«Также и OLG-E, 8, S 164 Я; 9, S 371 ff.; 11, S. 393
20 На иной точке зрения стоит OLGE, 2, S. 462, Gierke, Vereine ohne Rechtsfahig-beit, S. 9; Oertmann, Vorbem. 6, Planch-Knohe, zu § 21, 8; Lehmann, S. 394 и RGB 85, S. 260, —где признается, что имущество, служащее целям неправоспособного общества, в составе актива и пассива переходит на правоспособное общество, по не разрешаются вопросы о том, отвечают ли еще за прежние долги члены или правление неправоспособного общества и как происходит переход недвшкимостей; см. также Seuff. A.,77,Nr. 33; jut. W., 1928,3. ЗН1 (тождество, никакого правопреемства). Изложенный в тексте взгляд разделяют Holder, Вгегтапп, Tuhr, S. 588 И., Haff, S. 192, Henle, S. 419 и другие.
si Planch (zu § 65) не желает предоставлять кредиторам непосредственного права требования против общества, следовательно, рассматривает соглашение лишь как принятие на себя исполнения. Изложенное в тексте более соответствовало бы намерению чле
нов общества.
1 Однако следует иметь в виду, что под законами земель, «касающимися организации», должны пониматься только особые нормы, относящиеся к этому предмету, но не общие постановления, которые лишь попутно имеют применение также к устройству таких обществ (см. выше, § 14). См. также RGE, 81, S. 244.
la Поскольку нет особых норм имперского законодательства.
§ 101. Общие положения. I. В отношении обществ, правоспособность которых основывается на наделении их таковой государством, остаются в силе, согласно ст. 82 Вводного закона, законы земель, касающиеся организации обществ Ч Напротив того, в отношении устройства обществ, правоспособность которых не покоится на наделении их таковой государством, действуют исключительно нормы Г. У. 1а, и притом, конечно; таким образом, что безусловно применяются многочисленные императивные нормы;
во вторую очередь решающее значение имеет устав общества и в третью должны применяться восполняющие нормы Г. У. (§ 25). II. Под «устройством» мы понимаем совокупность правил, касающихся организации общества, в частности цели, местонахождения, членства, порядка вынесения решений, правления и других органов общества. Обычно эти постановления охватываются одним документом, который в более узком смысле слова можно назвать «уставом» («положением», Satzung)1б, в то время как в более широком смысле слова понятие «устава» («положения») охватывает также и не включенные в этот документ организационные нормы 2. 1. Действительность организационных норм, однако, не обусловлена письменной формой; поэтому, в особенности для их толкования 2а и дополнения, могут быть приняты во внимание также и деловые обыкновения (Observanz). Во всяком случае регистрация должна производиться только на основе письменного устава (положения), § 59; однако отсутствие письменного устава не влечет за собой ничтожности регистрации 3.
По вопросу о необходимом содержании устава (положения) зарегистрированного общества, а также о его регистрации см. выше, § 100, III, 1 и V; по вопросу об изменениях устава (положения) или цели общества см. ниже, § 104, I, 3 и 4.
2. Под местонахождением общества, при отсутствии иных определений, понимается то место, где осуществляется управление обществом, т. е. где протекает главная или основная его деятельность4 (§ 24). Иное определение местонахождения может быть дано уставом (положением) общества 4а в отношении обществ, возникающих в концессионном порядке путем законодательства земель (ст. 82).
"б Устав (положение) также является договорным соглашением, а не объективным правом. См. выше, § 29, III, 2, также, мнение Tuhr (I, S. 503 Я.), RGR. Komm. (§ 25, 2); на инойточкезрениястоятС«н*е(1,§19),Оег(тапп(§25,4)иАгспЛ RuW.Phil.(VII,S. 127), которые, исходя из идеи автономии и из понимания возникновения общества как совокупного акта, считают, что путем устава (положения) устанавливаются правовые нормы. По вопросу о применимости § 343 (снижение штрафа) см. § 105, прим 12-а.
- См, например RGE, 73, S 193, нормы, касающиеся организации общества, составляют, даже если они включены в особый документ, часть устава (положения).
-*• По вопросу о толковании устава (положения) также применяются § 133, 157. Однако толкованию поставлены границы. Поскольку устав (положение) имеет в общем значение и в отношении третьих лиц, то его можно толковать лишь ьак единое целое. Толкование, выходящее за пределы буквального текста, допустимо лишь, если его можно выявлять из самого документа. См. RGE, 181, S. 246.
5 Параграф 59 содержит лишь «норму долженствования» (Sollvorscnrilt—«должны быть приобщены»), а § 57 говорит лишь об уставе (положении), но не о форме.
1 Следовательно, например, у общества, имеющего своей целью преподавание в учебных заведениях, местонахождением будет то место, где находится учебное заведение, в то время как управление имуществом общества может быть сосредоточено в другом месте. Если общество имеет несколько точек управления, то оно имеет несколько местонахождений. См также выше, § 98, I.
*» По этому вопросу см. также Brodmann, Attienrecht, | 182, Erl. 9. Возможность произвольного местонахождения необходимо отвергнуть.
¶
________________________________.~«.. МШЦА
3, Право государства осуществлять наблюдение за обществами (Aufsichtsrecht), как право, имеющее публично-правовую природу, в,Гл»У. не затрагивается; тем самым оно предоставлено законодателштву земель. Однако закон об обществах (§ 1) отменил все неимперские полицейские ограничения права обществ и собраний, за исключением полицейских постановлений законодательства земель, установленных в целях общественной безопасности, которые все же применяются лишь постольку, поскольку дело касается предупреждения непосредственной опасности для жизни и здоровья участников собрания.
Напротив VG- (закон об обществах) возложило на политические общества известные обязанности или ограничения, которые, однако, отменены обращением 12 ноября 1918 г. В частности, правление таких обществ было обязано в пределах двух недель с момента учреждения общества представить полицейскому управлению устав (положение), равно как и список членов правления, а также сообщать об изменениях устава (положения) или состава правления в течение двух недель с момента изменения (§ 3, абз. 2 и 3); кроме того, лица моложе 18 лет не могли состоять членами политических обществ и участвовать в их собраниях, поскольку таковые не преследовали целей простого общения (§ 17). По вопросу о прекращении и лишении правоспособности см. ниже, § 106, I, 4, 5 и II. См., впрочем, выше, § 99.
Правление.
Schlossmcmn, Dogm. J, 44, S. 289 ff; Preuss, ibid, S 429; Metzges, ZBL. f. Fr. &., 2, S. 881 ff., Westmann, Rechtsstellung des aus menreren Personen bestehenden Vor-standes, 1903; Meurer, S 150 ff., Brmcher, Burg. A, 24, S. 192 ff.
Общество обязано иметь правление, которое может состоять из одного или нескольких лиц (§ 26, абз. 1) 1. Однако, в случае временного отсутствия правления, общество не теряет своей правоспособности, напротив того, согласно уставу (положению) или закону, должно последовать новое образование правления.
I. Правление образуется путем решения общего собрания членов (§ 27, абз. I)3. Впрочем,' устав (положение) может установить и иное, например предоставить образование правления Наблюдательному совету или правительственному учреждению или установить пополнение правления путем кооптации (§ 40).
1. Поскольку отсутствует требуемое число членов правления3, суд низшей инстанции обязан на время, до того как этот
1 Различие по общегерманскому праву между universitates ordinatae junordinatae, таким образом, Г. У. чуждо.
2 Часто придется признавать, что и без особого предписания в уставе (положении) в правление могут быть избираемы только члены общества. Однако это — вопрос толко вания, и он не может считаться само собой разумеющимся (как у Holder, zu § 29). С этим согласен Meurer (S. 148).
з Такое отсутствие имеется в виду как для решения неотложных дел, так и когда что-либо препятствует работе членов правления пли они упорно отказываются; на той же точке зрения стоит и Oertmann (§ 29).
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА
недостаток будет устранен, назначить дополнительных членов правления 4; однако ото должно иметь место только по заявлению - заинтересованного лица и только в случаях, не терпящих отлагательства (§ 29) 4а.
В особенности важно назначение дополнительных членов тогда, когда необходимо сделать волеизъявление в отношении общества, например заявление о прекращении договора, а членов правления нет, или когда должно быть принято важное и не терпящее отлагательства решение, а требуемое уставом для принятия решения число членов правления отсутствует. В первом случае заявление о назначении дополнительного члена или дополнительных членов может исходить от кредитора или должника, заявляющего о прекращении договора, во втором случае — от каждого члена общества, как заинтересованного в деле.
2. Для известного круга дел могут быть' выделены особые представители (которые, конечно, одновременно могут быть и членами правления), например руководители филиала, кассиры, однако только в том случае, если это допускается уставом (положением) (§ 30) 5.
Эти особые представители выделяются совершенно так же, как и правление, т. е., как правило, общим собранием членов. Они должны рассматриваться не в качестве уполномоченных, а в качестве органов, выражающих волю юридического лица, как и само правление и вышеупомянутые дополнительные члены, но, естественно, только в пределах указанного им особого круга дел. Их полномочие на представительство распространяется, в случае сомнения, на все сделки, которые обычно связаны с порученным этим представителям кругом дел 1а. Напротив того, обычные уполномоченные, доверенные, помощники, служащие не являются органами, выражающими волю общества, и назначаются, поскольку не установлено иное, правлением, а не общим собранием членов.
II. «Правление представляет общество на суде и вне суда» °.
1 По вопросу о порядке назначения см. Fr &G, § 1Я; в частности, по вопросу о жалобе против назначения или на отказ в назначении — § 19 И.
4а Возможность применения § 29 признана в отношении товариществ с ограниченной ответственностью (R&E, 68, S. 180), но не в отношении товарищества на вере (R&E, 74, S. 301) и неправоспособных обществ. У этих последних при отсутствии правления дела должны временно вестись сообща членами общества (RGE, 78, S 55). По вопросу о применимости § 29 в отношении полного торгового товарищества см. RG-E, 116, S. 118. 5 Следовательно, достаточно, чтобы назначенпе основывалось на уставе (RG-E, 70, S. 120), причем это должно быть признано уже тогда, когда устав (подлежащий истолкованию) предусматривает особое учреждение (Veranstaltung), например филиал, который вызывает необходимость в особом представителе; RG- Warn, 1915, Nr. 317, RGB, 91, S 3 ff.; 94, S. 320; 117, S. 64; Jur. W., 1930, S 2927 Впрочем, необходимо всегда на основе устава проверить, не занимает ли представитель положение только служащего (RG Warn, 1917, Nr НО). Неуверенно высказывается Silberschrmdt (Jur. W., 1918, S. 1540).
5* Выходящее за пределы этого ограничение во внутренних отношениях действует и во вне только тогда, когда третье лицо знало об этом ограничении или должно было знать (RGB, 94, S. 320, Jur. лу., 1917, S. 286).
о Из этого буквального текста, однако, следует, что может иметь место лишь совместное представительство (через всех членов правления), как это признают некоторые, ибо принцип совместного представительства не выражен и не имелся в виду, как это
ОБЩАЯ ЧАСТЬ. РАЗДЕЛ III. СУБЪЕКТЫПРАВА. ЛИЦА
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА
Оно занимает «положение законного представителя» 7. Его полномочия по представительству законом не ограничены, но могут быть ограничены уставом (положением), § 26, абз. 2 7а.
III. Вынесение решений происходит, если не установлено иное, в порядке действующих норм § 32, 34 относительно общих со браний членов; следовательно, при созыве общего собрания дол жен быть указан вопрос, по которому должно состояться решение; решает а&солютное большинство явившихся членов; ни один из членов не обладает правом голоса по вопросам о заключении с ним самим сделки или о подлежащем возбуждению против него су дебном споре (§ 28, абз. I; подробнее см. ниже, § 104).
IV. Волеизъявления, направляемые к правлению (следова тельно, также к обществу), могут быть сделаны любому члену правления 8. Это правило не может быть изменено даже уставом (§28, абз. 2; §40; см. также § 171, Abs. 3, ZPO).
явствует не только из протоколов (1,513 ел), отразивших бесспорное намерение II Комиссии, но получило свое выражение и в законе благодаря тому, что в него, в отличие от других законов (старое HGB, Art. 209, 227, 229; Gen. G, 9, 24, 25; G. uber die G. m. Ь. Н., § 6, 35) не включены нормы о том, как должно осуществляться представительство через правление; RGE, Straf. 42, S. 217, многочисленные решения Oberlandsgericht п большинство авторов другого мнения: Staudmger — Riezler, § 26, II, Risch, Gruchot, 64, S. 3 и др. Поэтому необходимо распространить норму § 28, абз. 1, о том, что при принятии решения вопрос решает большинство явившихся членов, также на совершение волеизъявлений, к тому же эта норма не дает основания усматривать ограничение, касающееся внутренних отношений, а противоположное мнение привело бы к практическим трудностям. На этой же точке зрения стоит также RGB, Straff, § 42, S. 217, и другие решения, и кроме того Эртман, Планк — Кноке и другие. Конечно, также и правление может путем решения большинства уполномочить на волеизъявление одного или нескольких членов. При сомнении необходимо признать, что председательствующий (молчаливо) управомочен делать волеизъявления, соответствующие принятым решениям.
7 Строго говоря, правление—не представитель (недееспособного) общества, а орган воли общества, наделенного волей, точнее, мыслимого в качестве субъекта воли (см. выше, § 96, III) Равным образом возможно применять по аналогии к правлению норму § 206 (План'к — Кноке, к § 26, 3). По вопросу о наименовании правления органом, выражаю щим волю общества, см. выше, § 96, прим. 2.
7«Даже если в положении не предусмотрено ограничение, полномочие по представительству не является полностью неограниченным (иначе — в отношении правления акционерного общества, согласно § 235), но охватывает только сделки, которые по существу, согласно их общей природе, входят в рамки пели общества Путем совершения сделок, которые явно лежат за пределами цели общества, правление не может обязать общество (см. также RGE, 85, S. 262; Lehmann, S 398; также Oertmann, Staudinger-Riezler, Tuhr, I, S. 527; отступает от этой точки зрения Planck, § 26, Anm. 4). Сделка, совершенная с превышением полномочий по представительству, не обязывает общество, правление отвечает перед третьим лицом по § 179. Защищаемое здесь ограничение полномочия по представительству имеет практически точки соприкосновения с теорией ultra vires английского права; см. выше, § 98, прим. 1.
8 Вследствие этого необходимо признать, что и там, где должны быть приняты во внимание осведомленность правления, недобросовестность, обман или нарушение доброй совести, является достаточной осведомленность и т. д. одного члена правления (см. также Seuff. А., 40, S. 398 ff., R.G Warn., 08, S. 475; 1912, S. I, RGE, 78, S. 354).
, * V. В отношении зарегистрированных8а обществ изменения ^-состава или новое избрание членов правления, а также возможные ограничения их полномочий по представительству и отступаю-~ щие от общего порядка постановления о вынесении решений должны быть занесены в реестр обществ (§ 67, 64). Если это не было сделано, то рни могут иметь силу против третьих лиц лишь тогда, когда положительная осведомленность о них третьих лиц может быть доказана9. Если они внесены в реестр, то третьи лица могут оправдываться незнанием лишь тогда, когда они докажут свое 'незнание, причем это незнание не может быть основано на небрежности (§ 68, 70 9а).
Факт состава правления из внесенных в реестр лиц доказывается в отношении правительственных органов свидетельством окружного суда о внесении в реестр (§ 69).
VI. Ведение правлением дел, прежде всего по вопросу об его обязанностях по отношению к обществу (внутренние отношения), регламентируется, поскольку нет иных определений, основными положениями о поручении — см. § 27, абз. 3 (§ 664—670).
Однако правоотношение, существующее между правлением и обществом, не является все же действительно поручением или, если обусловлено встречное предоставление, трудовым отношением, а правоотношением особого рода, которое ближе к служебной функции, чем к простому договорному отношению 9в. Это положение, подобное служебному, установленное уставом и законом, путем одностороннего 10 акта назначения, переносится на назначенное место, причем действительность назначения, естественно, зависит от согласия назначенного лица п. Полномочие правления выражать волю общества в качестве его органа также покоится исключительно на этом подобном служебному положении, следовательно, оно не может быть подведено под понятие доверенности, не может быть отнято от правления, пока правление существует, и может быть ограничено не иначе, как уставом.
Sa Параграфы 67, 64, 70, 68 не распространяются на незарегистрированные общества. По вопросу о том, можно ли вывести из§ 69, предлож 2, argumentum a fortiori в отношении незарегистрированных обществ, см. Biermonn, § 137, Nr. 5, Oertmann, § 68,6
Iff- (утвердительно).
9 См., впрочем, также § 71, согласно которому изменения в уставе (положении), следовательно, п ограничения и отступающие постановления, когда они основываются на изменениях устава (положения), становятся действительными лишь после внесения их
в реестр.
»а Не существует такого правила, что содержание реестра об обществах в пользу третьего лица считается правильным до тех пор, пока это лицо остается добросовестным» Следовательно, третье лпцо не может положиться на правильность записей в реестре. »б По вопросу о том, можно ли принудить правление (акционерного общества) к выполнению решения общего собрания акционеров, см. Hirsch, Z. 1. d g. HR, 95, S. 52. 1° Односторонность вытекает в особенности из того, что передача может последовать через суд (§ 29), согласие является лишь правовым условием, но не принятием предложения договора (сч. Эртман, § 26,4 в)
I1 Следовательно, здесь, как это полагает Plaxch (§ 27, 5), нет налицо особой односторонней сделки, подобной уполномочивающей, которая, в свою очередь, покоилась бы на обязательственном отношении и стояла Сы с ним, по мнению Планка, в причпншш связи (см. противоположное мнение, § 171,5).
¶
'*"
I-I
¶
ОБЩАЯ ЧАСТЬ. РАЗДЕЛ III. СУБЪЕКТЫПРАВА. ЛИЦА
VII. Правление может быть в любое время отозвано 12, чем не затрагиваются притязания его на обусловленное вознаграждение. Право отзыва не может быть исключено даже п уставом, но все же может быть ограничено необходимостью наличия серьезных оснований, как, например, грубое нарушение своих обязанностей или несоответствие своему назначению (§ 27, абз. 2).
§ 103. Ответственность общества (и других юридических лиц) за вину органов, выражающих его волю.
Klmgmuller, Haftung fur are Vereinsorgane,' 1900; Korn, в Festgabe f ur Wilke*
1900, S. 177 ff; Kruger, Haftung der juristlschen Personen aus unerlaubten Handlungen,
1901, Gwrke, Gutauhten' I. a 28 Junstentag, I, S. 192ff., Lenel, DJZ, 1902, S. 9 (f, Stengel в Hirths Annalen, 34, S. 481 fl., 561 ff., Meurer, S. 175 ff.
Вопрос о том, отвечает ли — и при наличии каких предпосылок — общество за вину правления, прочих представителей, служащих и сотрудников, был по общегерманскому праву в высшей степени спорным. Если твердо стоять на понимании, изложенном выше, в § 96, то вопрос об ответственности надлежит разрешить точно по правилам, действующим в отношении ответственности физических лиц. Однако, по Г. У., вследствие изложенных выше изменившихся основных воззрений, необходимо различать:
I. Ответственность юридического лица за его органы, выражающие его волю Ч Воля этих органов считается волей самого юридического лица, вследствие чего юридическое лицо (точно так же, как и физическое лицо) отвечает за свои собственные действия 1а. Эта норма относится не только к обществам (§ 31), но, по § 86 и § 89, также и к учреждениям и к юридическим лицам
12 Право отзыва, как правило, принадлежит тому органу, который вправе образовать правление (см. выше, 1). Однако общее собрание членов долдано было всегда при наличии серьезного основания, иметй право отзыва (спорно). На изложенной точке зрения •стоит Tuhr (I, S. 534).
1 Вопрос этот в более старых кодексах не регламентирован. Во Франции юридическое лицо отвечает за деликты своих органов по Сс, Art. 1884 (ответственность за помощников, при которой не допускается доказательств об освобождении от ответственности). Некоторые авторы признают также ответственность за собственные действия (ст. 1382), что практически равнозначаще. См. также Michouu, Nr. 266; Demogue, Obligations, III, N 350; Plamol-Rvpert, I,Nr. 93. По англо-американскому праву corporation отвечает равным образом неограниченно за agents, servants и officials. В Австрии вопрос об ответственности за органы юридического лица разрешается положительно в духе § 31 Г.У. (Ehrenzvieig, I, § 82, II). Швейцарское законодательство прямо устанавливает ответственность (ст. 55, Эггер, I к ст. 55) и при этом, так же как в Германии, без допущения доказательств об освобождении от ответственности (иначе, чем в отношении помощников, ст. 55 OR).
la RGE, 53, S. 256. На вопрос о том, отвечает ли общество за решения общего собрания членов, если путем выполнения этих решении непосредственно (без особого выступления органов в смысле § 31) причиняется ущерб, надлежит, согласно правильному взгляду (argumentum afortion), исходящему из развитого выше в § 96, III основного воззрения, ответить утвердительно. Oertmarm, § 31, 8; на иной точке зрения Tuhr, (S. 538), Плапк, Штаудингер — Риилер и другие.
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА
публичного права и должна, как это показывает приведенное выше, в § 96, обоснование, быть рассматриваема в качестве общего вытекающего из существа юридических лиц основного положения. Поэтому она должна, быть распространена также на юридические лица, как относящиеся к торговому праву, так и отнесенные к компетенции права земель 10. В частности, необходимо
отметить следующее:
1. Ответственность относится лишь к действиям «представи телей, назначенных в соответствии с уставом», т. е. правления, -члена правления 2, включая и кандидатов в члены правления, или особого, назначенного на основании устава, представителя 3 (§ 31); следовательно, она не относится к действиям других слу жащих или уполномоченных, правомочия которых основаны лишь на решениях правления или общего собрания членов, но не на
уставе.
2. «Соответствующее» (§ 89) распространение этого прин ципа на государство и на другие юридические лица публичного права предполагает, что речь идет об органах, которые занимают руководящее положение, основанное на административных нор мах организационного характера 4. Однако здесь необходимо иметь
is Следовательно, например, на акционерные общества (RG в Jur. W., 1903, Апд., S. 92), а также на товарищества с ограниченной ответственностью (OLGE, 14, S 368, RGB, 68, S. 347) и на кооперативные товарищества (RGB, 76, S. 48), но также и на полные торговые товарищества (RG, ibia). Об одном особом исключении в отношении акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью п кооперативных товариществ см. RG, 54, 128, 68, 344, 72, 293 (отсутствие ответственности юридического лица по иску о возмещении ущерба члена, вступление которого было осуществлено путем обмана со стороны правления пли выход которого из числа членов встретил препятствие по вине правления). В отношении неправоспособных обществ это основное положение не
действует. *
- Это применяется п тогда, когда представительство при сделках принадлежит толььо всем членам правления вместе (RG., Warn, 1913, S. 49 Я.; RGE, 78, S. 353, 110, S. 146; 117, S. 65; Jur. W. 1928, S. 2434).
3 В данном случае не требуется, чтобы эти особые представители были управомочены па заключение юридических сделок; достаточно даже уполномочия в порядке устава на совершение технических действий. На этой же точке зрения стоит господствующее мнение (например, RG Gruchot, 54, S. 121; RGE, 110, S 147; Tuhr, S. 540) иного мнения держится RGE (74, S. 257), и Henle, (S. 430 ff.). Следовательно, больница отвечает по § 31 за вину врача, если положение ее основано на уставе. См. также § 102, прим. 2.
* Лишь административные постановления организационного характера имеют для государства п юридических лиц публичного права аналогичное значение, как устав для кврпораций частного права. Так, с достаточным основанием RGE, 43, S 276, подчеркивает, что вопрос зависит не от самостоятельности поведения, не от представительства по сделкам как такового, но от призвания представителя к данного рода действиям силою административного предписания организационного характера (см. также RGE, 74, S. 23, RG Warn, 1912, S. 161, в то время как BGE, 70, S. 119 If. придает решающее значение •только самостоятельности и объему служебного задания); RGB, 62, S. 31 If, еще более уточняет, что только «служебное задание» должно быть регламентировано в организационном отношении, в то время как по служебному положению действующее лицо может быть вполне и представителем. Кроме того, это положение лица должно быть руководящим. Дело в том, что у государства и т. д. имеются административные постановле -
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА
ввиду ст. 131 конституции 1919г., закон 22 мая 1910г. ист. 77 j Речь должна итти о частноправовых действиях в рамках § 891 (подробнее см. ниже, § 112 II). ^
3. Кроме того, предполагается, что действие было совершено^ во исполнение функций, относящихся к компетенции органов,^ выражающих волю в силу их положения 5, т. е. находится во
ния организационного характера, касающиеся часто также совершенно подчиненных чиновников и служащих, которые никак не могу т занимать положения, аналогичного положению уставных представителен общества (см также Tuhr, 3 623) Сказанное подтверждается многочисленными решениями из практики На прусских железных дорогах начальники железных дорог и начальники станции и;кел дор не являчись представителями в силу устава, а инспектор по эксплоатации дороги таковым являлся RGB, 53, S. 276 Я, 55, S 229 Я,KG Jur W 1903 Вей, S 117 и, Recht 1906,3 853, KG Warn, 1919, Nr 89 (по вопросу об обществе имперских железных дорог см в конце) В отношении здания гимназии уставным органом является директор гимназии в отношении здании окружного суда — председатель и первый прокурор, в отношении зданий суда низшей инстанции — наблюдающий окружном судья, в отношении здании почты — начальник почты (RG Gruchot, 49, S 636, Jur W,1904, S 165),но не старшие секретари, кастеляны, коменданты, школьные сторожа, в области военного }правления, например, — командиры полков и начальники гарнизонов (RG Jur W, 1908, S 543), также и командиры батальонов по делам, касающимся батальона (RG Recnt, 1912, Nr I) В отношении окружных дорог, мостов и т д представителями по уставу являются окружное собрание (Kreistag), окружной исполнительный комитет, а также, повидимочу, областной советник (Landrat) и окружной инженер, но не шоссейный надсмотрщик (RGE, 62, S 31 ff), в отношении сооружении каналов — правление управления каналами (RGE, 106.S 342) Директора газового управления в городах, положение которых основывается только на решениях городского управления, не являются уставными органами (RGB, 74, S 23), то же следует сказать, при наличии тех же предпосылок, о городских архитекторах и директорах по эксплоатации городского транспорта (EG, Jur W, 1911, S 640) На иной точке зрения стоит RGB (70, 3 116 П) Выборный советник по городскому строительству идепутат, который ведает управлением в области строительства, являются представителями по уставу), RG Gruchot 56, S 913 Лоцманы канала императора Вильгельма не являются уставными органами (RGE, 74, S 257, 79, S 104 If), но правление, через которое действует управление каналом, а тггкже директор по эксплоатационной части таковыми являются (RGE, 79, S 107 1) Прусский приходский священник является уставным пред-ставителем церковной общины (RG, Warn, 1917, Nr 130) Солдатские советы эпохи революции были наделены новым имперским правительством, которое беспрепятственно осуществляло государственную власть и поэтому должно быть признано закономерным и, с точки зрения государственного права (RGE, 100, 3 26 If), правомочных в отношении некоторых дел по управлению армией Поэтому эти советы должны были бы рассматриваться как органы управления армией (из чего, между прочим, вытекает ответственность государства по закону 22 мая 1910 г, см ниже, § 112, II, I d) Тем не менее эти советы, вследствие ограничения их служебных функции, не могут быть признаны уставными органами в смысле § 89 (RGE, 99, S 286 1) Основные руководители отдельных <служб» общества германских имперских железных дорог, к которым относятся вокзалы, железнодорожные мастерские, пункты по отправке грузов и т п, и их заместители являются в части выполнения местных работ представителями по уставу (RGE, 121, S 382) См впрочем, (RG Jur W,1928 S 2433) ответственность общин за депствпя бургомистра, который самовольно акцептовал бланковый вексель, основанная не на § 179, 89 а на § 826, 89 5 Следовательно, не только в силу особого полномочия со стороны общего собрания членов или правления, так как в той же мере и член правления не является органом, выражающим волю юридического лица, а обычным уполномоченным и поверенным, (Ленель, цит соч)
внутренней связи с их деятельностью °. То, что только попутно ', совершается при выполнении этих функций 7, не обязывает юридическое лицо. Если член правления при заключении сделки для общества меня обманет, то общество отвечает за него. Если же он при отом обворует меня, то общество за это нести ответственности не будет.
4. Дело должно итти о действии, которое обязывает к возмещению вреда. Общество при указанных предпосылках несет ответственность не только за виновные действия или виновное воздержание от действий со стороны органа, но также за невиновные действия и воздержание от действий, если они (как исключение) обязывают к возмещению вреда, так, например: за разрешенное действие, вызванное крайней необходимостью (§ 9041), далее, за действия в условиях самопомощи, которые совершены при невиновном ошибочном предположении, что условия, необходимые для самопомощи, имеются налицо (§ 231).
5. Ответственность касается не только действий по совершению юридических сделок, но и действий всякого рода 8. Если юридическое лицо, например, имеет промышленное предприятие, руководство которым возложено, согласно уставу, на особого представителя или члена правления, то общество несет ответственность за всякий вред, который причинен третьим лицам этим выражающим волю общества органом, вследствие неудовлетворительного руководства предприятием.
6. При совместном представительстве правления также до статочно вины одного из представителей, чтобы обосновать от ветственность юридического лица 9.
7. Ответственность не может быть ограничена уставом (§ 4010),
в Само собой разумеется, не требуется, чтобы орган, выражающий волю, при этом оставался в границах своих полномочии по представительству (EGE, 57, S 94, S 285, 117, S 65, RG Jur W 1928,3 2435)
' Без причинной связи с этими функциями, т е если бы это было так же совершено и в том случае, если лицо, не выполняя этих функций, только случайно находилось
в данном месте
з Действием является также и участие в правовом или фактическом действии, предпринимаемом совместно с другими лицами Поэтому юридическое лицо отвечает, например, за обман, совершенный при подготовлении или заключении договора, также тогда, ьогда для заключения договора необходимо было содействие нескольких членов правления и т д, а совершил обман только один из них На этой же точке зрения стоит RGE § 57, 3 93 ff, хотя и с несколько иным обоснованием, в том отношении, что слишком много значения придается фактической природе подготовления к заключению договоров и преимтщественному упочномочию торгового доверенного к этому подготовлению, также RG (в Recnt, 1908, S 2117)
э См RGE, 57, S 94, 74, S 257, 78 S 353, liO, S 146
10 Напротив того, ничто не препятствует соглашению с третьим лицом о том, что в отношении к нему будет отвечать лишь лицо,непосредственно причинившее вред это, правда, в случае ответственности за умысел вынуждены отрицать сторонники органической теории (Oertmann, § 31, Nr 7)
¶
II. В силу того, что § 31 является выражением того правового! принципа, что может существовать ответственность юридиче-1 ского лица по возмещению вреда, следует признать также и от-1 ветственность за действия уполномоченных, служащих, сотруд-j ников и т. д. общества, исходя из тех же основных положений, как^ и в отношении физических лиц и.
Поэтому юридическое лицо отвечает (так же как и человек) за вину своих представителей или сотрудников в двух случаях:
1. Если вина имела место при выполнении обязательства (§ 278, см. Bd 2, § 44)13.
2. Вне обязательственных отношений, если на представителя или сотрудника было возложено совершение действия, при выпол нении которого он противоправно причинил вред третьему лицу и хозяин предприятия не может доказать, что он сам проявил требуемую заботливость или что ущерб возник бы и при проявле нии этой заботливости (§ 831; см. Bd 2, § 236) 13.
III. За вред, возникший для юридического лица в связи с его ответственностью, как правило, будет отвечать орган, который причинил этот вред, по аналогии с поверенным (§ 27, абз. 3). Кроме того, этот орган отвечает, например, при деликтах наряду с юридическим лицом, как солидарный должник 14.
^^ Henle удачно подчеркивает (S 428—429), что установление ответственности юридического лица (§ 31) делано по § 278, 831 предшествовать исследованию вопроса об ответственности
I2 Вопрос об отношении между § 31 и § 278 спорен Поскольку § 278 касается вопроса об ответственности за чужую вину, а при виновных действиях органа необходимо признать собственную вину общества, то общество за нарушение его органом существующего обязательства несет ответственность по § 31, а не по § 278 Во всяком случае неправильно обосновывать ответственность общества по обязательственным отношениям только на § 278 Согласно § 278 дол/кник отвечает как за собственную вину, следует в первую очередь установить, отвечает ли общество за собственную вину Этого нельзя вывести из § 278 ((законный представитель)), а тольчо из основной установки Г > в том виде, в каком она получила свое выражение в § 31 Неправильно также, если ответственность по § 31 в таких случаях отрицается поточу, что действие органа, которое состоит только в нарушении обязательства, не обязывает его к возмещению убытков Такое узкое понимание не вытекает ни из буквального содержания, ни, тем более, из смысла § 31 Речь должна итти о «действии, обязывающем к возмещению ущерба» Не требуется, чтобы оно обязывало орган к возмещению ущерба Это стояло бы в противоречии п с основной мыслью § 31 (см выше, § 96, III, и § 103,1) Таким образом, изложенная здесь точка зрения приводит к выводу, что под «законными представителями) в смысле § 278 понимаются не органы юридического лица и что ответственность за эти органы в пределах обязательственных отношений должна согласно § 31 скорее пониматься, как ответственность за собственную вину Так, по крайней мере рассуждает в выводах и Oertmann (31,5), Henle, (428/29) другого мнения Planch, Tuhr (S 526, 540), колебания проявляются в RGE (110, S 147) is Однако здесь необходимо обратить внимание на вытекающую из § 31 и 823 ответственность за нарушение собственной общей обязанности по наблюдению См по этому вопросу Bd 2 § 228, II, 2d, и RGR Komm, § 31, 1
14 RGE, 91, S 75 f (§ 840) Эта ответственность органа не может быть никоим образом исключена по той причине, что одновременно отвечает и юридическое лицо (RGE, 91, S 72)