Развитие лексико-фамматического строя речи






 


Незнайка. Этот фрукт овальный. Продавец. А какой он на вкус? Незнайка. Этот фрукт кислый. Продавец. Наверное, вы хотели купить лимон. Незнайка. Правильно, я хотел купить лимон. Он фрукт, желтый, овальный и кислый.

47. Игра «Магазин "Овощи"».
Продавец. Что вы хотите купить?
Покупатель. Мне нужны огурцы.
Продавец. У нас есть только большие огурцы.
Покупатель. А маленьких огурчиков у вас нет?
Продавец. Я выберу вам огурцы поменьше.
Покупатель. Большое спасибо. Мне нужно два кило­
грамма огурцов.

Аналогичным образом проводится работа со словами кабачки (большие — маленькие), морковь (крупная — мелкая).

48. Игра «Магазин "Фрукты"».
Продавец. Что вы хотите купить?

Покупатель. Мне нужны сливы. У вас есть спелые сливы?

Продавец. Сливы неспелые, зеленые. Но у нас есть спелые абрикосы.

Покупатель. Тогда взвесьте мне, пожалуйста, два ки­лограмма абрикосов.

Продавец. А что вы еще хотите купить?

Покупатель. Еще мне нужны красные яблоки.

Продавец. У нас есть только зеленые яблоки.

Покупатель. А они сладкие или кислые?

Продавец. Яблоки зеленые, но сочные и сладкие.

Покупатель. Тогда я куплю один килограмм яблок.


49. Игра «Назови ласково» (закрепление согласова­
ния прилагательного с существительным, образование
уменьшительных форм прилагательных).

Логопед произносит часть фразы, а дети ее заканчи­
вают. ж. • '

Цветок красный, а цветочек... (красненький).

Яблоко сладкое, а яблочко... (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка... (синенькая).

Груша желтая, а грушка... (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко... (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко... (тепленькое).

Цыпленок пушистый, а цыпленочек... (пушис­тенький).

Дом низкий, а домик... (низенький).

Морковь вкусная, а морковочка... (вкусненькая).

50. «Исправь ошибки» (работа над пониманием рас­
пространенных предложений).

Логопед говорит: «Незнайка придумывал предложе­ния по картинкам и все перепутал. Помогите Незнайке исправить ошибки».

Коза принесла корм девочке.

Чашка разбила Лену.

Мяч играет с Сашей.

Дорога едет^по машине.

Вова разбил стеклом мяч.

Оля с картинкой рисуют папу.

Мама несет сумку в капусте.

51. Составление предложений по опорным словам.
Запись графической схемы предложения.

а. На тему «Транспорт». Машина, ехать, дорога. Самолет, небо, летит, высоко. Корабль, большой, волны, плывет.



Глава 2


Рекомендуемая литература


 


Шоссе, автомобиль, по, мчится. Магазин, около, мотоцикл, остановился.

б. На тему «Зима».
Дети, снеговик, слепили.
Дети, санках, на, катаются.
Снежки, мальчики, в, играют.
Земля, покрыть, снег.
Снежинки, падать, тихо.

в. На тему «Весна».
Греет, солнце, жарче.
Деревьях, на, почки, появляются.
Окном, за, тает, снег.
Капает, крыш., с, капель.
Солнце, на, тают, сосульки.


 

1. Аркин Е. А. Дошкольный возраст.— М., 1948.

2. Белова-Давуф[Р.А. Причины недоразвития импрессив-
ной и экспрессивной речи у детей дошкольного возраста
// Нарушение речи у дошкольников. — М., 1972.

3. Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей до­
школьного в^раста с недоразвитием речи // Нарушение
речи у дошкольников. — М., 1972.

4. Белыпюков В. И. Взаимодействие анализаторов в про­
цессе восприятия и усвоения устной речи..— М., 1977.

5. Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи/ —
М., 1983.

6. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1934.

7. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. —М.,
1961.

8. Гуровец Г. В., Маевская С. И. К генезису фонетико-
фонематических расстройств // Обучение и воспитание
детей с нарушениями речи. — М., 1982.

9. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников.
— М., 1981.

10. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи
// В защиту живого слова. — М., 1966.

11. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М„ Филичева Т. Б. Пре­
одоление общего недоразвития речи у дошкольников. —
М., 1990.

12. Залевская А. А. Вопросы организации лексикона чело­
века в лингвистических и психолингвистических иссле­
дованиях. — Калинин, 1978.

13. Зиндер Л. Р. Общая фонетика. — М., 1979.

14. Исследование речевого мышления в психолингвистике /
Под ред. Е. Ф. Тарасова. — М., 1985.

15. Караулов Ю. Н. Частотный словарь семантических
множителей русского языка. — М., 1980.



Рекомендуемая литература


Рекомендуемая литература



 


16. Карпова С. Н., Колобова И. Н. Особенности ориентиров­
ки на слово у детей. — М., 1978.

17. Клименко А. П. Лексическая системность и ее психо-
лингвистическое изучение. — Минск, 1974.

18. Комлев Н. Г. Компоненты содержательной структуры
слова. — М., 1969.

19. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие
функций мозга ребенка (Роль двигательного анализато­
ра в формировании высшей нервной деятельности). —
М., 1973.

20. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического изуче­
ния нарушений речи. — Л., 1990.

21. Леонтьев А. А. Психологическая структура значения //
Семантическая структура слова. — М., 1971.

22. Лопатина Л. В. Методика исследования экспрессивной
речи детей дошкольного возраста, страдающих стертой
формой дизартрии // Изучение и коррекция речевых
расстройств. — Л., 1987.

23. Лопатина Л. В. Характеристика и структура речевого
дефекта у дошкольников со стертой дизартрией. Осо­
бенности механизмов, структуры нарушений речи и их
коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и
двигательной недостаточностью. •— СПб., 1996.

24. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их
нарушение при локальных поражениях мозга. — М.,
1968.

25. Лурия А. Р. Язык и сознание. — М., 1975.

26. Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей,
страдающих легкими формами дизартрии и функцио­
нальной динамией // Расстройства речи и методы их
устранения. — М., 1976.

27. Сахарный Л. В. Введение в психолингвистику. — Л.,
1989.

28. Святозарова Н, Д, Интонационная система русского
языка. — Л., 1982.

29. Серебрякова Н. В. Сравнительный анализ формирования
семантических полей у дошкольников с нормальным и


нарушенным развитием // Актуальные проблемы обу­чения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития. — СПб., 1995.

30. Серебрякова Н. В. Особенности ориентировки на семан­
тическую структуру слова у дошкольников со стертой
формой дизартрии // Проблемы детской речи: Сборник.
— СПб., 1999. *

31. Сизова Э. Я. Нейрофонетическая характеристика боко­
вого сигматйшиа // Психические и речевые нарушения
у детей и пути их коррекции. — Л., 1976.

32. Сизова Э. Я., Макарова Э. К. О механизме бокового сиг-
матизма // Психические и речевые нарушения у детей.
Вопросы реабилитации. — Л., 1979.

33. Соботович Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у де­
тей дошкольного возраста и методы их преодоления //
Педагогические пути устранения речевых нарушений у
детей. — Л., 1976.

34. Соботович Е. Ф„ Чернополъская А. Ф. Проявления стер­
тых дизартрии и методы их диагностики // Дефектоло­
гия. 1974. № 4. -

35. Спирова Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с
недостатками речи. —М., 1967.

36. Уфимцева Н. В. Опыт экспериментального исследования
развития словесного значения // Психолингвистические
проблемы семантики. — М., 1983.

37. Цейтлин С. Н. Детские словообразовательные иннова­
ции. — Л., 1986.

38. Черемухина Г. А., Шахнарович А. М. Детское слово­
творчество и синтаксическая теория словообразования
// Психолингвистические проблемы общения и обуче­
ния языку. — М., 1976.

39. Чиркина Г. В. Дети с нарушением артикуляторного ап­
парата. — М., 1969.

40. Чиркина Г. В. Обследование звуковой стороны речи. Об­
следование понимания речи // Методы обследования
нарушений речи у детей. — М/, 1982.



Рекомендуемая литература


 

 


41. Чистович Л. А., Кожевников В. А., Алякринский В. В. и
др.
Речь, артикуляция и восприятие. — М.; Л., 1965.

42. Шахнаровин А. М. К проблеме исследования формиро­
вания и развития понятий // Психолингвистические
проблемы общения и обучения языку. — М., 1976.

43. Штерн А. С. Артикуляторные таблицы (методическая
разработка для развития навыка аудирования и тести­
рования слуховой функции). — Л., 1984.

44. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность.

— Л., 1974.

45. Элъконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.

— М., 1969.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие....„,............................................................ 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: