Развитие лексика-грамматического строя речи






 


зывании. Развитие валентности глагола необходимо осуществлять как в словосочетаниях, так и в предложе­ниях.

В процессе развития синтагматических связей слова учитывается уровень развития грамматического строя речи дошкольников со стертой формой дизартрии, а также онтогенез речи.

Развитие глагольных словосочетаний и валентности глагола проводится в определенной последовательности, а именно:

а) словосочетание, включающее глагол и существи­
тельное в винительном падеже без предлога (например,
несет сумку);

б) словосочетание, состоящее из глагола и существи­
тельного в дательном, творительном, родительном па­
деже без предлога (дарит маме, чистит щеткой);

в) словосочетание, включающее глагол и предложно-
падежную конструкцию (идет к дому).

Среди именных словосочетаний большое внимание уделялось следующим:

существительное + прилагательное (красный мак);

существительное в именительном падеже + сущест­вительное в косвенном падеже (хвост лисы).

® Развитие словообразования

В процессе формирования словообразования основ­ное внимание необходимо уделять организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой. Закрепление этой связи осуществляется на основе опре­деления общего, сходного значения слов с общей мор­фемой, выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.

Заключительным этапом работы является опериро­вание морфемами в процессе лексико-семантических


упражнений, т. е. в экспрессивной речи ребенка, закре­пление словообразовательных моделей, их генерализа­ция.

Логопедическая работа включает словообразование существительных-, прилагательных и глаголов.

Формирование словообразования осуществляется по­следовательно-параллельно в три этапа:

I этап — закрепление словообразования наиболее
продуктивных моДвлей;

II этап — работа над словообразованием менее про­
дуктивных моделей;

III этап — уточнение значения и звучания непро­
дуктивных словообразований.

Содержание I этапа логопедической работы

 

Существительные Прилагательные Глаголы
Образование умень­шительно-ласкатель­ных существитель­ных с суффиксами К, ИК, ИЧК, ЧИК Образование притя­жательных прилага­тельных с суффик­сом ИН 1. Дифференциация совершенного и не­совершенного вида 2. Дифференциация возвратных и невоз­вратных глаголов

Содержание II этапа логопедической работы

Прилагательные
Глаголы

Существительные

1. Образование уменьшительно- ласкательных суще­ ствительных с суф­ фиксами ОНЬК, ЕНЬК, ЫШБК, ЫШК 2. Образование су­ ществительных с суффиксами НИЦ (сахарница), ИНА (виноградина)
  1.Образование глаголов с при­ ставками В, ВЫ, НА, ВЫ 2. Образование глаголов про­ странственного значения с при­ ставкой ПРИ

 

1. Образование притя­
жательных прилага­
тельных с суффиксом И
без чередования (коро­
вий, лисий)

2. Образование относи­
тельных прилагатель­
ных с суффиксами
ЯНН, АН, ЕНН, Н

3. Образование качест­
венных прилагатель-
ных с суффиксом ОВАТ



Глава 2




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: