Развитие лексико-грамматического строя речи






 


На начальных этапах отрабатываются наиболее про­дуктивные конкретные значения слова (например, бе­жит мальчик), затем контекстуальные значения, менее продуктивные (например, бежит ручей), и, наконец, переносные значения {бежит время).

Развитие лексической системности и семантических полей

Развитие лексической системности осуществляется на основе усвоения структуры значения слова, овладе­ния парадигматическими связями слов.

Развитие • лексической системности предполагает и организацию семантических полей по различным при­знакам. Нормирование лексической системности тесно связывается с развитием логических операций класси­фикации, сериации, анализа, синтеза, сравнения, обоб­щения.

На начальном этапе работы проводится группиров­ка, объединение слов по тематическим признакам. В дальнейшем осуществляется дифференциация слов внутри семантического поля, выделение ядра, перифе­рии, установление парадигматических связей на основе противопоставления, аналогии.

При овладении каждым новым словом оно вводится в определенное семантическое поле, уточняются его свя­зи с другими словами данного семантического поля, об­ращается внимание на то, почему это слово объединя­лось с другими словами.

® Формирование

Синтагматических связей слова

Формирование синтагматических связей слова пред­полагает точное употребление слова в речевом потоке, в словосочетаниях и в предложениях.

При разработке методики логопедической работы но формированию синтагматических связей слова мы опи-


рались на современные представления лингвистики об основных синтаксических единицах языка и речи в ело* восочетании и предложении (В. В. Виноградов, Е. Н. Смольянинова, Е. С. Скобликова, В. Л. Сухотин, Г. А. Золотова, Н. Н. Прокопович и др.).

С лингвистической точки зрения «словосочетание — синтаксическая единица, состоящая не менее чем из двух структурно-семантически организованных компо­нентов — главного (стержневого) и зависимого, участ­вующая опосредованно — через предложение — в ком­муникации и являющаяся минимальным фрагментом связной речи» (Е. Н. Смольянинова).

Словосочетание одновременно является единицей языка и речи.

Словосочетание, обладая синтаксическими свойст­вами, в то же время связано с лексикой и морфологиче­ским уровнем языка.

С психолингвистической точки зрения овладение словосочетанием в онтогенезе позволяет расширять и закреплять синтагматические связи между словами, ва­лентности слов, способствует усвоению и закреплению правил грамматического строя речи, является условием усвоения все более усложняющейся структуры предло­жения, в частности, условием перехода от простого не­распространенного предложения к распространенному. Закрепление словосочетаний облегчает более быстрый выбор слова, так как на основе синтагматических свя­зей одно слово как бы по цепочке «вытягивает» другое слово.

В процессе логопедической работы проводится за­крепление двухкомпонентных, бинарных словосочета­ний, в основном глагольных и именных. Наречные сло­восочетания оказались слишком трудными для дошкольников.

Особое внимание уделяется развитию валентности частей речи, особенно развитию валентности глагола, который выполняет предикативную функцию в выска-



Глава 2




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: