Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни 11 глава




Основатель лечебно-педагогического движения Б. Ливехуд, много лет посвятивший практической помощи людям в периоды возрастных кризисов, прямо связывает перспективы дальнейшего развития человека с успешностью преодоления кризиса средних лет. Кризис, по его мнению, вызывается сомнениями в подлинности ценностей той экстенсивной жизни, которую человек вел до сих пор, сомнениями в верховенстве материальных ценностей и дости­жений, основанных на деловитости, прагматизме. Это «особый шанс продвинуться в процессе потенциального созревания», ответив на вопрос: «Какова моя действительная задача?»[202] Причем переос­мыслить себя, понять свое новое предназначение, «желанный лейт­мотив» жизни, труднее именно тем, кому в первом периоде жизни удалось утвердиться в личностной установке и увериться в правиль­ности прежней линии.

0 собственном переживании кризиса 40 лет Б. Ливехуд писал: «Знание опре­деленных процессов не устраняет необходимости при столкновении с ними пере­жить и перестрадать их. В течение нескольких лет я не спал ночами и задавал себе вопрос, в чем смысл моей жизни. При этом у меня была интересная работа детско­го психиатра, и я руководил большим учреждением. <...> Я часто мог убедиться в том, что толчок приходит извне, но что на него не реагируешь, если еще не созрел.

Достижение зрелости — это процесс развития, который не минует никто, даже '—' 2

знающий».

Знание о кризисе все-таки дает преимущество: человек осо­знает, что не стоит искать кого-то другого на роль «испортившего жизнь», винить посторонние препятствия; надо переосмыслить прожитое и наметить себе ориентиры, выводящие на ценности более высокого порядка. Сам Ливехуд нашел выход в новой рабо­те, которая задала новый лейтмотив жизни, связанный с оказани­ем духовно-душевной поддержки другим людям в экстремальных для них ситуациях.

По Эриксону, в период средней взрослости человек развивает чувство сохранения рода (генеративности), выражающееся главным образом в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Этот этап жизни отличается высокой продуктивностью и созида- тельностью в самых разных областях. Наибольший риск для разви­тия личности представляет сведение жизни к удовлетворению ис­ключительно собственных потребностей, оскудение межличностных отношений, застывание супружеской жизни в состоянии псевдобли­зости.

Р. Пекк, развивая идеи Эриксона, выделяет четыре подкризиса, разрешение которых служит необходимым условием для последую­щего личностного развития:

— развитие у человека уважения к мудрости (в противополож­ность физической храбрости);

— смена сексуализации отношений социализацией (ослабление сексуальных ролей);

— противостояние аффективному обеднению, связанному с по­терей близких людей и обособлением детей; сохранение эмоцио­нальной гибкости, стремление к аффективному обогащению в дру­гих формах;

— стремление к душевной гибкости (преодоление психической ригидности), поиск новых форм поведения[203].

Для удачного преодоления кризисных переживаний человек должен выработать эмоциональную гибкость, способность к эмо­циональной отдаче по отношению к подрастающим детям и ста­реющим родителям. Разрешение подкризисов средних лет — пе­ресмотр жизненных целей в сторону большей сдержанности и реалистичности, осознание ограниченности времени жизни, кор­рекция условий жизни, выработка нового образа Я, придание все большего значения супругам, друзьям, детям, восприятие своего положения как вполне приемлемого, что приводит к периоду но­вой стабильности.

Нахождение новой цели, значимой и одновременно более реа­листичной, позволяет выстроить новую структуру жизни и новую теплоту отношений. У людей, успешно преодолевших кризис, после 50—60 лет отодвигаются повседневные проблемы, расширяются го­ризонты. Возможно достижение второй творческой кульминации на основе обобщения жизненного опыта, упорядочения, привнесения его в работу и передачи его молодым людям, наблюдение за про­фессиональным и личностным становлением которых приносит ра­дость.

Неразрешенность кризисных переживаний, отказ от активности обновления возвращает кризис с новой силой к 50 годам. Тогда в будущем, игнорируя происходящие с ним изменения, человек по­гружается в работу, цепляясь за свою административную позицию, за свое должностное кресло. Человек, «застрявший» на ценностях достижения в безнадежных попытках укрепить свой авторитет, от­носится к молодым как к угрозе своему положению: «Я еще здесь, со мной надо считаться, еще несколько лет дело будет находиться в моих руках».

Нередко наблюдающееся в зрелые годы нежелание идти даже на оправданный риск приводит к замедлению в накоплении новых воз­можностей человека, в конечном итоге к потере чувства нового, от­ставанию от жизни, снижению профессионализма. Причем в ре­зультате невиданных темпов ускорения развития общества в эпоху информатизации наблюдается тенденция помолодения кризиса, на­ступления характерных для него переживаний в сравнительно более молодом возрасте.

В современной действительности все яснее осознается роль об­разования как одной из форм жизнедеятельности человека в любой период жизни. Непрерывное образование — это один из способов успешного разрешения кризиса, путь обретения человеком новых возможностей и социальный механизм сохранения и воспроизведе­ния некоторых характеристик юности. Конечно, необходимо не только пополнять знания, а обретать духовную, умственную гиб­кость, новое профессиональное мировоззрение[204].

Если же новые ценности, в том числе духовного плана, так и не найдены, то все последующие фазы жизни становятся линией, веду­щей к трагическому концу.

Ближе к 60 годам происходит изменение всей мотивации в связи с подготовкой к пенсионному периоду жизни.

Таким образом, за границей юношеского возраста развитие ни­когда не идет линейно, просто как накопление и расширение раз вы­работанных мотивационных устремлений и смыслового отношения к миру. Время от времени закономерно возникают достаточно дра­матические переходы к иным мотивационным путям, к иной смы­словой ориентации основных видов деятельности[205].

Отличия нормативных кризисов взрослости от детских кризисов:

— в зрелом возрасте перечень, номенклатура основных деятель - ностей нередко остается постоянной (трудовая, производительная деятельность, семья, общение и т.д.) в отличие от периода детства, когда происходит периодическая смена ведущих деятельностей;

— глубокие изменения происходят внутри самих основных дея- тельностей взрослого человека, в их соотношении между собой;

— кризисы зрелости возникают реже, с большим временным разрывом (7—10 лет), они гораздо в меньшей степени привязаны к определенному хронологическому возрасту и более тесно зависят от социальной ситуации, личных обстоятельств жизни;

— развитие в интервалах между кризисами происходит более сглаженно, хронологические рамки достаточно условны;

— кризисы зрелости проходят более осознанно и более скрытно, недемонстративно для окружающих;

— выход из кризиса, его преодоление связано с необходимостью собственной активной внутриличностной работы; решающая роль в становлении личности во всей ее полноте и уникальности принадле­жит самому человеку.

«Знание нормальных закономерностей хода жизни человека мо­жет быть началом выхода из проблем такого рода», — подчеркивал Б. Ливехуд[206].

Таким образом, нормальная зрелая личность — это не лич­ность, лишенная противоречий и трудностей, а личность, способная принимать, осознавать и оценивать эти противоречия, продуктивно разрешать их в соответствии со своими наиболее общими целями и нравственными идеалами, что ведет к новым стадиям, ступеням развития.

В отличие от нормативных кризисов, аномальное развитие характеризуют дефектные формы разрешения внутренних про­тиворечий. Так, злоупотребление алкоголем ведет к иллюзорным способам разрешения, отходу от реальной действительности, пере­стройке мотивационных и смысловых устремлений. Для невроти­ческою развития типичны затяжные кризисы, переходящие во внутренние конфликты; нередко появление ложно - компенсатор - ных, «паразитарных» деятельностей, ведущих к еще большей кон­сервации противоречий и застою, что прерывает поступательное развитие личности.

§ 5. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости

Известный швейцарский психолог Э. Клапаред еще в 20-х гг. XX в. называл взрослость «психической окаменелостью», настаивая на прекращении развития в этом периоде.

Комплексное исследование психофизиологической эволюции взрослого человека от 18 до 35 лет, проведенное в 1960 г. под ру­ководством Б.Г. Ананьева, убедительно показало, что понятие воз­растной изменчивости психофизиологических характеристик прило- жимо к человеку на всем диапазоне взрослости[207]. Позднее исследование возрастной динамики внимания, мышления и памяти было продолжено вплоть до 60 лет.

Выявлены следующие особенности механизмов развития пси­хических функций:

.— Развитие психофизиологических функций носит двухфазный характер. Первая фаза — фронтальный прогресс в развитии функций — наблюдается от рождения до ранней и средней зрелости. Вторая фаза — специализация психофизиологических функций — начинает активно проявляться после 26 лет. С 30 лет специализация доминирует, что связано с приобретением жизненного опыта и профессионального мастерства.

— Сложная, противоречивая структура развития психофизиоло­гических и психологических функций взрослого человека включает совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня, отдельных функций и познавательных способностей. Выявленная закономерность относится и к нейроди- намическим, психомоторным характеристикам, и к высшим психи­ческим функциям, таким, как вербальный и невербальный интел­лект, память.

— Тетерохронность (неравномерность) развития — несов­падающий темп развития и уровней достижений человека как инди­вида, личности и субъекта деятельности, в том числе и внутри каж­дой из сторон в отдельности.

Динамика познавательных функций. На протяжении периода от 17 до 50 лет обнаруживается неравномерность в развитии вербально-невербальных компонентов интеллекта, изменяется структура их соотношения.

Для ранней зрелости (от 18 до 25 лет) свойственно усиленное развитие психических функций (фронтальный прогресс). Характер­ны конструктивные, положительные сдвиги — «пики», или «опти- мумы», внимания, памяти, мышления. В этом возрасте обнаружи­вается большее число оптимумов в развитии мышления и памяти. Достигнутый уровень развития функций сказывается на второй фазе и времени ее наступления.

Стабилизация наблюдается в микропериод 33—35 лет. До 35 лет продолжается становление целостности функциональной основы ин­теллектуальной деятельности человека. В период 30—33 года наблю­дается высокое развитие внимания, памяти, мышления, которое сни­жается к 40 годам. После 35 лет уменьшается возможность новообразований под влиянием усиливающейся жесткости связей ме­жду функциями. В микропериод 41 — 50 лет отмечается статистически значимое снижение уровневой оценки мышления по сравнению с 36—40 годами.

Средний максимум творческой активности для многих специ­альностей наблюдается в 35 — 39 лет. Однако в таких науках, как математика, физика, химия, пик творческих достижений зафикси­рован до 30—34-летнего возраста; у геологов, медиков — в 35— 39 лет, а для философии, психологии, политики — несколько позже, между 40 и 55 годами.

Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации взрослых[208]. Такая обобщенная личностная установка, как активное стремление к новому в самых различных областях жизнедеятельности, поиск информации, жела­ние не останавливаться на достигнутом, положительно сказывается на уровне развития образного мышления. Установка на совершен­ствование своей профессиональной квалификации, систематическое обращение к специальной литературе способствуют развитию пре­имущественно вербально-логического мышления, а также образно­го и практического.

В микропериод 51—55 лет, еще в большей степени, чем в пре­дыдущий период, на уровень развития различных видов мышления, качества внимания и памяти, особенно смысловой, влияют актив­ные познавательные устремления в профессиональной сфере и вне ее, восприимчивость к новому в самом широком смысле, в том чис­ле и в досуговой деятельности.

Важнейшими факторами оптимизации интеллектуального потенциала взрослых выступают: уровень образования (высшее, техническое или гуманитарное; средне - специальное или др.); обра­зование как процесс, индивидуальная и организованная познава­тельная активность; вид профессиональной деятельности; характер трудовой деятельности (наличие компонентов творчества, потреб­ность в умственном напряжении) и др.

Помимо сохранения, происходит качественное преобразо­вание структуры интеллекта взрослого человека. Домини­рующее место занимает обобщение на словесном материале. Новая возможная стадия развития интеллекта — способность само­му ставить проблемы, достойные иногда усилий многих по­колений. Новое решение старых задач обнаруживается в более ши­роком контексте отношения к себе с позиций общества, судеб человечества, характеризуется способностью к собственным сужде­ниям и умением выбирать линию поведения, т.е. развитой индиви- 2

дуальностью.

Объем вербального запечатления долговременной памяти во многом остается неизменным до старости, но ослабляется способ­ность запечатления, кратковременная память, скорость реакции. Между тем совершенствование профессиональной памяти может не совпадать с общим ухудшением мнемической функции, т.е. спе­циализация функции поддерживает ее общий уровень.

Современные исследования, в том числе лонгитюдные, дока­зали, что когнитивное развитие у взрослых не заканчивается, хотя нет полного согласия в вопросе о том, какие именно способности взрослых изменяются и каким образом. Чтобы охарактеризовать когнитивное развитие после юности, одни теоретики используют понятия «диалектическое» мышление и самостоятельно вы­бранная позиция и ответственность, подразумевая качест­венную перестройку интеллекта. Под диалектической стадией в развитии мышления понимается способность обдумывания про­тивоположных мыслей и синтезирование или интегрирование их, интеграции идеального и реального. Другие исследователи говорят о постепенном совершенствовании и гибком использовании ин­теллекта для решения все более сложных задач на разных воз­растных этапах, о способности суждения и рассуждения, о разви­вающихся смысловых системах, приобретающих индивидуальный характер, и т.п.[209]

ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. В чем сложность определения понятия «взрослость»?

2. Каковы критерии достижения взрослости как психологического возрас­та?

3. Сравните различные теоретические подходы к пониманию взрослости.

4. В чем состоит специфика социальной ситуации развития в период зре­лости?

5. Выскажите вашу точку зрения по поводу ведущей деятельности в период зрелости. Сравните ее с известными вам позициями психологов.

6. Охарактеризуйте феномен акме и его значение для психологии развития.

7. Поразмышляйте над проблемой соотношения возрастного (норматив­ного), внутриличностного и социального кризисов в жизни взрослого человека.

8. Какие пути преодоления возрастных кризисов предлагаются как наибо­лее перспективные?

ЗАДАНИЕ 1

Обсудите с родителями, со знакомыми старше 35 — 40 лет проблему воз­растных кризисов, обратившись к их субъективному опыту. Предвари­тельно продумайте те вопросы, которые целесообразно задать, и их так­тичную форму. Оцените полученную информацию с точки зрения остроты проблем, их осознанности самим субъектом и «проявленности» для окру­жающих.

ЗАДАНИЕ 2

Проанализируйте данный отрывок, обращая специальное внимание на:

— особенности переживания героем кризиса середины жизни;

— поиски им путей преодоления кризисных явлений.

«.. Но Денисов знал, что он и сам не подарочек — с прокуренным своим пиджаком, с тяжелыми мыслями, с ночным сердцебиением, с предрассветным страхом — умереть и быть забытым, стереться из людской памяти, бесследно рассеяться в воздухе.

До половины пройдена земная жизнь, впереди вторая половина, худшая. Вот так прошелестит Денисов по земле и уйдет, и никто-то его не помянет! Каждый день помирают Петровы и Ивановы, их простые фамилии высекают на мраморе. Почему бы и Денисову не задержаться на какой-нибудь доске, почему не украсить своим профилем Орехово-Борисово? «В этом доме проживаю я...» Вот он женится на Лоре и помрет — она же не решится обратиться туда, где это решают, увековечивать, нет ли... «Товарищи, увековечьте моего четвертого мужа, а? Ну, това-арищи...» «Хо-хо-хо...» Ну в самом деле, кто он такой? Ничего не сочинил, не пропел, не вы­стрелил. Ничего нового не открыл и именем своим не назвал. Да ведь и то сказать, все уже открыто, перечислено и поименовано, все, и живое и мертвое, от тараканов до комет, от сырной плесени до спиральных рукавов заумных туманностей. Вон какой-нибудь вирус — дрянь, дешевка, от него и курица не чихнет, так нет, уже пой­ман, назван, усыновлен парочкой ученых немцев — смотри сегодняшнюю газету. Призадумаешься — как они его делят на двоих? Небось разыскали его, завалящее та­кое дрянцо, в немытом стакане и обмерли от счастья — и ну толкаться, кричать: «Мое!» — «Нет, мое!» Разбили очки, порвали подтяжки, отмутузили друг друга, за­пыхались, присели со стаканом на диван, обнялись: «Давай, брат, пополам!» — «Давай, что уж с тобой поделаешь... »

<...> Пробовал Денисов изобретать — не изобреталось, пробовал сочинять сти­хи — не сочинялось, начал было труд о невозможности существования Австралии: сварил себе крепкого кофе и засел на всю ночь к столу. Работал хорошо, с подъемом, а под утро перечел — и порвал, и плакал без слез, и лег спать в носках. Вскоре после этого он и повстречал Лору, и был пригрет и выслушан, и многажды утешен как у себя в Орехове-Борисове, где на них, конечно, пролился золотым дождем капитан, опять отдраивший кингстоны, так и в ее безалаберной квартирке, где всю ночь в ко­ридоре что-то шуршало» (Толстая Т.Н. Сомнамбула в тумане // Любишь — не лю­бишь: Рассказы. М., 1997. С. 331, 333).

Дополнительная литература:

Акмеология / Под ред. А.А. Деркача. М., 2002.

Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысление, пре­образование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1.

Анциферова A.M. Способность личности к преодолению деформаций своего разви­тия // Психологический журнал. 1999. № 1. С. 6—19. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

Боровинская А.В., Фролов Ю.И. Кризис 30 лет и модели поведения женщин //

Психология зрелости и старения. 2001. № 6. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис // Психологический журнал. 1995. № 3. С. 90-101.

Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости

(41-46 лет) / Под ред. И.Я. Петрова. М., 1978. Гамезо М.В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999.

Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996. Коулмен В. Внутренняя сила. СПб., 1997

Ньюмен Ю., Ньюмен Б. Различия между детством и взрослостью: идентификацион­ная граница.

Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Мн., 2000. Самоукина Н.В. Парадоксы любви и брака. М., 1998.

Самоукина Н.В. Психология материнства // Прикладная психология. 1998. № 6. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

Соболъников В.В. Психология развития зрелой личности в особых условиях. Ново­сибирск, 1998.

Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психоло­гический журнал. 1999. № 5. Фонтана Д. Как справиться со стрессом. — Перри Г. Как справиться с кризисом. —

Брум А., Джеллико X. Как жить с вашей болью. М., 1995. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., 1997. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993. Шайе К. У. Интеллектуальное развитие взрослых // Психологический журнал. 1998. № 6. С. 72-87.

Глава XIX

ВЗРОСЛОСТЬ: СТАРЕНИЕ И СТАРОСТЬ

§ 1. Старость как биосоциопсихологическое явление

Поздняя взрослость, старость как психологический возраст — это заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жиз­ненного цикла.

Старость рассматривается как сложное биосоциопсихоло­гическое явление. Как биологический феномен, старость связана с возрастанием уязвимости организма, с увеличением вероятности смерти. Как социальное явление, старость обычно ассоциируется с выходом на пенсию, с изменением (снижением) социального стату­са, с потерей важных социальных ролей, с сужением социального мира. Издавна бытуют представления о старости как о тяжелом, инертном, «закатном» времени жизни. Распространенные стерео­типы, социальные ожидания относительно старости нашли отраже­ние во множестве пословиц и поговорок русского народа: «Пора списать в архив», «пора сойти с круга», «пора на мыло», «пора с ярмарки», «был конь, да изъездился», «укатали сивку крутые гор­ки». Дж. Холл, основоположник социальной геронтологии, писал: «Познание старости есть долгий, сложный, мучительный опыт: с каждым новым десятилетием сжимается кольцо Великой усталости, ограничивая интенсивность и продолжительность нашей деятельно­сти»[210].

На психологическом уровне речь идет об осознании происходя­щих изменений и более или менее успешном приспособлении к ним. Что приносит с собой старость для человека? Старение может стать периодом потерь или утрат (экономических, социальных, индиви­дуальных), которые приведут к состоянию зависимости, часто вос­принимаемому как унизительное и тягостное. Но в позитивном ва­рианте старость — это обобщение опыта, знаний и личностного потенциала, помогающее решить задачу адаптации к новым требо­ваниям жизни и возрастным изменениям. В период старости можно глубоко понять и уяснить жизнь как целое, ее сущность и смысл, ее обязательства перед предшествующими и последующими поколе­ниями.

Определить хронологические границы начала старости весьма сложно, поскольку диапазон индивидуальных различий в появлении признаков старения огромен. Эти признаки выражаются в посте­пенном снижении функциональных возможностей человеческого организма. Однако старость следует характеризовать не только с не­гативной стороны, выделяя угасание определенных способностей по сравнению со зрелостью. Необходимо установить качественные от­личия психики пожилого человека, выявить и показать особенности психическою развития, происходящего на фоне ухудшающейся психофизиологии, в условиях инволюционных изменений нервной системы.

§ 2. Актуальность исследования геронтопсихологическихпроблем

В мировой науке отмечается большой интерес к изучению старости. Как социальная категория, старость, по мнению Ф. Ариеса, была выделена лишь в XX в.

Это вызвано в первую очередь демографической ситуацией, складывающейся на планете Земля в последние 100 лет. Происхо­дит старение населения мира, т.е. увеличение доли пожилых лю­дей в популяции, особенно очевидное в высокоразвитых странах. Среди причин постарения населения — сокращение рождаемости, улучшение здравоохранения, снижение уровня смертности в мла­денческих и старших возрастах, увеличение индивидуальной про­должительности жизни. Историческая тенденция роста продолжи­тельности жизни наиболее отчетливо проявилась в прошлом веке. Средняя продолжительность жизни в бронзовом веке составляла всего 18—20 лет, в Средние века — 35 лет, в XIX в. — 44 года. В XX в. средняя продолжительность жизни возросла до 68 — 72 лет. При этом почти с каждым поколением увеличивается и нормальная индивидуальная продолжительность жизни.

Феномен постарения населения, превращения общества в «се­деющее», в «мир старых людей», порождает новые медицинские, финансовые, юридические, политические и другие вопросы и про­блемы. Значимую часть избирателей и потребителей товаров и услуг теперь составляют пожилые, что требует определенной переориен­тации всей системы. Все чаще мы видим политическую и коммерче­скую рекламу, специально предназначенную для пожилых людей. Самая же острая проблема — организация пенсионного обеспече­ния и социальной поддержки в старости, для чего необходимы боль­шие материальные средства (а это — увеличение нагрузки на рабо­тающих членов общества) и человеческие ресурсы (огромная армия социальных работников). Даже экономически стабильные государ­ства Европы и Америки полагают, что решать эту задачу им будет все труднее и труднее (ее даже называют «демографической бомбой замедленного действия»)[211]. В некоторых государствах уже поставлен вопрос о пересмотре пенсионного возраста (например, в Велико­британии после 2010 г. пенсионный возраст для женщин увеличит­ся до 65 лет).

Старость как возрастной период стала массовым явлением; вполне реально прожить еще 15 — 20 лет после выхода на пенсию, что приблизительно составляет четверть жизни. Старение рассмат­ривается и как общественная, и как личностная проблема. Позна­ние закономерностей старения, расширение возрастных рамок ак­тивной трудоспособности и полноценной жизнедеятельности, разработка способов оптимизации старения — важнейшая ком­плексная проблема геронтологии, геронтомедицины, геронтопси- хологии.

Геронтопсихология — раздел возрастной психологии, по - священный проблемам старения, недавно выделившийся и недос­таточно разработанный, но привлекающий все большее внимание исследователей в последние десятилетия. Как протекает психиче­ское старение, какова взаимосвязь биологического и психического старения, каково влияние отношения общества, общественных сте­реотипов на характер старения, соотношение старения и разных видов профессиональной деятельности, перспективы включенности пожилого человека в разные сферы общественной жизни, возмож­ность психологического благополучия и самореализации в старос­ти — вот далеко не полный перечень вопросов, от решения которых зависит и разработка стратегических направлений социальной политики в отношении пожилых, и конкретные формы ее осущест­вления.

§ 3. Теории старения и старости

Существует множество подходов к пониманию и изучению старос- ти[212]. Очень важно отдавать отчет, какое базовое представление о старости лежит в основе того или иного подхода, поскольку специ­фика восприятия старости одновременно диктует спектр теоретиче­ских вопросов и предписывает пути разрешения многочисленных практических проблем.

Старость как биологическая проблема. Старость как базовое биологическое свойство всех живых организмов рассматривается в теориях «программированного» и «программированного» старе­ния, в теориях «изнашиваемости», «клеточных отбросов», старения иммунной системы и цитологической теории. В каждой из этих тео­рий обосновывается своя модель механизма старения организма. К биологическим теориям можно отнести и теорию основоположника отечественной геронтологии А.А. Богомольца, который главным фактором старения считал нарушение гармонии физиологических процессов организма, и теорию старения как интоксикации И.И. Мечникова.

Геронтолог В.В. Фролькис определял старость как время сокра­щения приспособительных возможностей организма. Анализируя фундаментальные механизмы старения, Фролькис не только кон­статировал факт снижения приспособительных возможностей орга­низма, но показал тенденции саморегуляции, которые противостоят разрушению и направлены на стабилизацию жизнедеятельности ор­ганизма и увеличение продолжительности жизни. Понятие антиста­рения, или витаукта (от лат. вита — жизнь, ауктум — увеличи­вать), составляет важный аспект предложенной им адаптационно - регуляторной теории старения[213].

Подход, в основу которого положено представление о старении, запрограммированном эволюцией, включенном в генетический код («Программированное старение»), и подход, согласно которому повреждения клеток не предопределены генетически, а происходят случайно, в результате сбоев («программированное старение») имеют весьма общий биологический характер в объяснении причин инволюции в старости. Важно, что в зависимости от предполагае­мого механизма старения выстраивается система предсказаний бу­дущего состояния организма, мер профилактики негативных по­следствий, однако роль психологического фактора в удлинении человеческой жизни при этом не учитывают.

Старость как социальная проблема. В теории разобществ - пенил (теория освобождения, «выхода из игры») считается не­избежным процесс последовательного разрушения социальных связей.

Явление разобществления выражается в изменении мотивации, в сосредоточении на своем внутреннем мире и спаде коммуникатив­ности. Объективно «разобществление» проявляется в утрате преж­них социальных ролей, в ухудшении состояния здоровья, в сниже­нии дохода, в утрате или отдалении близких людей. Субъективно оно переживается индивидом как ненужность, сужение круга инте­ресов, сосредоточение их на себе.

Суть теории заключается в том, что процесс разобществления биологически и психологически обоснован и неизбежен. Разрыв ме­жду личностью и обществом происходит вскоре после выхода на пенсию, по инерции пожилой человек продолжает поддерживать старые связи, интересуется тем, что происходит на работе. Затем эти связи становятся все более искусственными и постепенно пре­рываются. Количество поступающей человеку информации умень­шается, круг его интересов сужается, падает активность, в связи с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: