Развитие лексико-грамматического строя речи






 


мом — детский сад. Дети любят гулять и играть. Нужно сделать для них детскую площадку: качели, горку... А где мы сделаем сквер? (Между детским садом и школой.)

А что еще можно разместить справа от дороги? (Кинотеатр, магазин.)

Итак, что мы разместили слева от дороги? Справа от дороги? Что мы построили между высоким домом и школой? А что находится между детским садом и высо­ким домом?

А теперь покажем движение по улице. Автобус идет направо от нас. (Ребенок размещает картинку или макет автобуса.) Такси движется налево от нас, а грузовик едет впереди автобуса.

Итак, куда едут грузовик, автобус, такси?

27. «Игра в неделю» (закрепление предложно-
падежных конструкций).

В игре принимают участие семеро детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Логопед предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели. Затем задает, например, такие вопросы: «Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»

Аналогичным образомч проводится игра в части су­ток, игра во времена года и т. п.

28. Игра «Расположим красиво мебель в нашей
комнате» на тему «Мебель» (закрепление предложно-
падежных конструкций).

Используется игрушечная мебель. Игра может про­водиться в двух вариантах.

I вариант. Предлагается картинка, изображающая комнату. Логопед задает вопросы о расположении в ней различных предметов (мебели) и просит детей в ответах использовать слова справа, слева, спереди, позади.


Затем дети расставляют игрушечную мебель на ма­кете так же, как на картинке. При этом они комментда руют свои действия: «Поставим стул слева от стола» и т. д.

II вариант. Дети самостоятельно располагают иг­рушечную мебеш>*в комнате. При этом логопед задает вопросы типа: «Где находится шкаф по отношению к столу?», «Где\расположен торшер по отношению к шкафу?» и т. д."

29. «Игра в поезд» (закрепление нредложно-
падежных конструкций, дифференциация лредлогов В,
НА, ПОД).

На доске выставляется макет поезда. Логопед гово­рит:

- Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить пред­ложение со словом В. Во втором вагоне — вещи, про ко­торые можно придумать предложение со словом НА, а в третьем — со словом ПОД.

Логопед показывает картинки. Дети придумывают предложения и помещают картинки в соответствующие «вагоны». Например, картинка «Мяч лежит на стуле» помещается во второй вагон, картинка «Цветы стоят в вазе» — в первый вагон, а картинка «Туфли стоят под стулом» — в третий вагон.

30. Игра в лото (закрепление и дифференциация
предлогов В, НА, ПОД, НАД).

У детей карточки лото и фишки с изображением схем предлогов:

в
НАД
НА

под



Глава 2
Развитие лексико-грамматического строя речи

 


На карточках лото изображено по два предмета: один внутри другого, один на или под другим предме­том. Логопед называет пары предметов (например, мяч и стул). Дети находят картинку с этими предметами и закрывают ее соответствующей схемой предлога, назы­вая расположение мяча (мяч под стулом)..

31. Игра «Сделай правильно» (закрепление пред-
ложно-падежных конструкций).

Логопед показывает схемы предлогов. Дети распола­гают предметы (мяч и ящик, карандаш и книга, пенал и ручка и др.) по отношению друг к другу в соответст­вии со схемой предлога.

32. Игра «Различай предлоги».

На доске схемы предлогов В, НА, ПОД, НАД и их буквенные обозначения. У детей картинки, на каждой из которых изображено по два предмета с различным пространственным расположением. Дети называют рас­положение предметов и помещают свою картинку под соответствующей схемой предлога.

33. Игра «Правильно подними карточку».
Логопед называет словосочетания с предлогами В,

НА, ПОД, НАД. Дети поднимают карточку с соответст­вующей схемой предлога.

34. Игра «Скажи наоборот» (закрепление дифферен­
циации предлогов, обозначающих направление движе­
ния: В — ИЗ, НА — С, К — ОТ).

Логопед называет предложение и просит детей ска­зать наоборот.

Мальчик положил мяч в ящик.Мальчик вынул мяч из ящика.

Девочка налила воду в графин. -...

Мама положила яблоки на стол. —...


Брат поставил лампу на тумбочку. -... Машина подъехала к дому. —... Дедушка подошел к забору. —...

35. Составление рассказа по графической схеме.

На доске выставляется ряд различных схем предло­гов. Логопед пр^дЙагает детям по данному ряду соста­вить рассказ на тему, например: «Как Вова гулял», «Прогулка на велосипеде», «Куда ездила машина».

В
ИЗ
К
ПО
ОТ

ЧЕРЕЗ

ЗА
ИЗ-ЗА

ВОКРУГ

36. Игра «Машина едет по дороге» (закрепление предложно-падежных конструкций).

Детям предлагается макет дороги, по которой «поедет» машина. С одной стороны дороги — гараж, с другой — база (или магазин). Вдоль дороги располага­ются макеты разноцветных домиков, горки, сквера, мостика.

Игра может проводиться в нескольких вариантах.

I ВАРИАНТ. Логопед дает инструкцию, например:
«Машина объехала вокруг красного дома». Дети
«регулируют» движение машины в соответствии с дан­
ной инструкцией.

II вариант. Логопед помещает машину на макете в
определенное место. Дети определяют, где «едет» ма-
щина (машина выехала из гаража, машина подъехала к
зеленому дому, машина переехала через мост*, машина


Глава 2




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: