зывании. Развитие валентности глагола необходимо осуществлять как в словосочетаниях, так и в предложениях.
В процессе развития синтагматических связей слова учитывается уровень развития грамматического строя речи дошкольников со стертой формой дизартрии, а также онтогенез речи.
Развитие глагольных словосочетаний и валентности глагола проводится в определенной последовательности, а именно:
а) словосочетание, включающее глагол и существи
тельное в винительном падеже без предлога (например,
несет сумку);
б) словосочетание, состоящее из глагола и существи
тельного в дательном, творительном, родительном па
деже без предлога (дарит маме, чистит щеткой);
в) словосочетание, включающее глагол и предложно-
падежную конструкцию (идет к дому).
Среди именных словосочетаний большое внимание уделялось следующим:
существительное + прилагательное (красный мак);
существительное в именительном падеже + существительное в косвенном падеже (хвост лисы).
® Развитие словообразования
В процессе формирования словообразования основное внимание необходимо уделять организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой. Закрепление этой связи осуществляется на основе определения общего, сходного значения слов с общей морфемой, выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.
Заключительным этапом работы является оперирование морфемами в процессе лексико-семантических
упражнений, т. е. в экспрессивной речи ребенка, закрепление словообразовательных моделей, их генерализация.
Логопедическая работа включает словообразование существительных-, прилагательных и глаголов.
Формирование словообразования осуществляется последовательно-параллельно в три этапа:
I этап — закрепление словообразования наиболее
продуктивных моДвлей;
II этап — работа над словообразованием менее про
дуктивных моделей;
III этап — уточнение значения и звучания непро
дуктивных словообразований.
Содержание I этапа логопедической работы
Существительные | Прилагательные | Глаголы |
Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами К, ИК, ИЧК, ЧИК | Образование притяжательных прилагательных с суффиксом ИН | 1. Дифференциация совершенного и несовершенного вида 2. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов |
Содержание II этапа логопедической работы
Прилагательные |
Глаголы |
Существительные
1. Образование уменьшительно- ласкательных суще ствительных с суф фиксами ОНЬК, ЕНЬК, ЫШБК, ЫШК 2. Образование су ществительных с суффиксами НИЦ (сахарница), ИНА (виноградина) |
1.Образование глаголов с при ставками В, ВЫ, НА, ВЫ 2. Образование глаголов про странственного значения с при ставкой ПРИ |
1. Образование притя
жательных прилага
тельных с суффиксом И
без чередования (коро
вий, лисий)
2. Образование относи
тельных прилагатель
ных с суффиксами
ЯНН, АН, ЕНН, Н
3. Образование качест
венных прилагатель-
ных с суффиксом ОВАТ
Глава 2