Глава 1 КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ




ПРЕОДОЛЕНИЕ

РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

У ДОШКОЛЬНИКОВ

(КОРРЕКЦИЯ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ)

Учебное пособие

Санкт-Петербург

Издательство РГПУ им. А. И. Герцена

Издательство «СОЮЗ»


ПРЕДИСЛОВИЕ

Среди детей дошкольного возраста распространен­ным речевым нарушением является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми нарушениями, на­пример, с заиканием, общим недоразвитием речи. В на­стоящее время эта речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах.

Стертая дизартрия представляет собой сложное ре­чевое расстройство, характеризующееся комбинаторно-стью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто со­провождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грам­матического компонентов речевой функциональной сис­темы, вызывая вторичные отклонения в их развитии.

Эти расстройства затрудняют процесс школьного обучения детей. Своевременная же коррекция наруше­ний речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к усвоению школь­ных знаний.

В связи с этим знание современных представлений о симптоматике и механизмах стертой дизартрии, о мето­дах ее коррекции является чрезвычайно важным для подготовки учителей-логопедов. Недостаточная разрабо­танность проблемы коррекции нарушений при стертой дизартрии вызвала необходимость создания пособия, сполняющего имеющиеся пробелы в изучении данной формы речевой патологии.

Данное пособие состоит из двух глав.

В первой главе раскрываются основные теоретиче­ские подходы к изучению и коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного воз­раста, излагаются особенности этих нарушений и мето­дики их преодоления.

Во второй главе приводятся данные об особенностях лексико-грамматического строя речи и методика лого­педической работы по его развитию у данной категории детей с позиций психолингвистического подхода.


Глава 1 КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

1.1. ОСОБЕННОСТИ фОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У дОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой дизартрии, отмечается, что фо­нетические нарушения являются распространенными, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляторными расстройствами и пред­ставляют значительные трудности для дифференциаль­ной диагностики и коррекции. Эти нарушения оказы­вают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексиче­ской, грамматической), затрудняют процесс школьного обучения, снижают его эффективность (Г. В. Гуровец, С. И. Маевская, Р. И. Мартынова, Л. В. Мелехова, Е. Ф. Соботович и др.).

ОСОБЕННОСТИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ

При исследовании особенностей фонетических на­рушений у детей со стертой дизартрией нами учитыва­лись следующие теоретические положения:

• Современные научные представления о симптома­тике и структуре речевого дефекта при стертой дизарт­рии.

Наиболее стойкими, выраженными, ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стертой дизарт­рией являются нарушения фонетической стороны речи, имеющие свой специфический механизм, отличающий­ся от механизмов дислалии. Нарушения звукопроизноения и просодических компонентов речи, обусловлен­ные органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, отрицательно влияют на формирова­ние фонематической, а также лексико-грамматиче-ской сторон речи (Р. И. Мартынова, Л. В. Мелехова, И. И. Панченко, Э. Я. Сизова, Э. К. Макарова, Ё. Ф. Со-ботович, О. А. Токарева).

• Психофизиологические механизмы овладения звукопроизношением в норме.

Во многих исследованиях отмечается, что воспри­ятие звуков речи и их воспроизведение — это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса (Н. X. Швачкин, Н. И. Жинкин, Д. Б. Эльконин, И. А. Зимняя, В. И. Бельтюков и др.). Звуковые едини­цы рассматриваются в трех аспектах: перцептивном, ар-тикуляторном, акустическом. Чтобы овладеть правиль­ным произношением, ребенок должен прежде всего четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляторный аппарат, в результате работы которого образуются единицы данной языковой системы. Реали­зация этого процесса у детей со стертой дизартрией пока недостаточно изучена, что вызывает необходимость изу­чения как артикуляторных возможностей ребенка, так и особенностей восприятия и распознавания звуков ре­чи.

• Взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферы ребенка.

Учитывая сложность диагностики стертой дизарт­рии, следует принимать во внимание взаимосвязь меж­ду состоянием речи и моторной сферы ребенка. В по­следнем случае имеется в виду не только степень сформированности артикуляторной моторики, но и уро­вень развития тонкой дифференцированной моторики кистей и пальцев рук. Еще В. М. Бехтерев пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи. Многочисленные исследования М. М. Кольцовой под­твердили данные о том, что движения руки тесно свя­заны с функцией речи. Указанная связь особенно ярко проявляется при дизартрии.

• Специфическое соотношение артикуляторных и акустических характеристик звуков речи в норме и в случаях патологии (Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, М. Зееман, В. И. Бельтюков и др.).

Артикуляторные позиции звуков речи определяют своеобразие их акустических характеристик. Любое, даже незначительное отклонение положения артикуля­торных органов приводит к динамическому изменению акустического образа звука (Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, Л. Р. Зиндер и др.).

Экспериментальное исследование, проведенное с учетом указанных положений лингвистики, психоло­гии, психофизиологии, логопедии, позволило выявить особенности фонетических нарушений у детей дошколь­ного возраста со стертой дизартрией. Для данной кате­гории детей характерно полиморфное нарушение звуко-произношения. Нарушение двух групп звуков (свистящих и шипящих) отмечалось у 16,7% детей, трех групп (свистящих, шипящих, Р или Л) — у 43,3% и свыше трех групп — у 40% детей. Во всех случаях отмечалось нарушение произношения группы свистя­щих звуков. Среди других групп звуков чаще оказыва­лись нарушенными шипящие звуки, Р, Л, а сохранны­ми — заднеязычные звуки и звук Й.

Анализ экспериментальных данных показал, что количественная характеристика нарушений произноше­ния различных фонетических групп звуков у детей со стертой дизартрией не совпадает с количественной ха­рактеристикой неправильного произношения звуков ре­чи у дошкольников в целом (М. А. Александровская). Если у детей-дошкольников, по данным М. А. Алекандровской, количество нарушений определяется арти­куляторной сложностью звуков, то у детей со стертой дизартрией эти соотношения несколько иные. Наиболее распространенными у дошкольников со стертой дизарт­рией являются нарушения произношения свистящих звуков. За ними следуют нарушения произношения шипящих звуков. Менее распространенными оказыва­ются нарушения произношения соноров Л и Р. Указан­ные количественные соотношения не объясняются толь­ко различной артикуляторной сложностью звуков. Так, свистящие звуки акустически близки между собой в от­личие от других групп звуков (В. И. Бельтюков). Ши­пящие звуки, хотя и являются сходными акустически, но они все же более акустически противопоставлены, чем свистящие звуки. Наиболее яркими в акустическом плане являются соноры. Они начинают различаться од­ними из первых даже тогда, когда еще не усвоены в произношении (Н. X. Швачкин).

Таким образом, своеобразие количественных дефек­тов произношения звуков у детей со стертой дизартрией определяется соотношением и акустических и артику-ляторных характеристик различных групп звуков. Группы акустически близких звуков усваиваются хуже, чем группы звуков акустически более ярких, хотя и бо­лее сложных по артикуляции. Такое соотношение мож­но объяснить наличием у детей со стертой дизартрией определенных нарушений слухового восприятия речи, в связи с чем акустическая близость звуков оказывает от­рицательное влияние на усвоение правильного произ­ношения.

Нарушения в произношении звуков проявлялись следующим образом:

- нарушения звукопроизношения, характеризую­щиеся одинаковым видом искажений различных групп звуков (23,3%). При этом чаще всего наблюдалось меж­зубное и боковое произнесение различных групп звуков;

нарушения звукопроизношения, характеризую­щиеся различным видом искажений звуков (33,3%), например, межзубный сигматизм и боковой ротацизм;

- искажения и отсутствие различных групп звуков (33,7%), например, межзубный сигматизм и отсутствие звуков Р, Л;

- искажения и замены различных групп звуков (6,7%), например, межзубный сигматизм и замена звука Ч звуком Т.

Таким образом, наиболее характерным для детей со стертой дизартрией являются нарушения произноше­ния, проявляющиеся одновременно в искажении и от­сутствии различных групп звуков. На втором месте по распространенности стоят звукопроизносительные на­рушения, характеризующиеся различным видом иска­жений нескольких групп звуков. Далее следуют нару­шения произношения, характеризующиеся одинаковым видом искажений различных групп звуков. Менее рас­пространенными оказываются звукопроизносительные расстройства, проявляющиеся в одновременных иска­жениях и заменах звуков. В общей сложности искаже­ния звуков (одинакового, разного вида, в сочетании с отсутствием и заменами) отмечаются у всех детей. Слу­чаи только замен и отсутствия звуков не наблюдались. Одним из важнейших условий для правильного


формирования звукопроизношения является достаточ­ное развитие речевой моторики. Чтобы правильно про­износить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизво­дить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений. Особенно­сти речевой моторики у детей со стертой дизартрией обусловлены нарушением функции тех двигательных нервов, которые участвуют в артикуляции.

Исследование артикуляторной моторики показало, что у всех детей со стертой дизартрией имеются нару­шения функции мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного, лицевым, подъязычным и языко глоточ-ным нервами.

При исследовании функции тройничного нерва ока­залось, что большинство детей были не в состоянии вос­произвести движения для челюстей в полном объеме. Выполняемые ими движения характеризуются неточно­стью, приблизительностью, выполняются с наличием синкинезий, выражающихся в дополнительных движе­ниях губ и языка. Часть детей не смогли выполнить движения челюстью из стороны в сторону, заменив их активными движениями губ или языка в ротовой по­лости. И лишь у незначительного количества детей от­мечалось нарушение только объема заданного движе­ния.

Исследование функции лицевого нерва показало, что у всех детей имелись движения мышц артикуляторной мускулатуры, иннервируемых этим нервом. Однако для части детей характерно выполнение движений не в пол­ном объеме, неточно, с пониженным мышечным тону­сом, при наличии синкинезий. Во всех случаях отмеча­лась и трудность удержания артикуляторной позы. Нарушение функции лицевого нерва проявлялось в не­возможности или трудности выполнения и мимических движений.

Исследование функции подъязычного нерва показа­ло, что не все дети имеют движения мышц, иннерви­руемых этим нервом. Значительные трудности вызыва­ют такие движения, как высовывание языка и удержание его в спокойном состоянии, поднимание и опускание кончика языка, удержание языка в широком и узком состоянии. Выполнение этих движений харак­теризуется нарушением объема выполняемых движе­ний, беспокойством языка, тремором кончика языка, пониженным мышечным тонусом, наличием синкине­зий, трудностью удержания заданнойпозы.
Исследование функции языковлоточного нерва по­казало, что в большинстве случаев для детей со стертой дизартрией характерно недостаточное поднятие мягкого неба, в ряде случаев с отклонением маленького язычка в сторону. Задания, связанные с переключением движе­ния совершались с трудом, при длительных поисках ар­тикуляции, в неполном объеме, медленном темпе, с по­явлением сопутствующих движений в мимической мускулатуре, с нарушением легкости, плавности, с воз­никновением персевераций и перестановок. В значи­тельной степени нарушенной оказалась возможность од­новременного выполнения движений. В большинстве случаев совершались быстрые, беспорядочные движения языком, иногда движения языка заменялись движе­ниями головы вперед.

Таким образом, у детей со стертой дизартрией ока­зывается нарушенной как статика, так и динамика ар-тикуляторных движений. Среди движений, отражаю­щих состояние статической координации, наиболее сложными для выполнения являются произвольные движения языка, динамической координации — вос­произведение одновременных движений. Нужно отме­тить, что прослеживается взаимосвязь между динамиче­ской организацией двигательного акта артикуляторных органов и кистей и пальцев рук. Динамическая органи­зация двигательного акта кистей и пальцев рук в боль­шинстве случаев характеризуется трудностью или не­возможностью быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений, наличием добавочных движе­ний, персевераций, перестановок, нарушений оптико-пространственной координации.

У дошкольников со стертой дизартрией наряду с дефектами звукопроизношения имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения, которые проявляются в сле­дующем:

- в отсутствии или трудностях дифференциации ин­тонационных различий на практическом, неосознанном
уровне (у 53,3 и 40% детей соответственно),

- в недостаточной их сформированности на практическом уровне (13%),

- в замене вопросительной интонации повествова­тельной при одинаковой силе голоса (33%),

- в изменении силы голоса при попытке воспроизве­сти вопросительную интонацию (13%),

- в переносе логического ударения на другое слово впредложении (3%),

- в воспроизведении всех предложений только с од­ной интонацией (вопросительной),

- в попытке необоснованного и неоднократного по­вышения и понижения голоса внутри фразы (1%).

При этом наиболее сохранной является имитация вопросительной и повествовательной интонации. Вос­приятие и самостоятельное воспроизведение интонаци­онной структуры, предполагающее в данном случае слухопроизносительную дифференциацию повествова­тельной и вопросительной интонации, вызывает значи­тельные трудности у детей. При этом процесс слуховой дифференциации интонационных структур оказывается более нарушенным, чем процесс их самостоятельной реализации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: