По вопросам приобретения книг «Эксмо» зарубежными оптовыми 11 глава




Независимо от того, сумела ли полиция навязать этой тай­не псевдоразрешение, в лондонском «Daily Express» описан на­водящий на размышления пример. В Париже арестовали как карманницу молодую женщину, которая на все расспросы от­вечала на незнакомом языке. Переводчик испробовал на ней европейские и азиатские языки — безуспешно, — и магистрат распорядился держать ее под надзором в тюремной больни­це. Наблюдатели почти немедленно доложили, что она сдела­ла в точности то, на что они надеялись: она говорила во сне — не бормотала невнятно, а «говорила на беглом французском с отчетливым парижским выговором». Если кто-то видит в этой книге атаку на ученых как на особый разряд существ, он раз­бирается в них лучше меня. В моем понимании каждый чело­век — ученый.

Если бывали случаи телепортации человеческих существ извне на эту Землю, то обследование больниц, работных до­мов и сумасшедших домов может привести к чудесным астро­номическим открытиям. Меня, надо полагать, обвинят в созда­нии новой проблемы, если после выхода этой книги тайн-


ВУЛКАНЫНЕБЕС 153

ственные незнакомцы начнут появляться стаями и в ответ на расспросы станут показывать в сторону Ориона или Андро­меды. Предположим, некое существо однажды в самом деле перенесется откуда-то на эту Землю и вздумает рассказать о себе. Много ли у него шансов быть услышанным? Я забыл упо­мянуть о том, что в 1928 году некий человек появился-таки в городке Нью-Джерси и рассказывал, что прибыл с планеты Марс. Откуда бы он ни прибыл, куда он после этого отправил­ся, понятно всякому.

Но, если бы человеческие существа когда-либо телепорти-ровались на эту Землю откуда-то еще, я полагаю, их одежда непривычного покроя и ткани привлекла бы внимание. Ману­эль Эйенессо не забыл про одежду Он утверждал, что Карибу перед прибытием в Бристоль обменяла свою шитую золотом яванскую одежду на английское платье. Что бы это ни значи­ло, я отметил немало сообщений о «таинственных незнаком­цах» и «диких людях», которые были наги.

Случай — таинственный и, возможно, связанный с други­ми тайнами, — описан в лондонских газетах «Daily Mail» 2 ап­реля, «Daily News» 3 апреля 1923 года. В это время лорд Кар­нарвон умирал в каирском госпитале от болезни, названной медиками септической пневмонией, но которую некоторые мыслители связывали с открытием гробницы Тутанхамона. В поместье лорда Карнарвона Ньюбери в Хэмпшире бегал го­лый человек дикой наружности. Его часто видели, но не суме­ли изловить. Впервые его увидели 17 марта. 17 марта лорд Кар­нарвон заболел, а умер он 5 апреля. Примерно после 5 апреля исчезают сообщения о диком человеке из Ньюбери.

Если человеческие существа из иных мест переносятся на эту Землю...

Тайна скрывает оба конца и промежутки между ними в ис­тории Калиостро.

Он появился в Лондоне, затем в Париже и говорил с акцен­том, в котором так и не сумели установить какой-либо из из­вестных на этой Земле акцентов. Если верить большинству описаний, это был Жозеф Бальзамо, сицилийский преступник, который после временного и чрезвычайно успешного само­званства попал в римскую тюрьму где и умер, — вот полная история его жизни.


154 чарльз форт

Смутность во всем — и все сливается со всем другим, так что истории, которые мы или некоторые из нас называем «абсолютно доказанными», оказываются всего лишь истори­ей или просто наукой. Множество лиц полагают, что разобла­чение Калиостро как самозванца столь же твердо и рацио­нально установлено, как принципы геологии или астроно­мии. И мне представляется, что в этом они правы.

Разыскиваются — ну конечно, если бы мы сумели найти данные в поддержку наших собственных идей, — но в любом случае разыскиваются — данные, по крайней мере, позволяю­щие не принимать устоявшуюся историю Калиостро.

См. историю Калиостро в изложении Траубриджа. По сло­вам Траубриджа, опознание Калиостро было подлогом. Париж­ская полиция нуждалась в козле отпущения в «деле об ожере­лье» и потому «опознала» его, чтобы дискредитировать, как уве­ряет Траубридж. Ни один свидетель его не опознавал. Не было и доказательств, кроме сходства почерка. Было подозрение, ос­нованное на том, что дядю Бальзамо звали Джузеппе Калиост­ро. Можно предположить, что парижские полицейские, чьи труды были оплачены пожертвованиями парижских докторов, перерывали дела преступников, пока не наткнулись на такого, у кого в семье имелось имя Калиостро, и затем действовали на основании этой находки. Далее было засвидетельствовано, что почерка Бальзамо и Калиостро схожи. Всеобщая уверенность в том, что Калиостро, конечно же, был опознан как Бальзамо, покоится только на этом основании. В феврале 1928 года нью-йоркские газеты рассказывали о графологе, который отказы­вался определять почерка согласно желаниям заказчика. Во всех других случаях, о каких мне приходилось читать, всякий мог получить именно то определение почерка, за которое он заплатил. Если в каком-либо суде какой-либо страны какое-либо научное заключение оказывается для кого-то неудоб­ным — это только потому, что он поскупился купить двух экс­пертов.

Калиостро появился — и ничего более определенного ска­зать о его происхождении невозможно. Он возвысился и вла­ствовал, как какой-нибудь европеец, перенесенный на остро­ва Южных морей и пользующийся своим превосходством к своей выгоде. Его облаивали мудрецы-медики, так же как они


ВУЛКАНЫНЕБЕС 155

облаивали Месмера и как ныне стали бы облаивать всякого, к кому потоком стекаются деньги пациентов. Их ли стараниями или по стандартному завершению всех таинственных историй нас уверяют, что Калиостро был самозванцем, чья биография полностью известна и не содержит ничего таинственного.

Рассказывают, что в том, где дело не касалось женщин, от которых, понятно, никогда не приходится ждать ничего хо­рошего, Калиостро был далеко не глуп. При этом нас уверяют, что, будучи опознан как итальянский преступник, он отпра­вился в Италию.

Существуют две версии исчезновения Калиостро. Одна — всего лишь слухи: что его видели в Акс-ле-Бэн, что его видели в Турине. Другая гласит, что он отправился в Рим, где, как Жо-зеф Бальзамо, был заключен в тюрьму. Несколькими годами позже, когда наполеоновские войска стояли в Риме, кто-то от­правился в тюрьму на розыски. Калиостро там не было. Воз­можно, он умер.


В

от самая короткая из известных мне историй. «St. Louis Globe Democrat» (2 ноября 1886 года) — девоч­ка вышла из дома и пошла к колодцу.

Впрочем, если не считать подробностей и комментариев, я знаю множество происшествий, о которых больше ничего определенного и не скажешь.

Если подумать, я могу рассказать историю еще короче.

Он обошел лошадей.

25 ноября 1809 года Бенджамин Батхерст, возвращавшийся из Вены, где он представлял британское правительство при дво­ре императора Франциска, находился в маленьком немецком городке Перлеберг. В присутствии своего лакея и секретаря он осматривал лошадей, которым предстояло везти его карету на дальнейшем пути к Англии. На глазах очевидцев он обошел ло­шадей с дальней от них стороны. Он исчез. Подробности см. в «Cornhill Magazine» (55-279).

Я не стану много говорить об исчезновении Бенджамина Батхерста, потому что подробности происшествия легко до­ступны, однако достопочтенная Сабина Бэринг-Гулд в «Historic Oddities» отмечает обстоятельство, которое не встречается в других прочитанных мной описаниях. А именно, что 23 янва­ря 1810 года в гамбургской газете появилась статья, уверяю­щая, что Батхерст здоров и благополучен, друзья получили от него письмо. Размышляя над происхождением заметки и при­чиной ее публикации, Бэринг-Гулд спрашивает: «Не имела ли она целью заставить власти отказаться от поисков?» Я бы вы­разился иначе: не была ли она глушилкой для тайны? Некото­рые авторы считают, что Батхерст был похищен по полити­ческим причинам по наущению Наполеона Бонапарта. Если и так, Бонапарт не поленился это опровергнуть.


ВУЛКАНЫНЕБЕС 157

В «Literary Digest» (46-922) отмечено, что, согласно отче­там лондонской полиции, в 1907-1913 годах таинственно ис­чезло 46 922 человека, и в 3260 случаях о них ничего не уда­лось узнать. Под впечатлением от 167 212 случаев обыденных разгадок можно забыть об остатке в 3260. Но кое-кто из нас, уже чему-то научившихся, по крайней мере временно, на опыте с приконченными тайнами, усомнится, были ли эти 167 212 слу­чаев так уж удовлетворительно объяснены, если не сравнивать их со случаями, объясненными вовсе неудовлетворительно. Если кому-то требуется повторно вступить в брак или полу­чить страховку, полдюжины заинтересованных лиц могут «опознать» тело, найденное в реке или сброшенное в море. Они уладят между собой, кому получить деньги или заново женить­ся. Понятное дело, где Купидон, там и стрелы страсти, и от обо­их недалеко до морга. Считать ли наши геологические, астро­номические и биологические понятия окончательными или нет, но о себе мы знаем очень мало. Кое-кто из нас не спосо­бен отличить собственного мужа или жену от чужого мужа или жены. Около 1920 года в городе Нью-Йорке, к некой женщи­не, чей муж находился в психиатрической лечебнице, пришел человек, который ласково поздоровался с ней и назвался ее мужем. Она приняла его с радостью и любовью. Некоторое вре­мя спустя она узнала, что ее муж все еще в лечебнице. Это ее рассердило, и она добилась ареста второго мужчины. Циник может найти тому несколько объяснений. У меня имеются све­дения о другом случае. Некий мужчина доказывал жене моря­ка, что он — ее муж «Убирайся! — сказала женщина. — Ты слиш­ком темнокож для моего мужа!» «А, — объяснил тот, — я болел желтой лихорадкой». И она поверила объяснению, но что-то пошло не так, и дело попало в суд.

Вследствие текучести и переменчивости всего сущего я объединяю все суждения по всем вопросам — пустяковым и научным, которым придается первостепенное значение, — с этой историей сомневающейся женщины. Если муж или факт Держится твердо, уму, если он воздерживается от колебаний, можно приказать его принять.

Случаи таинственных исчезновений людей встречаются часто. Ситуация здесь такова же, как с любым другим субъек­том или так называемым субъектом, если независимых субъек-


158 чарльз форт

тов не существует. Только тот, кому мало известно о деле, мо­жет составить о нем ясное и определенное мнение. Исчезали целые цивилизации. Статистика позволяет усомниться, что пять шестых колен Израиля некогда исчезли, но так гласит предание. Историки поведали нам, что сталось с джеймстаун-скими колонистами, но что сталось с историками? Настолько известная персона, как Батхерст, исчезла. По поводу исчезно­вения Конанта, одного из издателей «Harper's Weekly», см. нью-йоркские газеты начиная с 29 марта 1903 года и «Harper's Maga­zine» (38-504).

«Chicago Tribune» (5 января 1900 года) — «Исчезновение Шермана Черча, молодого человека, работавшего на лесопил­ке Огаста (Баттл-крик, Мичиган). Он сидел в помещении кон­торы, потом встал и выбежал в цех. С тех пор его не видели. Здание цеха едва не разобрали по кирпичикам, обыскали реку, леса и поля, но тщетно. Никто не видел, как Черч покидал го­род, и никто не знает причин, по которым он мог бы так по­ступить».

По слитности всего — не имеющего собственной отдель­ности, индивидуальности или души — со всем прочим, все или так называемое все можно аргументировать любым способом. Всякий желающий может объяснить таинственные исчезно­вения в стиле миссис Кристи с тем же правом, с каким их мож­но объяснить любым иным способом. В декабре 1926 года миссис Агата Кристи, сочинительница детективных историй, исчезла из своего дома в Англии. Газеты, памятуя о ее профес­сии, добродушно комментировали это событие, пока не выяс­нилось, что, обыскивая леса и болота, города и селения, поли­ция израсходовала 10 000 фунтов. Тогда бережливые англича­не вспомнили о моральной стороне дела и посуровели. Миссис Кристи нашлась. Но, согласно последней оценке, полиция ис­тратила всего 25 фунтов. Тут все забыли о моральной стороне и опять преисполнились добродушия. Рассказывали, что мис­сис Кристи, привыкшая каждое утро получать газеты, объяви­лась в одном из английских отелей, рассказав о себе какую-то сказку. Муж забрал ее домой. Она никого не помнила — как уверяли ее друзья, но подумавши, поправились, заметив, что она не помнила никого, кроме своего мужа. Через несколько недель вышла из печати новая книга миссис Кристи. Кажется,


ВУЛКАНЫНЕБЕС 1 59

книга была в общем читабельной и была благосклонно при­нята бережливыми англичанами, весьма добродушными и тер­пимыми, если перерасход средств не ввергает их в суровое морализаторство.

В конце 1913 года исчез Амброз Бирс. Исчезновение объяс­нили. Он отправился в Мексику, чтобы вступить в армию Ви-льи и погиб в сражении у Торреона. «New %>rk Times» (3 апре­ля 1915 года) — «Разгадка тайны исчезновения Бирса» — он служил у лорда Китченера в вербовочной конторе в Лондоне. «New York Times» (7 апреля 1915 года) — в военном министер­стве Лондона о Бирсе ничего не знают. В марте 1920 года газе­ты опубликовали депешу из Сан-Франциско, с сообщением, что Бирс отправился в Мексику, чтобы сражаться против Пан-чо Вильи, и был убит. Это было бы подобающим завершением жизни для столь широко мыслящего автора — служить в Лон­доне, пребывая в Мексике и погибнуть, сражаясь за и против Вильи. Но такой образ жизни представляется слишком уж ак­тивным для человека, который, как напоминает Джозеф Лью­ис Френч в «Pearson's Magazine» (39-245), был неизлечимо болен и к тому же заметно старше семидесяти. Последние но­вости на момент написания см. в «New "fork Times» (1 января 1928 года). Там дается вразумительное объяснение его исчез­новения. Оно состоит в том, что Бирс критиковал Вилью.

Лондонская «Daily Chronicle» (29 сентября 1920 года) — молодой человек вечером 27 сентября шел по улице южного Лондона...

Чудеса... дома тают... поляны открываются...

Или это провал в восприятии.

Как бы то ни было, он оказался на дороге среди полей. Мо­лодой человек испугался. Он мог оказаться в такой дали, отку­да уже не вернуться. Это была дорога под Данстеблом, в 30 ми­лях от Лондона, и полицейский, увидев, как он, вскрикивая, бродит взад-вперед, отвел его в участок. Здесь он несколько опомнился и рассказал, что его зовут Леонард Уэдхэм из Уол-ворта в Южном Лондоне и что он работает в министерстве здравоохранения. О том, как он попал в Данстебл, он ничего не мог сказать. Слишком уж быстро все произошло.

В начале 1905 года в Англии произошло множество таин­ственных исчезновений. См. выше о примечательных фено-


160 ЧАРЛЬЗ ФОРТ

менах того времени. Здесь мы приводим сообщение об одном из них, которое может оказаться в равной мере и таинствен­ным появлением. Я взял его из «Liverpool Echo» от 8 февраля. 4 февраля на берегу острова Мэн близ Дугласа нашли лежащую в беспамятстве женщину. Никто ее прежде не видел, но пред­положили, что она прибыла на пароме из Англии 3 февраля. Она умерла не приходя в сознание. Многие жители острова по разным причинам ожидали прибытия парома и с той или иной целью разглядывали прибывших на нем пассажиров: однако 200 мэнцев побывали в мертвецкой и ни один из них не мог сказать, что видел, как эта женщина сходила на берег. Новость попала в печать и тогда пришел запрос из Уигана в Ланкашире. Из Уигана «таинственно исчезла» женщина, и по описанию тело, найденное близ Дугласа, было опознано как 66-летняя миссис Алис Хилтон из Уигана. Как сказано в «Wigan Observer», кто-то заметил, что миссис Хилтон последний раз видели 2 февраля, когда она ехала в Инс, лежащий рядом с Уига­ном, чтобы навестить родственницу. Но никто не видел, как она покидала Уиган, и, насколько известно, в ее жизни все было в порядке. Согласно медицинскому заключению, миссис Хил­тон не утонула, а скончалась от сердечного приступа вследствие долгого пребывания на холоде.

Хотел ли я знать, не случалось ли Амброзу Бирсу экспери­ментировать с самотелепортацией. «Таинственные исчезно­вения» фигурируют в трех его рассказах. Ему, должно быть> очень интересно было бы попробовать самому.

4 сентября 1905 года в лондонских газетах сообщали об исчезновении из Балликастла в округе Антрим в Ирландии профессора Джорджа А Симкока, старшего научного сотруд­ника Королевского колледжа в Оксфорде. 28 августа профес­сор Симкок вышел на прогулку и не вернулся. Его искали, но узнать ничего не удалось. Профессор Симкок и до того не­сколько раз привлекал внимание своими исчезновениями. Исчезновение в Балликастле стало последним.


Н

е могу сказать, чтобы я на многое претендовал в роли толкователя снов, но, думается, один сон, который по­вторяется у множества людей, может быть связан с на­шей темой. Человек мирно похрапывает среди обычных чу­дес страны сновидений — и вдруг оказывается голым в люд­ном месте, понятия не имея, как он туда попал. Я хотел бы знать, какова подоплека этого настойчивого сновидения и вызывае­мых им ощущений, более или менее неприятных в зависимо­сти от того, какого человек мнения о себе. Я думаю, дело в под­сознательном предчувствии чего-то, часто случавшегося с че­ловеческими существами, и вполне обычного в прежние времена. Возможно, оккультный перенос человеческого суще­ства и в самом деле иногда происходит и вследствие своей избирательности не всегда захватывает одежду.

«Голый на улице — странное поведение странного челове­ка». См. «Chatham (Kent, England) News» (10 января 1914 года). Ранним вечером 6 января — «при морозной погоде» — на Хай-стрит в Чатеме появился голый человек, и никто не сумел по­нять, откуда он взялся.

Человек бегал взад-вперед по улице, пока его не поймал по­лисмен. Он ничего не смог рассказать о себе. «Сумасшест­вие», — произносят доктора со свойственным им умным ви­дом, будто это и в самом деле что-то значит.

Я в некоторой степени допускаю существование сумасше­ствия, хотя невозможно провести определенной границы меж­ду теми, кто находится в сумасшедшем доме, теми, кто нахо­дится не в сумасшедшем доме, и теми, кто еще не попал в су­масшедший дом. Если под сумасшествием понимается процесс Мышления, возможно, вполне логичный сам по себе, но осно­ванный на ложных предпосылках, не доказываю ли я каждым

Форт


162 ЧАРЛЬЗ ФОРТ

словом, что все мы безумны? Я допускаю, что, доводя до край­ности состояние, которое свойственно нам всем, некоторые лица могут быть признаны безумными; однако опыт ложной классификации или невозможности произвести какую-либо классификацию, кроме ложной, подсказывает, что в сумасшед­шие дома должны зачастую попадать люди, просто одаренные значительной проницательностью или пережившие необыч­ные события. Возможно, за этой завесой скрываются темы по­разительных новых исследований. Истории, рассказанные так называемыми лунатиками, рано или поздно будут услышаны и приведут к потрясающим открытиям. Беспомощность науки в отношении безумия вошла в пословицу, хотя она — не бо­лее, чем беспомощность всякой науки. Возможно, приговоры психиатров, которым дается столь высокая оценка, бывают почти честными, но, как и в любой другой области так называ­емого человеческого знания, настоящих стандартов суждения здесь не существует: не существует такого феномена, как безу­мие, если считать феноменом то, что обладает качеством оп­ределенности и реальности. Если иной раз оказывается труд­но организовать профессиональных мудрецов для вынесения определенного приговора о здравомыслии того или иного лица, мне позволительно думать, что неорганическая наука в этой области окажется менее неопределенной.

Тот голый человек в Чатеме появился внезапно. Никто не заметил его на пути к той точке, где он появился. Его одежду искали и не нашли. В Чатеме и окрестностях никто не заявлял о пропавших.

Лягушата, каменные дожди и водяные дожди — и они по­вторяются, указывая на устойчивость транспортации в опре­деленную конечную точку и наводя на мысль о существова­нии устойчивой отправной точки где-то в другом месте. В «LT» (30 января 1874 года) есть сообщение о повторяющихся ис­чезновениях молодых людей из Парижа. Вполне вероятно, что развитие феминизма привело к появлению «Синих Бород» женского пола, но, думается, в 1874 году время для них еще не наступило. «Во всех случаях родственники и друзья пропав­шего заявляли, что им неизвестны какие-либо причины для бегства и что пропавшие, сколько можно судить, уходили из дома по обычным делам».


ВУЛКАНЫНЕБЕС 16 3

Поле где-то в окрестностях Салема в 1885 году — и это поле засасывает людей. «New York Sun» (25 апреля 1885 года) рас­сказывает, что молодой фермер Айзек Мартин, живший близ Салема, отправился на работу на это поле и пропал. Говорят, в этой местности случались и другие таинственные исчезнове­ния. В Монреале в июле и августе 1892 года происходило столько необъяснимых исчезновений, что в газетах стали обычными заголовки: «Еще один пропавший». Такая же серия исчезновений случилась в Монреале в июле 1883 года. Лондон­ская «Evening Star» (2 ноября 1926 года) — «Серия таинствен­ных исчезновений — за несколько дней пропали восемь чело­век!». Все было в Сайтэнде или поблизости от него. Первой ис­чезла миссис Кэтрин Мун с двумя малолетними детьми. Затем девушка 15 лет, затем девушка 1блет, 17 лет и снова 16-летняя. Пропала еще одна девушка, Элис Стивене. «Ее обнаружили в состоянии обморока и доставили в больницу».

«New %>rk Sun» (14 августа 1902 года) — исчезновение, при­мерно за неделю, пяти человек из Буффало штат Нью-Йорк.

В начале августа 1895 года в городе Белфасте в Ирландии пропала маленькая девочка по имени Руни. Детективы прове­ли расследование. Пока они вели следствие, исчез маленький мальчик по имени Уэбб. Исчез еще один ребенок. 10 сентября — исчез семилетний Уотсон. Два дня спустя исчез мальчик по име­ни Браун. См. «Irish News» (Белфаст, от 20 сентября). В сле­дующих номерах газет не удалось найти никаких сведений. Лондонская «Daily Mirror» (5 августа 1929 года) — белфастская полиция сообщает сенсационное известие о пропаже с про­шлого понедельника восьми девочек в возрасте до 12 лет с Нью-таун-роуд в Восточном Белфасте.

В августе 1869 года английские газеты сообщали об исчез­новении 13 детей из Корка в Ирландии. Я прибегаю к сведени­ям из «Tiverton Times» (31 августа). Возможно, феномен не объясняется в терминах действующего в этой местности по­хитителя, потому что в то же время дети пропадали в других местах. Лондонская «Daily News» (31 августа) — волнение в Брюсселе по поводу исчезновения детей.

Пятеро «диких людей» и «диких девочек» объявились в Кон­нектикуте в начале января 1888 года. См. «St. Louis Globe De­mocrat» (5 января) и «New York Times» (9 января 1888 года).


1б4 ЧАРЛЬЗ ФОРТ

У меня есть сообщения о шести лицах, обнаруженных от 14 января 1921 года до 9 декабря 1923 года скитающимися по улицам или в окрестностях городка Ромфорд в Эссексе, Анг­лия. Они не могли объяснить, как туда попали, и ничего не рас­сказывали о себе. У меня нет ни одного удовлетворительного примера того, как кто-то заявил бы, что он шел себе по нью-йоркской улице и вдруг был схвачен и перенесен, скажем, в Сибирь или в Ромфорд. Но мне попадалось много случаев, ког­да человек рассказывал, например, что шел по Истон-роуд в Лондоне и... — но девять месяцев спустя — пришел в себя и обнаружил, что работает на ферме в Австралии. Если телепор-тация человеческого существа возможна и если некоторые исчезновения людей не объяснить иным способом, то пере­житое, очевидно, сказывается на памяти.

Во всех странах известны таинственные случаи появления детей. В Индии появление детей, прошлое которых неизвест­но, объясняют тем, что их воспитывают волчицы.

Бывают странные усыновления: кошка воспитывает кроль­чат, или поросята питаются от иностранных источников муд­рости. Но в этих случаях фигурирует невостребованное мате­ринское чувство и невероятное добродушие, а нас просят пове­рить в добродушие волчицы. Я не отрицаю, что в какой-то степени добродушие свойственно и волкам, и кошкам, и чело­веческому существу, и муравьям, но вспышки его случайны и полагаться на них невозможно. И во мне порой просыпается добродушие, но я очень быстро с ним справляюсь. Надолго ли способна забыть о себе волчица, или каждый из нас, после того, как выясняется, что самопожертвование не приносит выгоды?

Описание одного из последних случаев «волчьего выкор­мыша» из Индии (в 1914 году) см. в «Nature» (93-566). В «Zoo­logist» (3-12-87) рассказывается о многих случаях начиная с 1852 года. В «Field» (9 ноября 1895 года) о «волчьем воспитан­нике» из Одя рассказывает помощник комиссара, видевший его своими глазами. Это был бессловесный зверек лет четы­рех от роду. Полицейский рассказывает, что они нашли ребен­ка, почти лишенного человеческого разума, в волчьем логове. Ребенок вырос и стал полисменом. В «Human Nature» (7-302) приводится история двух «волчьих воспитанников», найден­ных в разное время в окрестностях Агры в Северной Индии.


ВУЛКАНЫНЕБЕС 16 5

Каждый был семи-восьми лет от роду. О недавнем случае см. в лондонском «Observer» (5 декабря 1926 года). Некий индус принес в миднапорский детский приют двух «волчьих выкор­мышей», двухлетнего и восьмилетнего. Идея брошенных ро­дителями маленьких идиотов кажется не столь правдоподоб­ной, когда речь идет не об одном ребенке. Кроме того, в случа­ях с несколькими детьми волчица представляется воистину слишком уж самоотверженной. Дети передвигались на четве­реньках, ели сырое мясо, рычали и чурались других воспитан­ников приюта. Я подозреваю, что они ели сырое мясо потому, что в подтверждение принятой теории ничего другого им не давали.

Лондонская «Daily Mail» (6 апреля 1927 года) — еще один «волчий воспитанник» — в возрасте семи лет — найден в пе­щере под Аллахабадом. Один из последних случаев ко време­ни написания см. в «New ^brk Times» (16 июля 1927 года). О носорожьих подкидышах и слоновьих воспитанниках нам еще предстоит услышать, но вот в лондонской «Morning Post» (31 декабря 1926 года) рассказывают о «мальчике-тигренке». О «мальчике-леопарде» и «девочке-обезьяне» рассказано в лондонском «Observer» (10 апреля 1927 года).

Наши данные пугают лошадей и заставляют подпры­гивать антилоп. Они поражают полисменов. У меня есть све­дения о лавине «диких людей», которые в количестве десяти появились в разных частях Англии в период, полный удиви­тельных феноменов зимой 1904/05 года. Один из них — про­исхождение осталось неизвестным — появился на улице в Чедле. Он был наг. Возмущенный полицейский, пытаясь ук­рыть его своей накидкой, постарался урезонить его, но столк­нулся с тем же затруднением, с каким сталкивается Евклид, Ньютон и Дарвин, и всякий, кто взывал к разуму или к науке в качестве основы для аргументов. Полагаю, беседа выглядела примерно так.

Неужто ему не стыдно?

Ничуть. Кое-кому есть чего стыдиться, только не ему. Что Дурного в наготе? Разве кошки, собаки и лошади не расхажи­вают без одежды?

Но их покрывает шерсть, данная им от природы.

Ну а как насчет мексиканских собачек?


166 ЧАРЛЬЗ ФОРТ

Пусть попробует кто-нибудь еще — любой из тех, кто ви­дит в логических выкладках биологии, геологии или астроно­мии строгую завершенность, конечно с небольшими оговор­ками, о которых допустимо поспорить. Попробуйте решить для начала эту маленькую простенькую проблему. Почему бы человеку не ходить голым? Первым делом приходят в голову основания общепринятых условностей. Но мы живем в мире, который сам может являться основанием, но который не дает никаких оснований. Обосновывая доказательство условно­стями, мы немедленно сталкиваемся с известным контрдово­дом: что такое прогресс, как не отрицание условностей?

Полисмен, отчаявшийся, подобно Евклиду, воспринял это как самоочевидное оскорбление приличий. Евклид мешками собирал теоремы. Он решал задачи, собирая удобные для него обстоятельства и отвергая те, что мешали решению. Чедлский полисмен обратился к классическому методу. Он запихнул «ди­кого человека» в мешок, который и притащил в полицейский участок.

Другой «дикий человек» говорил на языке, которого никто прежде не слыхивал, и имел при себе книгу, шрифт которой в Скотленд-Ярде не сумели опознать. Как подобает путешествен­нику, прибывшему издалека, он зарисовывал то, что видел в пути. О записях Скотленд-Ярд говорит: «Это не немецкий, не французский, не голландский, не итальянский, не испанский, не венгерский и не турецкий. А также не цыганский, не гре­ческий, не португальский, не арабский, не персидский, не ев­рейский и не русский». См. лондонские газеты и «East Anglian Daily Times» (12 января 1905 года).

Мне попался фрагмент случая, по которому я реконстру­ирую...

Может быть, в 1910 году, а может быть, в другом году некий индусский волшебник телепортировал мальчика откуда-то из Англии — возможно, из Уимблдона в Лондоне, а может быть, и не оттуда. В результате этого опыта у мальчика произошло сти­рание памяти, или он погрузился в состояние глубокого гип­ноза, или в амнезию. Мальчик мог учиться, словно начиная жизнь заново, но в его памяти зияла пустота. Когда волшебни­ку настало время умирать, он раскаялся и решил вернуть маль­чика домой, пусть не в родной дом, но в родные места. Расска-


ВУЛКАНЫНЕБЕС 167

зать о сверхъестественном переносе он не мог, но поначалу решил, что в историю об обычном похищении никто не пове­рит. Очень уж невероятная история: что в Лондоне некий ин­дус похитил мальчика, провел с этим мальчиком не одну неделю на борту судна, плывущего в Индию, и не вызвал расспросов, и сумел помешать мальчику обратиться за помощью к другим пас­сажирам. Тем не менее история похищения согласуется с об­щепринятыми теориями. Никакая история обычного похище­ния не объясняла потери памяти, но это обстоятельство в худ­шем случае кто-то мог счесть странным и вскоре о нем забыть. Фрагмент этой истории см. в «Lloyd's Sunday News» (17 ок­тября 1920 года). Где-то в 1910 году Общество распростране­ния Евангелия в Непале, Индия, получило послание от мест­ного жреца, который умирал и хотел о чем-то рассказать. При жреце был мальчик-подросток. Жрец рассказал, что около



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: