Стамбул — интеллектуальный и экономический центр 7 глава




По сути, отсутствует единый начальник, ответствен­ный за всю столичную полицию, так как она распреде­ляется между несколькими большими секторами, командование над которыми доверено высшим армей­ским офицерам. К примеру, ага янычар начальствует над полицией всего Стамбула, за исключением терри­торий дворца, Святой Софии и Ипподрома, которые находятся в ведении полиции под руководством дже- беджибаши, шефа оружейников. Топчубаши, команду­ющий артиллерией, имеет свою резиденцию в Топхане и, соответственно, блюдет порядок в кварталах Топха­не и в Пере. Капудан-паша, великий адмирал, отвечает за кварталы Касим-паши, Галаты и других пригородов, расположенных на северной стороне Золотого Рога. И, наконец, бостанджибаши, номинально глава садов­ников Сераля, а фактически шеф телохранителей сул­тана, осуществляет наблюдение над всеми резиденция­ми государя, в частности над теми дворцами, что находятся за пределами собственно столицы — на бе­регах Босфора.

Упомянутые должностные лица занимают высшие ступени служебной иерархии, основная задача кото­рой — обеспечение в столице безопасности и порядка. За ними следуют служащие меньшего ранга, которые входят уже в непосредственный контакт с населением: мухзир-ага, асесбаши и субаши.

Мухзир-ага — офицер, командующий ротой яны­чар, но выполняющий, в отличие от прочих команди­ров, функции совершенно особого рода. Прежде всего он выступает в роли представителя янычар перед вели­ким визирем и обеспечивает одновременно безопас­ность последнего. Далее, он вместе с визирем решает все спорные вопросы, касающиеся янычар. Наконец, он и его люди обязаны задерживать и наказывать яны­чар в случае правонарушений и преступлений. Наказа­ние производится, как правило, немедленно и прямо на месте по приказу мухзир-аги его подчиненными, вооруженными фалаками68 и палками. Короче, мухзир- ага — начальник своего рода военной полиции, поле­вой жандармерии, которая поддерживает порядок ис­ключительно среди янычар в столице.

Что касается асесбаши и субаши, то они имеют де­ло лишь с гражданским населением. Первый, по сло­вам историка XIX века69, несет ответственность за поддержание порядка в столице ночью, а второй — днем..

Асесбаши выполняет множество задач. Первая из них — обеспечение порядка в темное время суток. Ули­цы погружаются в темноту, и «для предотвращения ночных беспорядков всем, без исключения, запреща­ется ходить по городу после захода солнца; впрочем, правило это отменяется в месяц рамадан»70. В при­веденной выше цитате все-таки имеется некоторое преувеличение. По ночным улицам ходить все же раз­решалось, но с одним непременным условием: идущий должен был нести с собою зажженный фонарь, что, однако, делалось не всегда. В обязанность агентов асесбаши входило задержание нарушителей этого пра­вила. Их не препровождали в тюрьму до рассвета и да­же не избивали палками, а всего лишь передавали в распоряжение владельцев хаммамов (турецких бань), на которых задержанные и работали до полудня. Их трудовая деятельность состояла в том, чтобы подно­сить дрова к печи, нагревающей баню. Работа была грязной (в буквальном, конечно, смысле слова), так что правонарушителей, которых отпускали на волю при свете дня, прохожие распознавали безошибочно по пыльной и запачканной одежде. Недавних заключен­ных так и называли: ккшьханбеи — «люди от печи», и эта кличка имела такие дополнительные значения, как «хулиганы», «воришки», «плуты» и т. д. Были, впрочем, и другие наказания, на которые люди асесбаши не ску­пились, если поверить на слово Эвлийи Челеби: «Сол­даты ночной стражи буквально гоняются за запоздав­шими обывателями, задерживают их, избивают, под­вергают всяческим издевательствам, заковывают в кандалы... Свирепые и мерзкие люди»71. Но можно ли ему верить, если он, как известно, на дух не выносил любого полицейского?

Во всяком квартале имеются свои ночные сторожа или бекджи, которые поставлены под начало асесба- ши. В одном из указов конца XVII века встречается отрицательная оценка этих нередко старых и, следова­тельно, не способных к полицейской службе людей; указы предписывают корпорациям выделить на каж­дый квартал по два человека, которые зажигали бы фо­нари, установленные в определенных местах, и ходили бы дозором до утра; указывалось также, что любой ноч­ной гуляка, с фонарем или без него, должен понести наказание72.

Субаши, также офицер янычар, имеет более широ­кий круг обязанностей по сравнению с мухзир-агой и асесбаши. Он обеспечивает порядок в городе в светлое время суток, вместе с мухтесибом следит за тем, чтобы регламенты, касающиеся деятельности ремесленни­ков и торговцев, соблюдались и теми и другими долж­ным образом. Помимо этого, он задерживает пьяных, злоумышленников, бродяг и вообще лиц, не внушаю­щих доверия и, если надо, подвергает их наказаниям. «С участниками пьяных ссор, драк и другими наруши­телями общественного порядка поступают сурово. На­именее виновных избивают палками по заду, но не только по нему... Обычно их укладывают на землю и дают две-три сотни ударов тростью по животу и по по­дошвам ног. Тех, кто при торговле обвешивает и обме­ривает покупателей или продает свой товар по чрез­мерно высоким ценам, прибивают гвоздями сквозь уши к двери или к стене и оставляют в таком беспо­мощном состоянии на целый день, чтобы обманутые ими могли высказать им свое негодование и презре­ние...»73 Или же виновным в обвешивании надевают на шею колодку и так проводят в ней по городу74. Все это — помимо наложенных на них штрафов, частично иду­щих в пользу субаши. Его агенты имеют самую ужас­ную репутацию: «Это люди, не знающие жалости...»75, а сам субаши — «очень злой человек, который стремит­ся обогатиться за счет любого»76.

По сведениям иностранных наблюдателей, убийст­ва происходят редко: «Если такое случается, то — по причине вспышки гнева или во время грабежа на боль­шой дороге»77. Число убийств невелико в силу того, что, если убийца не найден, жители того квартала, где пре­ступление совершено, должны заплатить большую пе­ню — «плату за кровь»: 40 тысяч акче, согласно Дю Луа­ру, или 500 пиастров, согласно Тевено. Сумма в самом деле крупная, и убийцу чаще всего задерживают быст­ро. Помимо людей, которые действуют непосредствен­но под командой упомянутых полицейских офицеров, имеются еще и иные агенты, выполняющие особые за­дания. Так, бёджекбаьии78 специализируется на розыс­ке и задержании воров; его подчиненные, «полицей­ские в штатском» (среди которых есть и женщины!), пользуются высокой репутацией. Они по большей час­ти рекрутируются в криминальном мире, и нужно думать, что бёджекбаши широко пользуется услугами осведомителей.

Салмабаш чукадар под своим началом имеет пере­одетых агентов, которые ведут наблюдение над пуб­личными местами: рынками, базарами, кафе, тавер­нами, банями и т. п. Они следят за тем, чтобы янычары не учиняли драк и скандалов, чтобы проститутки не за­нимались своим ремеслом в людных местах и на клад­бищах. Ежедневно салмабаш чукадар представляет до­клад высшим начальникам, в котором, помимо прочего, находит отражение и «состояние умов», наст­роения публики.

Благодаря разветвленному полицейскому аппарату, системе наблюдения и слежки Стамбул может считать­ся вполне благополучным городом — с точки зрения безопасности его жителей перед лицом криминальной угрозы. Принимая во внимание политическое, эконо­мическое и социальное его значение, легко понять первостепенную заинтересованность властей в том, чтобы население столицы жило и трудилось в атмо­сфере полного спокойствия и чтобы оно само спокой­ствие это не нарушало и не выходило за рамки закон­ности. Что, впрочем, не стало препятствием для неод­нократных восстаний и уличных беспорядков в течение XVII века. Их зачинщиками, правда, выступали, по большей части, янычары: в период с 1632 по 1686 год они поднимали мятежи семь раз, между тем как корпорации выходили на улицы только два раза — в августе 1651 года и зимой с 1668 на 1669 год. Граждан­ское население города, видимо, отдавало себе отчет в той степени риска, который она навлекает на себя при прямой конфронтации с властью. Силы полиции, ста­ло быть, можно назвать одним из самых существенных элементов стабильности в государстве.

