Развитие лексико-грамматического строя речи 111





 


ский, А. А. Леонтьев, Н. А. Уфимцева, А. М. Шахнаро-вич, Г. А. Черемухина, Л. В. Сахарный, А. Р. Лурия, С. Н. Карпова, И. Н. Колобова и др.).

Слово представляет собой основной элемент языка и речи и рассматривается с различных сторон: с точки зрения лингвистической, психологической, психофи­зиологической, психолингвистической. Но при любом подходе подчеркивается важность изучения прежде все­го семантической стороны слова. Исследование значе­ния слова представляет большой интерес, так как зна­чение является ключевым моментом процесса речевого общения, восприятия и передачи информации, оно яв­ляется основой речевого мышления.

По мнению Л. С. Выготского, значение слова есть обобщение и понятие: «Обобщение и значение слова суть синонимы». Значение слова, по Л. С. Выготскому, это единство обобщения и общения, коммуникации и мышления. Он рассматривал значение слова как дина­мический процесс: «Значение есть путь от мысли к сло­ву».

Эта же сторона значения слова подчеркивается А. А. Леонтьевым: «Значение как психологический фе­номен есть не вещь, но процесс». А. А. Леонтьев связы­вает динамическую сторону значения слова с процессом порождения речевого высказывания. Значение слова за­висит от различных факторов речи: ситуативных, кон­текстуальных и др.

Значение слова имеет сложную структуру. С одной стороны, слово является обозначением определенного предмета, соотносится с конкретным образом предмета; с другой стороны, слово обобщает совокупность предме­тов. На значение слова оказывает влияние связь с дру­гими словами. Слово приобретает оттенки значения в зависимости от контекста, от ситуации речи, от отно­шения говорящего.


В качестве основных компонентов (аспектов) значе­ния слова выделяются прежде всего следующие (по В. В. Богданову, Н. Г. Комлеву, Н. Я. Уфимцевой):

- денотативный, т. е. отражение в значении слова
особенностей денотата;

- понятийн%0, или лексико-семантический, отра­
жающий связи слов в языковой системе, формирование
понятия. \

Указанные аспекты значения определяются реаль­ной действительностью, особенностью человеческого мышления и структурой языковой системы.

Эмоциональное отношение самого человека к значе­нию слова проявляется в виде особого аспекта, назван­ного «коннотацией», — коннотативный компонент значения слова.

Значение слова в процессе речи всегда обусловлено различными типами ситуаций, контекстов. В связи с этим слово в целом включает в себя совокупность зна­чений слова в различных ситуациях, контекстах. Зна­чение слова в процессе речевого высказывания, таким образом, во многом обусловлено контекстом (Л. В. Са­харный), что и определяет контекстуальный аспект (компонент) значения слова.

Чрезвычайно важным является вопрос о развитии значения слова у детей (Л. С. Выготский, А. А. Ле­онтьев, Н. В. Уфимцева, А. М. Шахнарович). Так, Л. С. Выготский подчеркивал, что в процессе развития ребенка значение слова изменяется: «Всякое значение слова во всяком возрасте представляет обобщение. Но значения слов развиваются. В тот момент, когда ребе­нок впервые усвоил новое слово, связанное с определен­ным значением, развитие слова не закончилось, а толь­ко началось: оно является вначале обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа ко всем


 

Глава 2

высшим типам обобщения, завершая этот процесс обра­зованием подлинных и настоящих понятий».

На начальных этапах овладения речью слово, «совпадая со «взрослым» словом по отнесенности к дан­ному конкретному предмету, отличается от него по от­несенности к социальной действительности (по идеаль­ному содержанию) и, что особенно важно для нас, по субъективному содержанию», — утверждал А. А. Ле­онтьев. И продолжал: структура значения слова в раз­ные возрастные периоды является «различной даже при внешнем тождестве семантической стороны слова».

Развитие значения слова у детей тесно связано с развитием познавательной деятельности и отражает процесс формирования понятий. Так, Л, С. Выготский отмечал: «Сознание отображает себя в слове, как солнце в малой капле воды. Слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. Оно и есть малый мир сознания». \f Л. С. Выготский выделил несколько этапов разви­тия понятийного обобщения у ребенка и эксперимен­тально доказал связь развития понятий с овладением семантикой слова. По данным Л. С. Выготского и А. М. Шахнаровича, каждому этапу развития психиче­ского отражения свойственны и определенные уровни овладения семантикой слова.

Эти авторы выделяют три уровня отражения (обобщения): образ (представление), псевдопонятие (переходное явление от образа к понятию) и понятие.

Способом обобщения, которое предшествует поня­тию, является представление. Представлению соответст­вует и определенная семантика слова в речевой дея­тельности (слово-наименование, обозначающее конкрет­ный, индивидуальный предмет).

В процессе овладения понятием ребенок учится вы­делять в предметах главные, существенные признаки, классифицировать предметы на основании признаков,




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: