Статические упражнения
по развитию артикуляторной моторики
Эти упражнения направлены на выработку необходимого объема движений, подвижности органов артику-ляторного аппарата, силы, точности движений, на формирование умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении. Развитие статики артикуляторных движений строится с учетом работы основных групп мышц, придающих артикуляторным органам нормативный для русской фонетической системы арти-куляторный уклад, а также в зависимости от характера дефекта.Так, например, при формировании нормативного тикуляторного уклада звука С при выполнении статических артикуляторных упражнений осуществляется активизация следующих мышц:
1. Двубрюшной, челюстно-подъязычной и подбородочно-язычной мышц (опускают нижнюю челюсть
вниз):.
- открыть |>от, подержать его открытым под счет от1 до 5—7, закрыть.
2. Крылонебной наружной мышцы (опускает и выдвигает нижнюю челюсть вперед, сближая фронтально
ряды верхних и нижних резцов):
- приоткрыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать ее в таком положении в течение 5—7 секунд, вернуть в исходное положение.
3. Квадратной губной нижней (оттягивает нижнююгубу книзу) и верхней (подглазничная ветвь) (поднимаетверхнюю губу вверх) мышц:
- оттянуть нижнюю губу книзу, удержать под счетот 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
- поднять верхнюю губу, удержать под счет от 1 до5—7, вернуть в исходное состояние.
4. Мышц смеха и щечных мышц (осуществляют оттягивание углов рта кзади):
- растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5—7,
вернуть в исходное состояние;
- растянуть в улыбке только правый (левый) уголокгубы, обнажив при этом верхние и нижние резцы,удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходноеположение.
|
(скуловая ветвь) |
5. Квадратной губной верхней мышцы (оттягивает углы губ вверх): -т поднять поочередно сначала правый, затем левый уголок губы, губы при этом сомкнуты, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние.
6. Поперечных вертикальных мышц (расслабляясь, способствуют утолщению и расширению средней и зад
ней части спинки языка):
- высунуть кончик языка, помять его губами, произнося слоги па-па-па-па. После произнесения последнего слога оставит рот приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении под счет
от 1 до 5—7;
- высунуть кончик языка между зубами, прикусывать его зубами, произнося слоги ma-ma-ma-ma. После
произнесения последнего слога рот оставить приоткрытым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком
положении под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное
положение.
7. Шилоязычной мышцы (осуществляет подтягивание вверх и расширение средней и задней части спинки
языка, поднимает край передней части спинки языка,способствуя образованию узкой продольной щели по
центру языка):
- положить кончик языка на верхнюю губу, зафиксировать такое положение и удерживать его под счет от
1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
- поместить кончик языка под верхнюю губу, зафиксировать его в таком положении, удерживать под
счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
- прижать кончик языка к верхним резцам, удерживать заданное положение под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
|
- движение «слизывания» кончиком языка с верхней губы внутрь ротовой полости за верхние резцы.
8. Подъязычно-язычной (оттягивает язык вниз, придавая ему тоническую устойчивость, способствует расширению средней и задней части спинки языка), челю-стно-подъязычной, подбородочно-язычной (несколько опускает переднюю часть спинки языка, способствуя образованию продольного «желобка» по спинке языка) и двубрюшной мышц:
- беззвучно, длительно, на выдохе тянуть звук И;
- беззвучно "произносить звук И, одновременно нажимая боковыми зубами на боковые края языка (это
упражнение не только способствует расширению средней и задней части спинки языка, но и является своеоб
разным приемом массажа при паретичном состоянии мышц боковых краев языка; в случае одностороннего
пареза в зависимости от локализации поражения весь язык смещается вправо или влево, и боковыми зубами
прикусывается соответствующая боковая сторона языка);
- открыть рот, положить кончик языка на нижнюю губу, зафиксировать такое положение, удерживая его под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
- открыть рот, поместить кончик языка за нижнюю губу, зафиксировать такое положение языка, удерживая
его под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
- движение «слизывания» кончиком языка с нижней губы внутрь ротовой полости за нижние резцы.
9. Продольных нижних мышц (осуществляют подъем спинки языка, опускают его кончик):
- придать кончику языка положение «мостика» («горки»): прижать кончик языка к нижним резцам,
поднять среднюю часть спинки языка, боковые края языка прижать к верхним боковым зубам, удерживать
заданное положение языка под счет от 1 до 5—7, опустить язык.
|
10. Подбородочно-язычной (передние пучки) мышцы:
- подуть на кончик плоско высунутого языка (при этом можно использовать зрительный или тактильный
-г поднять поочередно сначала правый, затем левый уголок губы, губы при этом сомкнуты, удерживать под счет от 1 до 5-^7* вернуть в исходное состояние<, :
6. Поперечных вертикальных мышц (расслабляясь,
способствуют утолщению и расширению средней и зад
ней части спинки языка):
- высунуть кончик языка, помять его губами, про
износя слоги папа-па-па. После произнесения последне
го слога оставит рот приоткрытым, зафиксировав широ
кий язык и удерживая его в таком положении под счет
от 1 до 5—7;
- высунуть кончик языка между зубами, прикусы
вать его зубами, произнося слоги та-та-та та. После
произнесения последнего слога рот оставить приоткры
тым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком
положении под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное
положение. !
7. Шилоязычной мышцы (осуществляет подтягива
ние вверх и расширение средней и задней части спинки
языка, поднимает край передней части спинки языка,
способствуя образованию узкой продольной щели по
центру языка):
- положить кончик языка на верхнюю губу, зафик
сировать такое положение и удерживать его под счет от
1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
- поместить кончик языка под верхнюю губу, за
фиксировать его в таком положении, удерживать под
счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
- прижать кончик языка к верхним резцам, удер
живать заданное положение под счет от 1 до 5—7, вер
нуть в исходное состояние;
- движение «слизывания» кончиком языка с верх
ней губы внутрь ротовой полости за верхние резцы.
8. Подъязычно-язычной (оттягивает язык вниз, при
давая ему тоническую устойчивость, способствует рас-
шйрёнию средней И задней части спинки языка), челю-стно-подъязычной, подбород очно-язычной (несколько опускает переднюю часть спинки языка, способствуя образованию продольного «желобка» по спинке языка) и двубрюшной мышц:
- беззвучно, длительно, на выдохе тянуть звук И;
- беззвучно ^произносить звук И, одновременно на
жимая боковыми зубами на боковые края языка (это
упражнение не..только способствует расширению сред
ней и задней части спинки языка, но и является своеоб
разным приемом массажа при паретичном состоянии
мышц боковых краев языка; в случае одностороннего
пареза в зависимости от локализации поражения весь
язык смещается вправо или влево, и боковыми зубами
прикусывается соответствующая боковая сторона язы
ка);.
- открыть рот, положить кончик языка на нижнюю
губу, зафиксировать такое положение, удерживая его
под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
- открыть рот, поместить кончик языка за нижнюю
губу, зафиксировать такое положение языка, удерживая
его под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
- движение «слизывания» кончиком языка с ниж
ней губы внутрь ротовой полости за нижние резцы.
9. Продольных нижних мышц (осуществляют подъ
ем спинки языка, опускают его кончик):
- придать кончику языка положение «мостика»
(«горки»): прижать кончик языка к нижним резцам,
поднять среднюю часть спинки языка, боковые края
языка прижать к верхним боковым зубам, удерживать
заданное положение языка под счет от 1 до 5—7, опус
тить язык.
10. Подбородочно-язычной (передние пучки) мыш
цы:
- подуть на кончик плоско высунутого языка (при
этом можно использовать зрительный или тактильны?
Глава 1