Кинетической основы движения




Основными задачами второго направления логопе­дической работы являются:

=> объединение, обобщение последовательных им­пульсов в единый, организованный во времени двига­тельный стереотип, превращение отдельных двигатель­ных навыков в плавные, серийно организованные двигательные навыки;

=> развитие статической и динамической координа­ции движений.

В процессе формирования кинетической основы движений руки проводятся упражнения, направленные на развитие системы движений, включающей в свой со­став «основные» и «фоновые» компоненты (по А. Н. Бернштейну), или серии однотипных движений, составляющих единый двигательный навык.

Развитие динамической координации движений ру­ки осуществляется в процессе выполнения как последо­вательно, так и одновременно организованных движе­ний.

В процессе формирования кинетической основы ар-тикуляторных движений основное внимание уделяется упражнениям, направленным на выработку необходимо­го объема движений, подвижности органов артикуля-торного аппарата, силы, точности движений, на воспи­тание умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении.

Работа по формированию кинестетической и кине­тической основ ручных и артикуляторных движений проводится параллельно.

При разработке данной методики были использова­ны в модифицированном виде некоторые упражнения, описанные в работах А. Р. Лурия, Н. И. Озерецкого, О. С. Бот, Е. Ф. Соботович, Р. И. Лалаевой.

Упражнения по развитию кинестетической основы движений руки

1. Вытянуть руку вперед и вниз; все пальцы, кромебольшого, сжать; большой палец поднять вверх.

2. Опустить кисть правой руки вниз. Все пальцы,кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево.

3. Опустить вниз кисть левой руки. Все пальцы,кроме большого, сжать, большой палец вытянуть впра­во.

4. Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув приэтом большие пальцы вверх.

5. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее сверху положить ладонь левой (правой) руки.

6. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, ладоньлевой (правой) руки прислонить к ней вертикально.

7. Неплотно сжать пальцы правой (левой) руки вкулак, оставив между пальцами и ладонью небольшоеотверстие.

8. Соединить наклонно («домиком») пальцы правойи левой рук, большие пальцы при этом прижаты к кис­тям.

9. Кисти рук в том же положении, что и в предыду­щем упражнении, только большие пальцы правой и ле­вой рук отведены от кистей и располагаются горизон­тально.

 

10. Вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.

11. Вытянуть одновременно (и на правой, и на левой руке) указательный палец и мизинец, остальные паль­цы сжать.

12. Вытянуть большой палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.

13. Вытянуть одновременно (и на правой, и на левой руке) большой палец и мизинец, остальные пальцы сжать.

14. Вытянуть указательный и средний пальцы пра­вой (левой) руки, остальные пальцы сжать.

15. Вытянуть одновременно (и на правой, и на левойруке) указательный и средний пальцы, остальные пальцы сжать.

16. Образовать пальцами правой (левой) руки в кольцо. (Это упражнение вариативно: кольцо можно по­лучить при соединении большого пальца с любым дру­гим, остальные пальцы при этом вытянуты.)

17. Положить перед собой на стол правую (левую)руку с расставленными пальцами, поместить указатель­
ный палец на средний (или наоборот).

18. Положить перед собой на стол сжатую в кулак правую (левую) руку, поднять указательный и средний
пальцы, расставив их.

19. «Лошадка».

Повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднят вверх. На ребро ладони сверху положить согну­тые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца поднять вверх (уши). Лошадка может потряхи­вать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот (мизинец опускать и прижимать к кисти).

20. «Лягушка».

Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний пальцы согнуть, прижать к середине ладони (рот). Большой палец гори­зонтально приложить к ногтям среднего и безымянного пальцев.

21. «Крокодил».

Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.

22. «Курочка».

Соединить концами большой и указательный паль­цы (клюв). На клюв веерообразно друг на друга накла­дываются остальные пальцы (гребешок).

23. «Петушок».

Соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). Остальные пальцы полусогнуты, не касаются друг друга (гребешок). Гребешок может двигаться при диижениях петушка.

24. «Птичка пьет водичку».

Левую руку неплотно сжать в кулак, оставив между пальцами и ладонью небольшое отверстие (бочонок с во­дой). Большой и указательный пальцы правой руки со­единить в виде клюва, остальные пальцы сжать в кулак (птичка). Соединенные вместе большой и указательный пальцы правой руки вставить сверху в отверстие левой.

25. «Мостик».

Средние и безымянные пальцы правой и левой рук расположить горизонтально так, чтобы они касались друг друга подушечками пальцев. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук поднять вверх. Большие пальцы прижать к кистям.

26. «Слон».

Указательный и безымянный пальцы — передние ноги слона. Большой палец и мизинец — задние ноги. Вытянутый вперед средний палец — хобот.

27. «Сова».

Большой палец и мизинец отвести в стороны (крылья совы), они могут двигаться при «полете». Ос­тальные три пальца согнуть, прижав подушечки к осно­ванию пальцев (голова).

28. «Приветствие».

Кисть правой (левой) руки расположить вертикаль­
но. Указательным и большим пальцами образовать полукольцо.


 


29. «Очки».

Кисти обеих рук располагаются вертикально. Ука­зательные и большие пальцы образуют кольца, касаясь кончиками друг друга.

30. «Ворота».

Сведенные пальцы рук кончиками прижать друг к ДРУГУ; руки повернуть ладонями к себе, большие паль­цы поднять вверх.

31. «Крыша».

Кончики пальцев обеих рук соединить в наклонном положении ладоней.

32. «Прилавок».

Кончики пальцев обеих рук соединить в наклонном положении ладоней. Указательные пальцы расположить горизонтально, большие — прижать к ним.

33. «Дом».

Разведенные книзу полусогнутые пальцы опираются на стол.

34. «Дом закрыт».

Правую (левую) руку сжать в кулак, при этом при­жав большой палец остальными четырьмя пальцами.

35. «Цветок».

Соединить обе ладони, пальцы слегка согнуть и раз­вести.

36. «Корень растения».

Соединив кисти рук тыльной стороной, пальцы сво­бодно опустить вниз.

37. «Растение проросло».

Пальцы обеих рук сжать в кулаки, плотно прижать друг к другу. Большие пальцы поднять вверх. Затем все остальные пальцы медленно поднять вверх, как бы об­разуя бутон цветка.

38. «Лошадка».

Все пальцы- правой руки, кроме указательного, по­лусогнуты и опираются на стол. Указательный палец вытянут горизонтально.

39. «Всадник на лошади».

Правая рука в том же положении, как и в преды­дущем задании. Указательный и средний пальцы левой руки широко развести и «посадить» на указательный палец правой руки.

40. «Кошка».

Средний и безымянный пальцы прижать согнутым большим пальцем к ладони, мизинец и указательный -— вытянуть вверх.

41. «Человек в доме».

Большой палец правой (левой) руки поднять вверх и плотно обхватить пальцами другой руки.

42. «Кораблик».

Кисти рук расположить горизонтально, ладони плотно прижать друг к другу, пальцы слегка развести.

43. «Солнечные лучи».

Кисти обеих рук поднять вверх, скрестить, пальцы развести.

44. «Елка».

Кисти обеих рук повернуть ладонями к себе, пальцы переплести.

45. «Пассажиры в автобусе».

Сцепить пальцы рук. Тыльные стороны кистей раз­вернуть наружу, большие пальцы поднять вверх.

 


46. «Улитка».

Правую (левую) руку сжать в кулак, положить на стол. Поднять указательный и средний пальцы, расста­вив их. Левую (правую) руку положить сверху (раковина улитки).

47. Воспроизвести предложенную логопедом графическую схему с закрытыми глазами.

Упражнения

по развитию кинетической основы движений руки

Развитие динамической координации рук

в процессе выполнения

последовательно организованных движений

1. Поочередно прикоснуться большим пальцем пра­вой руки ко второму, третьему, четвертому и пятому
пальцам в обычном и максимальном темпе.

2. Выполнить аналогичное задание пальцами левойруки.

3. Выполнить аналогичное задание одновременнопальцами обеих рук в обычном и максимальном темпе.

4. Пальцами правой (левой) руки «поздороваться» поочереди с пальцами левой (правой) руки (похлопывание
подушечками пальцев, начиная с большого).

5. «Пальчики здороваются».

Соединить пальцы рук. Осуществлять поочередные, начиная с большого пальца, движения-касания всех пальцев.

6. «Кто кого победит».

Соединить кисти рук перед собой. Поочередно про­изводить поджимы рук вправо, влево.

7. Пальцы правой (левой) руки широко развести, свести, снова развести, удержать в течение 2—3 секунд.

8. «Солнышко».

Ладонь правой (левой) руки с раздвинутыми паль­цами-лучиками положить на стол. Производить пооче­редные постукивания пальцами по столу.

9. «Болото».

Большой палец правой (левой) руки устанавливает­ся на «кочку». Остальные пальцы поочередно «перепрыгивают с кочки на кочку». (Аналогичные движения осуществляются, начиная с мизинца.)

10. Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с большого.

Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, мишке толстопятому, Заиньке усатому.

11. Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать, Этот пальчикпрыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик вдруг зевнул, Ну а этот уж заснул.

12. Сжать пальцы правой (левой) руки в кулак; по­
очередно их выпрямлять, начиная с большого пальца. Ну-ка, братцы, за работу, Покажи свою охоту:

 


Большакудрова рубить, Печи все тебе топить, А тебе воду носить, А тебе обед варить, А тебе детей кормить.

13. Сжать пальцы правой (левой) руки в кулак; по­
очередно их выпрямлять, начиная с мизинца.

Мизинчик идти на прогулку решил, Но безымянный не разрешил, А средний об этом услышалЕдва из терпенья не вышел. И печально сказал указательный: «Огорчится большой обязательно». Досталось мизинцу От всех по гостинцу.

14. Положить кисть правой (левой) руки перед собой
(как при игре на рояле), выполнять последовательно
движения первым и вторым, первым и пятым пальцами
и т. д.

15. Непрерывно вести линию по нарисованному ла­
биринту карандашом, взятым в правую (левую) руку, не
меняя положения листа бумаги, на котором нарисован
лабиринт.

16. Скомкать пальцами правой (левой) руки лист
папиросной бумаги в компактный шарик, не помогая
при этом другой рукой.

17. На столе раскладываются бусинки разного раз­
мера, но одного цвета (или одного размера, но разного
цвета, или разного размера и разного цвета).

Предлагается самостоятельно нанизать на нить бу­синки, подбирая их по цвету или размеру, и завязать концы нити бантиком.

18. Предлагается карточка, в которой в определен­
ной последовательности сделаны отверстия.

Необходимо:

- протянуть шерстяную нитку последовательно че­
рез все отверстия;

- протянуть шерстяную нитку, пропуская одно от­
верстие;

- выполнить обычную шнуровку.

19. «Дружба».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в «замок»). Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев рук). Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, на­чиная с мизинцев), Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, на­чиная с больших), Мы закончили считать (руки опустить вниз, встряхнуть кистями).

20. «Кулачки».

Опереться локтями на стол. Сжать в кулак сначала пальцы правой, затем левой руки; разжать, расслабив кисть сначала одной, потом другой руки.

21. «Мышка-чистюля».

Мышка мылом мыла лапку

(одной рукой «мыть»другую),

Каждый пальчик по порядку

(указательном пальцем дотронуться до каждого пальца другой руки).

27. «Выгладим пеленки для сестры Аленки».Перед ребенком положен лист бумаги (пеленка).

Нужно:

- пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился, а края не оставались
загнутыми;

- сделать то же самое, пользуясь одной рукой;

- сделать то же самое, пользуясь большими, указа­тельными и средними пальцами обеих рук;

- сделать то же самое двумя мизинцами;

- разгладить лист кулаками обеих рук, большим иуказательным пальцами одной руки, указательным исредним пальцами одной руки, средним и безымяннымпальцами одной руки, безымянным и мизинцем;

- повторить все движения с закрытыми глазами.

- 28. «Строители».


Из бревен (счетных палочек) нужно построить до­мик.

а. Перенести бревна к месту строительства:

- пользуясь любыми пальцами обеих рук;

- пользуясь любыми пальцами правой (левой) руки;

- пользуясь только двумя пальцами — большим и
мизинцем — правой (левой) руки;

- пользуясь только указательным и средним паль­
цами правой (левой) руки;

- пользуясь только средним и безымянным пальца­
ми правой (левой) руки;

- пользуясь только безымянным и мизинцем правой
(левой) руки.

б. Указательным и средним пальцами правой
(левой) руки построить четырехугольник (стены).

в. Средним и мизинцем правой (левой) руки постро­
ить треугольник (крышу).

 

Развитие динамической координации рук

в процессе выполнения

одновременно организованных движений

1. Уложить спички в коробку одновременно обеими
руками: большим и указательным пальцами обеих рук
одновременно брать лежащие на столе спички и одно­
временно складывать их в спичечную коробку.

2. Взять в правую и левую руки по карандашу и одновременно постукивать ими по бумаге, расставляя точ­
ки в произвольном порядке.

3. Одновременно менять положение кистей рук: одну
сжимать в кулак, другую разжимать, выпрямляя пальцы.

4. Одновременно выбрасывать кисти рук вперед, при
этом пальцы одной руки сжимать в кулак, пальцы дру­
гой — соединять в кольцо.

5. Указательными пальцами вытянутых вперед рук
описывать в воздухе одинаковые круги любого размера.
Пальцем правой руки описывать круги по направлению
часовой стрелки, пальцем левой — в обратном направ­
лении.

6. «Веселые маляры».

Синхронные движения кистей обеих рук вверх— вниз с одновременным подключением кистевого замаха, затем — влево—вправо.

7. «Кулачки».

Опереться локтями на стол, пальцы обеих рук сжать в кулаки. Одновременно пальцы рук разжать, кисти расслабить.

8. «Швейная машина».

Правой рукой производить круговые движения в кисти и локте (подражая вращению колеса). Левой ру­кой выполнять мелкие движения, характерные для ра-


 


боты иглы швейной машины. Поменять условия выпол­нения задания: левой рукой производить круговые дви­жения, а правой — имитировать движения иглы.

9. «Бутончик».

К ночи бутончик собрал лепестки (пальцы правой и левой рук собраны в «горстку»). Солнце свои посылает лучи. Утром под солнцем Цветы раскрываются

(одновременно медленно развести пальцы обеих РУК).

Солнышко село, и сумрак сгустился, И до утра мой цветочек закрылся (одновременно соединяются пальцы правой и ле­вой рук).

10. Отбивать в удобном темпе по одному такту пра­
вой (левой) рукой, одновременно в такт ударять по сто­
лу указательным пальцем левой (правой) руки.

11. Отбивать в удобном темпе правой (левой) рукой
по одному такту, одновременно с этим вытянутым впе­
ред указательным пальцем левой (правой) руки описы­
вать в воздухе небольшой кружок.

12. «Скакалка».

Пальцы обеих рук сжать в кулаки. Большие пальцы поднять вверх и описывать ими ритмичные, с большой амплитудой круговые движения сначала в одну сторону, затем в другую.

Я скачу, я верчу Новую скакалку, Захочуобскачу Галю и Наталку. Ну-ка раз, ну-ка два, Посреди дорожки,


 

Да бегом, с ветерком,
/: Да на правой ножке.
:; :
,, Я'скачу, я верчу \

Новую скакалку.

Я скачу, я учу

Галю и Наталку.

Ну-ка раз, ну-ка два,

Учатся сестрички.

За спиной день-деньской

Прыгают косички.

13. «Кошки-мышки».

Кошка мышку цап-царап

(пальцы обеих рук сжимаются в кулаки),

Подержала, подержала, отпустила

(кулаки одновременно разжимаются),

Мышка побежала, побежала

(одновременно двигаются по плоскости стола

пальцы обеих рук),

Хвостиком завиляла, завиляла

(указательные пальцы обеих рук двигаются из

стороны в сторону).

До свидания, мышка, до свидания

(одновременные наклоны кистей рук вперед и

вниз).

Учитывая тот факт, что существует определённая связь между состоянием мимической мускулатуры и звучанием речи и что неполноценная иннервация ми­мической мускулатуры может сказываться на артику­ляции звуков, делая речь недостаточно выразительной, ннятной, работе по развитию артикуляторной мускула­туры предшествуют упражнения, направленные на формирование способности произвольно выполнять дифференцированные мимические движения и осущест-плять за ними контроль.

 


В зависимости от состояния мышечного тонуса в мимической мускулатуре предусматривается проведение дифференцированного массажа.

В случаях спастичности — расслабляющий массаж лица: медленные, плавные движения от середины лба по направлению к вискам; равномерные с обеих сторон движения от бровей к волосистой части головы; движе­ния вниз от линии лба, щек к мышцам шеи.

При гипотонии — укрепляющий массаж: интенсив­ные поглаживающие движения, постукивание, легкое пощипывание мимических мышц (Е. М. Масткжова, М. В. Ипполитова).

После проведения дифференцированного массажа для развития произвольных движений мимической мускулатуры проводятся следующие традиционные уп­ражнения: закрывание и открывание глаз (одновремен­ное и поочередное), нахмуривание бровей, равномерное поднимание бровей, надувание щек (обеих и поочеред­но), наморщивание крыльев носа, поднимание верхней губы.

Эти упражнения рекомендуется проводить перед ар-тикуляторной гимнастикой в игровой форме.

Например, логопед говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поедем на автобусе на прогулку (дети ставят перед зеркалом стулья и садятся). Мы едем, а нам прямо в лицо светит яркое солнышко. Его лучи очень яркие, слепят глаза. Чтобы не было больно глазам, давайте их зажмурим (дети зажмуривают глаза). Автобус въехал под мост, солнышко скрылось. Открывайте глаза (дети открывают глаза). Едем дальше. Наш автобус повернул налево (дети разворачивают стулья), и солнышко снова ярко светит в правый глаз. Давайте его зажмурим (дети зажмуривают правый глаз). А теперь автобус повернул направо (дети разворачивают стулья), и солнышко стало светить в левый глаз. Давайте зажмурим левый глаз (дети зажмуривают). Вот автобус поехал по тенистой аллее, и солнышко нам не мешает. Посмотрите, в пе­сочнице играют малыши, а один большой мальчик ото­брал у малыша игрушку. Малыш плачет (логопед пока­зывает соответствующую сюжетную картинку). Как поступил мальчик? Давайте покажем, что мы на него сердиты. Нахмурьте брови (дети нахмуривают). А те­перь посмотрите — собака убегает от кошки (демонстрируется картинка). Часто так бывает? Давайте с вами удивимся (дети поднимают брови). Мы долго ехали, день был солнечный, жаркий, и всем захотелось пить. Наберем в рот воды и подержим (дети надувают щеки). Проглотим воду (дети плавно сдувают воздух и делают глотательное движение). Наберем воды за одну щеку (дети надувают одну щеку), за другую (надувают другую щеку), проглотим. Вот мы отдохнули, утолили жажду, теперь поехали домой».

Упражнения

по формированию кинестетической основы артикуляторных движений

Определение положения губ

1. Произнести звук И перед зеркалом и определить,как работают губы при его произнесении.

2. Произнести звук У перед зеркалом и определить,как работают губы при его произнесении.

3. Произнести перед зеркалом сочетание звуков ИУ,УИ и определить последовательную работу губ при их
произнесении.

4. Произнести звук И без зеркала и определить, ка-кое.движение совершают губы.

 


5. Произнести звук У без зеркала и определить, ка­
кое движение совершают губы.


6. Произнести без зеркала сначала звук И, затемзвук У и определить, как работают губы при их произ­
несении.

7. Определить звук по беззвучной артикуляции ло­гопеда (И или У).

8. Определить по беззвучной артикуляций последо­вательность звуков, произнесенных один за другим
(И...У, У...И) и произнесенных слитно (ИУ, УИ).

9. Произнести слова (например: Ира, утро, иней, иг­ры, умный и т» д.). Определить, произнесение каких
слов начинается с растянутого (или вытянутого) положения губ.

 

10. Рассмотреть картинки, назвать их и разложить вдва ряда: в первый — картинки,' при назывании кото­
рых губы растягиваются в улыбку, во второй — вытя­гиваются вперед (например: утка, иглы, ухо, улица, ива
и т. д.).

11. По беззвучной артикуляции определить первый звук в слове и работу губ при его произнесении
(например: Инна, Уля, искра, игры, улей и т. д.).

12. По беззвучной артикуляции определить послед­ний звук в слове и работу губ при его произнесении
(например: найду, кощки, быщ, какаду, очки, пойду

13. По^ беззвучной артикуляции определить гласный звук в слове и работу губ при его произнесении
(например: бур, мир, пир, тир, шнур, бум, гул, пил и т. д.).

Определение положения кончика языка(поднят или опущен)

1. Произнести перед зеркалом звук И й определитьместоположение кончика языка.

2. Произнести перед зеркалом звук Д и определитьместоположение кончика языка.

3. Произнести перед зеркалом последовательно зву­ки И...Д и определить, при произнесении какого звука
кончик языка опущен (поднят).

4. Произнести звук И без зеркала й определить по­ложение кончика языка.

5. Произнести звук Д без зеркала и определить по­ложение кончика языка.

6. Произнести без зеркала сначала звук И, затемзвук Д и наоборот и определить положение кончика
языка при их произнесении.

7. Определить звук по беззвучной артикуляции (Иили Д).

8. Определить по беззвучной артикуляции последовательность звуков И...Д, Д...И.

9. Произнести слова (например: дом, иволга, дынядача, ива, ил, дуга и т. д.). Определить, произнесение
каких слов начинается с поднятого вверх (опущенного вниз) кончика языка. ь

10. Рассмотреть картинки, назвать Их, разложить в два ряда: в первый — картинки, при назывании кото­
рых кончик языка поднимается вверх, во второй —опускается вниз (например: дым, иглы, двор, доска, Ира
и т. д.).,.

 


11. Подобрать и назвать слова, произнесение кото­рых необходимо начать с поднятия кончика языка.

12. Подобрать и назвать слова, произнесение кото­рых необходимо начать с опускания кончика языка.

Различение узкого и широкого языка

Умение кинестетически различать узкий и широкий язык вырабатывается на звуках Н и Л, так как при их произнесении кончик языка поднят к верхним резцам. В процессе работы обращается внимание на то, что при артикуляции звука Н язык широкий, а Л — узкий. Для различения узкого и широкого языка используются уп­ражнения, аналогичные упражнениям для развития умения кинестетически ощущать различное положение кончика языка (поднят или опущен).

Упражнения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: