Коррекция фонетико-фонематических нарушений 105





 


6. Детям предлагаются карточки, разделенные по-|
средине горизонтальной чертой. Верхняя половина кар-|
точки заполняется картинками, в названии которых!
встречается звук С, нижняя — в названии которых есть|
звук 3.

7. «Ромашки».

Детям предлагается составить из лепестков две ро­машки. На лепестках изображены картинки, в назва­нии которых встречается либо звук С, либо звук 3. Ре­бенок берет лепесток, называет картинку, определяет, какой из заданных звуков есть в этом слове (С или 3), его местоположение и кладет лепесток к сердцевине со­ответствующей ромашки.

8. Подобрать слова со звуком С или 3 в начале слова.

9. Подобрать слова со звуком С или 3 в середине
слова.

10. Отгадать загадки. Определить, какой звук (С или
3) встречается в отгадке, назвать его местоположение.

Зимой на земле лежал,
Весной в реку побежал. \

(Снег)

Сложишьклин, Развернешьблин.

(Зонт)

С хозяйкой дружит, А на чужих лает, В дом не пускает.

(Собака)

Два братца

Через дорожку живут,

А никогда не видятся.

(Глаза)


Сто одежек

И все без застежек.

(Капуста)

По земле ползет, АЛсхебе не подпускает.

(Змея)

11. «Кому письмо?»

На столе две игрушки: собака и зайка. Логопед го­ворит детям, что игрушкам пришли письма, но поч­тальон не знает, кому какое письмо доставить, и просит детей помочь. На конвертах есть марки с картинками, в названии которых встречается звук С или звук 3. Ребе­нок должен назвать картинку на марке, определить, какой звук есть в ее названии и соответственно кому адресовано это письмо.

12. «Закончи стихотворение».

Логопед читает стихотворение. Ребенок добавляет недостающее слово, определяет, какой звук встречается в этом слове и его местоположение.

Вещунья белобока, А зовут ее... (сорока).

Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался... (зайка).

Серый волк в густом лесу Встретил рыжую... (лису).

Ходит по лесу хорек, Хищный, маленький... (зверек).

Эй, не стойте слишком близкоЯ тигренок, а не... (киска).

Зайка громко барабанит:

Он серьезным делом... (занят).


Глава 1

Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для... (нас).

Каждый тут в лесу талантИ певец и... (музыкант).

Кто один имеет рог? '

Отгадайте —... (носорог).

Телефон опять звонит, От него в ушах... (звенит).

13. Составить графические схемы слов с заданными
звуками. Обозначить на схемах звук С синим кружком,
звук 3 — зеленым.

14. Подобрать картинки со звуками С и 3 к предло­
женным схемам.

15. «Четвертый — лишний».

Логопед говорит: «Мы в игру с тобой играем, слово к слову подбираем: сайки, сумка, миска, зонт. Кто тут лишний — выйди вон». Детям предлагается найти и на­звать лишнее слово, обосновав свой выбор.


Глава 2

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО

СТРОЯ РЕЧИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ

СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ


2.1. ОСОБЕННОСТИ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

В исследования^» ряда авторов (Р. А. Белова-Давид, Г. В. Гуровец, С. И. Маевская, Р. И. Мартынова, Л. В. Мелехова, Л. В. Лопатина и др.) отмечается, что у детей со стертой формой дизартрии, наряду с ведущими расстройствами фонетической стороны речи, часто на­блюдается и недоразвитие лексико-грамматического строя речи.

ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКИ

В настоящее время изучению особенностей лексики у дошкольников с речевой патологией придается боль­шое значение. Имеются исследования лексики у дошко­льников с алалией (В. К. Воробьева, В. А. Ковшиков, М. Брыла и др.), у дошкольников с дизартрией при ДЦП (Н. Н. Малофеев, Н. А. Халилова, И. А. Смирно­ва, И. А. Симонова и др.). Однако вопрос об особенно­стях лексики у дошкольников со стертой формой диз­артрии изучен недостаточно.

При изучении особенностей лексики у детей с рече­вой патологией перспективным и значимым является психолингвистический подход, а также современные представления о процессе развития лексики и различ­ных аспектах ее изучения: о структуре значения слова и ее развитии в онтогенезе, о семантических полях и осо­бенностях их формирования в онтогенезе (Л. С. Выгот-



Глава 2




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: