Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно.
/ этап. Формирование представлений
Об интонационной выразительности в импрессивной речи
В задачи этого этапа входит:
=> показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что.интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства;
=> познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.
В соответствии с выделенными задачами этого этапа работа по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи осуществляется по пяти направлениям.
© Формирование общих представлений
Об интонационной выразительности речи
Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз — без интонационного оформления текста, второй — выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняется, какое чтение больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.
Ф Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения
Логопед щкицзносит предложение с повествователь
ной интонацией и предлагает детям определить, что вы
ражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-
то). Затем уточняются звуковые средства выражения
повествовательной интонации: «Когда мы что-то сооб
щаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Со
хранение одинаковой высоты голоса на протяжении все
го повествовательного предложения сопровождается
движением руки в горизонтальном направлении и обо
значается графически так:-------- >. Затем дети придумы
вают предложения, которые можно сказать спокойно,
не изменяя голоса.
|
Логопед говорит о том, что на письме такие предложения обозначаются точкой. Демонстрируется соответствующая карточка со знаком и заучивается стихотворная строка: «Про точку можно сказать: это точка — точка-одиночка». После знакомства со знаком проводится выделение из текста повествовательных предложений. Выделяя их, дети поднимают карточки с точкой.
Примерный текст:
Два цвета
Саша нарисовал синюю собаку и красного зайца.
Папа посмотрел и удивился: «Разве бывают синие со
баки и красные зайцы?» Но у Саши было только два
карандаша. Он подумал и нарисовал красный мак и си
нюю сумку. - ■
Затем детям предлагаются различные тексты и дается задание выложить столько фишек (записать столько точек), сколько повествовательных предложений встречается в тексте.
Глава 4
Коррекция фонетико-фонематических нарушений 59
® Знакомство с вопросительной интонацией,
средствами ее* выражения !
И способами обозначения
Логопед вместе с детьми вспоминает, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния; Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически: __^-^"
|
Для обозначения вопроса предлагается знак? Демонстрируется карточка с изображённым на ней вопросительным знаком и заучивается стихотворение:
Это кривоносый
Вопросительный знак,
_ Задает он всем вопросы;
«Кто? Кого? Откуда? Как?»
После знакомства со знаком предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.
Примерный текст: -
Хомяк
..Повезло хомяку. Цопалось на глаза гнездо, а в гнезде, яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместятся. Что же делать? Значит не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть? И придумал: стал яйца носом к себе в нору перекатывать.
Затем детям предлагается при предъявлении ^текстов
и стихов выложить перед собяй ; столько j-фишек
(записать столько вопросительных знаков), сколько во
просительных цредложений встречается в речевом мате
риале. •.'■$ v
® Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения
Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями типа «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!» и т. п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:
- Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!)
- Девочка разбила любимую мамину чашку. Как
она воскликнула? (Ах!)
- Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура!)
И т. д.
Затем детям снова последовательно показываются подобранные картинки и дается задание:' назвать слово, соответствующее данной картинке. Потом логопед спрашивает: «Как мы говорим эти слова: спокойно или громко, восклицая?» После этого детям показывается, что восклицательно можно произнести и целое предложение. Уточняется, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически следующим образом: / *
|
Затем детям предлагается придумать восклицательные предложения. Для обозначения восклицания дается соответствующий знак: «Восклицание мы будем обозна-
Глава 1