ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ
Развитие словоизменения у дошкольников со стертой формой дизартрии осуществляется с учетом онтогенетической последовательности появления форм слова у детей (дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа, закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного — сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами, предложного падежей).
Как уже отмечалось, развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.
Здесь приведены лишь те задания и игры, которые не предлагались выше.
![]() |
Дидактические игры и задания
1. Игра «Что в магазине?» (на дифференциацию существительных единственного и множественного числа).
У взрослого один предмет, у ребенка («на прилавке магазина») несколько предметов.
Логопед. У меня яблоко, а в магазине?
Ребенок. А в магазине яблоки. Логопед. У меня огурец, а в магазине? Ребенок. А в магазине огурцы. И т. д.
ВАРИАНТ ИГРЫ
Логопед. У мина яблоко, а в магазине много... (?)
Ребенок. А в магазине много яблок.
2. Игра «Убираем урожай» (закрепление формы ви
нительного падежа существительных).
Логопед объясняет детям, что овощи убирают по-разному: морковь, свеклу, репу, редис дергают; огурцы, помидоры, горох срывают; картофель выкапывают. Затем логопед показывает картинки овощей и просит детей ответить на вопрос: «Как убирают данный овощ?»
Дети составляют предложения типа: Морковь дергают. Картофель копают. Капусту срезают. Горох срывают. Свеклу дергают. И т. д.
|
3. Игра «Огород» (закрепление формы винительного
падежа существительных).
Логопед предлагает детям «посадить» овощи, затем спрашивает каждого ребенка, что он делает.
- Лена, что ты сажаешь? (Я сажаю огурцы)
- Ира, что ты посадила? (Я посадила редис)
- Вова, что ты посадишь? (Я посажу капусту) и т. д.
4. Игра «Кто подберет больше слов?» (закрепление
формы винительного падежа существительных).
Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.
- Что можно сшить? (Платье, пальто, сарафан,
рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)
- Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф,
кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)
Глава 2
штопать? (Носки, чулки, варежки,
- Что можно
шарф и т. д.)
- Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки,
платок, косынку и т. д.)
- Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шу
бу, плащ, юбку, колготки и т. д.)
- Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапо
ги и т. д.)
- Что можно «надвинуть» на голову? (Шапку, фу
ражку, панаму, кепку и т. д.)
Побеждает тот, кто подобрал больше слов.
5. Игра «Охотник и пастух» на тему «Дикие и домашние животные» (закрепление формы винительного падежа существительных).
На доске выставляются картинки: слева — охотника и пастуха, справа — домашних и диких животных.
- Кто изображен на картинках слева? (Пастух,
охотник)
- Что делает пастух? (Пастух пасет домашних
животных)
- Что делает охотник? (Охотник охотится на ди
ких животных)
Логопед предлагает детям поместить картинки с изображением домашних и диких животных под соответствующими картинками пастуха и охотника. Затем логопед задает вопросы, указывая на картинки с изображением животных.
|
- Пастух пасет кого? (Корову, лошадь, овцу...; коров,
лошадей, овец...)
- Охотник охотится на кого? (На зайца, белку, вол
ка...; на зайцев, белок, волков...)
6. Игра «Что без чего?» на тему «Мебель, посуда,
транспорт, одежда» (закрепление формы родительного
падежа существительных). ■