чать вот таким знаком!» Заучивается стихотворение про восклицательный знак:
Чудак — восклицательный знак. г Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: «Ура! Долой! Караул! Разбой!»
После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком.
Примерный текст:
Самый важный
«Я самый важный! Я всех бужу», — говорил будильник. «Я важнее! Всех вожу! — говорил автобус. «А я важнее вас! Я построил этот дом», — говорил подъемный кран. Высоко сияло солнце. Услышало оно этот спор и сказало: «Мне сверху все видно. Послушайте, что я скажу: важнее всех человек!»
Затем при предъявлении текстов и стихов дети выкладывают перед собой столько фишек (записывают столько восклицательных знаков), сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале.
© Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи
Логопед повторяет с детьми, какие виды интонаций они знают: «Вспомните, как мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное дроговарива-ние, вопрос, восклицание; повторяются стихотворения о
вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям дается задание определить интонацию предложений в тексте. На каждый интонационный тип предложения поднимается карточка с соответствующим грамматическим знаком. Примерный, текст:
1 * Сорока и мышь
- Мышка-трусишка, ты треска боишься?
- Ни крошеЧки не боюсь!
- А громкого свиста?
- Ни капельки не боюсь!
- А страшного рева?
- Нисколечки не боюсь!
- А чего же ты боишься?
- Да тихого шороха.
Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.
|
// этап. Формирование
Интонационной выразительности в экспрессивной речи
В задачи этого этапа входит:
=> формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи;
=> последующая их дифференциация в экспрессивной речи.
В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости, модуляции.
Глава 1
Коррекция фонетико-фонематических нарушений
Упражнения
По развитию силы голоса
узо- УЗА-АЗУ-УЗУ- |
АУ-АИ-0И- УА- |
АУИ-ОУИ- |
ОУА-УЭИ- |
1. Удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса):
У— | —У |
и— Л | —и Л |
и— | —и |
3------ 3
— ше- |
2. Усиление голоса (беззвучная артикуляция пот — тихо — громко):
тихо |
3. Ослабление голоса (громко беззвучная артикуляция):, •
УУуу ВВвв
0-0 о о ЗЗзз
Ак*АА Ж Ж Ж ж
ИИии Э9ээ
ОУ ОУ оу оу УЖИ УЖИ ужи ужи
АИ АИ аи аи ОУИ ОУИ оуи оуи
ОИ ОИ ои ои АЗА АЗА аза аза
ЭУ ЭУ эу эу ЭУИ ЭУИ эуи эуи
ABA ABA aba aba
4. Те же упражнения, но без паузы:
ОоОО
аААА
иИИИ
эЭЭЭ
уУУУ
вВВВ
зЗЗЗ
ауи ауи АУИ АУИ оуи оуи ОУИ О¥И оуа оуа ОУА ОУА эуи эуи ЭУИ ЭУИ aba aba ABA ABA аза аза АЗА АЗА
ууУУ зЗЗЗ ауауАУАУ |
УУуу ЗЗзз
АУаУауау
5. Усиление и ослабление голоса без паузы, на од-
|
юм выдохе:
уУУУУУу зЗЗЗЗЗз
аза азаАЗААЗААЗАазааза ужуужуУЖУУЖУУЖУужуужу
Глава 1
-*■