Коррекция фонетико-фонематических нарушений 89





 


слушайте, как он звучит» (четко и длительно произно­сит звук, сравнивая его с каким-либо неречевым звуча­нием. Например: «С—С—С—С — течет из крана струй­ка воды»). Затем, экранируя лицо и чередуя правильное и дефектное произношение, логопед произносит слоги различной структуры, с различными гласными; слова, в которых нужный звук встречается в разных по трудно­сти фонетических условиях. Ребенок, услышав дефект­ное произношение звука, поднимает флажок, сигнали­зируя об этом.

Затем проводится игра «Капризный телефон»./Один ребенок — ведущий. Остальные дети, имеющие норма­тивное или отличное от ведущего дефектное произноше­ние звука, получают картинки, названия которых со­держат как правильно произносимые детьми звуки, так и заданный звук. Логопед предлагает игру: «Сейчас мы будем звонить Кате по телефону и рассказывать, какие картинки у нас есть. Только вот телефон иногда ка­призничает. Катя должна внимательно слушать и опре­делить, капризничал телефон иди нет. Если телефон ра­ботает хорошо, то Катя услышит, что все звуки в слове произнесены верно. Если телефон капризничает, то Ка­тя услышит, что не все звуки в слове произнесены пра­вильно». Взяв телефонную трубку и закрыв нижнюю часть лица экраном, каждый ребенок называет громко и четко свою картинку. Ведущий определяет, правильно или нет было произнесено слово. Если ведущий ошиба­ется, то он уступает свое место другому ребенку, и игра продолжается.

2. Распознавание дефектного произношения, анало­гичного собственному, в чужой речи.

Работа проводится в той же последовательности и теми же приемами. Но при этом логопед имитирует произношение, аналогичное дефектному произношению ребенка, или просит детей, имеющих такой же, как у ведущего, дефект, назвать свои картинки.


// этап. Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне

В связи с тем что четкие фонематические представ­ления о звуковой составе языка способствуют совершен­ствованию правильного произношения (особенно в про­цессе автоматизации звуков речи), в задачу этого этапа входит развитие функций фонематической системы.

Формирование фонематических функций осуществ­ляется в двух направлениях: развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) и развитие фоне­матического анализа и синтеза.

Работа на этом этапе начинается с последовательно­го уточнения произносительного и слухового образов от­рабатываемого звука и ведется по трем направлениям.

Ф Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения

При уточнении правильной артикуляции звука, на­пример С, обращается внимание на работу артикуля-торных органов при его произнесении: губы растянуты в улыбке, кончик языка располагается за нижними резцами. Для закрепления зрительного образа звука де­тям предлагаются изображения-символы:

- губы, растянутые в улыбку;

- язык с опущенным вниз кончиком.

Формирование умения кинестетически ощущать по­ложение кончика языка (приподнят или опущен) осу­ществляется в процессе сравнения звука С со звуком Т. С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется центральная узкая и холодная воздушная струя, голосовые складки не вибрируют. Слуховой образ звука С сравнивается с не-



Глава 1




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: