Учебник
Редактор Н.А. Баранова Корректор В. В. Евтюхина Художественный редактор И.С. Соколов Компьютерная верстка Ю.А. Кунашовой
Ключевые понятия |
Общение Психологические
новообразования
образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало
Общение с родным взрослым — ситуативно личностное
— Потребность в общении
— Базовое доверие к миру
— Дифференциация ощущений и эмоциональных состояний
— Различение близких и посторонних людей
— Преднамеренные действия (хватание, доставание предмета)
— «Истинное» подражание
— Предметное восприятие
— Автономная речь
— Ходьба
— Мотивирующие представления. Превращение ребенка в субъекта желания и действия
Биологическая беспомощность новорожденного, опережающая инициатива взрослого, бондинг, безусловные и условные рефлексы, социальная улыбка, максимально социальное существо, комплекс оживления, госпи- тализм, потребность в новых впечатлениях, доречевое общение, дефицит общения, гукание, гуление, лепет, пассивная и активная речь, прогрессивные и тупиковый движения, простые манипуляции и др.
доступного для ребенка. Рост самостоятельности. Гипобулические реакции
Общение со взрослым — ситуативно- деловое.
Общение со сверстниками — начальные формы, взаимное подражание
— Овладение предметными действиями
— Символическое, замещающее действие
— Предметная игра
— Начальные этапы изобразительной и других — видов продуктивной деятельности
— Активная речь
— Наглядно - действенное мышление
— Личное действие
— Сознание «Я сам»
— Отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними
Ситуативность поведения, социализация, орудийные действия, соотносящие действия, внешние ориентировочные действия, полифункциональные предметы, сюжетно - отобразительная игра, «игра рядом», куплет- ность игры, ситуативная речь, стадия каракулей, стадия головоногов, агрессивность, пассивная речь, непроизвольное внимание, непроизвольная память и др.
строптивость, достижение» |
протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых,
Социальная ситуация развития
Дошкольное 3—7 лет Ребенок и взрослый
детстш (общественный, обоб
щенный).
Познание мира человеческих отношений
Кризис 7 лет Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривля- Способность и потребность в социальном функционировании, в
Младший [6—7 — 10 лет Внутренняя позиция Учебная деятельность
школьный воз- ученика как человека,
Игра (сюжетно-ро- левая игра) |
раст совершенствующего
самого себя
Кризис пред - «Мотивационный вакуум». Кризис самооценки. Ломка старой подростковый Рефлексивный оборот на себя
Психологические новообразования
Общение со взрослым:
.3—5 лет — внеситуативно -познавательное;
5—7 лет — внеси- туативно-личност- ное.
Общение со сверстниками — игровое сотрудничество, сопереживание
— Воображение
— Наглядно-образное мышление
— Начала понятийного мышления
— Картина мира, «абрис»
— Новые мотивы поведения
— Соподчинение, иерархия мотивов
— Произвольность поведения
— Первичные этические инстанции
— Самосознание
— Самооценка
— Практическое овладение речью, развитие функций речи
Способность к замещению, символическая функция сознания, условно- динамическая позиция, ориентация на смысл и характер человеческих отношений, умение осмысленно ориентироваться на позицию другого человека, эгоцентрическое мышление, артификализм, анимизм, децентрация мышления, сенсорное развитие (усвоение сенсорных эталонов), игровая роль, содержание игры, сюжет, игра с правилами, игра- драматизация, режиссерская игра, идентификация, эгоцентрическая речь, контекстная речь и т.д.
ние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни, занятии значимой социальной позиции
Особенности учебного общения: роль учителя, роль сверстников.
Совместное обсуждение учебной проблемы
— «Умение учиться»
— Понятийное мышление
— Внутренний план действий
— Рефлексия — интеллектуальная и личностная
— Новый уровень произвольности поведения
— Самоконтроль и самооценка
— Ориентация на группу сверстников
Зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности
Психологическая готовность к школе, личностная готовность, умственная готовность, чувство компетентности, познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования, школьная адаптация и дезадаптация, школьная фобия, школьная тревожность, неуспеваемость, труд, латентный период и др.
системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний.
Социальная ситуация развития
Подростковый, 10-11 - отроческий 14-15 дет возраст
Формирование сознательного отношения к себе как к члену общества. Благоприятные условия (сензи- тивность) для проявления индивидуальности
Интимно - личностное общение сверстников (Д.Б. Эльконин)
Общение в общественно полезной деятельности (Д.И., Фельдштейн)
Кризис перехода к юности (15-18 лет) |
Становление человека как субъекта собственного развития
Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации. Процесс самоопределения как аффективный центр социальной ситуации развития
Учебно - профес - сиональная деятельность.
Ранняя — 15-17 лет. Поздняя — 17-21 год |
Юность |
Профессиональное самоопределение
Кризис «Отрыв от родительских корней»
перехода к взрослости (18-20 лет)
Книги УИЦ «Гардарики» можно купить:
ф В книготорговом объединении «Юристъ — Гардарика»: ^ Книги по ценам издательства
105082, Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 75, стр. 10 (ст. метро «Бауманская») Телефоны: 797-9081, 797-9082, 797-9083, 797-9084
363-0634, 363-0635, 363-0636 Адрес электронной почты: yr_grd@aha.ru Интернет-магазин «Юристъ — Гардарика»: https://www.u-g.ru Оптовый отдел,
«Книга-почтой» — с 9.00 до 18.00, выходные — суббота, воскресенье
Розничный магазин — с 10.30 до 20.00 (понедельник — суббота) с 10.00 до 16.00 (воскресенье) Ф В книжных магазинах Москвы:
• Книжный магазин «Юристъ»^ Книги по ценам издательства
101000, Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1 (ст. метро «Лубянка», «Китай-город»), Тел.: (095) 924-5036
Время работы: с 10.00 до 19.00, выходные — суббота, воскресенье
• ООО Торговый Дом «Библио-Глобус»
101861, Москва, ул. Мясницкая, д. 6 (ст. метро «Лубянка»)
• «Московский Дом Книги»
121019, Москва, ул. Новый Арбат, д. 8 (ст. метро «Арбатская»)
• ТДК «Москва»
103009, Москва, ул. Тверская, д. 8, стр. 1 (ст. метро «Охотный ряд»)
• «Юридическая книга»
121165, Москва, ул. Киевская, д. 20 (ст. метро «Студенческая»)
• «Читай-город»
Москва, ул. Новослободская, д. 21 (ст. метро «Новослободская», «Менделеевская»)
ф В книжных магазинах других городов России:
• Санкт-Петербург,ул. Кронштадтская, д. 11 • ОАО «Ленкнига»
• Оренбург, ул. Туркестанская, д. 23 • Магазин «Мир книги»
• Воронеж, ул. Кольцовская, д. 23 • Магазин «Книги для вас»
• Краснодар, ул. Ставропольская, д. 87 • Магазин «Кругозор»
• Новосибирск, Красный пр-т, д. 153 • «Сибирский Дом Книги»
• Нижний Новгород, пл. Свободы, д. 1 • Магазин «Деловая книга»
• Самара, ул. Чкалова, д. 100 • ООО «Киви»
• Саратов, ул. Университетская, д. 42 • Библиотека СГУ ООО «Александрия и К°»
• Челябинск, ул. Барбюса, д. 61 • Книжный магазин
• Омск, пр-т Мира, д. 55А • Магазин «Велесъ»
• Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 101 • Магазин «Де-Юре»
• Иркутск, ул. Байкальская, д. 172 • Магазин «ПродаЛитЪ»
• Иркутск, ул. К. Маркса, д. 12 • Магазин «Иркутская книга»
Гигиенический сертификат 77.99.02.953.Д.003058.05.04 от 05.05.2004
Изд. лиц. ИД № 066160 от 02.11.98. Подписано в печать 15.02.2005. Формат 60x90 Печать офсетная. Гарнитура Светлана. Усл. печ. л. 22. Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 6209.
УИЦ «Гардарики» 101000, Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1. Тел.: (095) 921-0289, 925-6840. Факс: (095) 921-1169 E-mail: grd@aha.ru
Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Можайский полиграфкомбинат». 143200, г. Можайск, ул. Мира, 93
1 См.: Анциферова Л.И., Завалишина Д.Н', Рыбалко Е.Ф. Категория развития в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1988. С. 22-56.
1 Ланге Н.Н. Душа ребенка в первые годы жизни. СПб., 1892, С. 53.
1 См.: Басов М.Я. Опыт методики психологических наблюдений над детьми дошкольного возраста//Избр. психологические произведения. М., 1975. С. 103—106.
2 См.: Крайг Г. Психология развития. С. 35—60.
1 См.: Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека // Избр. психологические произведения: В 2 т. Т. 1. С. 79.-92.
1 См.: Жрат Г. Психология развития. С. 674.
балко. СПб., 2001; Психологическая диагностика детей и подростков: Учебное пособие / Подред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М., 1995; Урунтаева Т.А., Афонъ- кина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.
2 См.: Марцинковская Т.Д. История детской психологии. С. 89—90.
2 См.: Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. С. 94—95.
1 См.: Психоанализ детской сексуальности (3. Фрейд, К. Абрахам. К.Г. Юнг, Э. Джонс, Ш. Ференци) / Под ред. B.JI. Лукова. СПб., 1997.
3 Там же.
4 См.: Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.
2 Там же. С. 259.
2 Уотсон. Психологический уход за ребенком. С. 9.
3 Там же. С..
1 См.: Раттер. ПомопД) трупным детям. M., 1987. С. 374—397.
1 См.: Баттерворт Д., ХаррисМ. Принципы психологии развития. С. 36—43; Крайг Г. Психология развития. С. 74—79; Развитие личности ребенка / Под ред. А.М. Фонарева. С. 101-115.
2 Кудрявцев В. Т. Культурно - исторические истоки развития детства // Журнал прикладной психологии. 1999. № 2. С. 34.
1 См.: Кудрявцев В. Т. Концепция научных исследований Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО // Психолог в детском саду. 2000. № 2 — 3.
C. 30-48.
1 Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 260.
1 См.: ЗапорожецА.В. Основные проблемы онтогенеза психики // Избр. психологические труды: В 2 т. М., 1986. Т. 1. С. 249-253.
1 Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 39.
4 См.: Хасан В.И. Идеальная форма детства и проблема темпов возрастной динамики // Журнал практического психолога. 1999. № 2. С. 94.
1 Си.: Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1985. С. 19 — 25.
2 См.: Андреева Н.Г., Соколова Л. В. Этот удивительный младенец: О развитии и воспитании ребенка первого года жизни. СПб., 1999.
1 См.: Ворошнина О.Р. Психологическая коррекция депривированного материнства: Автореф. дис. М., 1998.
2 См.: Мухамедрашмов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб., 1999.
2 См.: Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. № 1.
3 См.: Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. С. 111.
2 См.: Там же. С. 66.
1 См.: Уайт Б. Первые три года жизни. М., 1982. С. 37.
2 Цит. по: Коляда С. Опасные игрушки //Деньги. 2001. 31 октября. № 43 (47). С. 62.
1 См.: Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2001.
2 См.: Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в иери- од кризиса трех лет // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 78 — 85.
2 См.: Елагина М.Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению / / Новые исследования в психологии. М., 1989. № 1. С. 37-42.
2 См.: Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. М.,
1998. С. 205—236; Ануфриев А. Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Коррекционные упражнения. М.,
1999.
1 См.: Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981. Т. 1.
1 См.: Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М., 1985. С. 20 — 32.
2 См.: Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994. С. 150-158.
1 Наш проблемный подросток / Подред.Л.А. Регуша. СПб., 1998. С. 125—127.
2 См.: Шаповаленко И.В. Взаимоотношения поколений в семье // Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяе- вой. М., 2002. С. 65-120.
з См.: Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 61—69.
1 См.: Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. С. 81.
1 См.: Фелъдштейн Д.И. Психология взросления. М., 1999.
1 См.: Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. С. 155 — 157.
2 См.: Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997. С. 179—195.
3 См.: Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. М., 1998.
1 См.: Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., 2001. С. 131 — 141.
1 См.: Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А.А. Деркача, АА. Бодалева, Н.В. Кузьминой и др. М., 1995.
2 См.: Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб., 1999.
2 Там же. С. 186.
1 См.: Краснова О.В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии. 1999. № 2. С. 96—106.
1 См.: Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. С.35-36.
2 См.: Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии. 1999. № 2. С. 133—141.
[1] См.: Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 13 — 60.
[2] См.: Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию // Избр. психологические труды. М., 1989. С. 26.
[3] См.: Обухова А.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С. 28-32.
[4] См.: Выготский А.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1983. С. 244-269.
[5] Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982. С. 179-180.
[6] См.: Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. С. 40—42.
[7] См.: Выготский JI.C. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. С. 6-40.
[8] Леонтьев А.Н. Об историческом подходе в изучении психики ребенка // Избр. психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т. 1. С. 114.
[9] Соколов Н. Жизнь ребенка (по дневнику отца). М., 1917.
[10] См.: Щелованов Н.М. Основные предпосылки для организации воспитательной работы в домах младенца / / Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. B.C. Мухиной. М., 1991. С. 18-21.
[11] Ленин В.И. Об условиях надежности психологического эксперимента // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис: В 2 ч. М., 1980. Ч. 1.
[12] Мухина B.C. Близнецы. М., 1981.
[13] См.: Попцова Е.В. Роль матери как субъекта обучающего общения в общепсихическом и речевом развитии ребенка раннего возраста // Психолого - методические особенности развивающих методов обучения иностранному языку. Иваново, 1994. С.83-96.
[14] См.: Лазурский А.Ф. О естественном эксперименте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис: В 2 ч. Ч. 1. С. 6-8.
[15] См.: Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г., Обухова Л.Ф., Фролов Ю.И. От Выготского к Гальперину. Специальные приложения к «Журналу практического психолога». М., 1996.
[16] См.: Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Г. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
5 См.: Обухова А.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. С. 28.
[18] См.: Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принципы развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1976. С. 156—166.
-ч См.: Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Ры
[20] См.: Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998. С. 3—59.
[21] См.: Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. СПб., 2002. С. 18-41.
[22] См.: Прейер В. Душа ребенка. Наблюдение над духовным развитием человека в первые годы жизни. СПб., 1912.
[23] См.: Выготский Л.С. Биогенетический принцип в психологии // Большая советская энциклопедия. М., 1936. Т. 6. С. 275 — 279.
[24] См.: Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. С. 35.
[25] См.: Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1955.
[26] Пирогов Н.И. Избр. пед. соч. М., 1985. С. 200.
[27] Каптерев П.Ф. Об общем ходе развития детской природы // Воспитание и обучение. 1893. № 2. С. 61.
[28] Нечаев А.П. К вопросу о взаимоотношении педагогики и психологии / / Русская школа. 1899. № з. С. 50.
[29] См.: Марцинковская Т.Д. История детской психологии. С. 111.
[30] См.: Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. С. 96—120.
[31] См.: Бине А. Современные идеи о детях. М., 1910.
[32] Гезелл А. Педология раннего возраста. С. 231.
[33] См.: Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. М., 1930.
[34] См.: Выготский Л.С. Вступительная статья к русскому переводу книги К. Бю- лера «Очерк духовного развития ребенка» // Возрастная и педагогическая психология: Тексты. М., 1992. С. 18-31.
[35] См.: МидМ. Культура и мир детства. С. 322.
[36] См.: Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.
[37] См.: Фрейд 3. Три очерка по теории сексуальности // Психология бессознательного: Сб. произв. / Сост. М.Г. Ярошевский. М., 1990. С. 123 — 202.
[38] Юнг К. Конфликты детской души. М., 1995. С. 161.
[39] См.: Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.
[40] Фрейд А. Введение в детский психоанализ. М., 1991. С. 36.
[41] См.: Развитие в психоанализе / М. Кляйн, С. Айзеке, Дж. Райвери, П. Хай- манн. М., 2001.
[42] См.: ЛебедеваН.Н. Принципы и методы игровой терапии. М., 1 997. С. 8—13.
[43] См.: Винникот Д..В. Разговор с родителями. М., 1995. С. 44.
[44] См.: Боулби Дж. Детям — любовь и заботу / / Психология развития: Хрестоматия. СПб., 2001. С. 127-140.
[45] См.: Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. С. 46 — 51.
[46] См.: Шпиц Р. Поведение депривированных детей //Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.-сост. B.C. Мухина. М., 1991. С. 166 —167.
[47] См.: Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1991.
[48] Там же. С. 28.
[49] См.: Долъто Ф. На стороне ребенка. СПб., 1997.
[50] Эриксон Э. Детство и общество. С. 229.
[51] См.: Там же. С. 235-259.
[52] Эриксон Э. Детство и общество. С. 298.
[53] Эриксон Э. Детство и общество. С. 258.
[54] См.: Хъелл А., Зиглер Д. Теории личности. С. 234—235.
[55] См.: Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 1999.
[56] См.: Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. С. 223 — 254.
[57] См.: УотсонДж.Б. Бихевиоризм: Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х годов — середина 30-х годов XX в.) / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1980. С. 34-46.
[58] Уотсон Дж. Психологический уход за ребенком. М., 1930. С. 31.
[59] См.: Крайг Г. Психология развития. С. 54—56.
[60] См.: Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. 354.
[61] См.: Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. 30-е — 60-е годы XX в. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1986. С.60-97.
[62] См.: Марцинковская Т.Д. История детской психологии. С. 169.
[63] См.: Помощь родителям в воспитании детей / Под ред. В.Я. Пилиповского. M., 1992. С. 91-146.
[64] См.: Обухова Л.Ф., Шаповаленко И.В. Формы и функции подражания в детском возрасте. М., 1994. С. 16—17.
[65] См.: Бандура А. Теория социального научения.
[66] См.: Обухова Л.Ф., Шаповаленко И.В. Формы и функции подражания в детском возрасте. С. 54—56.
[67] См.: Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф, Подольский А.И. Современная американская психология развития. С. 93—106.
[68] См.: Крайг Г. Психология развития. С. 23 — 26.
[69] См.: Балтес П.Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 60-80.
[70] См.: Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.
[71] Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. С. 23.
[72] См.: Выготский А.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т.Т. 2.С.23 —79.
[73] См.: Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избр. психологические труды. М., 1994.
[74] См.: Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. С.296-324.
[75] См.: Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. С. 133—1164.
[76] См.: Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. С. 573 — 594.
[77] См.: Баттерворт Д., ХаррисМ. Принципы психологии развития; Дональд- сон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985; Развитие личности ребенка / Под ред. A.M. Фонарева.
[78] См.: Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против.
[79] См.: Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии.
[80] См.: Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. С. 6-41.
[81] Матюшкин A.M. Послесловие // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. С. 341.
[82] Выготский JI.C. Основы педологии: Стенограммы лекций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 395.
[83] Элъконин Д.Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Выготского // Избр. психологические труды. М., 1989. С. 494.
[84] См.: Ладыгина - Коте Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М., 1935.
[85] Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Т. 3. С. 62.
[86] См.: Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6т. Т. 2. С. 118—184.
[87] См.: Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 362-367.
[88] См.: Выготский А.С. Мышление и речь. Т. 2. С. 118—361.
[89] Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 36.
[90] Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 30-38.
[91] См.: Выготский Л..С. Психология развития как феномен культуры. М.; Воронеж, 1996.
[92] См.: Ариес Ф. Века детства // Журнал практического психолога. 1997. № 1. С.60-72.
г См.: Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
[93] Элъконин Д.Б. Психология игры. С. 63.
[94] Там же. С. 247.
[95] См.: Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка / / Избр. психологические произведения: В 2 т. Т. 1. С. 285 — 286.
[96] См.: Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М., 1998. С. 94-217.
[97] См.: Элъконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. психологические труды. С. 75—78.
[98] См.: Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 38 — 39.
[99] См.: Бершедова А.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов: Авто- реф. дис. М., 1999.
[100] См.: Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2001.
[101] См.: Поливанова К.Н. Возраст: норма развития и метод // Журнал практического психолога. 1999. № 2. С. 80-85.
[102] См.: ХроникА.А., Хроник Е.А. Психология человеческих отношений. Дубна, 1998.
[103] См.: Выготский Л.С. Младенческий возраст. Т. 4. С. 279.
[104] См.: Журба А.Л., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М., 1981. С. 7—114.
[105] См.: Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб., 1997.
[106] Выготский А.С. Младенческий возраст. Т. 4. С. 274.
[107] См.: Фигурин H.JI., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. М., 1949.
[108] См.: Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С. 30—46.
[109] См.: Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. С. 18— 22.
[110] См.: Лангмейер п., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. С. 65-69.
[111] См.: Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. С. 115 — 153.
[112] См.: Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М., 2001.
[113] Бауэр Т. Психическое развитие младенца. С. 11.
[114] См.: Аупан С. Поверь в свое дитя. М., 1993.
[115] См.: Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 1.
[116] См.: Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
[117] См.: Галигузова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. М., 1996. С. 13.
[118] См.: Гальперин П.Я. Функциональные различия между орудием и средством: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис: В 2 ч. М., 1980. Ч. 1. С. 195-203.
[119] Эльконин Д.Б. Психология игры. С. 92 — 94.
[120] Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Избр. психологические труды. С. 140.
[121] См.: Обухова Л.Ф., Шаповаленко И..В. Формы и функции подражания в детском возрасте. С. 64—65.
[122] Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. С. 47.
[123] См.: Елагина М.Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем возрасте//Вопросы психологии. 1977. №2. С. 135—142.
[124] См.: Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1985. С. 19-27.
[125] См.: Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М., 1949.
[126] См.: Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. С.42-47.
[127] См.: Смирнова Е.О. Положение детей раннего возраста в современной России // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 94—99.
[128] См.: Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. М., 1999.
[129] См.: Раннее обучение и развитие ребенка / Авт.-сост. В.В. Кантан. СПб., 1998.
[130] См.: Крайг Г. Психология развития. С. 292.
[131] См.: ВыготскийА.С. Раннее детство. Кризис трех лет // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 340-375.
[132] См.: Кудрявцев В.Т. Культурно-исторические истоки развития детства // Журнал прикладной психологии. 1999. № 2.
[133] См.: Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры // Проблемы развития психики. М., 1981. С. 481-509.
[134] См.: Элъконин Д.Б. Психологические вопросы детской игры // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 17.
[135] См.: Выготский А.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития: Хрестоматия. СПб., 2001. С. 68 — 75.
[136] См.: Эльконин Д.Б. Психология игры.
[137] Эльконин Д.Б. Психологические вопросы детской игры // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 23.
[138] См.: Элъконгт Д.Б. Размышления над проектом // Коммунист. 1984. № 3.
[139] См.: Теоретические основы базисной программы развития ребенка-до школьника «Истоки» / Под ред. С.Л. Новоселовой, Л.Ф. Обуховой, Л.А. Парамоновой, К.В. Тарасовой // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 64—70.
[140] См.: Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
[141] См.: Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Избр. психологические произведения. М., 1983. С. 31 — 64.
[142] См.: Обухова А.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. С. 137—142.
[143] См.: Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. С. 157—174.
[144] См.: Запорожец А.В. Восприятие, движение, действие // Избр. психологические труды: В 2 т. Т. 1. С. 139-142.
[145] См.: Ветер Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования / / Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгер. М., 1986. С. 5 — 18.
[146] См.: Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М., 1996.
[147] Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С. 82.
- См.: Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников / / Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 44-51.
[149] См.: Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. С. 89—100.
[150] См.: Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3.
[151] См.: Выготский А.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 376-385.
[152] См.: Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2001.
[153] См.: Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 207-246.
[154] См.: Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1994.
[155] См.: Эпъконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Избр. психологические труды. М., 1989. С. 241 — 251.
[156] См.: Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1996. С. 145 —162.
[157] См.: Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман A.M. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.
[158] См.: Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.
[159] См.: Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов.
[160] ЭлъконинД.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. С. 277.
1 См.: Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987. С. 8-27.
[162] См.: Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов.С. 75—76.
[163] См.: Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды. С. 72—75.
[164] См.: Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987. С. 46-55.
[165] См.: ЛичкоА.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999.
[166] См.: Ремишидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. С. 152.
[167] См.: Байярд Р., Байлрд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
[168] См.: Выготский А.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 6.
[169] См.: Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности: Избр. психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштей- на. М.; Воронеж, 1995. С. 228-244.
[170] См.: Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века: социально-педагогический аспект. Дубна, 2001; Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М., 1991.
[171] См.: Мир детства. Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1989. С. 96 —
114.
[173] См.: Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. С. 165—191.
[174] См.: Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. С. 148—149.
[175] См.: Юность // Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского и М. Г. Яро- шевского. М., 1990. С. 473-474.
[176] См.: Божович A.M. Личность и ее формирование в детском возрасте.
[177] См.: Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998. С. 398-400.
[178] См.: Кон КС. ПСИХОЛОГИЯ юношеского возраста. М., 1979. С. 145—155.
[179] См.: Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43—52.
[180] См.: Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996.
[181] Пряжников Н.С. Престижно-элитарные ориентации в профессиональном самоопределении старшеклассников // Журнал практического психолога. 1996. № 4. С. 66-73.
[182] Пиаже Ж. ЭВОЛЮЦИЯ интеллекта в подростковом и юношеском возрасте / / Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. С. 237.
[183] См.: Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995. С. 250-272.
[184] См.: Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
[185] См.: Байтингер О.Е. Переживание будущего как проблемы в ранней юности // Наш проблемный подросток / Под ред. Л.А. Регуша. СПб., 1998. С. 42—49.
[186] См.: Крайг Г. Психология развития. С. 647 — 653.
[187] См.: Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
[188] См.: Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.
[189] Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. С. 48.
[190] См.: Олпорт Г. Структура и развитие личности // Становление личности: Избранные труды. М., 2002. С. 330-354.
[191] Цит. по: Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. Калуга, 1994.
[192] См.: БодалевА.А. Вершина в развитии личности взрослого человека. М., 1998. С. 17.
[193] См.: Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 38—50.
[194] См.: Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
[195] См.: Бодалев А.А. О феномене «акме» и некоторых закономерностях его формирования и развития // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 3. С. 113-119.
[196] См.: Чудновский В.Э. Пятилетие поиска // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни / Под ред. В.Э. Чудновского. М., 2001. С. 11-22.
[197] См.: Вайзер Г.А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека // Психологический журнал. 1998. № 5.
[198] Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1993. С. 467.
[199] См.: Юнг К. Проблемы души нашего времени.
[200] См.: Край?. Г. Психология развития. С. 676 — 679.
[201] См.: Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста.
[202] Ливехуд Б. Ход жизни человека // Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Ми., 2000. С. 185.
[203] См.: Крайг Г. Психология развития. С. 787 — 788.
[204] См.: Анциферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980. № 2. С. 52-60.
[205] См.: Братусъ Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте / / Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1980. № 2. С. 3—11.
[206] Ливехуд Б. Человек на пороге. Биографические кризисы и возможности развития. Калуга, 1993. С. 11.
[207] См.: Развитие психофизиологических функций взрослых людей. Средняя взрослость / Под ред. Б.Г. Ананьева. М., 1977.
[208] См.: Канатов А.К. Обучаемость взрослых в различные периоды зрелости // Психология развития. Хрестоматия. СПб., 2001. С. 329—335.
1 См.: Анциферо<