Городское управление,

благоустройство, проблема чистоты

Такой большой город, как Стамбул, ставит вопросы городского управления и городского благоустройства столь настоятельно, что правительство не в состоянии ни игнорировать их, ни откладывать решение на не­определенное будущее. Это было очевидно для всех его правителей, но особенно для Сулеймана Великолепно­го, который хотел превратить город в достойную столицу завоеванной им великой Империи. С другой стороны, было необходимо размещать, кормить по­стоянно возрастающее городское население, обеспе­чивать его питьевой водой и водой для прочих нужд, обеспечивать чистоту улиц и т. д. Все это задачи не для военных и не для религиозных судий, а для граждан­ских чиновников, интендантов, или, точнее, для ами­нов — секретарей, кятибов — писцов, которые, вообще говоря, входят в штат имперской администрации, но чья деятельность практически ограничивается Стам­булом.

Первый из упомянутых чиновников — гиехир эмини (шехрэмини), то есть городской префект, в котором не­которые историки ошибочно усматривают преемника византийского эпарха. Должность эту учредил Мехмет Завоеватель, и с его времени, то есть с самого начала, шехир эмини заведует строительством и восстановле­нием зданий в столице; позднее к его обязанностям до­бавилось снабжение города водой. При решении этих задач шехир эмини опирается на троих своих помощ­ников — мимарбаши, то есть главного архитектора, суназири, инспектора по вопросам водоснабжения, и, наконец, на тахир субаши, или чёплук субашиси, ответ­ственного за городскую собственность.

Никакое строительство не может быть в Стамбуле предпринято без разрешения мимарбаши. Разрешение это не освобождает, однако, от необходимости ис-пра- шивать разрешение и у шехир эмини, который отвеча­ет в последней инстанции за все. Когда дело идет о со­оружении публичных или религиозных зданий, шехир эмини предоставляет деньги, рабочую силу и материа­лы. После разрушений, причиненных пожарами, эти разрешения на реконструкцию, как легко предполо­жить, выдаются с большей щедростью. «Дозволение строить», выдаваемое шехир эмини, может быть полу­чено только по уплате «налога на строительство», ко­торый принимается бина эмини, интендантом по строительству, занимающимся финансовой стороной строительства. Агенты мимарбаши проверяют во всем городе состояние зданий, жилых домов или других по­строек, старых или новых. Если они замечают, что ка­кой-либо дом грозит обрушиться, или констатируют строительство какого-то здания с нарушением утверж­денных правил, то они вправе отдать распоряжение о сносе дома или о наказании штрафом или иным спо­собом строителей или владельца. Впрочем, всегда име­ются возможности закончить дело миром, среди кото­рых бакшиш играет далеко не последнюю роль.

Мимарбаши вместе с суназири несет ответствен­ность за накопительные водоемы и акведуки, суйолу, обеспечивающие водоснабжение Стамбула. Римляне и византийцы решали эту проблему строительством цистерн и акведуков. Ко времени турецкого завоева­ния Константинополя некоторые из цистерн были в плохом состоянии, и Мехмет II велел их восстано­вить, как и древние акведуки. Но с особым рвением за эту задачу взялся Сулейман Великолепный, который в связи с наплывом населения в его столицу столкнулся с трудностью обеспечения города все большим коли­чеством воды. Султан трудность эту преодолел, со­орудив новые акведуки, приведшие воду в Стамбул из естественных водохранилищ, разбросанных по окре­стным холмам в треугольнике между Черным морем, Золотым Рогом и Мраморным морем. Знаменитый архитектор Синан внес свой весомый вклад в это широкомасштабное предприятие. Помимо этого, ис­точниками хорошей питьевой воды в городе служат фонтаны, строительство которых считается бого­угодным делом79, а потому осуществляется как султа­нами, так и частными лицами. Различаются фонтаны монументальные, себиль, и скромные, имеющиеся в каждом квартале, — чеише80. Город, как представляет­ся, не испытывал недостатка в воде, даже когда случа­лись засухи. Водоснабжение — система, действующая безотказно.


Чистота улиц и своевременная уборка отбросов и мусора входят в круг обязанностей чеплук субагии. К сожалению, сохранилось очень мало сведений об этом персонаже, упоминаемом Эвлийей Челеби. Из­вестно только то, что под его началом работают арайиджиян (буквально: поисковики), то есть мусор­щики и тряпичники. Эвлийя Челеби говорит, что «эта корпорация зависит от субаши чеплука; она объеди­няет людей, занятых тем, чтобы заполнить свои кор­зины отбросами, навозом, мусором, — всем тем, что они собирают по домам и на улицах; затем эти люди сваливают все собранное ими в наклонные желобы на морском берегу, выбирают оттуда то, что может им оказаться полезным, остальное же сбрасывают в во­ду...»81. Впрочем, приказы, отдаваемые кадием Стамбу­ла, содержат предупреждения ответственным за чис­тоту в городе относительно того, что некоторые улицы, кварталы и рынки особенно грязны и завале­ны нечистотами. Предписывается, чтобы всякого ро­да мусор и пищевые отходы сбрасывались в море. До­бавляется также, что ответственные за порядок в кварталах, управляющие благотворительными фон­дами, имамы мечетей, представители корпораций обязаны следить за чистотой помещений и террито­рий, находящихся под их контролем, — иначе они бу­дут подвергнуты наказаниям82.

Контроль над снабжением и рынками

Одной из самых важных административных служб столицы, безусловно, должна быть признана та, что обеспечивает снабжение жителей продуктами пита­ния всех видов, равно как и сырьем, необходимым для экономической жизни города. Великий визирь, стоит напомнить, несет главную ответственность за состоя­ние столицы и за все, что в ней происходит. Однако, бу­дучи поглощенным иными политическими делами, он, как правило, делегирует большую часть своих муници­пальных полномочий своему заместителю, каймакаму, который, в свою очередь, опирается на кадия Стамбула и на арпа эмини, интенданта по подвозу и заготовкам овса. Обязанности последнего некогда сводились к снабжению овсом султанских конюшен, но потом его роль и значение начали быстро возрастать — по мере того как он стал контролировать деятельность много­численных агентов по закупке в разных провинциях Империи зерна, идущего на обеспечение сначала Се­раля, затем правительственных учреждений и, нако­нец, всей столицы. Суммируя все его функции, его можно назвать «министром снабжения».

Проблемам снабжения столицы государственная власть и ее органы уделяют первостепенное внимание, что находит четкое отражение в провозглашении пра­вил ихтисаб, называемых иногда также регламентом полиции рынков. Регламент этот ставит перед собой задачу охраны населения от любого способа экономи­ческого вымогательства путем скупки продуктов с це­лью дальнейшего роста цен83. Для того чтобы регла­мент этот выполнялся пунктуально, великий визирь предоставляет широкие полномочия кадиям Стамбула, Галаты и Усюодара, которые постоянно находят им практическое применение. Кадий, в известном отно­шении, — представитель правительства при корпора­циях: он их контролирует, распределяет между ними доставляемые в Стамбул товары, устанавливает на них цены, борется с мошенничеством и контрабандой. В качестве правительственного делегата он ставит кор­порации в известность о решениях правительства, изу­чает с ними цены на производимые ими товары и на продукты питания. Во всей своей многосторонней де­ятельности он находит надежного помощника в лице чрезвычайно важного персонажа, который выполняет функции настоящего муниципального чиновника — мухтесиба.

Должность мухтесиба вовсе не изобретение осма­нов — она существовала задолго до них в арабских и других мусульманских странах. Основная ее задача сводилась к цензуре над нравами: мухтесиб прежде всего должен был следить за точным выполнением ре­лигиозных предписаний, бороться против нарушений религиозного закона. А также — нарушений обычного права, включая торговое84.

Со временем роль мухтесиба сужается до борьбы с мошенничеством торговцев и ремесленников, что тре­бует надзора за деятельностью корпораций: именно в таком амплуа он и появляется у османов85. Это на его плечи ложится обязанность следить за тем, чтобы тор­говцы и ремесленники, каждый в отдельности и корпо­рация в ее совокупности, неукоснительно выполняли все законы и правительственные регламентарные ак­ты, и это он распределяет между различными группа­ми одной и той же профессии импортные товары. Он же проверяет соответствие тех цен, что выставляют его поднадзорные, ценам, которые установлены Диваном и кадием. Он же инспектирует рынки и другие места торговли, выверяя весы и меры, и собирает подати их- тисабийе или ихтисабрюсуму, причитающиеся с чле­нов корпорации. Короче, он выполняет функции ин­тенданта корпораций. Его обязанности вытекают из заключенного с правительством договора об откупе по сбору налогов. Он, стало быть, не вполне государствен­ный служащий. В порядке личного вознаграждения и платы своим агентам, кологланлары, он и взимает на­логи ихтисабийе: ежедневные платы за лавки, за места на рынке, налоги на производство некоторых пище­вых продуктов массового потребления, сборы на тор­говые марки, сборы за взвешивание, сборы за ввоз то­варов на корабле, сборы за порт (налог на товары, до­ставленные в Стамбул через Адрианопольские ворота), сборы с продажи86.

Порой случалось, что иные мухтесибы, желая увели­чить свои доходы, по собственному почину вводили новые сборы: например, сборы по поводу религиоз­ных праздников, как мусульманских, так и христиан­ских, или налог на зимнюю стоянку судов в порту. Од­нако подобного рода изобретениям не суждена была долгая жизнь: корпорации реагировали на них очень живо, так что незаконные поборы отменялись доволь­но скоро.

Военные в городе

Не столь уж малая часть столичного населения ус­кользает из-под контроля обычных властей. Речь идет о военных гарнизона или различных служб в го­роде. Все они находятся в подчинении у своих офи­церов и в юрисдикции особых судов; все они ведут если не совершенно отдельную, то, во всяком случае, очень отличную от прочих горожан жизнь. Некото­рые из них, однако, принимают участие в ряде город­ских служб — например, в полиции. Вместе с тем они представляют собой весьма беспокойный элемент, его трудно держать под контролем вследствие слабо­сти правительства и его неспособности в некоторые периоды своевременно выплачивать жалованье яны­чарам.

Военные распределены по нескольким корпусам: это — янычары (пехота), сипахи (кавалерия), топчу (артиллеристы), топарабаджи (транспорт), джебед- жи (оружейники). Эти корпуса именуются оджак. Их, соответственно, возглавляют: ага янычар, ага си­пахи, топчубаши, топарабаджибаши и джебеджиба- ши в окружении высших офицеров данного корпуса.

Войска, по меньшей мере до середины XVII века, ре­крутируются методом девширме87: дети, собранные по Балканскому полуострову, объединяются затем в груп­пу аджемиоглан; те из них, кто не попадает в ту или иную службу Сераля, направляются в армию, в рядах которой они вплоть до отставки делают военную карь­еру. Долгое время они были обязаны оставаться холос­тяками, и им запрещалось заниматься чем-либо, кроме военной службы, и извлекать доход из чего-либо, кро­ме их военной профессии. Но со второй половины XVII века эти обязательства и запреты становятся пус­тым звуком. Отмечается, что значительное число яны­чар и других солдат обзаводятся не только семьями (причем живут уже не в казармах), но и лавочками, в которых ведут торговлю через подставных лиц. Из че­го следует моральный упадок армии, а за ним — сниже­ние боеспособности ее солдат, озабоченных личными материальными интересами и менее всего желающих воевать.

Янычары образуют четыре разряда, каждый из кото­рых носит особое название — джемаат, бёлюк, сеймен и аджемиоглан. Каждый подразделяется на орта — об­щим числом в 229, а последние — на ода. Ода — это число солдат, размещенных в одной комнате казармы. В Стамбуле дислоцирована примерно треть янычарско­го корпуса — 77 орта88. Во время войны все размещен­ные в столице янычары, за исключением аджемиоглан, направляются на театры боевых действий, но в мирное время их число в городе колеблется между 4 тысячами, как это было при Сулеймане Великолепном, и 25 тысячами. Последняя цифра указывает на численный максимум стамбульского гарнизона, который в действи­тельности достигается только изредка, в отдельные мо­менты. Обычно же гарнизон насчитывает от 10 до 15 тысяч военнослужащих.

Речь идет, и это следует подчеркнуть, только о янычарах, то есть о пехотинцах. В Стамбуле они разме­щаются в четырех казармах, но, помимо этих ос­новных мест сосредоточения, их можно встретить в различных частях города: они посменно несут кара­ульную службу, и их караульные помещения распреде­лены по городу из расчета по одному на каждый район или пригород. Кроме того, они охраняют администра­тивные учреждения и иностранные посольства. Стоит заметить также, что в мирное время янычары не носят оружия, если не считать за таковое их обычных атри­бутов — дубину и нож, которых, впрочем, достаточно для совершения преступлений...

Однако, как упоминалось выше, не все военные в Стамбуле — янычары. Помимо них, имеются, напри­мер, сипахи — кавалеристы. Говоря точнее, кавалерис­ты подразделяются на следующие категории: сипахи, силахдары,улуфеджи и гарипы. Их общая численность колеблется в разные времена также довольно значи­тельно, но в стамбульских казармах обычно находится лишь малая часть от всего корпуса кавалерии — при­мерно 1500 сабель. Эти всадники с конца XVI века по­казали себя, подобно янычарам, весьма ненадежным, с правительственной точки зрения, родом войск: во всех мятежах стамбульского гарнизона в XVII веке они при­нимают самое активное участие89.

Джебеджи (оружейники) размещены в Стамбуле в казарме, расположенной напротив Святой Софии. Первоначально их численность — 500 человек, потом она возрастает до 800 в 1566 году, 4 тысяч в конце XVI века, 5700 при Мураде IV, 4800 в 1660 году и падает до 2650 в 1688 году Они намного спокойнее, чем другие рода войск. Оджак топчу (пушкари) фактически был сформирован только при Мехмете II Завоевателе; этот корпус был размещен в Галате, где была налажена от­ливка пушек, — отсюда и название одного из кварталов пригорода: Топхане. Только меньшая часть оджака бы­ла расквартирована в казармах Стамбула, и ее числен­ность никогда не была велика. Солдаты-обозники (топарабаджи), сравнительно малочисленные (600— 700 человек как в XVI, так и в XVII веке), имели свои ка­зармы в Топхане и в Ахыркапы, примыкавшие к запад­ной стороне Сераля.

Армейская организация — сипахи, джебеджи, топчу, топарабаджи — довольно близка к янычарскому кор­пусу. «Все это воинство проживает в казармах, вклю­чающих в себя значительное число комнат. В каждой комнате имеется свой командир, свой казначей (эко­ном), свой водонос. Помимо обычного жалованья им­ператор ежегодно одаряет каждого янычара полукаф­таном из отменного сукна, которое производится в Са­лониках, и ежедневно велит их потчевать рисом с мя­сом, а также кормить хлебом...»90

Долгое время полагали, что создание янычарского корпуса султаном Мурадом I около 1362 года имело какую-то связь с религией и что основатель ордена бекташи, Хаджи Бекташ Вели, сыграл настолько важ­ную роль в организации этого корпуса, что янычары уже в первые годы своего существования все до одного примкнули к бекташизму. Ныне эта гипотеза отвергну­та91. Если к какому-нибудь из дервишеских орденов они и примыкали с самого начала, то им мог быть ли­бо ахи, либо орден абдалани Рум, который в те време­на процветал и пользовался большим уважением в ос­манских военных кругах. Скорее всего, лишь к концу XIV века или в начале XV века янычары стали последо­вателями бекташизма — возможно, по причине своего христианского происхождения (так как влияние пра­вославного христианства на эту секту заметно), а также, несомненно, по причине строгого порядка и дисциплины среди бекташей, что соответствовало строгому порядку и жесткой дисциплине среди самих янычар.

Янычары и бекташи временами достигали столь полного единства, что в армии их оджак так и называ­ли: Оджак-и бекташийе (оджак бекташей); когда но­вый баба (глава бекташей) вступал в должность руко­водителя ордена, то по прибытии в Стамбул он первым делом представлялся не великому визирю, а являлся в штаб янычарского корпуса, где ага увенчи­вал его голову тюрбаном бекташей (тадж) и только затем вместе с торжественным кортежем сопровож­дал его в резиденцию великого визиря; после этого протокольного посещения баба возвращался к яны­чарам и некоторое время гостил у них — вплоть до то­го дня, когда обязанности главы ордена призывали его в «материнский дом» бекташей, построенный око­ло могилы Хаджи Бекташа в Анатолии между Кырше- хиром и Кайсери.

Связь между янычарами и этими дервишами коре­нилась в том обстоятельстве, что те и другие были до­вольно близки к простому народу и исповедовали именно народный, то есть не вполне ортодоксальный, ислам, а также в том, что и те и другие служили ядром народных волнений и выступлений против правитель­ства, причем выступления эти далеко не всегда имели религиозную окраску92.

Если в XVI и отчасти XVII веке, вплоть до кончины Мурада IV (1640), янычары, как правило, соблюдали воинскую дисциплину и в общем блюли верность пра­вительству (за исключением той роли, которую они сыграли в свержении, а затем в насильственной смер­ти Османа II, а также мятежа, поднятого ими совместно с сипахи в 1632 году), то позднее упомянутые исключе­ния становятся скорее правилом — янычары бунтуют неоднократно: в 1648-м, 1651-м, в мае 1655-го, в марте 1656 года. Еще позднее энергичное правление Кёпрю- лю все-таки оказалось способным навести порядок и возвратить столице покой, но произошло это только в 1687 году в ходе подавления прямо-таки ужасающего бунта: тогда янычарская солдатня не остановилась пе­ред разгромом и разграблением Сераля, а в Стамбуле творила такие бесчинства, что принудила население взяться за оружие — на этот раз для того, чтобы дать отпор насильникам. Война сначала с Венецией, а за­тем против альянса Австрии, Венеции и России по­требовала значительного увеличения янычарского корпуса, и на этот раз набор в него производился ско­рее по принципу свободной вербовки, а не по системе девширме. Рекруты вовсе не блистали ни дисципли­ной, ни моральным уровнем, ни желанием воевать. Ес­ли они чего и желали, так это принадлежать к приви­легированному военному корпусу, который «умеет постоять за себя» — любыми средствами добиваться от правительства все новых льгот и подачек. Возмож­но, немалое число среди них успело в Стамбуле осво­ить некоторые торговые и ремесленные профессии. Похоже, янычары поставили под свой контроль даже отдельные корпорации — например, грузчиков, тор­говцев бёреками (род слоеных жареных пирожков с начинкой из мяса, лука и т. д.), торговцев овощами и фруктами. Фактически они не сами промышляют этими занятиями, а предоставляют их своим соотече­ственникам, родственникам, приятелям, знакомым, которым без таких покровителей в столице пришлось бы очень тяжко. Для них янычары добывают сви­детельства принадлежности к своему корпусу и разре­шения вести торговлю, им доверяют свои товары, а от них взамен получают какой-то процент с выручки93. Эти номинальные янычары (фактически же бродячие торговцы) или, по крайней мере, холостяки из них се­лятся в казармах группами, причем каждая группа за­нимает отдельную комнату, образуя тем самым свое­образную структуру «комнат холостяков» (бекяр одалары), которую упоминает, в частности, Эвлийя Челеби.

Налицо, таким образом, начало процесса проник­новения янычар в ряд корпораций, которые принима­ют непосредственное участие в экономико-социаль­ной жизни столицы. Перерождается в социальном отношении и сам янычарский корпус, что, уже в свою очередь, оказывает вторичное воздействие как на столицу, так и на Империю в целом, поскольку Стамбул служит примером для других ее больших городов, цен­тров провинций.

Если к сказанному добавить, что в военное время корпорации должны посылать в армию какую-то часть своих членов, которые служат в ней в качестве вспомо­гательных войск94, то становится ясно, что между кор­порациями и армией устанавливаются связи, еще не слишком прочные в конце XVII века, но укрепляющие­ся и расширяющиеся вследствие событий следующего столетия. В конечном итоге у правительства нет при­чин радоваться долговременным последствиям при­сутствия военных в Стамбуле.

Религиозная жизнь: должности и деятели

Среди жителей Стамбула, состоящих на «официаль­ной» службе, выделяется совершенно особая катего­рия людей, область обязанностей которых — религия. Категорию эту следует, конечно, отличать от всех про-

чих служб, прежде всего потому, что ответственные за выполнение религиозных публичных обязанностей никак не могут рассматриваться как «служащие» в современном значении слова или как должностные лица в области администрации или политики. Ислам в плане чисто религиозном (а не в своем религиозно- правовом аспекте — это обстоятельство следует под­черкнуть) не предполагает существования духовенст­ва, сравнимого, скажем, с католическим клиром. У него есть, разумеется, иерархия, но она состоит в ос­новном из лиц, занимающихся именно религиозно- правовой деятельностью. Это — отправляющие право­судие шейх-уль-ислам и кади, с одной стороны, и улемы, авторитеты в области права, и мударрисы, пре­подаватели медресе, — с другой. И те и другие — ско­рее знатоки в области религии, нежели духовенство. К тому же они не дают никакого обета, в частности обета безбрачия и целомудрия. Надо отметить весьма распространенный феномен перехода должности ка­ди от отца к сыну, наличие судейских династий. Кор­порация кади — это своего рода самовоспроизводя­щаяся каста интеллектуалов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: