6.
Детям предлагаются карточки, разделенные по-|
средине горизонтальной чертой. Верхняя половина кар-|
точки заполняется картинками, в названии которых!
встречается звук С, нижняя — в названии которых есть|
звук 3.
7. «Ромашки».
Детям предлагается составить из лепестков две ромашки. На лепестках изображены картинки, в названии которых встречается либо звук С, либо звук 3. Ребенок берет лепесток, называет картинку, определяет, какой из заданных звуков есть в этом слове (С или 3), его местоположение и кладет лепесток к сердцевине соответствующей ромашки.
8. Подобрать слова со звуком С или 3 в начале слова.
9. Подобрать слова со звуком С или 3 в середине
слова.
10. Отгадать загадки. Определить, какой звук (С или
3) встречается в отгадке, назвать его местоположение.
Зимой на земле лежал,
Весной в реку побежал. \
(Снег)
Сложишь — клин, Развернешь — блин.
(Зонт)
С хозяйкой дружит, А на чужих лает, В дом не пускает.
(Собака)
Два братца
Через дорожку живут,
А никогда не видятся.
(Глаза)
Сто одежек
И все без застежек.
(Капуста)
По земле ползет, АЛсхебе не подпускает.
(Змея)
11. «Кому письмо?»
На столе две игрушки: собака и зайка. Логопед говорит детям, что игрушкам пришли письма, но почтальон не знает, кому какое письмо доставить, и просит детей помочь. На конвертах есть марки с картинками, в названии которых встречается звук С или звук 3. Ребенок должен назвать картинку на марке, определить, какой звук есть в ее названии и соответственно кому адресовано это письмо.
12. «Закончи стихотворение».
Логопед читает стихотворение. Ребенок добавляет недостающее слово, определяет, какой звук встречается в этом слове и его местоположение.
|
Вещунья белобока, А зовут ее... (сорока).
Зайку бросила хозяйка —
Под дождем остался... (зайка).
Серый волк в густом лесу Встретил рыжую... (лису).
Ходит по лесу хорек, Хищный, маленький... (зверек).
Эй, не стойте слишком близко — Я тигренок, а не... (киска).
Зайка громко барабанит:
Он серьезным делом... (занят).
Глава 1
Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для... (нас).
Каждый тут в лесу талант — И певец и... (музыкант).
Кто один имеет рог? '
Отгадайте —... (носорог).
Телефон опять звонит, От него в ушах... (звенит).
13. Составить графические схемы слов с заданными
звуками. Обозначить на схемах звук С синим кружком,
звук 3 — зеленым.
14. Подобрать картинки со звуками С и 3 к предло
женным схемам.
15. «Четвертый — лишний».
Логопед говорит: «Мы в игру с тобой играем, слово к слову подбираем: сайки, сумка, миска, зонт. Кто тут лишний — выйди вон». Детям предлагается найти и назвать лишнее слово, обосновав свой выбор.
Глава 2
РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО
СТРОЯ РЕЧИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ
СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
2.1. ОСОБЕННОСТИ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
В исследования^» ряда авторов (Р. А. Белова-Давид, Г. В. Гуровец, С. И. Маевская, Р. И. Мартынова, Л. В. Мелехова, Л. В. Лопатина и др.) отмечается, что у детей со стертой формой дизартрии, наряду с ведущими расстройствами фонетической стороны речи, часто наблюдается и недоразвитие лексико-грамматического строя речи.
ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКИ
В настоящее время изучению особенностей лексики у дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Имеются исследования лексики у дошкольников с алалией (В. К. Воробьева, В. А. Ковшиков, М. Брыла и др.), у дошкольников с дизартрией при ДЦП (Н. Н. Малофеев, Н. А. Халилова, И. А. Смирнова, И. А. Симонова и др.). Однако вопрос об особенностях лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии изучен недостаточно.
|
При изучении особенностей лексики у детей с речевой патологией перспективным и значимым является психолингвистический подход, а также современные представления о процессе развития лексики и различных аспектах ее изучения: о структуре значения слова и ее развитии в онтогенезе, о семантических полях и особенностях их формирования в онтогенезе (Л. С. Выгот-
Глава 2