СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ




ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ

Развитие словоизменения у дошкольников со стер­той формой дизартрии осуществляется с учетом онтоге­нетической последовательности появления форм слова у детей (дифференциация именительного падежа единст­венного и множественного числа, закрепление форм ви­нительного, родительного, дательного, творительного — сначала беспредложных, затем конструкций с предло­гами, предложного падежей).

Как уже отмечалось, развитие лексики тесно связа­но с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

Здесь приведены лишь те задания и игры, которые не предлагались выше.

Дидактические игры и задания

1. Игра «Что в магазине?» (на дифференциацию су­ществительных единственного и множественного числа).

У взрослого один предмет, у ребенка («на прилавке магазина») несколько предметов.

Логопед. У меня яблоко, а в магазине?


Ребенок. А в магазине яблоки. Логопед. У меня огурец, а в магазине? Ребенок. А в магазине огурцы. И т. д.

ВАРИАНТ ИГРЫ

Логопед. У мина яблоко, а в магазине много... (?)

Ребенок. А в магазине много яблок.

2. Игра «Убираем урожай» (закрепление формы ви­
нительного падежа существительных).

Логопед объясняет детям, что овощи убирают по-разному: морковь, свеклу, репу, редис дергают; огурцы, помидоры, горох срывают; картофель выкапывают. За­тем логопед показывает картинки овощей и просит де­тей ответить на вопрос: «Как убирают данный овощ?»

Дети составляют предложения типа: Морковь дерга­ют. Картофель копают. Капусту срезают. Горох сры­вают. Свеклу дергают. И т. д.

3. Игра «Огород» (закрепление формы винительного
падежа существительных).

Логопед предлагает детям «посадить» овощи, затем спрашивает каждого ребенка, что он делает.

- Лена, что ты сажаешь? (Я сажаю огурцы)

- Ира, что ты посадила? (Я посадила редис)

- Вова, что ты посадишь? (Я посажу капусту) и т. д.

4. Игра «Кто подберет больше слов?» (закрепление
формы винительного падежа существительных).

Логопед предлагает детям назвать как можно боль­ше слов, отвечая на вопросы. При этом можно исполь­зовать предметы или картинки.

- Что можно сшить? (Платье, пальто, сарафан,
рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку
и т. д.)

- Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф,
кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку
и т. д.)


 

Глава 2

штопать? (Носки, чулки, варежки,

- Что можно
шарф и т. д.)

- Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки,
платок, косынку
и т. д.)

- Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шу­
бу, плащ, юбку, колготки
и т. д.)

- Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапо­
ги
и т. д.)

- Что можно «надвинуть» на голову? (Шапку, фу­
ражку, панаму, кепку
и т. д.)

Побеждает тот, кто подобрал больше слов.

5. Игра «Охотник и пастух» на тему «Дикие и до­машние животные» (закрепление формы винительного падежа существительных).

На доске выставляются картинки: слева — охотни­ка и пастуха, справа — домашних и диких животных.

- Кто изображен на картинках слева? (Пастух,
охотник)

- Что делает пастух? (Пастух пасет домашних
животных)

- Что делает охотник? (Охотник охотится на ди­
ких животных)

Логопед предлагает детям поместить картинки с изображением домашних и диких животных под соот­ветствующими картинками пастуха и охотника. Затем логопед задает вопросы, указывая на картинки с изо­бражением животных.

- Пастух пасет кого? (Корову, лошадь, овцу...; коров,
лошадей, овец...)

- Охотник охотится на кого? (На зайца, белку, вол­
ка...; на зайцев, белок, волков...)

6. Игра «Что без чего?» на тему «Мебель, посуда,
транспорт, одежда» (закрепление формы родительного
падежа существительных). ■




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: