Развитие лексико-фамматического строя речи 139




Утром дети приходят в детский сад, а вечером... Сначала гостей встречают, а щтом При встрече здороваются, а при расставании... Вечером ложатся в кровать, а утром...

4. Сравнить:

по вкусу: г$р%ицу и мед;

по цвету: снег и сажу;

по высоте:'Дерево и цветок;

по ширине:" дорогу и тропинку;

по возрасту: юношу и старика;

по весу: гирю и пушинку;

по размеру: дом и шалаш.

5. К данным словам придумать слова-«неприятели».
Предлагается следующий речевой материал:

а) имена существительные: день, утро, восход, вес­
на, зима, добро, друг, грязь, жара, мир, правда, радость,
вдох, выдох, польза, грязь;

б) имена прилагательные: больной, белый, высокий,
веселый, темный, горький, добрый, здоровый, новый, мо­
лодой, острый, толстый, широкий, сухой, смелый,
твердый, чистый, яркий, красивый, хороший;

в) глаголы: войти, говорить, взял, нашел, забыл,
уронил, насорил, ложиться, одеваться, мириться, опус­
кать, помогать, смеяться, залететь, закрывать,
включать, входить, хвалить, заснуть, разрешить;

г) наречия: близко, редко, медленно, рано, темно,
низко, легко, можно, нельзя, трудно, радостно, много,
плохо, сухо, широко, ярко, высоко, чисто, мокро, светло,
быстро.

6. Игра «Скажи наоборот».

Используются слова: большеменьше, тяжелеелегче, вышениже, быстреемедленнее и др.

Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего мень­ше?



Глава 2


Развитие лексико-грамматического строя речи



 


Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже? Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче? Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

7. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Логопед называет слово и бросает мяч одному из де­тей. Поймавший мяч ребенок должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бро­сить мяч обратно логопеду.

Одеть(раздеть), бросить(поймать), поло­жить(убрать), купить(продать), поднять(опустить), спрятать(найти), дать(взять), налить(вылить).

Развитие синонимии

С целью развития синонимии предлагаются сле­дующие задания.

1. Выбрать из трех слов два слова-«приятеля»:

а) среди имен существительных: дом, солдат, боец;
конь, собака, лошадь; дом, улица, здание;

б) среди имен прилагательных: грустный, печаль­
ный, глубокий; храбрый, звонкий, смелый; веселый,
крепкий, прочный; слабый, неловкий, неуклюжий;
большой, красивый, огромный;

в) среди глаголов: взять, схватить, идти; думать,
ехать, соображать; торопиться, спешить, ползти; ра­
доваться, веселиться, наряжаться.

2. Придумать слова-«приятели» к данным словам:

а) к именам существительным: здание(дом),
хворостина
(прут), печаль(грусть), конь
(лошадь), солдат — (боец), приятель(друг);

б) к глаголам: льется(течет), глядеть
(смотреть), торопиться(спешить);


в) к прилагательным: крошечный(маленький), смелый(храбрый), прекрасный(красивый).

3. Придумать предложение с каждым из слов-
«приятелей».

Пища'кормеда; грузношабагаж; чело­векнезнакЦмМцгость; большойгромадныйогромный; быстрыйскорыйстремительный; не­ловкийнеуЦлюжийнескладный.

4. Игра «На что похоже?»

Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения).

Белый снег похож на (что?)...

Синий лед похож на...

Густой туман похож на...

Чистый дождь похож на...

Блестящая на солнце паутина похожа на... "

Слова для справок: вата, пух, стекло, белый дым, слезы, серебро.

5. Игра «Закончи предложение» (подбери сравне­
ние).

Земля покрыта снегом, как... Лед блестит у берега, как... Туман стелется над озером, как... Дождинки текут по лицу, как...

6. Объяснить, чем отличаются слова. Подобрать
картинки к каждому слову.. Придумать предложения со
словами.

Шитьвязать, мытьстирать, лежатьспать, кластьставить, чиститьподметать, лежатьстоять, строитьчинить, нестивез­ти, рисоватьраскрашивать.


imtMtifir'fS iiin"*ri?tini



Глава 2




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: