от доходной части консолидированного бюджета России. В 2003 г. общий объем услуг связи достиг 423 млрд долл.
Связь остается наиболее привлекательной для капиталовложений из-за рубежа. Иностранные инвестиции в развитие российских телекоммуникационных систем составили: в 1993 г. — 300 млн долл., в 1994 г. — 500 млн долл., в 1995 г. — 512 млн долл., в 19% — 750 млн долл., в 1997 г. — 820 млндолл. В 2003 г. общий объем инвестиций (российских и иностранных) в отрасли связи составил 2,9 млрд долл
Наибольшую активность на российском рынке телекоммуникаций проявляют японские, германские, итальянские, финские, шведские и южнокорейские транснациональные компании.
|
||
Информатизация и компьютеризация |
компьютеризация и информатизация экономического пространства. Эта тенденция подтверждает ставшее уже крылатым выражение «кто владеет информацией — тот владеет миром». Спрос на информационные технологии, современные компьютеры и офисное оборудование в последние годы оказывает существенное влияние на динамику и структуру мировой торговли. Следует подчеркнуть, что ускоренный прогресс какой-либо одной отрасли почти никогда не носит изолированного характера, а влечет за собой прогресс нескольких отраслей, возникает определенная технологическая цепочка. Бурное развитие электронной и электротехнической промышленности, а также средств связи способствовало ускоренному развитию такого прогрессивного явления, как компьютеризация и информатизация общества. В настоящее время в промышленно развитых странах наступает новая эпоха — сетевой компьютеризации. Если в 1970-е гг. на рынке господствовали большие ЭВМ, в 80-е гг. — персональные компьютеры, то в 1990-е гг. пришло время глобальных сетей, соединяющих большие ЭВМ и персональные компьютеры в локальные и глобальные сети. В 1995 г. лидеры ведущих промышленно развитых стран мира на своей рабочей встрече в Брюсселе приняли решение о разработке единой глобальной информационной системы. Ведущие позиции во внедрении и использовании электронно-вычислительной техники и информационных технологий занимают промышленно развитые страны, на долю которых в начале третьего тысячелетия приходилось более 80% всего мирового компьютерного парка. Россия по удельному весу в мировом компьютерном парке в середине 1990-х гг. прошлого столетия занимала 16-е место в мире, а по количеству компьютеров надушу населения — 34-е место, значительно уступая промышленно развитым и новым индустриальным странам. По таким показателям, как суммарная мощность установленных компьютеров и компьютерная мощность надушу населения, Россия в середине 1990-х гг. занимала соответственно 18-е и 30-е место в мире На начало 2001 г. в России эксплуатировалось более 4 млн компьютеров, отвечающих требованиям Интернета, к 2003 г. этот показатель возрос до 13 млн. На каждые 1000 жителей в России приходилось 77 компьютеров, т.е. в 10 раз меньше, чем в США. Объем компьютерного рынка оценивался примерно в 1 млрд долл. Настоящей революцией в сфере информационных технологий стало появление и бурное развитие системы Интернет, которая превратилась в важнейший фактор глобализации мировой экономики. С появлением Интернета можно говорить о новом типе экономического роста, основанного на использовании информационного ресурса и человеческого капитала. К началу третьего тысячелетия Интернет стал одной из ведущих отраслей мировой экономики с годовым оборотом свыше 500 млрд. долл. и числом занятых более 3 млн. человек. Применение более мощных и быстродействующих компьютеров позволило увеличить число пользователей системой Интернет к 2004 г. примерно до 1,2 млрд. Число американцев — пользователей глобальной информационной системой Интернет возросло с 5,8 млн в начале 1990-х гг. до 120 млн к 2004 г. В Западной Европе число пользователей этой системы в 2004 г. составляло 87 млн, в Восточное Европе — 10 млн, в Латинской Америке — 11 млн человек. В начале третьего тысячелетия в тринадцати странах планеты — Швеции, Ирландии, Дании, Норвегии, Финляндии, Швейцарии, Голландии, Гонконге, Канаде, Корее, США, Австралии и Японии практически каждый второй житель имел доступ в Интернет. В 1995 г. в России насчитывалось лишь 300 тыс. пользователей системы Интернет, к 2000 г. их число увеличилось до 2,5 млн человек, а к 2004 г. — возрасло до 14 млн человек. Условный уровень интернетизации населения составлял менее 10%, в то время как аналогичный показатель для европейских стран был на уровне 30—50%. По прогнозу Министерства информационных технологий и связи России, число пользователей услугами Интернета в России к 2010 г. может увеличится до 30—40 млн, при этом уровень интернетизации страны достигнет 20—30%. В начале третьего тысячелетия во многих странах мира началось массовое внедрение систем электронной коммерции, которая упрощает систему платежей, существенно сокращает наличный оборот и радикально изменяет рынки, прежде всего, розничной продажи. В отличие от США и стран Европейского союза, где бурно развивается электронная коммерция, в России этот процесс только начинает набирать силу. Российский электронный бизнес в начале третьего тысячелетия ограничивался электронными витринами и виртуальными корзинами сетевых магазинов В начале 2000 г. в российской системе Интернет имелось, по различным оценкам от 300 до 600 электронных магазинов. Годовой оборот виртуальных магазинов в среднем оценивался в 30—40 млн долл. При этом объем реальной торговли, включающей оплату товара по кредитным и дебетовым карточкам, оценивался в 1—1,5 млн долл. В 2004 г. реальный объем электронной коммерции вырос почти в 10 раз и оценивался в 15—20 млн долл. Развитие электронной коммерции в России сдерживается неразвитостью инфраструктуры и отсутствием законодательной основы для использования электронной подписи, позволяющей идентифицировать пользователя и сделать более безопасным транзакции. Одним из перспективных направлений развития системы Интернет является сотовый Интернет и предоставление услуг мобильного бэнкинга. Развитие этого направления связано с появлением более совершенных моделей телефонов и новых технологий передачи данных в сотовых сетях. В 1990-е гг. прошлого столетия весьма динамично стало развиваться офшорное (контрактное) программирование, т.е. производство компыотерных программ по заказам зарубежных фирм. Офшорное программирование быстро превратилось в весьма востребованный вид бизнеса из-за нехватки в развитых странах собственных специалистов в области создания программных продуктов. В частности, в начале третьего тысячелетия США испытывали дефицит в такого рода специалистах на уровне 850 тыс. человек. В 2002 г. в Европе недостаток сетевых специалистов составлял порядка 600 тыс. человек. Нанять офшорного программиста оказывается намного дешевле, чем ввозить «мозги» из других стран. При этом значительно меньшие затраты на его устройство, он лучше мотивирован, поскольку получает более высокую зарплату, чем может предложить национальный рынок. Выгодно это и стране, поскольку компании и их работники платят налоги и тратят свои доходы на местном рынке. Первые заказы в России со стороны зарубежных стран на разработку программных продуктов появились в 1992—1993 гг. До августовского кризиса 1998 г. годовой оборот по офшорному программированию достигал 100 млн долл. В 2000 г. доходы России от услуг по разработке программных продуктов оценивались примерно в 60—70 млн долл., в 2004 г. свыше 110 млн долл. В бизнесе по офшорному программированию в России было занято примерно 3—4 тыс. человек. Только в Москве было зарегистрировано около 800 фирм, разрабатывающих программные продукты и информационные технологии, из них примерно 200 фирм выпускали конкурентоспособную продукцию мирового уровня Удовлетворение огромного мирового спроса на услуги в области офшорного программирования может стать важным дополнительным источником доходов России. Экспорт интеллекта способен приносить стране не меньше доходов, чем вывоз невосполнимых природных ресурсов. Россия обладает уникальным сочетанием благоприятных факторов для широкого развития услуг в области заказных разработок и информационных систем. В настоящее время в стране насчитывается почти 300 тыс. программистов и высококвалифицированных математиков. По мнению специалистов, совместными усилиями государства, ассоциаций программистов и прессы уже в ближайшие годы. Россия могла бы увеличить доходы от этой сферы услуг примерно в десять раз и ежегодно получать дополнительно более 1 млрд долл. в год. |
5.7. Место и роль сферы услуг в национальной экономике |
|
|
|
Сфера услуг — это совокупность отраслей национальной экономики, труд работников которых непосредственно направлен на создание особого вида продукта, потребляемого непосредственно в процессе его производства.
В отличие от товаров услуги невозможно хранить и накапливать. Соотношение нематериальных и материальных свойств может находиться в разном диапазоне для различных услуг. Существуют услуги чисто нематериального характера, как правило, обладающие высокой социальной направленностью, например, услуги образования. Наряду с этим имеются отрасли услуг, характеризующиеся высокой степенью материальности, например, услуги ЖКХ, транспортные услуги. В народнохозяйственной практике применяются различные критерии выделения сферы услуг и классификации ее отраслей.
С 1994 г. Россия перешла на международную хозяйственную классификацию видов экономической деятельности, в соответствии с которой к материальному производству отнесены промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство и производственные виды бытового обслуживания.
Остальные отрасли национальной экономики, в том числе транспорт, связь, информационно-вычислительное обслуживание, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, ЖКХ отнесены к сфере услуг. Сфера услуг включает также отрасли, которые были порождены развитием рыночных отношений, — операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функции рынка и т.д.
Для характеристики крупных структурных сдвигов в народном хозяйстве в мировой статистике широко используется трехсекторальное деление экономики на:
Как показывает практика двух последних столетий, для аграрного периода развития цивилизации доминирующим был первичный сектор, для индустриального периода — вторичный, а для периода становления постиндустриального общества — третичный сектор.
В современных развитых экономиках в секторе услуг создается до двух третей и более совокупного ВВП и сосредоточивается подавляющая доля занятых.
Поскольку различные отрасли сферы услуг неодинаково отражают динамику становления постиндустриального общества, в аналитических целях сферу услуг подразделяют на три подсектора:
В процессе реформирования российской экономики доля сектора услуг выросла. В настоящее время на него приходится 57% ВВП и 56% общей численности занятых. Это создает видимость приближения структуры российской экономики к соответствующей структуре постиндустриальных стран. Однако, во-первых, рост доли услуг в российской экономике связан с резким сокращением производства в промышленности и сельском хозяйстве; во-вторых, — за счет роста услуг, связанных с товарно-денежным обращением, финансированием и посредническими операциями, в том числе со спекулятивными сделками. В то же время в тяжелом кризисном состоянии оказались отрасли сферы услуг, определяющие переход к постиндустриальному обществу и оказывающие решающее влияние на конкурентоспособность страны на мировом рынке — наука и научное обслуживание, образование и здравоохранение. В период реформ 1990-хгг.ХХ в. Россия потеряла свои передовые позиции по показателям интеллектуального потенциала среди развитых стран и оказалась на уровне развивающихся стран.
Наряду с чисто рыночным сектором в современной смешанной экономике выделяют так называемый общественный сектор, где производятся общественные блага, финансируемый преимущественно за счет государственного бюджета. Это гарантирует доступность общественных благ всем слоям общества независимо от их платежеспособности и имущественного положения. Общественный сектор включает услуги органов государственного управления, обороны и внутренней безопасности, услуги учреждений фундаментальной науки, санитарно-экологические и противоэпидемиологические услуги. Многие блага и услуги занимают промежуточное положение между чистыми общественными благами, нерыночными услугами, с одной стороны, и частными благами, чисто рыночными услугами — с другой. Речь идет о так называемых смешанных благах. К ним относятся услуги сетевых производств — транспортных, газовых, электрических, тепловых, трубопроводных и т.д., где по технико-экономическим соображениям невозможно реализовать принципы исключаемое™ и конкурентности, а также социально значимые услуги, обладающие крупномасштабным внешним эффектом — образование, здравоохранение и неразвлекательные виды культуры, в частности, библиотечное, музейное обслуживание, услуги парков культуры и отдыха, национальных заповедников.
Учитывая высокую социальную значимость социально-культурных услуг, государство оказывает приоритетную поддержку указанным услугам, осуществляя патернализм по отношению к социально-культурной сфере. | ||||||||||||
6.1. Факторы и динамика национальной экономики |
Экономический рост представляет такое развитие национального хозяйства, при котором увеличиваются реальный национальный доход и реальный ВВП как источники удовлетворения потребностей общества. В экономическом росте отражается количественный аспект хозяйственного развития, количественное приращение созданной продукции. Качественную сторону такого развития в виде обновления ассортимента выпускаемой продукции и повышении ее качества, поддержание экологической среды и т.д. — экономический рост ВВП может и не отразить. А именно эти процессы сегодня приобретают все большее значение.
В каждой национальной экономике экономический рост обеспечивает возможности подъема благосостояния ее граждан. Поэтому любое правительство стремится создать наилучшие для него условия. Политика роста может принести желаемый эффект, если она учитывает его потенции и возможные направления, т.е. исходит из его многомерного характера:
Важно определить и то, насколько тот или иной экономический рост создает предпосылки для последующего развития. Знание этих моментов позволит определиться в выборе направлений его стимулирования. Были случаи, когда правительства стимулировали то, что давно уже морально устарело. И тогда экономический рост становился краткосрочным. За ним следовал застой, и даже спад. Не всякий рост следует поощрять. Стимулировать следует лишь те тенденции, которые продвигают страну в удовлетворении ее потребностей и последующего развития. Это значит, что любой экономический рост должен быть оценен с позиций его вклада в реализацию целей общества, в усиление конкурентных преимуществ страны.
Оценка экономического роста должна производиться на основе классификации его направлений, т.е. типов и видов.
Классификация определяется ее критериями.
Если в качестве критерия роста принять соотношение его количественных и качественных характеристик, то выделяют экстенсивный и интенсивный экономический рост.
Экстенсивный тип экономического роста наблюдается при тиражировании производства, увеличении его масштабов, которое происходит при сохранении достигнутого технического и технологического уровня. Экстенсивный тип предполагает увеличение выпуска продукции при использовании дополнительных ресурсов: средств производства, рабочей силы. При таком пути развития требуется дополнительная занятость населения, но не обязательно повышение его квалификации. Экстенсивный путь является более простым путем развития, так как он основывается на расширении уже апробированного производства
Интенсивный тип экономического роста связан с ростом эффективности производства. Он предполагает
Интенсивный путь повышает требования к человеческому фактору производства. От него требуется адаптивность к меняющемуся производству, рост квалификации, приобретение новых навыков.
Интенсивный путь представляет собой прыжок в неизвестное. Он сопряжен с большими рисками.
Для каждого из этих типов характерен свой уровень темпов роста.
При интенсивном типе темпы обычно ниже по сравнению с возможностями экстенсивного развития. Интенсивный тип развития сопряжен с постоянными структурными перестройками, ломкой старых хозяйственных пропорций и формированием новых. Структурные перестройки требует перегруппировки в ресурсах, выработки новых стратегий развития и процесса их продвижения. Смена хозяйственной организации, а также ее модернизация требуют усилий, капиталов и времени, что сокращает потенциал наращивания объемов производства.
Обычно оба вида экономического роста в любой экономике существуют одновременно. Отрасли, которые работают в условиях растущего спроса на свою продукцию, могут расширять масштабы производства. Такая стратегия возможна и при успешном освоении новых зарубежных рынков. Другие же отрасли, столкнувшись с товарным перенасыщением, вынуждены менять стратегии, повышая качество товара, обновляя ассортимент, снижая продажные цены. В этом случае приходится переключаться на освоение интенсивного развития
Принадлежность экономики к тому или иному типу развития определяют по тому, какой тип в нейпреобладает.
Допустим, если доля ВВП, полученная в результате использования экстенсивного типа развития, составляет более половины, говорят, что о ней как преимущественно использующей экстенсивный путь.
Внутри каждого типа экономического роста могут существовать разные направления.
Допустим, экстенсивное развитие может осуществляться
Интенсивное развитие может происходить
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |