5. «Ступеньки». |
ДАдДА
ДА/ VДА |
да/\да
АЗА АЗА
АЗА/\ АЗА
АЗА / \ АЗА
АЗА / \ АЗА
4. «Укачивание» (имитация укачивания ребенка, куклы).
А А А А А А
\аЛаЛаЛаЛа/Ч
¥ |
У.
У |
\
М М М М М М
6. Проговаривание стихотворений, соблюдая изме
нения голоса по высоте.
Бьют часы,
Бьют часы: диньТ-дан-1-донЛ
На дереве, на веточках
Воробышки сидят:.,.
«Чирик[-чирик,i чирикХ-чирик,i
ЧирикТ-чирик» Л — кричат.
Бежал ручей по камешкам — БежалХ бежалЛ бежалЛ Потом в глубокой лужице — ?' Лежал,7 лежал.Т лежалЛ
Дали туфельку слону,,Т Взял он туфельку однуХ И сказал: «Нужны поширеЛ И не две, а все четыре» Л
(С. Маршак)
7. «Вопрос — ответ».
Дети делятся йа две группы, произнося текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.
- Ну, Весна, как дела? (высоко)
- У меня уборка, ("низко)
Глава 1
Коррекция фонетико-фонематических нарушений
- Для чего тебе метла? (высоко)
- Снег мести с пригорка, (низко)
(О. Высотская)
- Это кто? Это кто
По дороге скачет? (высоко)
- Это наш озорной
Непоседа-мячик, (низко)
- Где купили вы, синьор,
Этот красный помидор? (высоко)
- Вот невежливый вопрос:
Это собственный мой нос! (низко)
- Выл сапожник? (высоко)
- Был. (низко)
- Шил сапожки? (высоко)
- Шил. (низко)
- Для кого сапожки? (высоко)
- Для пушистой кошки, (низко)
- Почему корова эта
Маленького роста? (высоко)
- Это же — ребенок,
Это же — теленок, (низко)
(А. Шибаев)
8. Пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя
высоту голоса.
9. Пение песен (например: «Елочка», «Веселые гу
си», «Петушок», «Голубые санки» и т. д.).
Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в направлении 1) от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале, 2) от овладения определенными видами ин-
|
тонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.
Работа по формированию интонационной выразительности в экспрессивной речи проводится по четырем направлениям.^
© Работа над$ижтонационной выразительностью повествовательного предложения
Так как оформление повествовательной интонации во многом обусловлено изменением высоты ударного слога, большое внимание уделяется выделению ударного слога и работе над ритмикой слова. Поскольку в предложениях, составляющих единое целое — синтагму, как и в слове, можно выделить предударную—ударную или предударную—ударную—заударную части, то работа над ритмикой слова имеет своей целью обучение оформлению различных по отношению к ударению частей слова с помощью соответствующих звуковых средств (изменения высоты голоса, длительности гласных звуков). В процессе работы детям предлагается проговаривать сопряженно с логопедом, повторять за ним, произносить самостоятельно различный речевой материал.
Упражнения