Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни 10 глава




— необходимо стремиться самозабвенно отдаваться пережива­ниям, раскрывая свою человеческую сущность взамен демонстрации позы, маски, психологической защиты;

— в каждый момент жизни делать выбор, ведущий к лич­ностному росту, через преодоление страха и стремления к без­опасности;

— прислушиваться к внутреннему голосу, дать возможность проявиться своей самости, начиная с самых простых вещей (вроде доверия своему собственному вкусу при оценке кушанья или на­питка);

— быть честным с самим собой и принимать на себя ответст - венностъ; не бояться не понравиться другим людям;

— необходимо преодолеть иллюзии, выявить и отказаться (как бы ни было это болезненно) от психологических защит, понять свои потенциальные возможности и желания[188].

Обращаясь к студентам-психологам, А. Маслоу предупреждал их о пагубности комплекса Ионы, который представляет собой «бо­язнь собственного величия», «уклонение от своего предназначе­ния», «бегство от своих талантов»: «Вы должны стремиться стать первоклассными психологами, в самом лучшем значении этого сло­ва, лучше, чем вы можете себе представить»[189].

Г. Олпорт считал, что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Взрослый индивид здоров и продуктивен, если он превзошел ранние (детские) формы мотивации и действует вполне осознанно. Олпорт, проанализировав работы многих психологов, представил описание самореализующей­ся личности в виде следующего перечня черт:

1) интерес к внешнему миру, сильно расширенное чувство Я;

2) теплота (сострадание, уважение, терпимость) в отношении к другим;

3) чувство фундаментальной эмоциональной безопасности (принятие себя, самоконтроль);

4) реалистическое восприятие действительности и активность в действиях;

5) самообъективация (самопонимание), привнесение своего внутреннего опыта в актуально переживаемую ситуацию и чувство юмора;

6) «философия жизни», которая упорядочивает, систематизи­рует опыт и сообщает смысл индивидуальным поступкам.

Необходимо поощрять развитие человеческого потенциала с детства и до конца жизни[190].

Б.Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» (1969) подчеркивал, что психология среднего возраста — сравни­тельно новая отрасль возрастной психологии. Психология зрелости оказалась на периферии психологического познания. С одной сто­роны, она оттеснена подходами генетической психологии, для кото­рой зрелость выступает лишь как продукт и своего рода финал индивидуально - психического развития человека. С другой стороны, геронтология анализирует зрелость как период, в котором сосредо­точены истоки процессов старения. Тем не менее данные из истории изучения взрослости позволили выделить произошедшие за послед­нее столетие явные онтогенетические сдвиги: ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, особенно в сфере ин­теллекта и личности современного человека, что привело к расшире­нию диапазона зрелости — с точки зрения ее продолжительности и потенциала1.

Период взрослости, основной этап жизнедеятельности человека, заслуживает того, чтобы четко были сформулированы собственные социальные и психологические задачи развития именно этого пе­риода.

В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман считают, что суть первой ступени взрослости (17—42 года) состоит в индивидуализации системы общественных ценностей и идеалов соответственно лично­стной позиции человека, который становится субъектом обществен­ных (не узкосоциальных) отношений. Формулой субъектности, по мнению авторов интегральной периодизации психического разви­тия, могут стать слова Мартина Лютера: «На том стою и не могу иначе».

Завершающая ступень (после 39 лет и далее) — универсализа­ция — полагается как потенциальная возможность достижения выс­шего уровня духовного развития, вхождения в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей.

§ 2. Проблема периодизации взрослости

Пестрота терминологии и разнообразие временных рамок отдель­ных этапов взрослости указывают на сложность проблемы и стано­вящийся характер этого раздела психологии развития.

Одна из первых периодизаций принадлежит III. Бюлер, которая выделила пять фаз развития взрослого человека на основании осу­ществления самоопределения.

— Первая фаза (16 — 20 лет) — предшествует собственному са­моопределению.

— Вторая фаза (с 16 — 20 лет до 25 — 30 лет) — фаза проб и по­иска (профессии, спутника жизни и т.п.). Жизненные цели часто нереалистичны и подвержены изменениям.

\ См.: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.

2 См.: Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация психиче­ского развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 38—50.

— Третья фаза (с 25—30 до 45—50 лет) — пора зрелости: чело­век находит свое дело в жизни, обзаводится семьей. Субъективно этот возраст переживается как апогей жизни, желания становятся реалистичными, оценки трезвыми. К 40 годам устанавливается са­мооценка личности, в которой отражаются результаты жизненного пути как целого.

— Четвертая фаза (с 45 — 50 до 65 — 70 лет) — стареющий чело­век: завершение профессиональной деятельности, исчезновение ак­тивного самоопределения и постановки целей.

— Пятая фаза (старше 70 лет) — старый человек: обращение к прошлому и желание покоя.

Известный голландский психолог и психотерапевт Б. Ливехуд приводит в качестве примера периодизацию Уотеринга, который выделяет семилетние фазы в жизни взрослого человека[191]:

— 21—28 лет — завоевание жизненного базиса,

— 28—35 лет — подтверждение и сличение найденных основ жизни,

— 35—42 года — вторая половая зрелость, переориентация в профессиональных целях,

— 42—49 лет — маниакально-депрессивный период,

— 49—56 лет — борьба с собственным закатом,

— 56 — 63 года — мудрость,

— 63 года — 70 лет — возможность еще раз осознанно достичь кульминации своей жизни, возможность «второй молодости».

Однако эти периодизации жизненного пути человека носят ско­рее описательный характер и не опираются на сколько - нибудь серь­езные эмпирические основания. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и зависят от времени завершения юно­сти и начала периода старения.

Нижняя граница взрослости связывается антропологами и фи­зиологами с возрастом 17 лет (Д. Биррен), 21 год (Д.Б. Бромлей), 20 лет для женщин и 21 год — для мужчин (по международной классификации), 25 лет (В.В. Бунак) и т.д.

Некоторые ученые начало зрелости называют юностью, дру­гие — ранней взрослостью или молодостью; одни выделяют юность как отдельную фазу, а другие рассматривают ее как часть моло­дости.

Еще большей неопределенностью отличаются характеристики и временные границы среднею возраста, или средней взрослости: от 20 до 35 лет (Д. Векслер), 25-40 (Д.Б. Бромлей), 25-50 (Д. Биррен), 36 — 60 лет (согласно международной классификации возрастов).

Чрезвычайно труден и вопрос дробления самой зрелости на ка­чественно своеобразные фазы, или периоды, установления перехо­дов и границ, например, между молодостью и средним возрастом, средним возрастом и пожилым. Актуальна задача выделения мо­ментов перехода — качественных преобразований как прогрессив­ного, так и инволюционного характера, переломных («критиче­ских») моментов развития, что необходимо для построения теории индивидуального развития человека.

Верхняя граница зрелости и начало старости еще более варьи­руют в различных периодизациях в огромном диапазоне: это 55 лет (В.В. Бунак, В.В. Гинзбург, Д.Б. Бромлей, Д. Векслер), 60 лет (Г. Гримм и большинство демографов), 15 лет (Д. Биррен).

В данной работе, говоря о зрелости, мы имеем в виду раннюю и среднюю взрослость как стадии «вхождения» в зрелость и «кульми­нацию» зрелости. (Напомним, что исходной по-прежнему остается принципиальная позиция, согласно которой достижение того или иного биологического, хронологического возраста само по себе не гарантирует ни физической, ни интеллектуальной, ни нравственной зрелости, ни высокой профессиональной квалификации.)

Стадия ранней взрослости (молодости) характеризуется по­лучением избирательного права, полной юридической и экономиче­ской ответственности, возможностью включения во все виды соци­альной активности. На этой стадии принимаются смысложизненные решения, выстраивается стратегия (стиль жизни), продолжается или завершается получение профессионального образования, осваи­ваются профессиональные роли и складывается соответствующий круг общения. Большинство людей образует собственную семью, появляются первые дети. Осваиваются и реализуются супружеские и родительские роли.

Представители поколения средней взрослости занимают сре­динное положение между родителями, вступающими в старость, и взрослеющими детьми, начинающими самостоятельную жизнь, по­кидающими родительскую семью. Как правило, в социальном плане достигается относительная материальная независимость, высокий уровень профессиональной и общественной карьеры, выполняются функции кормильца и главы семьи, управления в обществе.

§ 3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости

Социальная ситуация развития предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, в сферу трудовой деятельности, а также в создание собственной семьи и воспитание детей. С внутренней стороны социальная ситуация развития в пери­од взрослости определяется стремлением к самостоятельности, не­зависимости и, главное, отношением к ответственности. Осозна­ние личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких и го­товность принять эту ответственность — ключевое переживание социальной ситуации развития зрелости.

Представления о ведущей деятельности, разработанные А.Н. Ле­онтьевым и Д.Б. Элькониным для периода детства, нуждаются в уг­лубленном понимании ее сущности в зрелом возрасте.

В период взрослости ведущим типом деятельности является труд. С позиции акмеологии уточняется, что ведущей деятельно­стью становится не просто включение в производительную жизнь общества (в самом широком смысле этого понятия), но макси­мальная реализация сущностных сил человека в ходе такой деятельности[192]. Таким образом, речь идет о стремлении к высшим достижениям человека в разных областях — физической, нравст­венной, интеллектуальной, профессиональной.

С ценностной стороны взрослость связывают с воспроизводст­вом и творчеством в системе общественных деятельностей и твор­чеством в системе экзистенциальных ценностей[193].

§ 4. Развитие личности в период взрослости. Нормативные-кризисы взрослости

Развитие личности в период зрелости по-прежнему остается одной из самых сложных и недостаточно исследованных проблем психоло - гии. Например, психоаналитические теории сосредоточены скорее на случаях аномалий личности, патологических вариантах. Норма полагается как состояние отсутствия симптомов болезни. Другой подход, развиваемый с позиций гуманистической психологии, абсо­лютизирует выдающихся представителей человечества, самоактуа­лизирующихся личностей.

Период зрелости личности иногда рассматривается как некое целевое состояние, к которому направлено социальное и психологи­ческое развитие, а далее происходит простое изменение личностных свойств. Многие современные отечественные и зарубежные психо­логи считают, что личность способна к саморазвитию и особенно в пору зрелости[194]. Однако простой констатации этого положения со­вершенно недостаточно; необходимо полное, глубокое и точное зна­ние о закономерностях и факторах этого развития.

Возрастно-психологическое и акмеологическое представление о взрослости. Н.А. Рыбников в 1920-х гг. предлагал назвать «ак- меологией» специальный раздел возрастной психологии, изучающий закономерности развития взрослого человека. Эта идея воплотилась в последние десятилетия в выделении самостоятельной научной дис­циплины акмеологии, исследующей феноменологию, законо­мерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости. Акмеология изучает пути, способы, условия расцвета человека как индивида (физическое совершенство), как яркой личности, та­лантливого субъекта деятельности и самобытной индивидуаль-

ности, а также как гражданина, родителя, супруга, друга.

Акмеология и возрастная психология используют биографиче­ский метод в разных его формах: сбор и сопоставление биогра­фического материала, спонтанные и спровоцированные автобио­графии, синтезирование типичных историй движения личности в зрелом возрасте, опросники, интервью, тесты, свидетельства оче­видцев, контент-анализ дневников, записных книжек, писем. Для анализа привлекается также литературный и клинический ма­териал.

Феномен «акме». По мнению А.А. Бодалева, «вершина в раз­витии» взрослого человека, вершина зрелости, феномен акме — это многомерное состояние, вариативное и изменчивое, причем пики в разных «ипостасях», как правило, достигаются разновременно[195]. Прослеживание жизненного пути человека, характеристик развития по отдельности и их интеграции свидетельствует о важности каждой «ступени» (младенчества, преддошкольного и дошкольного возрас­тов и т.д.) в подготовке содержания и формы проявления будущего макроакме человека. В биографиях выдающихся людей, оставив­ших заметный след в культуре и науке, просматриваются микроак- ме на каждом возрастном этапе их жизни, своеобразные предвест­ники будущих достижений.

