Развитие лексико-грамматического строя речи






 


Например:

Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф),

Я низкий, толстый и серый (бегемот).

Я маленький, серенький; с длинным хвостиком^ (мышонок).

Я грозный, большой, с длинной гривой (лев).

Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами% (верблюд).

14. Уточнение значения слов-существительных.
Логопед называет слово и просит детей рассказать,!

что это за предмет, дать его характеристику (внешний^ вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из; каких элементов состоит, его функция, т. е. как ис­пользуется).

Например: лопатапредмет, чтобы копать зем- \ лю; тяжелая, ручка деревянная, а сама из металла...

Детям предлагается вспомнить случаи из жизни,! когда они пользовались этим предметом.

15. Объяснение значения слов-глаголов.

Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово:

а) дети показывают действие с помощью движений,
мимики, пантомимики;

б) припоминают случаи из собственного опыта, ко­
гда они выполняли эти действия (например: шить
пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм
для новогоднего праздника);

в) с целью актуализации припоминания событий ре­
бенок может вспоминать мысленно («про себя»), а на
бумаге фиксировать каждое действие схематичным ри­
сунком.

16. Назвать другие действия, которые входят в со­
став исходного.

Шить — брать иголку и нитку, продевать, втыкать, протыкать, вытаскивать, натягивать, смотреть.


Прыгать — разбежаться, толкнуться, вытягивать ноги, лететь, приземляться, дышать, отдыхать.

17. Объяснение значения слов-прилагательных. Например: красный — что значит это слово?

Б. Развитир фнтонимии

С целью развития антонимии рекомендуются сле­дующие заданий, игры и упражнения.

1. Выбрать из трех слов два слова-«неприятеля».
Предлагаются слова — существительные, глаголы,

прилагательные.

Друг, печаль, враг. Ночь, сутки, день. Радость, радостный, печаль. Поднимать, опускать, брать. Давать, продавать, отдавать Покупать, продавать, отдавать. Говорить, идти, молчать. Высокий, большой, низкий. Длинный, большой, короткий. Большой, низкий, маленький. Белый, длинный, черный. Короткий, маленький, длинный. Тяжелый, длинный, легкий. Хороший, светлый, плохой.

2. Выбрать из 3—4 слов одно, противоположное по
смыслу исходному слову.

Холодильник(мороженое, электроплита, лам­па, снеговик).

Карандаш(тетрадь, ручка, резинка, альбом). Клей(ножницы, кисточка, бумага, карандаш). Душ(мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой).


 

Глава 2

Сахар(чай, арбуз, лимон, чайник). Микрофон(утюг, наушники, гитара, магнито­фон). ''''""■'' ' '■ "■■" ;" •' ■'*'■' '•■ ■ ■ Молоток(топор, клещи, рубанок, гвоздь). Обогреватель(сумка, пылесос, вентилятор, утюг).

Спички(свечка, сковорода, огнетушитель, пли­та).

3. Закончить предложение и назвать слова-«непри­ятели».

Слон большойкомар... Камень тяжелый, а пушинка... Золушка добрая, а мачеха... Зимой погода холодная, а летом... Сахар сладкий, а горчица... Дерево высокое, а куст... Дедушка старый, а внук...) Суп горячий, а компот... Сажа черная, а снег... Лев смелый, а заяц... Молоко жидкое, а сметана... Река широкая, а ручеек... Работать трудно, а отдыхать... Днем светло, а ночью... Сегодня весело, а вчера было... Заяц скачет быстро, а черепаха ползает... Переходя улицу, сначала посмотри налево, а по­том...

Кричат громко, а шепчут... Я больна, но скоро буду... Я живу близко от реки, а мой друг... Продавец продает, а покупатель... Друзья часто ссорятся, но легко... Легко заболеть, но трудно... Воспитатель спрашивает, а дети...




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: