Декомпозиция SADT-модели




SADT-модель развивается в процессе структурной декомпозиции сверху вниз.

Декомпозиция – это процесс создания диаграммы, детализирующей определенный блок и связанные с ним дуги.

Декомпозиция прекращается, когда нижний уровень достаточно детализирован для достижения цели моделирования (получены ответы на все поставленные вопросы).

SADT-диаграмма («потомки» с «родителями») стыкуется иногда с помощью кодов ICOM (по первым буквам английского алфавита): I – вход, C – управление, O – выход, М – ресурсы. На рис.7.1 показана схема декомпозиции SADT-диаграммы.

Рис.7.1 Схема декомпозиции SADT-диаграммы

Основные правила построения SADT-диаграммы

4.1.Блоки располагаются по диагонали, номер каждого блока размещается в его нижнем правом углу.

 

 

4.2.Дуги чертятся только по вертикали и горизонтали.

 

4.3.Блоки всегда должны иметь дуги управления, но могут не иметь входных или выходных дуг.

 

4.4.Дуги объединяются, если они представляют собой одни и те же данные.


а)

 

б)

 


4.5.Обратные связи рисуются:

а. циклически для одного блока

 
 

 


б. «вверх и над» - по управлению

 
 

 


в. «вниз и под» - по входу

 
 

 

 


4.6.При соединении большого числа блоков надо избегать необязательных пересечений дуг.

 
 

 

 


При пересечении дуг желательно показывать отличие одной дуги от другой.

 
 

 


Большое количество примеров построения SADT-диаграмм и правила построения их приведены в книге Горленко О.А., Мирошников В.В. «Создание систем менеджмента качества».

 


Тема 5

Иерархический анализ систем

Лекция 8

Анализ иерархии системы

Понятие об иерархическом анализе

Структурный, информационный и функциональный анализ систем методами, описанными в предыдущих лекциях, показал, что структуры большинства систем можно отнести к иерархическому типу, поэтому для исследования сложных систем применяются методы иерархического анализа. Отечественная и зарубежная практика исследования и разработок различных систем выявила, что наиболее результативным из современных методов системного анализа сложных организационных, экономических и технических систем является метод иерархического анализа, предложенный американским ученым Т. Саати и развитый в нашей стране профессорами А.В. Андрейчиковым и О.Н. Андрейчиковой (Волгоградский технический университет). Поэтому под иерархическим анализом будем понимать следующее.

Иерархический анализ системы – это метод исследования взаимоотношений и взаимодействия элементов системы и их воздействие на систему в целом на основе применения анализа иерархии.

Иерархический анализ мы будем далее применять в основном для оценки значимости процессов менеджмента качества и решения многокритериальных задач оптимизации систем в условиях неопределенности.

Метод анализа иерархии Т. Саати

Иерархический анализ систем проводится в последовательности, показанной на схеме рис.8.1.

 

Рис.8.1. Схема анализа иерархии систем по методу Т. Саати

 

Построение иерархии

Формируется решаемая проблема (задача). Для решения этой проблемы строится иерархия, включающая цель, расположенную в вершине (фокус), промежуточные уровни (критерии, процессы) и альтернативы (искомые решения), формирующие самый низкий иерархический уровень. На рис.8.2 в качестве примера приведена иерархия, построенная с целью определения значимости основных процессов организации с точки зрения удовлетворения нужд и ожидания всех заинтересованных сторон.

 

Рис.8.2. Иерархия для оценки значимости процессов организации

По международному стандарту ИСО 9004:2000 степень удовлетворенности всех заинтересованных сторон является глобальным критерием эффективности системы качества любой организации. Поэтому на рис.8.2 первый уровень иерархии (фокус) имеет одну цель: – эффективность и конкурентоспособность организации располагается на вершине иерархии (в фокусе), на втором (промежуточном) уровне располагаются заинтересованные стороны организации: – потребители; – работники; – поставщики; – владельцы; – общество. На последнем (третьем) уровне иерархии располагаются альтернативы – основные группы (классы) существующих в организации процессов: – подразделения; – менеджмента качества; – бизнес-процессов; – безопасности труда; – охраны окружающей среды. Целями третьего уровня являются удовлетворение нужд и ожиданий заинтересованных сторон, помещенных на втором уровне иерархии.

На рис.8.3 в качестве примера приведена иерархия задачи выбора оптимальной стратегии предприятия в области качества (содержание этой схемы см. на рис.11 в книге Горленко О.А., Мирошников В.В. «Создание систем менеджмента качества в организации»).

Рис.8.3. Иерархия задачи выбора оптимальной стратегии предприятия в области качества


Лекция 9



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: