6. Усиление голоса с увеличением длительности звучания:
А—А—А—Ау_у__У_У о-о-О-О и—и—И—И э-^Э-Э-Э |
ау—ау—АУ—АУ ои-ои—ОИ-?Ш уи_уи_уи-УИ ауи-ауи-АУИ-АУИ эуа-эуа-ЗУА-ЭУА
7. Ослабление голоса с увеличением длительности звучания:
А—А—А—АУ_У_у_у СМ)-о-о И—И—и—и |
УИ—УИ—уи—уи ОА—ОА—оа—оа АУИ—АУИ—ауи—ауи ЭОА— ЭОА—эоа—эоа ОУИ-ОУИ-оуи-оуи
8. Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса:
123 4 5
9. Обратный счет от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса:
5 4 32i
10. Называние дней недели с постепенным усилени
ем и последующим ослаблением силы голоса:
понедельник, вторник — беззвучная артикуляция;
среда, четверг — шепот;
пятница, суббота — голосом средней силы;
воскресенье —^громко;
суббота, пятница — голосом средней силы;
четверг, среда — шепот;
вторник, понедельник — беззвучная артикуляция.
Произнесение предложений с изменением силы голоса:
мама ушла дОМОй.
МпМп ушла домой.
11. «Эхо».
Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Дети первой группы произносят слова громким голосом, дети второй группы — тихим^ Затем группы меняются ролями.
В лесу кричу: «Ау! Ау!» А мне в ответ: «Ау! Ау!» Горе кричу: «Ау! Ау!» Гора в ответ: «Ау! Ау!»
12. «Игра на пианино».
Дети, имитируя игру на пианино, проговаривают четверостишие, изменяя силу голоса в соответствии с
текстом.
Ударяй тихонечко: стук — стук — стук (тихо), И тогда услышишь ты нежный звук (тихо). Ударяй сильнее: стук — стук — стук (громко), И тогда услышишь громкий звук (громко).
3 Зак. № 987
Глава 1
Коррекция фонетико-фонематических нарушений
13. Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса.
А сова — все ближе, ближе (голосом средней силы),
|
А сова — все ниже, ниже (голосом средней силы)
И кричит (громко)
В тиши ночной (тихо):
Поиграй, дружок, со мной! (громко)
(С. Маршак)
Была (голосом средней силы) тишина, тишина, тишина... (тихо) Вдруг (громче) грохотом (еще громче) грома (громко)
сменилась она (голосом средней силы). И вот уже дождик (голосом средней силы) тихонько (очень тихо) — ты слышал? (тихо)
Закапал, закапал, закапал по крыше (голосом средней силы).
(А. Барто)
На полянку, на лужок Тихо падает снежок (тихо). Но подул вдруг ветерок — Закружился наш снежок (громче). Пляшут все пушинки, Белые снежинки (громко).
Сто ребят и сто девчат
Все лежат и все молчат (очень тихо).
Ты лежишь и я лежу... (тихо)
Муха села мне на палец
И спросила: «Вы проспались?» (громко)
Пальцем муху я ловлю... (громко)
Засыпаю (тише).
Сплю (тихо). Вдруг все громче голоса: «Ой, оса! Летит оса! Вон у Витьки на носу! Ну, ловите же осу!» (громче) Все несутся за осой, Витя прыгает босой, Сто ребят и сто девчат Все хдхочут и кричат. Настоящий тихий час! (громко) Улетела прочь оса, И замолкли голоса (тише). Сто ребят и сто девчат Все лежат и молчат (тихо). Тихо тикают часы. Это сон насчет осы? Я осу во сне ловлю-Сплю... (очень тихо)
(А. Барто)
Упражнения
По развитию высоты голоса
Проводятся путем подражания звучанию различной высоты с опорой на движения руки и графические изображения.
1. Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков.
Глава 1
Коррекция фонетико-фонематических нарушений 69
0*0 |
0*0
|
А А
о / \ о о/ \о
о
о
ЭУ ЭУ ЭУаЭУ
А /\
ЭУ ' ч ЭУ ЭУ / \ЭУ
ЭУ/ ЭУ
А / V. А А / \А
АУИд*АУИ АУи/Д АУИ
АУИдАУИ АУИ / \ АУИ
АУИ
ОУИ |
ОУЙ |
и/ \ и и/ \и и' ^ и
ОУИдОУИ ОУИ/ \ОУИ
ОУИдОУИ ОУИ / \ ОУИ
/ ^
ЭУИдЭУИ
эуи/ \ эуи
ЭУИдЭУИ
ЭУИ / \ ЭУИ
ЭУИ ' ^ ЭУИ
2. Повышение и понижение голоса при произнесе нии сочетаний из двух и трех звуков.
3. Повышение и понижение голоса при произнесении слогов.
АУ АУ АУ / ^ АУ | АУУ | ^.У \ АУ |
АУ7 | ХАУ | |
УИдУИ И' ^УИ | УИ, уи/ | ЛИ \ УИ |
УИ ' |
ЗАдЗА ЗА/ \ ЗА
БАдБА БА/ \ БА
ЗАдЗА
ЗА / \ ЗА
ЗА / ^ ЗА
БАдБА БА ./ \ БА
ЪК
Глава 1