Сравнение акме у разных людей показывает, что его проявление может быть локальным, в пределах одной области деятельности, одной области знаний, а может быть широким, охватывающим большой спектр (яркий пример акме — у Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносова, которые состоялись как ученые - энциклопедисты и одновременно как деятели искусства). По уровню, по «калибру» акме может быть чрезвычайно высоким, общественно значимым прорывом, а может быть ординарным и репродуктивным и даже псевдоакме (дутые достижения, авторитет, признание). Другие ха­рактеристики феномена акме — время достижения его человеком и продолжительность реализации.

Личностное акме как одна из важнейших составляющих верши­ны зрелости имеет в основе духовно-нравственные ценности, став­шие глубоко значимыми собственными ценностями человека, кото­рые он готов действенно отстаивать. Цельность человека как личности определяется гармоничностью ансамбля отношений к раз­ным сторонам действительности, к прошлому и будущему, к близ­ким и далеким людям и доминированием тех или иных ценностей. В экстремальных условиях глубина приверженности определенным ценностям и ориентациям обнаруживается предельно четко. Пре­следуемый гонителями генетики академик Н.И. Вавилов сказал: «Гореть будем, а от убеждений своих не откажемся».

Выделяется ряд факторов, помогающих или мешающих дости­жению акме человеком:

— социальные макрофакторы (социально-экономические усло­вия современного ему общества, конкретно-историческое время его жизни, социальная принадлежность, конкретная социальная ситуа­ция, возраст человека, его пол);

— социальные микрофакторы (семья, школа, другие учебные заведения, производственный коллектив, влияние отдельных членов семьи, учителей, круг общения);

— фактор саморазвития — собственная работа человека над со­бой, непрерывная активность внутреннего мира.

По мнению А.А. Бодалева, прогресс саморазвития взрослого человека предполагает следующие новообразования: 1) измене­ния в мотивационной сфере с усиливающимся отражением общече­ловеческих ценностей; 2) возрастание интеллектуального умения планировать и затем практически осуществлять деяния и поступки в соответствии с названными ценностями; 3) появление большей спо­собности мобилизовывать себя на преодоление трудностей объек­тивного характера; 4) более объективное оценивание своих сильных и слабых сторон, степени своей готовности к новым, более сложным деяниям и ответственным поступкам. Существенный момент — не­равномерность или гетерохронность появления новообразований, взаимосвязь в их развитии, когда появление одних является услови­ем запуска развития других или достижения ими более высокого уровня. Так, усиление мотивации достижения создает условия для развития способностей человека, что позволяет решать более труд­ные задачи, достичь успеха и прочувствовать его, порождает поста­новку новых целей.

Значимым направлением исследований является проблема «смысл жизни и возраст». Смысл жизни рассматривается как ин­тегрирующее образование в психическом развитии человека, кото­рое позволяет субъекту преобразовать представления о собственной жизни как совокупности отдельных возрастных этапов в «единую линию жизни»[196].

Возрастные кризисы взрослости. В западной психологии рас­смотрение возрастных кризисов составляет один из важнейших под-

ходов к анализу развития в период взрослости.

Можно обозначить некоторые возрастные периоды, на которые чаще всего приходятся личностные сдвиги: около 20 лет, около 30 лет (28 — 34), 40—45, 55 — 60 лет и, наконец, в позднем воз­расте. Хронологические сроки нормативных возрастных кризисов имеют весьма приблизительный характер. Момент возникновения, продолжительность, острота прохождения кризисов в период взрос­лости могут заметно варьировать в зависимости от личных обстоя­тельств жизни. Движущей силой развития признается внутреннее стремление к росту и самосовершенствованию, имеет значение так­же ряд внешних факторов, действующих по принципу «спускового крючка». Среди обстоятельств, провоцирующих кризис, выделяют резкие изменения состояния здоровья (внезапная болезнь, длитель­ное и тяжелое заболевание, гормональные сдвиги), экономические и политические события, смену условий, требований, социальных ожиданий и т.д. Под давлением общественных катаклизмов воз­можно возникновение двойного кризиса (наложения социального кризиса на возрастной), что обостряет его протекание и настраивает на более глубокое осмысление всей жизни[197].

Причем форма протекания критического периода может быть разная. Не все исследователи поддерживают представление о «кризисности» этого периода. Модель кризиса включает заве­домо негативный компонент: слабость в противостоянии изме­нившимся обстоятельствам, крушение иллюзий, неудачи, болез­ненное переживание неудовлетворенности. Некоторые считают более подходящей модель перехода, когда предстоящие перемены (статуса и пр.) планируются и личность способна справиться с трудностями.

«Вторая половина жизни» человека весьма интересовала еще К. Юнга. Середину жизни он рассматривал как критический мо­мент, когда происходит «глубинное, удивительное изменение души»[198]. Форсированная социализация сменяется линией самораз­вития. В зрелом возрасте человек должен осуществить внутреннюю работу самопознания, которую Юнг называл «индивидуацией». В этом возрасте человек способен интегрировать в своем Я как «женское», так и «мужское» начало, объединить все аспекты лич­ности вокруг самости, обрести гармонию между собой и окружаю­щим миром. Во второй половине жизни человек посредством урав­новешивания и интегрирования различных элементов личности может обрести высочайший уровень развития своей личности, опи­раясь на символический и религиозный опыт. По мнению Юнга, очень немногие достигают этого высочайшего уровня развития лич- ности[199].

Широкую известность приобрел подход Д. Левинсона к анализу процесса жизни взрослых людей[200]. Левинсон исследовал группу из 40 американских мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, проведя с ка­ждым из них 15-часовое биографическое интервью, а также изучал биографии великих людей. Его цель состояла в том, чтобы обнару­жить устойчивые, закономерные характеристики развития во взрос­лости, выделить периоды, когда человеку необходимо решить опре­деленные задачи и создать новые структуры жизни.

В результате в жизненном цикле мужчины были выделены три главные эры, каждая из которых продолжается примерно 20 лет. В течение каждой эры индивидуум выстраивает структуру жизни, реализует ее в образе жизни до тех пор, пока не исчерпывает все за­дачи и не переходит на следующий этап, начиная все сначала. Для большинства мужчин центральное место занимают отношения на работе и в семье.

Левинсон выделил переходы:

— к ранней взрослости — 17 — 22 года;

— переход 30-летия — 28 — 33 года;

— к средней взрослости — 40—45 лет;

— переход 50-летия — 50—55 лет;

— переход к поздней взрослости — 60—'65 лет.

Вхождение во взрослость, период начинаний, приходится на

возраст от 17 до 33 лет. Чтобы полностью стать взрослым, молодой мужчина должен справиться с четырьмя задачами, возникающими в процессе развития:

1) увязать мечты о достижениях и реальность: беспочвенные фантазии и совершенно недостижимые цели, а также и полное от­сутствие мечты не способствуют росту;

2) найти наставника, чтобы осуществить переход от отношений родитель-ребенок к отношениям в мире взрослых сверстников;

3) выстроить себе карьеру;

4) наладить интимные отношения, установив их с «особенной женщиной» (термин Левинсона), которая поможет ему вступить во взрослый мир, которая будет поощрять его надежды, терпеть его за­висимое поведение и другие недостатки, способствовать осуществле­нию мечты, заставляя партнера почувствовать себя героем.

Переходные периоды, по Левинсону, являются стрессовыми, так как в это время цели, ценности и образ жизни подвергаются пере­смотру и переоценке.

Американская исследовательница Г. Шихи, вдохновленная по­исками Левинсона, применила автобиографический метод в сравни­тельном анализе жизни супругов[201]. Ее выводы во многом подтверди­ли данные Левинсона.

Так, первый кризис (20 — 22 года) — переход к ранней взрослости, кризис «отрывания от родительских корней». Ос­новные задачи и проблемы молодости: уточнение жизненных пла­нов и начало их осуществления; поиски себя, выработка индивиду­альности; окончательное осознание себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями, выбор супруга и создание собст­венной семьи; специализация и приобретение мастерства в профес­сиональной деятельности.

Около 30 лет — переход к средней взрослости, «золотому воз­расту», периоду наивысшей работоспособности и отдачи. 30 лет — это возраст нормативного кризиса взрослости, связанного с рас­хождением между областью наличного и областью возможного, желаемого, переживаемый в виде беспокойства и сомнений. Кри­зис 30-летия связан с задачей коррекции плана жизни с высо­ты накопленного опыта, создания более рациональной и упорядо­ченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье. Пытаясь преодолеть неприятные чувства, человек приходит к переоценке прежних выборов — супруга, карьеры, жизненных целей. Часто наблюдается стремление к коренной смене образа жизни; распад ранних браков; профессиональная переориентация, которые без личностной перестройки, без углубленной рефлексии часто оказываются всего лишь «иллюзорными» путями выхода из кризиса.

Период после 30 лет — «корни и расширение» — связан с ре­шением материальных и жилищных проблем, продвижением по служебной лестнице, расширением социальных связей, а также с анализом своих истоков и с постепенным принятием частей своего Я, которые ранее игнорировались.

Кризис середины жизни, кризис 40-летия, получил наи­большую известность и одновременно наиболее противоречивые оценки. Первые признаки кризиса, разлада внутреннего мира — из­менение отношения к тому, что раньше казалось важным, значи­мым, интересным или, напротив, отталкивающим. Кризис идентич­ности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, того, что стал иным.

По крайней мере, один из моментов кризиса связан с пробле­мой убывающих физических сил, привлекательности. Откры­тие убывающих жизненных сил — жестокий удар по самооценке и Я-концепции.

Джек Лондон в одном из своих рассказов сравнивает отношение к предстоящему поединку сорокалетнего и молодого боксеров. Ярко описана накопившаяся у боксера среднего возраста физическая усталость, последствия травм и болезней. У него иное восприятие поединка и вообще жизни, чем в молодости, связанное с осознанием от­ветственности перед семьей, женой и детьми. Он отдает себе отчет, что у него не та­кие крепкие мышцы, но надеется на аккумуляцию знаний и опыта, умелое распреде­ление сил, интеллектуальное превосходство. Но — увы! — итог поединка в пользу молодости...

Период от 30 до 40 лет часто называют «десятилетием роковой черты». Это возраст подведения предварительных итогов, когда сравниваются мечты и представления о будущем, созданные в юно­сти, и то, чего удалось достичь реально. Подобные кризисные противоречия обычно осознаются самим человеком как явное рас­хождение, угнетающее несоответствие между Я реальным и Я иде­альным, между областью наличного и областью возможного, же­лаемого. Особенно остро переживают этот кризис люди творческих профессий.

Кроме того, изменяются социальные ожидания. Пришло вре­мя оправдать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого по­коления.

Кризис 40-летия осмысливается как время опасностей и боль­ших возможностей. Осознание утраты молодости, угасания физиче­ских сил, изменение ролей и ожиданий сопровождаются беспокой­ством, эмоциональным спадом, углубленным самоанализом. Сомнения в правильности прожитой жизни рассматриваются как центральная проблема данного возраста.

Г. Шихи выделила несколько моделей (стилей) проживания жизни и мужчинами, и женщинами: «неустойчивые», «замкну­тые», «вундеркинды», «воспитатели», «скрытые дети», «интегра­торы» и др.

Кроме того, Шихи показала специфику возрастных кризисов женщин в отличие от мужчин. Этапы жизненного пути у женщин в гораздо большей степени связаны со стадиями и событиями семей­ного цикла: заключение брака; появление детей; взросление и обо­собление детей; «пустое гнездо» (выросшие дети оставили роди­тельскую семью).

«"Живите до ста лет, Давид Данилыч", — успокаивала Римма, а все-таки при­ятно было помечтать о том времени, когда она станет хозяйкой целой квартиры, не коммунальной, собственной, сделает большой ремонт, нелепую пятиугольную кухню покроет сверху донизу кафелем и плиту сменит. Федя защитит диссертацию, дети пойдут в школу, английский, музыка, фигурное катание... ну что бы еще предста­вить? Им многие заранее завидовали. Но, конечно, не кафель, не хорошо развитые дети сияли из просторов будущего цветным-радужным огнем, искристой аркой бе­шеного восторга (и Римма честно желала старичку Ашкенази долгих лет жизни: все успеется); нет, что-то большее, что-то совсем другое, важное, тревожное и великое шумело и сверкало впереди, будто Риммин челн, плывущий темной протокой сквозь зацветающие камыши, вот-вот должно было вынести в зеленый, счастливый, бушую­щий океан.

А пока жизнь шла не совсем настоящая, жизнь в ожидании, жизнь на чемода­нах, небрежная, легкая — с кучей хлама в коридоре, с полуночными гостями: Петю- ня в небесном галстуке, бездетные Эля с Алешей, еще кто-то; с ночными Пипкиными визитами и дикими ее разговорами. <...>

... И эпизод забылся. Но что-то надорвалось впервые в Римме — она оглянулась и увидела, что время все плывет, а будущее все не наступает, а Федя не так уж и хо­рош собой, а дети научились на улице нехорошим словам, а старик Ашкенази кашляет да живет, а морщинки уже поползли к глазам и ко рту, а хлам в коридоре все лежит да лежит. И шум океана стал глуше, и на юг они так и не съездили, все откладывали на будущее, которое не хочет наступать.

Смутные пошли дни. У Риммы опускались руки, она все пыталась понять, в ка­кой момент ошиблась тропинкой, ведущей к далекому поющему счастью, и часто си­дела, задумавшись, а дети росли, а Федя сидел у телевизора и не хотел писать диссер­тацию, а за окном то валила ватная метель, то проглядывало сквозь летние облака пресное городское солнце. Друзья постарели, стали тяжелы на подъем, Петюня и во­все исчез куда-то, яркие галстуки вышли из моды, Эля с Алешей завели новую ка­призную собаку, которую вечерами не на кого было оставить. На работе у Риммы появились новые сослуживицы, Люся-большая и Люся-маленькая, но они не знали о Римминых планах на счастье и не завидовали ей, а завидовали Кире из планового от­дела, которая дорого и разнообразно одевалась, меняла шапки на книги, книги на мясо, мясо на лекарства или на билеты в труднодоступные театры и раздраженно го­ворила кому-то по телефону: «Но ведь ты прекрасно знаешь, как я люблю заливной язык».

<...> «Федя, поедем на юг?» — спросила Римма. «Обязательно», — с готовно­стью, как много раз за эти годы, ответил Федя. Вот и хорошо. Значит, все-таки по­едем. На юг! И она прислушалась к голосу, который все еще чуть слышно шептал что-то о будущем, о счастье, о долгом, крепком сне в белой спальне, но слова уже трудно было различить. «Эй, смотри-ка: Петюня!» — удивленно сказал Федя. На экране телевизора, под пальмами, маленький и хмурый, с микрофоном в руках стоял Петюня и клял какие-то плантации какао, а проходившие негры оборачивались на него, и огромный его галстук нарывал африканской зарей, но счастья на его лице тоже что-то не было видно.

Теперь Римма знала, что их всех обманули, но кто и когда это сделал, не могла вспомнить. Она перебирала день за днем, искала ошибку, но не находила. <... >

Она ехала в притихшем, загрустившем такси и говорила себе: зато у меня есть Федя и дети. Но утешение было фальшивым и слабым, ведь все кончено, жизнь по­казала свой пустой лик — свалявшиеся волосы да провалившиеся глазницы. И вожде­ленный юг, куда она рвалась столько лет, представился ей желтым и пыльным, с тор­чащими пучками жестких сухих растений, с мутными, несвежими волнами, покачивающими плевки и бумажки. А дома — старая, запселая коммуналка, и бес­смертный старичок Ашкенази, и знакомый до воя Федя, и весь вязкий поток буду­щих, еще не прожитых, но известных наперед лет, сквозь которые брести и брести, как сквозь пыль, засыпавшую путь по колени, по грудь, по шею. И пение сирен, об­манно шепчущих глупому пловцу сладкие слова о несбыточном, умолкло навеки» (Толстая Т.Н. Огонь и пыль // Любишь — не любишь: Рассказы. М., 1997. С. 81, 84, 87, 92).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: