Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни 13 глава




IV. Долгожительство в условиях резкого ухудше­ния состояния здоровья существенно отличается от старос­ти без особых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл выделить особенности именно такого варианта старости.

1. Социальная ситуация:

— в основном-общение с родными и близкими, а также с врача­ми и соседями по палате (если старец находится на стационарном лечении);

— также это соседи по палате в домах престарелых (в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход). К сожалению, во многих домах такой уход фактически хуже, чем в домашних условиях.

2. Ведущая деятельность:

— лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями;

— стремление осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремле­ние приукрасить свою жизнь, человек как бы «цепляется» за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то очень хорошее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе и окружающим: «Я жил не зря». Или покаяться в чем-то недостойном.

V. Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75 — 80 лет и старше) может характе­ризоваться:

1. Социальная ситуация:

— общение с близкими и родными людьми, которые начинают даже гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель. В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут. В этом смысле долгожитель — символ будущей долгой жизни для других членов семьи;

— у здорового долгожителя могут появиться новые друзья и зна­комые;

— поскольку долгожитель — явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представи­телей средств массовой информации. Поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться.

2. Ведущая деятельность:

— она во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае это достаточно активная жизнь (иногда даже с из­лишествами, характерными для здорового зрелого человека). Веро­ятно, для сохранения здоровья важны не только предписания врача, но и само чувство своего здоровья (или «чувство жизни»).

§ 7. Личностные особенности в старости

Среди ряда факторов, обусловливающих социальный и психологи­ческий статус пожилого человека, важное место занимает фактор физического здоровья, физической активности, значение которого тем выше, чем старше возраст[226].

Физическое состояние, самочувствие во многом определяет место пожилого человека в семье и в обществе. При выраженных формах физического упадка, дряхлости, выраженных возрастных изменениях опорно-двигательного аппарата, слепоте положение старика приближается к положению соматического больного. Бо­лезненный характер физического увядания определяет форму пси­хического старения и в целом психическую жизнь. При этом на вто­рой план отступает все то, что составляет содержание переживаний собственно старения, нового отношения с окружающими.

Ограничение физических возможностей и ощущения недомога­ния рассматриваются как сигнал о начале старения. «Старики начинают чувствовать свое тело как невозможность им пользовать­ся»,— писал Лопес Ибор[227]. Происходящие физиологические измене­ния переживаются и осознаются человеком. Для первых этапов ста­рения особенно типично повышенное внимание к возрастным изменениям в физическом состоянии. Первые признаки увядания (потеря зубов, появление лишнего веса) вызывают стремление об­наружить причину неприятных явлений и избавиться от них с помо - щью медикаментозных средств. В сознании человека старость (как биологический процесс) отражается преимущественно как физиче­ский недуг, болезненное состояние. По существу старение представ­ляет собой состояние постоянно переживаемого физического недо­могания, выраженного то в большей, то в меньшей степени. Оно предстает в виде симптомов, в основном знакомых человеку и по более ранним возрастным периодам: вялость, повышенная утом­ляемость, болезненные ощущения в различных частях тела, обычно непродолжительные по времени. Указанные ощущения физического нездоровья являются отражением самого инволюционного про­цесса. Возрастное снижение физической силы и подвижности лежит в основе столь знакомого и привычного внешнего облика старого человека.

Пожилые женщины при лучших показателях физического здо­ровья (по сравнению с мужчинами) уделяют больше внимания сво­ему здоровью, чаще посещают врачей, чаще жалуются на свои стар­ческие недуги.

Физическое неблагополучие — важная причина неудовлетво­ренности жизнью в старости. Частыми следствиями этого быва­ют оскудение чувств, очерствение, прогрессирующая утрата интере­са к окружающему, изменение отношений с близкими, понижение всех видов самооценки.

Однако отношение к собственному старению — активный элемент психической жизни в старости. Моменты осознания факта физических и психических возрастных изменений, признание есте­ственности ощущений физического нездоровья составляют новый уровень самосознания. Терпимость или нетерпимость пожилого че­ловека к ограничению физических сил и возможностей, к физиче­ской слабости с болезненными ощущениями отражают отношение к собственному старению.

При стратегии активного совладания с трудностями обнаружи­вается осознанное отношение к возрастным изменениям, продол­жающим выявляться с годами. Эта новая позиция в большей степе­ни зависит от самого человека. К примеру, это может быть ироничный взгляд на себя — старика, шутливое согласие с утратой прежних физических возможностей, с болезненными ощущениями.

Л. Сенека в «Нравственных письмах к Луцилию» (письмо XXX) пишет о совре­менном ему историке, последователе Эпикура — А. Бассе: «Он изнемогает в борьбе со старостью, она гнетет его слишком сильно, чтобы ему подняться... но наш Басе бодр духом... Вот что дает философия: веселость, несмотря на приближение смерти, мужество и радость, несмотря на состояние тела, силу, несмотря на бессилие. Хоро­ший кормчий плывет и с изодранными парусами, и даже когда снасти сорвет, он приспособит, что осталось, и плывет дальше»[228].

Безразличие к недужным и болезненным ощущениям, которое нередко можно наблюдать в случаях глубокой старости, рассматри­вается как свидетельство глубокого снижения жизненного тонуса.

Мотивационно-потребностная сфера. Обнаружено, что пере­чень, номенклатура потребностей в старом возрасте во многом та же самая, что и в предыдущие периоды жизни. По данным К. Ро- щака, изменяется структура, иерархия потребностей: прослежива­ется выдвижение в центр потребностной сферы потребности в из­бегании страдания, потребности в безопасности, потребности в автономии и независимости, потребности в проецировании на дру­гих своих психических проявлений[229]. И в то же время наблюдается смещение на более отдаленные планы потребностей в творчестве, в любви, в самоактуализации и чувстве общности.

В поздний период жизни происходит общее изменение времен­ной жизненной перспективы. По мере того как удлиняется прошлое, будущее представляется все более ограниченным и менее реальным. Большее значение теперь имеют жизнь в настоящем и воспомина­ния о прошлом, чем будущее. Феномен обращенности пожилых лю­дей к воспоминаниям прошлого, их особой эмоциональной окра­шенности — существенный момент психической жизни пожилых. Многие старые люди начинают жить «одним днем», наполняя каж­дый такой день заботами о здоровье, хлопотами по хозяйству.

Например, по нашим данным, почти треть опрошенных пожилых людей на во­прос о планах на будущее отвечали: «Не планирую» или «Нет будущего». Другие две трети говорили о будущем, связывая его с занятиями конкретной деятельностью в ближайшие несколько месяцев (посадить огород, сделать ремонт, помочь кому-либо (детям, внукам)) или просто надеясь «прожить еще несколько лет», «дожить до свадьбы внучки», «увидеть правнука»[230].

Сокращение «оси будущего» и акцентирование значимости по­вседневных дел (в том числе для сохранения ощущения занятости, нужности, полезности для себя и окружающих) перестраивают пе­реживание психологического времени. Описывается феномен уско­рения движения времени, когда годы и десятилетия субъективно протекают все быстрее. С другой стороны, обнаруживается «растя­гивание времени», когда какое-нибудь небольшое событие (посе­щение поликлиники или магазина) эмоционально заполняет собой весь день.

Хорошее физическое здоровье, умеренный характер общих воз­растных изменений, долгожительство, сохранение деятельного об­раза жизни, высокое общественное положение, наличие супруга и детей, материальный достаток не являются залогом и гарантией осознания старости как благоприятного периода жизни. И при на­личии этих признаков, каждого в отдельности и вместе взятых, по­жилой человек может считать себя ущербным и полностью не при­нимать свое старение.

Н.Ф. Шахматов в своем анализе старения стремился показать неразрывную связь биологической и психологической сторон старе- ния[231]. Он настаивал на том, что благоприятные формы психического старения характеризуются гармоничным снижением физических и психических функций (при качественной сохранности их функцио­нирования), что сопровождается согласием с самим собой, с естест­венным ходом событий, и в том числе с неминуемостью завершения собственной жизни.

Заслуживает внимания приводимая Шахматовым характери­стика мотивационно-потребностной сферы и жизненной пози­ции пожилых людей, которые считали свое старение удачным, ус­пешным, благоприятным и даже счастливым:

— отчетливая ориентировка этих пожилых людей на настоящее. Эти люди не обнаруживают какой-либо проекции на прошедшее, но также нет и устойчивых планов деятельной жизни на будущее. Се­годняшнее старческое существование принимается без каких-либо оговорок и без планов к изменению в лучшую сторону;

— тенденция к пересмотру прошлых активных целевых устано­вок, правил и убеждений, впервые появившаяся в позднем возрасте. Подобная мыслительная работа приводит к выработке новой, со­зерцательной, спокойной и самодостаточной жизненной пози­ции. Окружающая жизнь, сегодняшнее состояние здоровья, физи­ческие недуги, быт воспринимаются терпимо, такими, какие они есть;

— появление новых интересов, ранее не свойственных данному человеку. Среди них особо выделяются обращение к природе, на­клонность к стихосложению, желание бескорыстно быть полезным окружающим, в первую очередь больным и слабым, иногда впервые появляется любовь к животным;

— устойчивая мыслительная работа, отражающая стремление переосмыслить свой прошлый жизненный опыт, прошлую ность с позиции старого человека. Прошлые успехи в накоплении знаний, почетные должности и звания теряют прошлую привлека­тельность и кажутся малозначащими. Прочность и искренность се­мейных и родственных отношений представляются маловажными. Материальные ценности, приобретенные в течение жизни, также оказываются несущественными. Однако весь строй сегодняшних ус­тановок этих пожилых выгодно высвечивает настоящий период их жизни.

Примеры положительного отношения к жизни в старости можно увидеть в ряде самоописаний старения известными и выдающимися личностями (Цицерон, И.П. Павлов, К.И. Чуковский и др.). К.И. Чуковский писал в своем дневнике: «...никогда я не знал, что так радостно быть стариком, что ни день— мои мысли доб­рей и светлей».

Особенности Я-концепции. Относительно особенностей Я-кон- цепции в позднем возрасте мнения исследователей расходятся. С одной стороны, имеются сведения о негативных характеристиках самосознания, выраженном снижении самооценки и удовлетворен­ности жизнью у многих людей. В других работах обнаруживаются противоположные факты.

В исследованиях О.Н. Молчановой показано, что наряду с об­щим снижением ценности Я и его отдельных аспектов с возрастом проявляется и другая тенденция, названная автором психологиче­ским витауктом'. Психологический витаукт — это факторы ста­билизации и компенсации Я-концепции в позднем возрасте. Среди них: высокая реальная самооценка по ряду параметров; фиксация на позитивных чертах своего характера; снижение идеальных и дос­тижимых самооценок, а также их сближение с реальной самооцен­кой; относительно высокий уровень самоотношения; признание сво­ей позиции удовлетворительной (даже если она крайне низка); ориентация на жизнь детей и внуков; ретроспективный характер са­мооценки.

Психологическое старение имеет внутренне противоречивый ха­рактер, что находит свое отражение в качественном своеобразии и разнонаправленных тенденциях Я-концепции человека и обуслов­ливает резко выраженные индивидуальные вариации.

Типологии личности в пожилом возрасте. По результатам не­скольких лонгитюдных исследований, при переходе от средней к поздней взрослости важные аспекты личности сохраняются неиз­менными. Постоянство относится, например, к таким характери­стикам личности, как уровень нейротизма (тревожности, подавлен­ности, импульсивности), соотношение экстраверсии и интроверсии, уровень открытости опыту[232].

По мнению ряда авторов, в старости редко вырабатывается но­вая жизненная позиция. Скорее, это заострение и модификация имеющейся жизненной позиции под влиянием новых обстоятельств. Личность старого человека все же остается сама собою.

В эмпирическом исследовании американских психологов были обследованы мужчины, находящиеся на пенсии или частично заня­тые. Были выделены пять основных типов личностных черт[233].

1. Конструктивный тип — характерны внутренняя уравнове­шенность, позитивный эмоциональный настрой, критичность по от­ношению к себе и терпимость к другим. Оптимистическая установка к жизни сохраняется после окончания профессиональной деятель - ности. Самооценка этой группы пожилых и старых людей довольно высока, они строят планы на будущее, рассчитывают на помощь ок­ружающих.

2. Зависимый тип — также социально приемлем и хорошо адаптирован. Выражается в подчиненности супружескому партнеру или ребенку, в отсутствии высоких жизненных и профессиональных претензий. Эмоциональное равновесие поддерживается благодаря включенности в семейную среду и надежде на постороннюю по­мощь.

3. Защитный тип — характерны преувеличенная эмоциональ­ная сдержанность, некоторая прямолинейность в поступках и при­вычках, стремление к «самообеспеченности», неохотное принятие помощи от других людей. Девиз людей с оборонительным отноше­нием к наступающей старости — активность даже «через силу». Расценивается как невротический тип.

4. Агрессивно-обвинительный тип. Люди с таким набором черт стремятся «переложить» на других людей вину и ответствен­ность за собственные неудачи, взрывчаты и подозрительны. Они не принимают свою старость, отгоняют мысль о выходе на пенсию, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил и смерти, враж­дебно относятся к молодым людям, ко всему «новому, чужому миру». Их представление о себе и о мире квалифицировались как неадекватные.

5. Самообвинительный тип — обнаруживается пассивность, безропотность в принятии трудностей, склонность к депрессиям и фатализму, безынициативность. Чувство одиночества, покинутости, пессимистическая оценка жизни в целом, когда смерть восприни­мается как избавления от несчастливого существования.

И.С. Кон в качестве критерия для выделения социально- психологических типов старости использует направленность дея­тельности[234].

Позитивные, психологически благополучные типы ста­рости:

1) продолжение после выхода на пенсию общественной жизни, активное и творческое отношение;

2) устройство собственной жизни — материальное благополу­чие, хобби, развлечения, самообразование; хорошая социальная и психологическая приспособленность;

3) приложение сил в семье, на благо другим ее членам; чаще это женщины. Хандры и скуки нет, но удовлетворенность жизнью ниже, чем в двух первых группах;

4) смысл жизни связывается с укреплением здоровья; более ха­рактерно, для мужчин. Этот вид организации жизнедеятельность дает определенное моральное удовлетворение, но иногда сопровож­дается повышенной тревожностью, мнительностью в отношении здоровья.

Отрицательные типы развития: 1) агрессивные ворчуны, 2) разочаровавшиеся в себе и в собственной жизни, одинокие и гру­стные неудачники, глубоко несчастные.

Анализируя специфику эмоциональных переживаний в ста­рости, М.В. Ермолаева приходит к выводу, что феномен оценки качества и смысла жизни на данном возрастном этапе является сложным и недостаточно изученным[235]. Возможно, что факторы, обусловливающие удовлетворенность жизнью в старости, отличны от факторов, обусловливающих неудовлетворение ею. Эмоциональ­ное переживание удовлетворенности жизнью в старости связано с оценкой пожилыми людьми смысла своей жизни для других, с нали­чием жизненной цели и временной перспективы, связывающей их настоящее, прошлое и будущее. Неудовлетворенность жизнью как суммарное переживание связано с оценкой внешних и внутренних условий жизни и складывается из озабоченности своим ухудшаю­щимся здоровьем, внешностью, нехваткой материальных средств, актуальным отсутствием физической и моральной поддержки, фак­тической изоляцией. Вместе с жизненной мудростью центральным психологическим новообразованием старости является способность жить более глубокими слоями души, но это лишь возможность, реализация которой зависит от человека.

§ 8. Познавательная сфера в период старения

Снижение психического тонуса, силы и подвижности составляет основную возрастную характеристику психического реагирования в старости. Геронтолог Э.Я. Штернберг делает вывод, что основное, что характеризует старение, — это снижение психической активно­сти, выражающееся в сужении объема восприятия, затруднении со­средоточения внимания, замедлении психомоторных реакций. У пожилых людей возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных про­цессов.

Применительно к благоприятным формам психического старе­ния существенно, что, несмотря на эти изменения силы и подвиж­ности, сами психические функции остаются качественно неизмен­ными и практически сохранными. Изменение силы и подвижности психических процессов в старости оказывается сугубо индивиду­альным.

П. Балтес разрабатывал идею о том, что интеллектуальная сфера пожилого человека поддерживается посредством механизма избирательной оптимизации и компенсации[236]. Избирательность проявляется в постепенном сокращении видов деятельности, когда отбираются только самые совершенные и на них сосредоточива­ются все ресурсы. Некоторые утраченные качества, например фи­зическая сила, компенсируются за счет новых стратегий выполне­ния действий.

Память. Широко распространено представление о нарушениях памяти как основном собственно возрастном симптоме психическо­го старения. Фиксация на нарушениях памяти типична и для самих старых людей.

Общий вывод многочисленных исследований последних лет от­носительно влияния старения на память состоит в том, что память действительно ухудшается, но это не однородный и не однонаправ­ленный процесс. Большое число факторов, не связанных напрямую с возрастом (объем восприятия, избирательность внимания, сниже­ние мотивации, уровень образования), оказывают воздействие на качество выполнения мнемических заданий.

Указывается, что у пожилых людей, по-видимому, ниже эффек­тивность организации, повторения и кодирования запоминаемого материала[237]. Однако тренировка после тщательного инструктирова­ния и небольшой практики существенно улучшает результаты, даже у самых старых (тех, кому около 80 лет). Однако эффективность подобного обучения молодых людей выше, т.е. резервные возмож­ности развития у пожилых людей меньше.

Разные виды памяти — сенсорная, кратковременная, долговре­менная — страдают в разной степени. «Основной» объем долговре­менной памяти сохраняется. В период после 70 лет в основном страдает механическое запоминаяие, а лучше всего работает логи­ческая память. Большой интерес представляют исследования ав­тобиографической памяти.

Интеллект. В рамках иерархического подхода к рассмотрению интеллекта при характеристике когнитивных изменений в старости выделяют «кристаллизованный интеллект» и «подвижный интел­лект». Кристаллизованный интеллект определяется количеством приобретенных в течение жизни знаний, способностью решать зада­чи, опираясь на имеющуюся информацию (дать определения поня­тий, объяснить, почему красть нехорошо). Подвижный интеллект подразумевает способность решать новые проблемы, для которых нет привычных способов. Оценка общего интеллекта (Q-фактор) складывается из совокупности оценок и кристаллизованного, и по­движного интеллекта.

Исследования, проведенные в первой трети XX в., демонстриро­вали типичную кривую старения: после 30-летнего возраста, на ко­торый приходился пик интеллектуального развития, начинался про­цесс нисхождения, в меньшей степени затрагивавший вербальные характеристики. Позднее, когда были предприняты усилия по пре­одолению влияния вмешивающихся переменных, было показано, что значительное снижение интеллектуальных показателей можно констатировать только после 65 лет. Например, в масштабном Си- этлском лонгитюдном исследовании старения, продолжительностью более 20 лет, при тестировании измерялись способность выполнять основные арифметические операции и оперирование числами, уме­ние делать логические выводы, зрительно-пространственные отно­шения, вербальное понимание и гибкость[238].

Отмечается, что хотя оценка интеллекта, определяемая количе­ством правильных ответов по тесту, в старости снижается, однако интеллектуальный коэффициент (IQ) с возрастом почти не изменя­ется, т.е. человек в сравнении с другими членами своей возрастной группы на протяжении жизни сохраняет примерно одинаковый уровень интеллекта. Человек, демонстрировавший средний IQ в пе­риод ранней взрослости, с наибольшей вероятностью будет иметь средний IQ в старости.

Существуют доказательства того, что кристаллизованный интел­лект более устойчив к старению по сравнению с подвижным, сниже­ние которого, как правило, выражается резче и в более ранние сро­ки. Подчеркивается, что большое значение при оценке интеллекта имеет фактор времени: ограничение времени, отводимого на реше­ние интеллектуальных задач, приводит к заметному различию ре­зультатов пожилых и молодых людей даже по тестам на кристалли­зованный интеллект. В то же время имеет место возрастное варьирование: снижение даже подвижного интеллекта происходит не у всех. Часть представителей группы пожилых людей (по одним данным — 10—15%, по другим — несколько меньше) сохраняют свой юношеский уровень интеллекта. В группах пожилых людей на­блюдается увеличение (по сравнению с более молодыми испытуе­мыми) вариативности в результатах тестирования по многим ког­нитивным и мнемическим критериям, что иногда связывают с морфофункциональными изменениями головного мозга.

С точки зрения оказания консультативной и практической по­мощи пожилым людям важно учитывать следующие характерные психофизиологические изменения при нормальном старении[239]:

1. Замедление реакций при большей и более быстрой утомляе­мости.

2. Ухудшение способности к восприятию.

3. Сужение поля внимания.

4. Уменьшение длительности сосредоточения внимания.

5. Трудности распределения и переключения внимания.

6. Снижение способности к концентрации и сосредоточению внимания.

7. Повышенная чувствительность к посторонним помехам.

8. Некоторое уменьшение возможностей памяти.

9.

10. Ослабление тенденции к «автоматической» организации за­поминаемого.

11. Трудности воспроизведения.

Принцип «компенсации дефекта» должен применяться для решения когнитивных проблем старения.

Способы компенсации когнитивных и мнемических трудностей в пожилом возрасте

В одном из своих интервью известный литературовед Д.С. Лихачев на вопрос, как ему удается, несмотря на преклонный возраст, вести активную научную и обще­ственную жизнь, ответил, что помогает размеренный образ жизни, четкий режим, отсутствие больших перерывов в работе и избирательный подход к выбору тем. Он пояснил: «Основная моя специальность — древнерусская литература, но я то о Пас­тернаке пишу, то о Мандельштаме, обращаюсь даже к вопросам музыки, архитекту­ры. Дело в том, что есть такие области науки, которые по возрасту мне уже трудны. Скажем, текстология — изучение текстов: для этого нужна очень хорошая память, а у меня она уже не та, что в молодости» («Новая газета». 1997. № 46 (466)).

Таблица 18
Симптом (Пример) Способ компенсации
Замедление реакций при боль­шей и более быстрой утомляе­мости. Трудно быстро вспомнить нужную информацию — Избегать спешки — Распределять время — Выработать дополнительные стратегии (предварительная подготовка к важной встрече, просмотр имен и фотографий, на­бросать план разговора, порепетировать) — Делать перерывы — Организовать рабочее место — Относиться терпимо к собственным сла­бостям
Ухудшение способности к вос­приятию. Возрастные изменения в сен­сорных функциях (слух, зре­ние, вкус, обоняние, осязание) — Прибегнуть к помощи корригирующих оч­ков, лупы, слухового аппарата — Садиться поближе к собеседнику и побли­же к экрану телевизор. — Без стеснения просить повторить сказан­ное — Наклонять ухо ко рту собеседника
Уменьшение длительности со­средоточения внимания. Отвлекаемость, быстрая утомляемость — Делать паузы, прогулки, отдых, сон — Осознать отвлекающие факторы — Учитывать собственные неблагоприятные состояния (волнение, усталость) и отложить дело на другое время
Трудности распределения и пе­реключения внимания. Становится труднее делать несколько дел одновременно — Выбрать главные дела — Делать их последовательно («есть слона чайными ложками», «не вертеться, а пово­рачиваться»)

 

Продолжение табл. 18

 

 

Уменьшение объема внимания. Сосредоточение на одном ас­пекте ситуации (приближаю щийся автобус) приводит к игнорированию других (маши­ны на проезжей части)

Чувствительность к помехам, соскальзывание на промежуточ­ные действия.

Писал письмо, пошел за очка­ми, отвлекся на пятно на ковре, забыл, зачем пришел

Автоматизм действий и ошибки памяти.

Сомнения в том, закрыли ли дверь, выключили ли утюг

Повседневная забывчивость. Забывание зонта, поиски ключей перед выходом из дома

Потеря нити высказывания. Начало сказано, а что даль­ше?

Трудно выполнять прежние виды деятельности

— Осознанные стратегии распределения вни­мания и учета всех сторон ситуации

— Мысленно воспроизводя события в обрат­ном порядке, найти отправную точку

— Фиксировать свои мысли на первоначаль­ной цели, визуализировать ее

— Использовать речевые команды себе

— Сознательная проверка рутинных действий (отвести для утюга такое место, чтобы его нужно было переставить при выключении)

— Вставлять паузы для размышлений между двумя действиями и «фотопаузы» (подчерк­нутое осознание действия)

— Использовать парадоксальные зрительные подсказки (чтобы не забыть о работающей стиральной машине, захватить с собой в другую комнату стиральный порошок, как напоминание о процессе)

— Организация пространства дома, порядок и визуальные подсказки

— «Сказано — сделано» — не откладывать то, что может быть сделано сразу (сразу написать другу, как только вспомните

о нем)

— Прибегнуть к словесным шаблонам («как я уже говорил», «в связи с этим очень важ­но отметить» и т.п.), к повторению сказан­ного другими словами, чтобы выиграть вре­мя для вспоминания

— Задавать вопросы, вставлять собственный комментарий

— Ограничить время деятельности

— Найти другие варианты внутри той же области

 

 

Особую группу исследований и обсуждений составляет проблема мудрости как когнитивного свойства, в основе которого лежит кри­сталлизованный, культурно - обусловленный интеллект, связанный с опытом и личностью человека. Когда говорят о мудрости, имеют в

виду прежде всего способность взвешенных суждений по практиче­ским неясным вопросам жизни.

Основные свойства мудрости, согласно П. Балтесу1:

— это решение важных и сложных вопросов (часто это вопросы о смысле жизни);

— исключительно высокий уровень знаний, советов и суж­дений;

— необычайно широкие, глубокие и сбалансированные знания, которые могут применяться в особых ситуациях;

— это сочетание ума и добродетели (характер), которое может быть использовано ради личного благополучия и для пользы челове­чества;

— хотя достижение мудрости нелегко, распознают ее большин­ство людей без труда.

ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. В чем заключается комплексный подход к пониманию феномена старе­ния и старости?

2. Перечислите известные вам стереотипы в отношении старости. Поду­майте, исходя из собственного жизненного опыта, можно ли оспорить некоторые из них?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: