Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни 9 глава




То раз, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна для глаз? что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. На чем же оно основано? разве во всем в жизни симметрия? Напротив, вот жизнь — и я нарисовал на доске овальную фигуру. После жизни душа переходит в вечность; вот вечность — и я провел с одной стороны овальной фигуры черту до самого края доски. Отчего же с другой стороны нету такой же черты? Да и в самом деле, какая же может быть вечность с одной стороны, мы, верно, существовали прежде этой жизни, хотя и потеряли о том вос­поминание.

<...>Слабый ум не мог проникнуть непроницаемого, а в непосильном труде те­рял одно за другим убеждения, которые для счастья моей жизни я никогда бы не дол­жен был сметь затрагивать.

<...> Склонность моя к отвлеченным размышлениям до такой степени неестест­венно развила во мне сознание, что часто, начиная думать о самой простой вещи, я впадал в безвыходный круг анализа своих мыслей, я не думал уже о вопросе, зани­мавшем меня, а думал о том, о чем я думал. Спрашивая себя: о чем я думаю? — я отвечал: я думаю, о чем я думаю. А теперь о чем я думаю? Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. Ум за разум заходил...» (Толстой Л.Н. Отрочество //. Избранные произведения. М., 1985. С. 205 — 207).

В дальнейшем в молодости интеллектуальное развитие предпо­лагает выход на качественно новый уровень, связанный с развитием творческих способностей и предполагающий не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и созда­ние чего-то нового: речь идет о способности увидеть проблему, по­ставить и переформулировать вопросы, находить нестандартные ре­шения.

§ 5. Развитие личности

Психологической особенностью раннего юношеского возраста явля­ется устремленность в будущее. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.

Жизненный план — широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т. д.). У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты и не вычленя­ются из мечты. Старшеклассник просто воображает себя в самых разнообразных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного[183].

0 жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, когда молодой человек стремится оценить собственные субъективные и объективные ресурсы. Л. С. Выготский рассматри­вал жизненные планы как показатель овладения личностью своим внутренним миром и как систему приспособления к действительно - сти, связывая с ними «целевую» регуляцию принципиально нового типа. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее — центральное психологическое новообразо­вание юношеского возраста.

Основой для планирования субъектом собственного будущего является существующая в обществе модель «типичного жизненного пути» члена данного общества[184]. Эта модель закреплена в культуре, системе ценностей общества, в ее основу положен принцип своевре­менности: в какое время субъект должен уложиться, чтобы социаль­но «успеть», в нужное время сделать следующий шаг.

Эти ориентиры не всегда известны современным старшеклассникам, кроме того, сами эти ориентиры в последние десятилетия подверглись существенному пе­ресмотру. Подрастающее поколение зачастую предоставлено само себе, вынуждено самостоятельно разрабатывать жизненные цели и находить способы их выполнения. В результате многие аспекты своей будущей жизни юноши и девушки воспринима­ют как проблемные. Если старшеклассники 1960—1970-х гг. ждали свое будущее с оптимизмом, то российские старшеклассники 1990-х гг. переживали свое будущее как проблему[185].

В западной психологии процесс самоопределения обозначается как процесс формирования идентичности. Э. Эриксон рассматривал поиск личностной идентичности как центральную задачу периода взросления, хотя переопределение идентичности может происходить также в другие периоды жизни. Идентичность как сознание тождественности субъекта самому себе, непрерывности собственной личности во времени требует ответить на вопросы: «Каков я? Ка­ким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают?» В период взросления, на фоне резких физических и психических трансформа­ций и новых социальных ожиданий, необходимо достичь нового ка­чества идентичности, т.е. объединить различные свойства, связан­ные с семейными, тендерными, профессиональными ролями, в непротиворечивую целостность (какая я дочь и внучка, спортсменка и студентка, будущий врач и будущая жена), противоречащие ей от­бросить, согласовать внутреннюю оценку себя и оценку, данную другими. Эриксон считал, что кризис идентичности включает ряд противостояний:

— временная перспектива или расплывчатое чувство времени;

— уверенность в себе или застенчивость;

— экспериментирование с различными ролями или фиксация на одной роли;

— ученичество или паралич трудовой деятельности;

— сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация;

— отношения лидер/последователь или неопределенность авто­ритета;

— идеологическая убежденность или спутанность системы цен­ностей.

Чем успешнее индивид преодолеет этот первый кризис идентич­ности, тем легче ему справиться с подобными переживаниями в бу­дущем.

На этом сложном пути могут быть и неудачи. Диффузия иден­тичности (или ролевое смешение) характеризуется тем, что мо­лодой человек в течение более или менее продолжительного времени не способен завершить психосоциальное самоопределение, что вы­нуждает его возвратиться на более раннюю ступень развития. При этом могут возникнуть специфические трудности:

— диффузия времени — нарушение восприятия времени, про­являющееся двояким образом: либо возникает ощущение жесточай­шего цейтнота, либо растянутости и пустоты времени, скуки и ник­чемности;

— застой в работе — нарушение работоспособности, выра­жающееся в поглощенности бесполезными для дальнейшего разви­тия вещами в ущерб всем остальным занятиям, возвратом к эдипо­вой ревности и зависти к братьям и сестрам; неспособность ни продолжить образование, ни выбрать работу;

— отрицательная идентичность проявляется прежде всего в отрицании, вплоть до презрения, всех предлагаемых ролей и ценно­стей, ориентация на «противоположное» — опасный, вредный, не­желательный образец, от которого настойчиво предостерегают (ал­коголь, наркотики).

Эриксон ввел понятие «психосоциальный мораторий» для обозначения определенного интервала времени между подростко­вым периодом и взрослостью, когда общество терпимо относится к пробам различных социальных и профессиональных ролей молоды - ми людьми. Так, системе высшего образования иногда приписыва­ют, среди прочих, роль отсрочки окончательного выбора взрослых ролей.

Таким образом, выстраивание жизненной перспективы может проходить относительно благополучно при оптимальном со­четании прошлого, настоящего и будущего Я, а может протекать и в кризисных формах.

Многие исследования посвящены развитию и качеству Я - концепции у молодых людей, исследованию соотношений меж­ду Я реальным и Я идеальным, особенно важным в этот период. Подчеркивается, что по мере взросления, по мере накопления опыта реальной деятельности и общения, складывается более реа­листичная оценка собственной личности и возрастает независи­мость от мнения родителей и учителей. Позитивная Я-концепция, чувство самоуважения, самоценности благоприятно сказывается на постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению.

Переоценка собственных возможностей, «юношеская самоуве­ренность» встречается достаточно часто и порой толкает молодых людей на неоправданный риск.

Отрицательная Я-концепция (проявления которой — низкая самооценка и низкий уровень притязаний, слабая вера в себя, бо­язнь получить отказ) воздействует наиболее негативно. Со снижен­ным самоуважением и негативной самооценкой связывают соци­альную пассивность, одиночество, конформистскую позицию, деградацию, агрессивность и, наконец, преступность.

Развитию самосознания и личности Л. С. Выготский отводил в юности центральную роль. В этом возрасте происходит открытие Я, собственного мира мыслей, чувств и переживаний, которые кажутся самому субъекту неповторимыми и оригинальными. Тенденция воспринимать свои переживания как уникальные имеет опасность перерасти в отгороженность и замкнутость, основанные на ошибоч­ной убежденности в том, что понять его особый внутренний мир не сможет никто.

Стремление познать себя как личность приводит к рефлек­сии, к углубленному самоанализу: как и почему поступил в тех или иных обстоятельствах, проявил себя умно, сдержанно или вел себя развязно, или пошел на поводу у другого.

«Я собрался зайти к старику Спенсеру, моему учителю истории, попрощаться перед отъездом...

— Значит, ты уходишь от нас?

— Да, сэр, похоже на то.

— Что же тебе сказал доктор Термер?

— Ну... всякое. Что жизнь — это честная игра. И что надо играть по правилам. Он хорошо говорил. Все насчет того же...

— Как же твои родители отнесутся к этому?

— Как сказать... Рассердятся, наверно, — говорю. — Ведь я уже в четвертой школе учусь.

— Эх! — говорю. Это у меня привычка говорить «Эх!», отчасти потому, что у меня не хватает слов, а отчасти, что я иногда веду себя не по возрасту. Мне тогда было шестнадцать, а теперь мне уже семнадцать, но иногда я держусь так, будто мне лет тринадцать. Ужасно нелепо выходит. Так про меня все и говорят, особенно отец. Люди всегда думают, что они тебя насквозь видят. Мне-то наплевать, хотя тоска бе­рет, когда тебя поучают — веди себя как взрослый. Иногда я себя веду так, будто я куда старше своих лет, но этого-то люди не замечают. Вообще ни черта они не заме­чают» (Сэллинджер Дж.А- Над пропастью во ржи: Повесть. Рассказы. Ростов н/Д, 1999. С. 246-247).

Размышляя о чертах характера, о своих достоинствах и недос­татках, молодой человек начинает всматриваться в других людей, сопоставлять свойства их личности и поведения и собственные, оты­скивать сходство и непохожесть. Это познание других и самопозна­ние приводит к постановке задач самосовершенствования. Во многих личных дневниках молодых людей находит выражение стремление к самовоспитанию, самоорганизации, к работе над со­бой. (Вообще, юношеские дневники выполняют множество важных функций: фиксации воспоминаний, которые придают жизни преем­ственность и непрерывность; эмоционального катарсиса; замены партнера по общению или «идеального друга»; творческого само­выражения и др.)

В юности вырабатываются ценностные ориентации (научно- теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется самая сущность человека. Складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружаю­щей действительности и других людях и самом себе и готовность руко­водствоваться им в деятельности. Формируется осознанное «обоб­щенное, итоговое отношение к жизни» (С.Л. Рубинштейн), которое позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни.

В юности создаются благоприятные условия для становления интегративного психического образования, смысла жизни. Прибы­вающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраива­ют подростков, особенно юношей, на поиск перспективы и жизнен­ного смысла. Появляется заинтересованное, взволнованное

отношение к личному смыслу жизни.

Активно развивается в юности сфера чувств. Направленность на будущее, ощущение расцвета физических и интеллектуальных возможностей, открывающихся горизонтов создают у юношей и де­вушек оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Общее эмоциональное самочувствие"становится более ров­ным, чем у подростков. Резкие аффективные вспышки, как прави­ло, уходят в прошлое; но в некоторых ситуациях, например, когда взгляды молодого человека, его максималистские суждения расхо­дятся со взглядами собеседника, могут возникать резкие выпады и неожиданные реакции.

Юность — это период, которому свойственны противоречивые переживания, внутреннее недовольство, тревожность, метания, но они менее демонстративны, чем в подростничестве.

Эмоциональная сфера в юности становится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию3.

«Несмотря на то, что наши рассуждения для постороннего слушателя могли показаться совершенной бессмыслицею — так они были неясны и односторонни,— для нас они имели высокое значение. Души наши так хорошо были настроены на один лад, что малейшее прикосновение к какой-нибудь струне одного находило от­голосок в другом. Мы находили удовольствие именно в этом соответственном зву­чании различных струн, которые мы затрагивали в разговоре. Нам казалось, что недостает слов и времени, чтобы выразить друг другу все те мысли, которые проси­лись наружу» (Толстой Л.Н. Отрочество // Избранные произведения. М., 1985. С. 222).

В то же время эмоциональная восприимчивость часто сочетает­ся с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего, с демонстративным отрицанием нравственных акси­ом, вплоть до морального скепсиса. Важно осознавать, что это от­ражение собственного интеллектуального и морального поиска, стремление критически переосмыслить «азбучные истины» и при­нять их уже не как навязанные извне, а как выстраданные и содер­жательные.

§ 6. Общение в юности

Содержание и характер общения юношей со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со станов­лением и реализацией их как субъектов отношений в значимых сфе- рax жизнедеятельности. Ценностно-смысловая доминанта обще­ния обнаруживается в ведущей тематике бесед старшеклассников: обсуждение личных дел (своих и партнеров), взаимоотношений лю­дей, своего прошлого, планов на будущее, взаимоотношений юно­шей и девушек, отношений с товарищами, отношений с учителями,

отношений с родителями, своего развития — физического, интел-

лектуального.

Общение юношей и девушек со взрослыми, с родителями пред­полагает растущую демократизацию взаимоотношений поколений, решение проблемы автономии выросших детей и авторитета ро­дителей, проблемы взаимопонимания между ними. Отношения со взрослыми сложны, но фактически влияние родителей по многим важным проблемам остается для юношей преобладающим. Отвечая на вопрос массовой анкеты, чье понимание для вас важнее, многие старшеклассники называют взрослых (а не сверстников), мать, отца. Содержание общения со взрослыми включает в себя пробле­мы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, получение информации, связанной с областью интересов старшеклассника и профессиональной принадлежностью взрослого.

Общение со взрослыми протекает неравномерно, стремительная интенсификация общения, обсуждение проблем и вопросов сменя­ется периодом спада интенсивности общения, пока не накопятся новые беспокоящие проблемы.

Юноши и девушки нуждаются в общении с близкими взрослы­ми, в обращении к их жизненному опыту в решении проблемы са­моопределения, но эффективное взаимодействие возможно только в условиях сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимо­поддержки. Смысл доверительного общения со взрослыми для стар­шеклассников состоит в возможности найти понимание своих про­блем, сочувствие и помощь в их решении. Доверительность в общении как уважение к личности молодого человека, как вера в его потенциальную способность справиться с жизненными трудностя­ми — важнейшая основа для новой гармонии родительско-детских отношений.

Общение со сверстниками продолжает играть большую роль в жизни юношей. В старших классах происходят изменения в ориен­тации на предпочитаемые места общения, наряду с ориентацией преимущественно на общение дома и в школе, происходит дальней­шее освоение социального пространства (улиц, центра города).

В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение его круга (не только в школе, семье, по соседству, но и в разных географиче­ских, социальных, виртуальных пространствах).

Параллельно с расширением сферы общения происходит и уг­лубление, индивидуализация общения. У молодых людей развива­ется способность устанавливать дружеские отношения, более изби­рательные, тесные и глубокие. Поиск друга начинается уже в подростковом возрасте, но юношеская дружба интимнее и стабиль­нее. Дружба характеризуется верностью, близостью и устойчиво­стью. Друг впервые осознается как alter ego (другой Я). Ему можно «излить душу», с ним можно поделиться своими переживаниями, секретами и надеяться на совет, взаимопонимание, эмоциональное тепло, искренность. Это первая самостоятельно выбранная глубоко личная привязанность, предваряющая и в какой-то степени пред­восхищающая другие привязанности, в частности любовь. Дружба и приятельство различаются самими молодыми людьми, число друзей обычно невелико. Юношеская дружба полифункциональна и мно­гообразна: от простого совместного времяпрепровождения до глу­бочайшей исповедальности и самораскрытия.

Однако юношеская дружба имеет свои сложности: свойственные возрасту требовательность и критичность по отношению к другому, бескомпромиссность, повышенная эгоцентричность порождают бо­лезненные трудности и напряженность во взаимоотношениях со значимыми и близкими сверстниками.

В ранней юности сильнее по сравнению с предыдущими возрас­тными этапами проявляется потребность в уединении. Коммуника­тивное уединение представляет собой общение с неким идеальным партнером, со своим Я, с представляемыми лицами. В уединении юноши и девушки проигрывают роли, которые им недоступны в ре­альной жизни. Они делают это в играх-грезах и в ментах, по пре­имуществу рефлексивных и социальных.

Первая любовь также в определенной мере следствие стремле­ния молодого человека к эмоциональному контакту, душевной бли­зости, к пониманию. Проявления любви в юношеском возрасте обычно принимают форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви1. Во всех своих проявлениях первая лю­бовь — это важное испытание в юности, во многом влияющее на развитие личности юноши.

ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. С какими историческими явлениями связана тенденция удлинения пе­риода взросления?

2. В чем своеобразие социальной ситуации развития в юношеском воз­расте?

3. На какие критерии опираются психологи при выделении нижней и верх­ней границы юности?

4. В чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности?

5. Припомните возрастные задачи развития в период взросления, сформу­лированные Р. Хавигхерстом. Попробуйте порассуждать, какие из них более характерны для подростничества, а какие — для юности?

6. В каких формах может реализовываться «обращенность в будущее» у старшеклассников?

7. В чем разница понятий «самоопределение» и «готовность к самоопре­делению»? Наметьте несколько способов содействия своевременной вы­работке психологической готовности самоопределения у выпускников 9 - го и 11-го классов средней школы.

8. Как вам кажется, признает ли современное российское общество право на психосоциальный мораторий (в понимании Э. Эриксона)?

9. В чем сходство и разница общения со взрослыми и со сверстниками в юношеском возрасте?

10. Охарактеризуйте проблемы достижения эго-идентичности в современ­ной России. Какие факторы способствуют позитивному разрешению кризиса? Какие условия создают опасность ролевого смешения?

| См.: Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации.

ЗАДАНИЕ 1

Проанализируйте данный отрывок с целью выделения особенностей и зако­номерностей развития в юношеском возрасте. Какие из них имеют универ­сальный характер, а какие, может быть, ушли в историческое прошлое?

«Володя на днях поступает в университет, учители уже ходят к нему отдельно..... Володя только к обеду сходит вниз, а целые дни и даже вечера проводит на верху за занятиями, не по принуждению, а по собственному желанию. Он чрезвычайно само­любив и не хочет выдержать экзамен посредственно, а отлично.

И действительно, в фаэтоне... сидит Володя, но уже не в синем фраке и серой фуражке, а в студенческом мундире с шитым голубым воротником, в треугольной шляпе и с позолоченной шпагой на боку.

Володя е сияющим лицом вбегает в переднюю, целует и обнимает меня, Любоч­ку, Мими и Катеньку, которая при этом краснеет до самых ушей. Володя не помнит себя от радости. И как он хорош в этом мундире! Как идет голубой воротник к его чуть пробивающимся черным усикам! Какая у него тонкая длинная талия и благо­родная походка! В этот достопамятный день все обедают в комнате бабушки, на всех лицах сияет радость, и за обедом, во время пирожного, дворецкий, с прилично- величавой и вместе веселой физиономией, приносит завернутую в салфетку бутылку шампанского. Бабушка в первый раз после кончины тагпап пьет шампанское, выпи­вает целый бокал, поздравляя Володю, и снова плачет от радости, глядя на него. Во­лодя уже один в собственном экипаже выезжает со двора, принимает к себе своих знакомых, курит табак, ездит на балы, и даже я сам видел, как раз он в своей комна­те выпил две бутылки шампанского с своими знакомыми и как они при каждом бока­ле называли здоровье каких-то таинственных особ и спорили о том, кому достанется последний глоток. Он обедает, однако, регулярно дома и после обеда по-прежнему усаживается в диванной и о чем-то вечно таинственно беседует с Катенькой; но сколько я могу слышать — как не принимающий участия в их разговорах,— они тол­куют только о героях и героинях прочитанных романов, о ревности, о любви; и я ни­как не могу понять, что они могут находить занимательного в таких разговорах и по­чему они так тонко улыбаются и горячо спорят.

Вообще я замечаю, что между Катенькой и Володей, кроме понятной дружбы между товарищами детства, существуют какие-то странные отношения, отдаляющие их от нас и таинственно связывающие их между собой» (Толстой JI.H. Отрочест­во // Избранные произведения. М., 1985. С. 208).

ЗАДАНИЕ 2

Как в размышлениях юноши отражается специфика его внутреннего мира, его отношения к себе, к окружающим, к будущему?

«— Назови, кем бы тебе хотелось стать.

— Ну, ученым, или адвокатом, как папа. К наукам я не способен. Адвокатом, наверное, неплохо, но все равно не нравится, — говорю. — Понимаешь, неплохо, если они спасают жизнь невинным людям и вообще занимаются такими делами, но в том-то и штука, что адвокаты ничем таким не занимаются. Если стать адвокатом, так будешь просто гнать деньги, играть в гольф, в бридж, покупать машины, пить су­хие коктейли и ходить этаким франтом. И вообще, даже если бы ты все время спасал бы людям жизнь, откуда бы ты знал, ради чего ты это делаешь — ради того, чтобы на самом деле спасти жизнь человеку, или ради того, чтобы стать знаменитым адвока­том, чтобы тебя все хлопали по плечу и поздравляли, когда ты выиграешь этот тре­клятый процесс, — словом, как в кино, в дрянных фильмах. Как узнать, делаешь ты все это напоказ или по-настоящему, липа все это или не липа? Нипочем не узна­ешь!.. Знаешь, кем бы я хотел быть? — говорю. — Знаешь такую песенку — «Если ты ловил кого-то вечером во ржи...»? Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропа­стью, понимаешь? И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в про­пасть... Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, что глу­пости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверно, я дурак» (Сэллиндшер Дж.Д. Над пропастью во ржи: Повесть. Рассказы. Ростов н/Д, 1999. С. 361-362).

ЗАДАНИЕ 3

О каких аспектах проблемы самоопределения идет речь в статье первокурс­ницы факультета журналистики МГУ Насти Вир ганской?

«Арбатские художники помогли нам понять одну очень важную вещь. Глядя на них, мы часто удивлялись, насколько они другие. Мы, по сути, живем в особом и от­дельном мире, где все хотят чего-то добиться, мечтают о чем-то, стремятся к чему- то. И все нам кажется, что мечты наши осуществятся, что все у нас получится. И тут мы вдруг увидели людей, которые ничего в жизни не добились и, оставив свои неле­пые амбиции, довольствуются малым. Я испугалась. За себя, за всех, с кем мы живем в нашем, созданном для нас мире... Стало страшно за то, что жизнь может и не по­лучиться. Ведь, по сути, мы тоже, как любой художник, хотим признания, хотим участвовать в чем-то творческом, никому не хочется проводить лучшие дни в душном офисе. Никому не хочется гробить свой талант на проходящих мимо прохожих. Нам хочется внести в жизни что-то новое, и все мы уверены, что способны перевернуть мир. И когда мы сидели в кафе, грелись и рассматривали портреты, нам вдруг стало ясно, что мы на самом деле живем с этими художниками в однои-единственном, об­щем для нас всех мире...

Когда мы уже собрались уходить, мне захотелось сказать им что-нибудь прият­ное. Нет, не за то, что они открыли нам глаза, а за то, что, дай бог, на их ошибках мы научимся и сделаем все хоть чуть-чуть, но лучше. Мы сказали им, что они замеча­тельно рисуют, и сделали им еще пару комплиментов. В ответ мы увидели серые лица и услышали одну лишь фразу: "Ну так что, платить будем?"» (Вирганская Н. Жи­вопись на ветру // Новая газета. 2002. 14—17 марта.)

Дополнительная литература:

Березин СВ., Аисецкий К.С. Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. Са­мара, 1997.

Гаврилова Г.А. Новые исследования особенностей подросткового и юношеского воз­раста // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 152 — 157. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

Запесоцкий А., Фаин А. Эта непонятная молодежь. Проблема неформальных моло­дежных объединений. М., 1990. Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М., 1990. Современные тенденции молодежной социализации // Под ред. А.Г. Быстрицкого, М.Ю. Рошинах. М., 1991.

Глава XVIII

ВЗРОСЛОСТЬ: МОЛОДОСТЬ И ЗРЕЛОСТЬ

§ 1. Взрослость как психологический период

Период взрослости — наиболее продолжительный период онтогене­за (в развитых странах составляет три четверти человеческой жиз­ни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:

— ранняя взрослость (молодость),

— средняя взрослость,

— поздняя взрослость (старение и старость).

Понятие взрослости и критерии достижения взрослости. Учитывая многомерность процесса развития и гетерохронность дос­тижений в разных сферах, можно выделить множество признаков взрослости[186]:

— новый характер развития, теперь в меньшей степени связан­ный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенство­ванием;

— способность реагировать на изменения и успешно приспосаб­ливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;

— преодоление зависимости и способность брать ответствен­ность за себя и других;

— некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надеж­ность, честность и умение сострадать и др.);

— социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.

Понятия «взрослость» и «зрелость» не тождественны. Зре­лость — это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осущест­виться тенденция к достижению наивысшего уровня развития ин­теллекта и личности. Древние греки называли этот возраст и состоя­ние духа «акме», что означает «вершина», высшая ступень, цветущая пора.

В теории Э. Эриксона зрелость — это возраст «совершения дея­ний», наиболее полный расцвет, когда человек становится тождест­венным самому себе[187]. Главные линии развития человека средних лет — это генеративностъ, производительность, созидательность (в отношении вещей, детей и идей) и неуспокоенность — стремле­ние стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным дру­гом, опорой близким.

Работа и забота — добродетели зрелых людей. Если личность оказывается «успокоенной» в каком-либо отношении, то начинает­ся застой и деградация, которые проявляются в инфантильности и самопоглощенности — в излишней жалости к себе, в потакании сво­им прихотям. Успешное разрешение конфликта между неуспокоен­ностью и застоем в установке на преодоление проблем и трудностей, а не в бесконечном сетовании на них.

В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Род­жерс и др.) центральное значение придавалось процессу самореали­зации, самоактуализации взрослого человека.

По мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди не огра­ничиваются удовлетворением элементарных (дефицитарных) по­требностей, но привержены высшим, предельным, бытийным цен­ностям, среди которых истина, красота, добро. Они стремятся достичь в своем деле высот (или возможно более высокого уровня). На основе анализа биографий ряда самоактуализирующихся лично - стей (зрелых, разумных) Маслоу обнаружил присущие им качества: более эффективное восприятие действительности и более комфорт­ные взаимоотношения с ней; принятие себя, других и природы; спонтанность; сосредоточенность на проблеме; отстраненность (как потребность в уединении и самодостаточности); независимость от культуры и окружения; постоянная свежесть оценок; социальное чувство; глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения; демократический характер; нравственная убежденность; невраж­дебное чувство юмора; креативность. Чтобы совершенствоваться, продвигаться в направлении самоактуализации, нужно помнить прежде всего, что это продолжающийся процесс, требующий упор­ного труда над собой:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: