Развитие лексико-грамматического строя речи 127





 


       
   

Глаголы

Содержание III этапа логопедической работы

Существительные
Образование глаголов про­странствен­ного значения с приставка­ми С, У, ПО, ПОД, ОТ, ПЕРЕ, ЗА, ДО

Прилагательные

Образование на­званий профессий женского рода

1. Образование притяжатель­
ных прилагательных с суф­
фиксом И с чередованием
(волчий, собачий, медвежий)

2. Образование относитель­
ных прилагательных с суф­
фиксами Н, ЯНН, БНН, АН,
AT

3. Образование уменьши­
тельно-ласкательных прила­
гательных с суффиксом
ЕНЬК

4. Образование прилагатель­
ных с суффиксами ЮЩ,
ЧИВ, ЛИВ

Работа над словообразовательными аффиксами осу­ществляется следующим образом: i

1) образование слов с заданным значением с помо­
щью логопеда (например, дается задание назвать ласко­
во предметы или одним словом назвать маленькие
предметы: косичка, лисичка). При этом подбираются
слова с одинаковыми словообразующими аффиксами (по
значению и звучанию);

2) выделение общей морфемы;

3) закрепление значения аффикса;

4) анализ звукового состава морфемы;

5) самостоятельное образование слов с данным аф­
фиксом.

При формировании словообразования широко ис­пользуется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:

- сравнение ряда слов с одинаковым словообразую­щим аффиксом: 'уточняется, что общего в этих сло­вах по значению и по звучанию;


- сравнение родственных слов (мотивирующего и про­изводного): определяется, чем сходны и чем отли­чаются эти слова.

Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов рекомендуется использовать графиче­ские схемы слов^Пш* этом вначале составляется графи­ческая схема корневой морфемы, а затем к ней добав­ляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной афф*жс.

© Уточнение грамматического значения слова

Значение слова представляет собой единство лекси­ческого и грамматического значений. «Объединяя в себе лексическое и грамматическое значения, слово принад­лежит к определенной части речи, выражает в своем со­ставе все предопределяемые системой данного языка грамматические значения» (Русский язык. Энциклопе­дия).

Уточнение грамматического значения слова являет­ся важным условием формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

В процессе коррекционной работы проводится уточнение наиболее доступных для дошкольников грамматических значений: категориального значения различных частей речи (существительного, глагола, прилагательного), одушевленности и неодушевленности, числа и рода существительных и прилагательных, неко­торых падежных значений существительных.

С целью уточнения грамматических значений детям предлагается ответить на вопросы, подобрать вопрос к слову, подобрать слова, характеризующие отнесенность к определенному грамматическому значению (например, он, она, оно), включить слово в словосочетание, предло­жение.

По каждому из направлений логопедической работы используется определенная система методов и приемов.


 

Глава 2

При разработке данной методики были использова­ны в модифицированном виде некоторые приемы и ме­тоды, описанные Н. В. Уфимцевой, С. Н. Карповой, И. Н. Колобовой, Г. А. Черемухиной, А. М. Шахнарови-чем, Л. В. Сахарным, А. И. Ильиным и др.

Предлагаемые задания могут варьироваться в зави­симости от этапа работы, общелогопедических задач и программы развития и воспитания детей в детском саду. „ Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования, в данную методику включены за­дания на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова и овладение сис­темой грамматических значений, закрепление связей между словами;

Дидактические игры

И задания

По формированию лексики

1. Развитие лексико-семантических ассоциаций

С целью развития смысловых и вербальных ассо­циаций детям предлагались следующие задания.

1. Назвать слово как можно быстрее.

Логопед дает детям следующую инструкцию: «Я бу4 ду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово| какое припомните (или какое первым придет в голову)»* Слова называются по одному. Предлагаются существи| тельные конкретного и абстрактного значения, глаголь прилагательные, наречия.

Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, см* лость, цвет.

Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеять ся, падать, поднимать.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: