ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (Психология развития и возрастная психология)




Учебник

Редактор Н.А. Баранова Корректор В. В. Евтюхина Художественный редактор И.С. Соколов Компьютерная верстка Ю.А. Кунашовой

Ключевые понятия

Общение Психологические

новообразования

образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало

 

 

Общение с родным взрослым — ситу­ативно личностное

— Потребность в общении

— Базовое доверие к миру

— Дифференциация ощуще­ний и эмоциональных со­стояний

— Различение близких и по­сторонних людей

— Преднамеренные действия (хватание, доставание пред­мета)

— «Истинное» подражание

— Предметное восприятие

— Автономная речь

— Ходьба

— Мотивирующие представ­ления. Превращение ребенка в субъекта желания и дейст­вия

Биологическая беспомощ­ность новорожденного, опе­режающая инициатива взрослого, бондинг, безус­ловные и условные рефлексы, социальная улыбка, макси­мально социальное существо, комплекс оживления, госпи- тализм, потребность в новых впечатлениях, доречевое об­щение, дефицит общения, гукание, гуление, лепет, пас­сивная и активная речь, прогрессивные и тупиковый движения, простые манипу­ляции и др.

 

 

доступного для ребенка. Рост самостоятельности. Гипобулические реакции

 

 

Общение со взрос­лым — ситуативно- деловое.

Общение со сверст­никами — началь­ные формы, взаим­ное подражание

— Овладение предметными действиями

— Символическое, замещаю­щее действие

— Предметная игра

— Начальные этапы изобра­зительной и других — видов продуктивной деятельности

— Активная речь

— Наглядно - действенное мышление

— Личное действие

— Сознание «Я сам»

— Отделение себя от окру­жающих и сравнение себя с ними

Ситуативность поведения, социализация, орудийные действия, соотносящие дей­ствия, внешние ориентиро­вочные действия, полифунк­циональные предметы, сюжетно - отобразительная игра, «игра рядом», куплет- ность игры, ситуативная речь, стадия каракулей, ста­дия головоногов, агрессив­ность, пассивная речь, не­произвольное внимание, не­произвольная память и др.

 

 

строптивость, достижение»

протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых,

Социальная ситуация развития

Дошкольное 3—7 лет Ребенок и взрослый

детстш (общественный, обоб­

щенный).

Познание мира чело­веческих отношений

Кризис 7 лет Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривля- Способность и потребность в социальном функционировании, в

Младший [6—7 — 10 лет Внутренняя позиция Учебная деятельность

школьный воз- ученика как человека,

Игра (сюжетно-ро- левая игра)

раст совершенствующего

самого себя

Кризис пред - «Мотивационный вакуум». Кризис самооценки. Ломка старой подростковый Рефлексивный оборот на себя

Психологические новообразования

 

 

Общение со взрос­лым:

.3—5 лет — внеси­туативно -познава­тельное;

5—7 лет — внеси- туативно-личност- ное.

Общение со сверст­никами — игровое сотрудничество, со­переживание

— Воображение

— Наглядно-образное мыш­ление

— Начала понятийного мышления

— Картина мира, «абрис»

— Новые мотивы поведения

— Соподчинение, иерархия мотивов

— Произвольность поведения

— Первичные этические ин­станции

— Самосознание

— Самооценка

— Практическое овладение речью, развитие функций речи

Способность к замещению, символическая функция сознания, условно- динамическая позиция, ори­ентация на смысл и характер человеческих отношений, умение осмысленно ориенти­роваться на позицию другого человека, эгоцентрическое мышление, артификализм, анимизм, децентрация мыш­ления, сенсорное развитие (усвоение сенсорных этало­нов), игровая роль, содер­жание игры, сюжет, игра с правилами, игра- драматизация, режиссерская игра, идентификация, эго­центрическая речь, контекст­ная речь и т.д.

 

 

ние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни, занятии значимой социальной позиции

 

 

Особенности учеб­ного общения: роль учителя, роль свер­стников.

Совместное обсу­ждение учебной проблемы

— «Умение учиться»

— Понятийное мышление

— Внутренний план действий

— Рефлексия — интеллекту­альная и личностная

— Новый уровень произ­вольности поведения

— Самоконтроль и само­оценка

— Ориентация на группу сверстников

Зависимость уровня дости­жений от содержания и ор­ганизации учебной деятель­ности

Психологическая готовность к школе, личностная готов­ность, умственная готов­ность, чувство компетентно­сти, познавательные мотивы, мотивы самосовершенствова­ния, школьная адаптация и дезадаптация, школьная фо­бия, школьная тревожность, неуспеваемость, труд, ла­тентный период и др.

 

 

системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний.

Социальная ситуация развития

 

 

Подростковый, 10-11 - отроческий 14-15 дет возраст

Формирование созна­тельного отношения к себе как к члену об­щества. Благоприят­ные условия (сензи- тивность) для прояв­ления индивидуаль­ности

Интимно - личностное общение сверстников (Д.Б. Эльконин)

Общение в общест­венно полезной деятельности (Д.И., Фельдштейн)

 

 

Кризис пере­хода к юности (15-18 лет)

Становление человека как субъекта собственного развития

 

 

Поиск своего места в более широкой соци­альной общности, на­чало практической самореализации. Процесс самоопреде­ления как аффектив­ный центр социальной ситуации развития

Учебно - профес - сиональная деятель­ность.

Ранняя — 15-17 лет. Поздняя — 17-21 год
Юность

Профессиональное са­моопределение

 

 

Кризис «Отрыв от родительских корней»

перехода к взрослости (18-20 лет)

Книги УИЦ «Гардарики» можно купить:

ф В книготорговом объединении «Юристъ — Гардарика»: ^ Книги по ценам издательства

105082, Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 75, стр. 10 (ст. метро «Бауманская») Телефоны: 797-9081, 797-9082, 797-9083, 797-9084

363-0634, 363-0635, 363-0636 Адрес электронной почты: yr_grd@aha.ru Интернет-магазин «Юристъ — Гардарика»: https://www.u-g.ru Оптовый отдел,

«Книга-почтой» — с 9.00 до 18.00, выходные — суббота, воскресенье

Розничный магазин — с 10.30 до 20.00 (понедельник — суббота) с 10.00 до 16.00 (воскресенье) Ф В книжных магазинах Москвы:

• Книжный магазин «Юристъ»^ Книги по ценам издательства

101000, Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1 (ст. метро «Лубянка», «Китай-город»), Тел.: (095) 924-5036

Время работы: с 10.00 до 19.00, выходные — суббота, воскресенье

• ООО Торговый Дом «Библио-Глобус»

101861, Москва, ул. Мясницкая, д. 6 (ст. метро «Лубянка»)

• «Московский Дом Книги»

121019, Москва, ул. Новый Арбат, д. 8 (ст. метро «Арбатская»)

• ТДК «Москва»

103009, Москва, ул. Тверская, д. 8, стр. 1 (ст. метро «Охотный ряд»)

• «Юридическая книга»

121165, Москва, ул. Киевская, д. 20 (ст. метро «Студенческая»)

• «Читай-город»

Москва, ул. Новослободская, д. 21 (ст. метро «Новослободская», «Менделеевская»)

ф В книжных магазинах других городов России:

• Санкт-Петербург,ул. Кронштадтская, д. 11 • ОАО «Ленкнига»

• Оренбург, ул. Туркестанская, д. 23 • Магазин «Мир книги»

• Воронеж, ул. Кольцовская, д. 23 • Магазин «Книги для вас»

• Краснодар, ул. Ставропольская, д. 87 • Магазин «Кругозор»

• Новосибирск, Красный пр-т, д. 153 • «Сибирский Дом Книги»

• Нижний Новгород, пл. Свободы, д. 1 • Магазин «Деловая книга»

• Самара, ул. Чкалова, д. 100 • ООО «Киви»

• Саратов, ул. Университетская, д. 42 • Библиотека СГУ ООО «Александрия и К°»

• Челябинск, ул. Барбюса, д. 61 • Книжный магазин

• Омск, пр-т Мира, д. 55А • Магазин «Велесъ»

• Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 101 • Магазин «Де-Юре»

• Иркутск, ул. Байкальская, д. 172 • Магазин «ПродаЛитЪ»

• Иркутск, ул. К. Маркса, д. 12 • Магазин «Иркутская книга»

Гигиенический сертификат 77.99.02.953.Д.003058.05.04 от 05.05.2004

Изд. лиц. ИД № 066160 от 02.11.98. Подписано в печать 15.02.2005. Формат 60x90 Печать офсетная. Гарнитура Светлана. Усл. печ. л. 22. Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 6209.

УИЦ «Гардарики» 101000, Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1. Тел.: (095) 921-0289, 925-6840. Факс: (095) 921-1169 E-mail: grd@aha.ru

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Можайский полиграфкомбинат». 143200, г. Можайск, ул. Мира, 93

1 См.: Анциферова Л.И., Завалишина Д.Н', Рыбалко Е.Ф. Категория развития в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1988. С. 22-56.

1 Ланге Н.Н. Душа ребенка в первые годы жизни. СПб., 1892, С. 53.

1 См.: Басов М.Я. Опыт методики психологических наблюдений над детьми до­школьного возраста//Избр. психологические произведения. М., 1975. С. 103—106.

2 См.: Крайг Г. Психология развития. С. 35—60.

1 См.: Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека // Избр. психологические произведения: В 2 т. Т. 1. С. 79.-92.

1 См.: Жрат Г. Психология развития. С. 674.

балко. СПб., 2001; Психологическая диагностика детей и подростков: Учебное посо­бие / Подред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М., 1995; Урунтаева Т.А., Афонъ- кина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.

2 См.: Марцинковская Т.Д. История детской психологии. С. 89—90.

2 См.: Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюцион­ной России. С. 94—95.

1 См.: Психоанализ детской сексуальности (3. Фрейд, К. Абрахам. К.Г. Юнг, Э. Джонс, Ш. Ференци) / Под ред. B.JI. Лукова. СПб., 1997.

3 Там же.

4 См.: Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

2 Там же. С. 259.

2 Уотсон. Психологический уход за ребенком. С. 9.

3 Там же. С..

1 См.: Раттер. ПомопД) трупным детям. M., 1987. С. 374—397.

1 См.: Баттерворт Д., ХаррисМ. Принципы психологии развития. С. 36—43; Крайг Г. Психология развития. С. 74—79; Развитие личности ребенка / Под ред. А.М. Фонарева. С. 101-115.

2 Кудрявцев В. Т. Культурно - исторические истоки развития детства // Журнал прикладной психологии. 1999. № 2. С. 34.

1 См.: Кудрявцев В. Т. Концепция научных исследований Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО // Психолог в детском саду. 2000. № 2 — 3.

C. 30-48.

1 Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 260.

1 См.: ЗапорожецА.В. Основные проблемы онтогенеза психики // Избр. психо­логические труды: В 2 т. М., 1986. Т. 1. С. 249-253.

1 Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психи­ческого развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 39.

4 См.: Хасан В.И. Идеальная форма детства и проблема темпов возрастной дина­мики // Журнал практического психолога. 1999. № 2. С. 94.

1 Си.: Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1985. С. 19 — 25.

2 См.: Андреева Н.Г., Соколова Л. В. Этот удивительный младенец: О развитии и воспитании ребенка первого года жизни. СПб., 1999.

1 См.: Ворошнина О.Р. Психологическая коррекция депривированного мате­ринства: Автореф. дис. М., 1998.

2 См.: Мухамедрашмов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодейст­вие. СПб., 1999.

2 См.: Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного разви­тия // Вопросы психологии. 1994. № 1.

3 См.: Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. С. 111.

2 См.: Там же. С. 66.

1 См.: Уайт Б. Первые три года жизни. М., 1982. С. 37.

2 Цит. по: Коляда С. Опасные игрушки //Деньги. 2001. 31 октября. № 43 (47). С. 62.

1 См.: Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2001.

2 См.: Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в иери- од кризиса трех лет // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 78 — 85.

2 См.: Елагина М.Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению / / Новые исследования в психологии. М., 1989. № 1. С. 37-42.

2 См.: Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. М.,

1998. С. 205—236; Ануфриев А. Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Коррекционные упражнения. М.,

1999.

1 См.: Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981. Т. 1.

1 См.: Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М., 1985. С. 20 — 32.

2 См.: Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становле­ния личности. М., 1994. С. 150-158.

1 Наш проблемный подросток / Подред.Л.А. Регуша. СПб., 1998. С. 125—127.

2 См.: Шаповаленко И.В. Взаимоотношения поколений в семье // Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяе- вой. М., 2002. С. 65-120.

з См.: Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного разви­тия // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 61—69.

1 См.: Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. С. 81.

1 См.: Фелъдштейн Д.И. Психология взросления. М., 1999.

1 См.: Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становле­ния личности. С. 155 — 157.

2 См.: Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997. С. 179—195.

3 См.: Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. М., 1998.

1 См.: Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., 2001. С. 131 — 141.

1 См.: Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А.А. Деркача, АА. Бодалева, Н.В. Кузьминой и др. М., 1995.

2 См.: Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб., 1999.

2 Там же. С. 186.

1 См.: Краснова О.В. Социальная психология старения как основная составляю­щая социальной геронтологии // Мир психологии. 1999. № 2. С. 96—106.

1 См.: Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. С.35-36.

2 См.: Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии. 1999. № 2. С. 133—141.


[1] См.: Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 13 — 60.

[2] См.: Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию // Избр. психологические труды. М., 1989. С. 26.

[3] См.: Обухова А.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С. 28-32.

[4] См.: Выготский А.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1983. С. 244-269.

[5] Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982. С. 179-180.

[6] См.: Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. С. 40—42.

[7] См.: Выготский JI.C. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. С. 6-40.

[8] Леонтьев А.Н. Об историческом подходе в изучении психики ребенка // Избр. психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т. 1. С. 114.

[9] Соколов Н. Жизнь ребенка (по дневнику отца). М., 1917.

[10] См.: Щелованов Н.М. Основные предпосылки для организации воспитательной работы в домах младенца / / Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. B.C. Мухиной. М., 1991. С. 18-21.

[11] Ленин В.И. Об условиях надежности психологического эксперимента // Хре­стоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис: В 2 ч. М., 1980. Ч. 1.

[12] Мухина B.C. Близнецы. М., 1981.

[13] См.: Попцова Е.В. Роль матери как субъекта обучающего общения в общепси­хическом и речевом развитии ребенка раннего возраста // Психолого - методические особенности развивающих методов обучения иностранному языку. Иваново, 1994. С.83-96.

[14] См.: Лазурский А.Ф. О естественном эксперименте // Хрестоматия по возрас­тной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис: В 2 ч. Ч. 1. С. 6-8.

[15] См.: Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г., Обухова Л.Ф., Фро­лов Ю.И. От Выготского к Гальперину. Специальные приложения к «Журналу прак­тического психолога». М., 1996.

[16] См.: Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Г. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.

5 См.: Обухова А.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. С. 28.

[18] См.: Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принципы раз­вития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1976. С. 156—166.

-ч См.: Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Ры­

[20] См.: Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998. С. 3—59.

[21] См.: Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. СПб., 2002. С. 18-41.

[22] См.: Прейер В. Душа ребенка. Наблюдение над духовным развитием человека в первые годы жизни. СПб., 1912.

[23] См.: Выготский Л.С. Биогенетический принцип в психологии // Большая со­ветская энциклопедия. М., 1936. Т. 6. С. 275 — 279.

[24] См.: Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. С. 35.

[25] См.: Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюцион­ной России. Дубна, 1955.

[26] Пирогов Н.И. Избр. пед. соч. М., 1985. С. 200.

[27] Каптерев П.Ф. Об общем ходе развития детской природы // Воспитание и обучение. 1893. № 2. С. 61.

[28] Нечаев А.П. К вопросу о взаимоотношении педагогики и психологии / / Русская школа. 1899. № з. С. 50.

[29] См.: Марцинковская Т.Д. История детской психологии. С. 111.

[30] См.: Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. С. 96—120.

[31] См.: Бине А. Современные идеи о детях. М., 1910.

[32] Гезелл А. Педология раннего возраста. С. 231.

[33] См.: Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. М., 1930.

[34] См.: Выготский Л.С. Вступительная статья к русскому переводу книги К. Бю- лера «Очерк духовного развития ребенка» // Возрастная и педагогическая психоло­гия: Тексты. М., 1992. С. 18-31.

[35] См.: МидМ. Культура и мир детства. С. 322.

[36] См.: Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.

[37] См.: Фрейд 3. Три очерка по теории сексуальности // Психология бессозна­тельного: Сб. произв. / Сост. М.Г. Ярошевский. М., 1990. С. 123 — 202.

[38] Юнг К. Конфликты детской души. М., 1995. С. 161.

[39] См.: Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.

[40] Фрейд А. Введение в детский психоанализ. М., 1991. С. 36.

[41] См.: Развитие в психоанализе / М. Кляйн, С. Айзеке, Дж. Райвери, П. Хай- манн. М., 2001.

[42] См.: ЛебедеваН.Н. Принципы и методы игровой терапии. М., 1 997. С. 8—13.

[43] См.: Винникот Д..В. Разговор с родителями. М., 1995. С. 44.

[44] См.: Боулби Дж. Детям — любовь и заботу / / Психология развития: Хрестома­тия. СПб., 2001. С. 127-140.

[45] См.: Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. С. 46 — 51.

[46] См.: Шпиц Р. Поведение депривированных детей //Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.-сост. B.C. Мухина. М., 1991. С. 166 —167.

[47] См.: Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1991.

[48] Там же. С. 28.

[49] См.: Долъто Ф. На стороне ребенка. СПб., 1997.

[50] Эриксон Э. Детство и общество. С. 229.

[51] См.: Там же. С. 235-259.

[52] Эриксон Э. Детство и общество. С. 298.

[53] Эриксон Э. Детство и общество. С. 258.

[54] См.: Хъелл А., Зиглер Д. Теории личности. С. 234—235.

[55] См.: Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 1999.

[56] См.: Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. С. 223 — 254.

[57] См.: УотсонДж.Б. Бихевиоризм: Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х годов — середина 30-х годов XX в.) / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1980. С. 34-46.

[58] Уотсон Дж. Психологический уход за ребенком. М., 1930. С. 31.

[59] См.: Крайг Г. Психология развития. С. 54—56.

[60] См.: Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. 354.

[61] См.: Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. 30-е — 60-е годы XX в. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1986. С.60-97.

[62] См.: Марцинковская Т.Д. История детской психологии. С. 169.

[63] См.: Помощь родителям в воспитании детей / Под ред. В.Я. Пилиповского. M., 1992. С. 91-146.

[64] См.: Обухова Л.Ф., Шаповаленко И.В. Формы и функции подражания в дет­ском возрасте. М., 1994. С. 16—17.

[65] См.: Бандура А. Теория социального научения.

[66] См.: Обухова Л.Ф., Шаповаленко И.В. Формы и функции подражания в дет­ском возрасте. С. 54—56.

[67] См.: Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф, Подольский А.И. Современная амери­канская психология развития. С. 93—106.

[68] См.: Крайг Г. Психология развития. С. 23 — 26.

[69] См.: Балтес П.Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 60-80.

[70] См.: Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.

[71] Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. С. 23.

[72] См.: Выготский А.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т.Т. 2.С.23 —79.

[73] См.: Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избр. психологические труды. М., 1994.

[74] См.: Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж. Пиаже о разви­тии детского мышления // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. С.296-324.

[75] См.: Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. С. 133—1164.

[76] См.: Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. С. 573 — 594.

[77] См.: Баттерворт Д., ХаррисМ. Принципы психологии развития; Дональд- сон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985; Развитие личности ребенка / Под ред. A.M. Фонарева.

[78] См.: Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против.

[79] См.: Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии.

[80] См.: Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. С. 6-41.

[81] Матюшкин A.M. Послесловие // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. С. 341.

[82] Выготский JI.C. Основы педологии: Стенограммы лекций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 395.

[83] Элъконин Д.Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Выготского // Избр. психологические труды. М., 1989. С. 494.

[84] См.: Ладыгина - Коте Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М., 1935.

[85] Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Т. 3. С. 62.

[86] См.: Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6т. Т. 2. С. 118—184.

[87] См.: Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 362-367.

[88] См.: Выготский А.С. Мышление и речь. Т. 2. С. 118—361.

[89] Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 36.

[90] Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 30-38.

[91] См.: Выготский Л..С. Психология развития как феномен культуры. М.; Воро­неж, 1996.

[92] См.: Ариес Ф. Века детства // Журнал практического психолога. 1997. № 1. С.60-72.

г См.: Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

[93] Элъконин Д.Б. Психология игры. С. 63.

[94] Там же. С. 247.

[95] См.: Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка / / Избр. психологиче­ские произведения: В 2 т. Т. 1. С. 285 — 286.

[96] См.: Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М., 1998. С. 94-217.

[97] См.: Элъконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. психологические труды. С. 75—78.

[98] См.: Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 38 — 39.

[99] См.: Бершедова А.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов: Авто- реф. дис. М., 1999.

[100] См.: Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2001.

[101] См.: Поливанова К.Н. Возраст: норма развития и метод // Журнал практиче­ского психолога. 1999. № 2. С. 80-85.

[102] См.: ХроникА.А., Хроник Е.А. Психология человеческих отношений. Дубна, 1998.

[103] См.: Выготский Л.С. Младенческий возраст. Т. 4. С. 279.

[104] См.: Журба А.Л., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития де­тей первого года жизни. М., 1981. С. 7—114.

[105] См.: Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб., 1997.

[106] Выготский А.С. Младенческий возраст. Т. 4. С. 274.

[107] См.: Фигурин H.JI., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. М., 1949.

[108] См.: Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С. 30—46.

[109] См.: Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. С. 18— 22.

[110] См.: Лангмейер п., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. С. 65-69.

[111] См.: Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития де­тей первого года жизни. С. 115 — 153.

[112] См.: Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М., 2001.

[113] Бауэр Т. Психическое развитие младенца. С. 11.

[114] См.: Аупан С. Поверь в свое дитя. М., 1993.

[115] См.: Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 1.

[116] См.: Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.

[117] См.: Галигузова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. М., 1996. С. 13.

[118] См.: Гальперин П.Я. Функциональные различия между орудием и средством: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис: В 2 ч. М., 1980. Ч. 1. С. 195-203.

[119] Эльконин Д.Б. Психология игры. С. 92 — 94.

[120] Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Избр. психологические труды. С. 140.

[121] См.: Обухова Л.Ф., Шаповаленко И..В. Формы и функции подражания в дет­ском возрасте. С. 64—65.

[122] Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. С. 47.

[123] См.: Елагина М.Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем возрасте//Вопросы психологии. 1977. №2. С. 135—142.

[124] См.: Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1985. С. 19-27.

[125] См.: Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М., 1949.

[126] См.: Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. С.42-47.

[127] См.: Смирнова Е.О. Положение детей раннего возраста в современной Рос­сии // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 94—99.

[128] См.: Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. М., 1999.

[129] См.: Раннее обучение и развитие ребенка / Авт.-сост. В.В. Кантан. СПб., 1998.

[130] См.: Крайг Г. Психология развития. С. 292.

[131] См.: ВыготскийА.С. Раннее детство. Кризис трех лет // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 340-375.

[132] См.: Кудрявцев В.Т. Культурно-исторические истоки развития детства // Журнал прикладной психологии. 1999. № 2.

[133] См.: Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры // Проблемы раз­вития психики. М., 1981. С. 481-509.

[134] См.: Элъконин Д.Б. Психологические вопросы детской игры // Психологиче­ская наука и образование. 1996. № 3. С. 17.

[135] См.: Выготский А.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Пси­хология развития: Хрестоматия. СПб., 2001. С. 68 — 75.

[136] См.: Эльконин Д.Б. Психология игры.

[137] Эльконин Д.Б. Психологические вопросы детской игры // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 23.

[138] См.: Элъконгт Д.Б. Размышления над проектом // Коммунист. 1984. № 3.

[139] См.: Теоретические основы базисной программы развития ребенка-до школь­ника «Истоки» / Под ред. С.Л. Новоселовой, Л.Ф. Обуховой, Л.А. Парамоновой, К.В. Тарасовой // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 64—70.

[140] См.: Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

[141] См.: Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Избр. психологи­ческие произведения. М., 1983. С. 31 — 64.

[142] См.: Обухова А.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. С. 137—142.

[143] См.: Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. С. 157—174.

[144] См.: Запорожец А.В. Восприятие, движение, действие // Избр. психологиче­ские труды: В 2 т. Т. 1. С. 139-142.

[145] См.: Ветер Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования / / Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгер. М., 1986. С. 5 — 18.

[146] См.: Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М., 1996.

[147] Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С. 82.

- См.: Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников / / Вопро­сы психологии. 1987. № 1. С. 44-51.

[149] См.: Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. С. 89—100.

[150] См.: Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3.

[151] См.: Выготский А.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 376-385.

[152] См.: Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2001.

[153] См.: Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 207-246.

[154] См.: Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1994.

[155] См.: Эпъконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Избр. пси­хологические труды. М., 1989. С. 241 — 251.

[156] См.: Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1996. С. 145 —162.

[157] См.: Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман A.M. Мотивация учения и ее воспи­тание у школьников. М., 1983.

[158] См.: Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.

[159] См.: Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов.

[160] ЭлъконинД.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. С. 277.

1 См.: Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987. С. 8-27.

[162] См.: Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов.С. 75—76.

[163] См.: Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды. С. 72—75.

[164] См.: Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987. С. 46-55.

[165] См.: ЛичкоА.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999.

[166] См.: Ремишидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становле­ния личности. С. 152.

[167] См.: Байярд Р., Байлрд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

[168] См.: Выготский А.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 6.

[169] См.: Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности: Избр. психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштей- на. М.; Воронеж, 1995. С. 228-244.

[170] См.: Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века: социально-пе­дагогический аспект. Дубна, 2001; Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М., 1991.

[171] См.: Мир детства. Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1989. С. 96 —

114.

[173] См.: Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становле­ния личности. С. 165—191.

[174] См.: Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становле­ния личности. С. 148—149.

[175] См.: Юность // Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского и М. Г. Яро- шевского. М., 1990. С. 473-474.

[176] См.: Божович A.M. Личность и ее формирование в детском возрасте.

[177] См.: Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998. С. 398-400.

[178] См.: Кон КС. ПСИХОЛОГИЯ юношеского возраста. М., 1979. С. 145—155.

[179] См.: Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределе­ния // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43—52.

[180] См.: Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996.

[181] Пряжников Н.С. Престижно-элитарные ориентации в профессиональном са­моопределении старшеклассников // Журнал практического психолога. 1996. № 4. С. 66-73.

[182] Пиаже Ж. ЭВОЛЮЦИЯ интеллекта в подростковом и юношеском возрасте / / Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. С. 237.

[183] См.: Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995. С. 250-272.

[184] См.: Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

[185] См.: Байтингер О.Е. Переживание будущего как проблемы в ранней юно­сти // Наш проблемный подросток / Под ред. Л.А. Регуша. СПб., 1998. С. 42—49.

[186] См.: Крайг Г. Психология развития. С. 647 — 653.

[187] См.: Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

[188] См.: Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.

[189] Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. С. 48.

[190] См.: Олпорт Г. Структура и развитие личности // Становление личности: Из­бранные труды. М., 2002. С. 330-354.

[191] Цит. по: Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. Калуга, 1994.

[192] См.: БодалевА.А. Вершина в развитии личности взрослого человека. М., 1998. С. 17.

[193] См.: Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 38—50.

[194] См.: Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

[195] См.: Бодалев А.А. О феномене «акме» и некоторых закономерностях его фор­мирования и развития // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 3. С. 113-119.

[196] См.: Чудновский В.Э. Пятилетие поиска // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни / Под ред. В.Э. Чудновского. М., 2001. С. 11-22.

[197] См.: Вайзер Г.А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека // Психоло­гический журнал. 1998. № 5.

[198] Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1993. С. 467.

[199] См.: Юнг К. Проблемы души нашего времени.

[200] См.: Край?. Г. Психология развития. С. 676 — 679.

[201] См.: Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста.

[202] Ливехуд Б. Ход жизни человека // Психология возрастных кризисов: Хресто­матия / Сост. К.В. Сельченок. Ми., 2000. С. 185.

[203] См.: Крайг Г. Психология развития. С. 787 — 788.

[204] См.: Анциферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический жур­нал. 1980. № 2. С. 52-60.

[205] См.: Братусъ Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте / / Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1980. № 2. С. 3—11.

[206] Ливехуд Б. Человек на пороге. Биографические кризисы и возможности разви­тия. Калуга, 1993. С. 11.

[207] См.: Развитие психофизиологических функций взрослых людей. Средняя взрос­лость / Под ред. Б.Г. Ананьева. М., 1977.

[208] См.: Канатов А.К. Обучаемость взрослых в различные периоды зрелости // Психология развития. Хрестоматия. СПб., 2001. С. 329—335.

1 См.: Анциферо<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: