ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Да. «Дашь Ты или нет, значения не имеет». Позвольте мне привести вам один пример. Я не говорю, Что так происходит на Западе, однако на Востоке ситуация такая. Выйдя замуж, женщина сначала говорит мужу: «Я хочу это, я хочу то». Это естественно. Затем она думает: «Он любит меня». Когда жена знает, что муж любит ее, она будет думать: «Мне нужна эта вещь. Если он даст мне ее, хорошо, если нет, тоже хорошо». Она не обижается и не требует: «Ты должен дать мне и то, и это, иначе я не смогу жить». Самая низкая форма молитвы, как я говорил, такова: «Я хочу это, я хочу то, иначе я молиться не буду. Я не могу жить без этого. Дай нам наш хлеб насущный». Приходит время, когда жена говорит: «Мой муж любит меня, даже если я одета в тряпье и рваную одежду. Он видит, в чем я хожу, и не покупает мне новой одежды, однако он, должно быть, меня любит, и если это рваное тряпье ему нравится, пусть будет так». Это — конечная цель. «Если он хочет видеть меня в таком виде и ему это нравится, если он знает, видит и ничего мне не дает, это означает, что я нравлюсь ему в таком виде. Ведь моя цель — заслужить его расположение". Не так ли? Это конечная цель, но существуют и промежуточные ступени.
ВОПРОС: Конечная цель, по-видимому, была достигнута на Востоке, а на Западе есть осложняющий фактор: реклама. Жена там, возможно, слушает радио и смотрит телевизор и думает, что ей нужно и это, и то, и...
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Это вначале. Это совершенно элементарно. Вы понимаете, будучи сыном человека, каждый чего-то желает. Однако когда женщина вступает в брак с тем, кто выбрал ее в качестве спутницы жизни, спутницы в радости и в горе, тогда она должна добиваться его расположения.
|
ВОПРОС: На Западе появился новый фактор: движение за освобождение женщин, представители которого не считают необходимым добиваться расположения супруга так, как вы об этом говорили.
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Понимаете, строго говоря, у супругов должны быть равные права. Но они должны быть одной душой в двух телах, иначе не будет нормальной семейной жизни. Бог соединил их вследствие реакций прошлого. Сейчас я говорю строго в соответствии с принципами. Вы не возражаете? Если люди вступают в брак, а затем хотят развестись, то даже если женщина или мужчина снова вступают в брак, они нарушают супружескую верность. Это слова Моисея. Мы не следуем этим заповедям. А настоящее счастье бывает лишь тогда, когда человек живет с одним партнером в течение всей жизни. В Индии — такие традиции. На Западе же существуют суды для разводов. Проблемы могут быть каждый день. «Раз так, я ухожу» — говорит жена или муж. Так где же мир? Нет мира. Посмотрите на них через шесть лет. Один сын родился здесь, другой — там. Кто за них отвечает? В этом вся трудность. Индия традиционно была известна семейной стабильностью, однако эта болезнь пробралась и к нам. Разведенные люди думают, что они придерживаются передовых взглядов. А, по-моему, они унижают себя, следуя таким принципам. Поэтом в семье нет настоящего мира и союза. Вы понимаете меня? И у нас в Индии теперь есть суды для разводов, не много, но они появились, это урон для страны. На Западе эти проблемы возникают каждый день. Очень немногие искренни друг с другом. Бог соединил вас для погашения прошлых карм, пусть Бог и разъединяет. Обоим супругам следует идти по жизни вместе, у них должны быть равные права и они должны быть вместе. Поэтому, вступить в брак — значит, обрести спутника жизни, который будет с нами и в радости, и в горе во время пребывания на Земле и нам следует помогать друг другу в познании Бога. Одной из обязанностей может быть рождение детей. Однако если происходит развод, они говорят: «Это мой сын, с тобой может остаться тот сын». Возникают проблемы. Сначала сын живет со своим отцом, через два года он живет с матерью. Нет, извините меня, ели я скажу, что нет искренности. Развод — одна из главных причин всех проблем на Западе. К сожалению, должен сказать, что к разводу прибегают и в Индии. С некоторыми ограничениями его разрешают и мусульмане. Мужчина, желающий развестись, за три месяца предупреждает о решении развестись, затем ему дается шесть месяцев для пересмотра своего решения. Затем, приблизительно через год, если его и жену невозможно помирить, их разводят. При разводе мужчина уплачивает какую-то сумму. Понимаете? Вот к чему пришли мусульмане. В Индии не было такой традиции. Вы, возможно, скажете, что одобряете развод, но я говорю, что это грех. Если человек знает, что ему надо приспособиться, он это сделает. В моих письмах вы найдете совет: «Пожалуйста, попытайтесь приспособиться». И многие супруги, подавшие заявление на развод, снова сошлись. Сейчас они живут хорошо. Когда вы знаете, что должны жить вместе, вы как-то приспосабливаетесь. В противном случае один супруг будет отстаивать свои права, а другой — свои, и мира в доме не будет. Поэтому я всегда говорю им: «Будьте вежливы с женой, будьте искренним и любящим, старайтесь контролировать себя и приспосабливаться». И женам: «Если муж вас ненавидит, вам должны быть искренним». И я вижу, что во многих случаях они возвращаются к нормальной жизни. Поэтому пытайтесь приспособиться каждый день.
|
|
А что происходит сегодня? Молодой человек женится. Через два года разводится и снова женится, а его бывшая жена снова выходит замуж. Через два года он снова разводится. Каждый раз, когда он снова женится, ему приходится выступать в роли молодого человека и постоянно вести половую жизнь. Я говорю об этом с духовной точки зрения. Если разведенные супруги снова вступают в брак, то оба нарушают супружескую верность. Понимаете, вы не можете избавиться от плохого или хорошего полностью, но следует жить таким образом, чтобы хорошего было больше, чем плохого. Супругам следует придерживаться следующей стратегии: «Тебе и мне надо как-то жить вместе. Мы еще не приспособились друг к другу, но мы попытаемся это сделать». А если один супруг угрожает разводом, другой ответит тем же. Так нельзя, если у вас в голове возникают эти мысли, мира не будет. Я просто объясняю вам это с практической точки зрения, вот и все. Однажды у меня была длительная переписка по этому вопросу. Бывают действительно безнадежные браки, но их очень немного. А сегодня каждый по незначительному поводу может сказать: «Я ухожу от тебя». Как можно одновременно любить двух мужей или двух жен? В конце концов, есть какие-то обязанности. То, о чем я говорю, это не какая-то глубокая философия, а просто здравый смысл. Так будет больше мира. Я вижу, как меняются люди, с которыми мы обсуждали эти вопросы в письмах. Для тех, кто уже развелся, это было слишком поздно, однако те, кто только думал о разводе, пересмотрели ситуацию. И сейчас у них мирная жизнь. Вот вам пример: если у вас один браслет, неважно, железный или золотой, шума от него не будет. Если у вас два или три браслета, они всегда будут звенеть. Откуда мир, если у сердца столько привязанностей? Иногда его влечет сюда, иногда — туда. Поэтому это очень важный вопрос. К сожалению, это зло проникло и в Индию. Даже сейчас, я думаю, распадается десять процентов всех браков. Понимаете, стоит обычаю появиться, и его поддерживают. Со временем то, что они начали, все погубит. С точки зрения планирования семьи, в Индии самый высокий уровень рождаемости.
ВОПРОС: В Индии везде видишь щиты, рекламирующие планирование семьи. Вы это одобряете?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Честно говоря, нет, следует соблюдать принципы воздержания и целомудрия. Это очень ценная вещь. А они все губят. Я не поддерживаю планирование семьи. Сохраняя эту силу, вы помогаете себе физически, интеллектуально и духовно. В дневнике самоанализа я отвел одну графу, для того, чтобы отмечать неудачи в соблюдении целомудрия в мыслях, словах и поступках. Таким образом, я ясно дал понять, что я думаю...
Хорошо, завтра утром можете медитировать в семь тридцать. Если позовете меня, я приду около девяти или девяти тридцати. А вечером поговорим по душам. Сейчас, если вы не возражаете, я займусь ими. (Много индийских учеников ждут своего Любимого Учителя). Всем спокойной ночи.
9 сентября 1970 года,
Беседа во время даршана,
после утренней медитации,
Саван Ашрам, Дели.
Беседа третья
ВОПРОС: Если сидеть в медитации без стула, это нормально?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Лучше всего, когда спина прямая и тело не напряжено. Понимаете, это естественный путь. Если вы занимаетесь йогой, вам придется прилагать физические усилия, чтобы сесть в позу лотоса, но это уже другой путь. Надо сидеть, чтобы спина была прямой, вот и все. Тело не должно быть напряжено: ни шея, ни другие части. Можно сидеть на полу, можно на стуле, где угодно. Приняв одно положение, не меняйте его, и не шевелитесь, вот и все.
ВОПРОС: А если периодически устаешь и откидываешься на спинку стула, это плохо?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Главное, вы не должны засыпать. Иногда, когда вы садитесь, — вы расслаблены и можете заснуть.
ВОПРОС: Можно ли отвлекаться на хорошее? Например, если ум неожиданно начинает думать об Учителе, о работе Духовного Учителя, о том, что он сказал и так далее... Такого рода отвлечение лучше, чем думать о других вещах?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Это немного лучше, но не намного. Почему вы спрашиваете? Почему вы не пойдете внутрь и не посмотрите? Когда я разговариваю с вами, стоя снаружи, это одно дело, а когда я вхожу, я вижу вас. Что лучше? С нежностью думать о нем — это хорошо, помолитесь и садитесь, для начала это создаст хорошую атмосферу. У ума есть очень любопытный способ препятствовать нам в достижении Цели. Вы, возможно, думаете: «Духовный Учитель — это хорошо, Духовный Учитель делает это, Духовный Учитель делает то». Что ж, мысль уже присутствует. Все должны видеть его, видеть — это лучше, чем думать о нем. Главное — сидите с целеустремленным вниманием. Он — один и Он желает, чтобы каждый приходил к Нему один и не брал с собой ни мирских мыслей, ни тела, ни интеллекта, оставьте их. Идите прямо к Нему, в Его объятия. После некоторой тренировки вы научитесь это делать. Однако у человека, обладающего лишь книжным знанием, нет путеводной звезды, у него нет выхода. Необходимо понять учение, а, поняв, воплотить на практике. Главное, что остается Сделать — это воплотить учения в жизнь, не так ли? Необходимо именно это.
Ум стремится помешать вам в достижении Цели и делает это очень тонко. Он говорит: «Я думаю об Учителе». Почему? Помнить о Духовном Учителе — это хорошо. Когда вы разовьете у себя восприимчивость, вы начнете воспринимать излучение, эффект этого излучения. Однако так будет только, если есть восприимчивость. А восприимчивость развивается только тогда, когда вы находитесь там и ничего не отделяет вас от Учителя.
ВОПРОС: Как вы знаете, мы были здесь в прошлом году, затем уехали домой и теперь, когда мы снова здесь, я могу сказать, что неожиданно у меня медитация стала лучше, чем была дома.
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: (Очень серьезно). Естественно. Нельзя недооценивать атмосферный эффект присутствия Духовного Учителя. Однако вы можете получить его, даже находясь за тысячи миль от Учителя, если разовьете восприимчивость. Когда вы садитесь, не следует думать даже о самих себе. Тогда у вас разовьется восприимчивость.
ВОПРОС: Здесь в ашраме нас не одолевают мысли о внешнем мире. Мы изолированы. Мы не получаем известий из внешнего мира. Люди здесь не сплетничают, и поэтому все легче.
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Что сказал Христос: «Закройся в комнате». Что Он имел в виду?
ВОПРОС: Ну, (указывая на свой лоб), я уверен, это концентрация здесь.
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Или это, или, если хотите читать газеты, мы дадим их вам! Понимаете, это своего рода тренировка в течение некоторого времени, скажем, в течение недели, десяти дней или месяца. Если вы регулярно уделяете время медитации и при этом полностью концентрируетесь, то развиваетесь непрерывно. Самое лучшее, что вы можете сделать, находясь рядом с Духовным Учителем, это наилучшим образом использовать свое время. Уделяйте больше времени медитации и развивайте восприимчивость. Там у вас тысячи дел, а здесь, я думаю, у вас их не так много. Вы можете создать себе много дел. Это уж вам виднее.
ВОПРОС: Я полагаю, надо по мере возможности избавляться от этих дел, а не оставлять их на потом.
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Я говорю вам, что если вы будете оставлять их на волю своего ума, это время никогда не наступит. Цель ума заключается в том, чтобы делать так, как ему хочется.
ВОПРОС: Некоторые из нас больше склонны к использованию ума, не так ли? Я имею в виду, что, скажем, астрологически некоторые люди больше склонны к умствованию и им приходится начинать с большим грузом.
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Их дальнейший прогресс будет замедлен. Если вам надо что-то делать, делайте. Однако наша главная работа — это видеть Бога. Сначала войдите внутрь и увидьте Его, а потом делайте все, что пожелаете. Мы же занимаемся Бог знает чем, а не идем к Нему, вот и все. Для достижения цели нам следует зарезервировать некоторое время, скажем, день или десять дней. Это очень сильно помогает. Освободите для этого время. Если не день или два, то, по крайней мере, несколько часов в день, может быть, два три часа, чтобы отключаться от внешнего мира. Закройтесь у себя в комнате, и тогда никто не будет вас беспокоить. Конечно, для этого нужна тренировка, быстро это не получится.
ВОПРОС: Надо ли сидеть, совершенно не шевелясь? Я замечаю, что когда уважаемый Джи для Вас поет, он иногда раскачивается взад-вперед. Это разрешается?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Я говорю вам, что если вы думаете о теле, вы чувствуете, как качаетесь. Если вы не думаете о теле, вы этого не почувствуете.
ВОПРОС: Даже если вы раскачиваетесь?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Вы, может быть, и будете раскачиваться, однако не будете этого чувствовать. Но только в том случае, если не будете думать о теле.
ВОПРОС: Да, я понимаю.
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Вот почему я всегда говорю, что надо просто сосредотачивать свой взгляд в середине пространства, которое находится перед вами. Не здесь (указывает на место внутри лба). Там тело будет осознаваться. При помощи концентрации человек развивает эти вещи. Нет быстрого пути достижения концентрации. Надо практиковаться и еще раз практиковаться, и тогда вы достигнете цели.
ВОПРОС: Есть ли какие либо упражнения, кроме непосредственной практики концентрации, которые можно выполнять для улучшения концентрации?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ:
В каждый конкретный момент делайте что-то одно с полной концентрацией. Это вам поможет. Если вы работаете, полностью сосредоточьтесь на работе. Когда я работал в офисе, я сидел за столом и даже не знал, кто сидел передо мной. Все внимание я сосредотачивал на работе и выполнял ее (он щелкает пальцами два раза) очень быстро. Для этого необходима тренировка. Когда вы молитесь, делайте это с полной концентрацией. Ответ— в этом. Молитва, произнесение молитвы создает атмосферу на некоторое время. А когда необходимая атмосфера создана, просто делайте свою работу.
ВОПРОС: Значит, вы порекомендовали бы начинать медитацию с молитвы?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Это лучше. Просто подумайте об Учителе, о Боге в нем, не об Учителе, а о Боге в нем, понимаете. Это дает небольшой успокаивающий эффект, заряд. Помолитесь, садитесь и идите внутрь. Однажды, давным-давно, я задал этот вопрос моему Духовному Учителю: «Учитель, если мы отключились от внешнего мира, а вы внутри не появились, что следует делать в это время?» Это был очень практический вопрос. Он ответил: «Послушай, люди думают о своих домашних животных, о друзьях; разве плохо подумать о Духовном Учителе в течение некоторого времени?» Затем, спустя какое-то время я снова спросил его: «Учитель, что следует делать человеку?» Он ответил: «Если вы знаете, что Духовный Учитель, которого вы хотите встретить, находится внутри, то независимо оттого, думаете вы о нем или нет, идите внутрь, и вы его найдете». На эти два вопроса были даны исчерпывающие ответы. Сначала помолитесь. Если вы думаете о столь многих вещах, то почему не подумать о Духовном Учителе? Это намного лучше. Чем выдумаете, тем и станете. Но этого тоже недостаточно — входите внутрь и смотрите. Вы знаете, как идти внутрь и вы найдете его там.
ВОПРОС: Вы знаете, вы немного успокоили нас, сказав, что в вашей жизни был период, когда вы не могли видеть своего Духовного Учителя.
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Видите ли, когда я пришел к нему, то вначале, в течение двух трех дней, я не очень-то воспринимал его излучение. До того, как я с ним встретился, он руководил мной в течение семи лет. И когда он сидел там и говорил: «Иди внутрь», то я уже сделал это семью годами ранее. Он был со мной. Я задал этот вопрос, чтобы помочь другим решить их проблемы. Для меня все было не так плохо, так как у меня уже был этот опыт. Однако ради тех, кто только встал на Путь, я спросил, что следует делать в это время человеку. И он сказал: «Разве плохо думать о Духовном Учителе?»
ВОПРОС: Значит, к Вам это не относилось? Это был просто теоретический вопрос?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Да, просто теоретический вопрос.
ВОПРОС: С того момента, как Вы увидели его внутри и до физической встречи через семь лет после этого, видели ли Вы его внутри постоянно в течение этих семи лет?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ:Нет, нет. Когда я садился в медитацию, он был там. Я мог летать с ним в другие места. Во внутренних полетах он был со мной, и во внешней жизни мне тоже помогали.
ВОПРОС:Вы были вместе с Саваном Сингхом Джи в предыдущей жизни?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ:Понимаете, эта Сила действует везде, но не в одной и той же форме. Однако Сила присутствует. Конечно, человек находится в процессе развития. Предположим, что был или нет? Это поможет вам? Сила Божья действует, человек находится в процессе развития. Одни имеют больше других и, кроме того, другие еще не готовы, однако у всех одна и та же цель. У каждого святого есть прошлое, а у каждого грешника — будущее. У каждого есть надежда. Все можно объяснить несколькими словами. Очень простыми словами. Однако человека, идущего по Пути, просто ведет Учитель. Однажды, когда я был еще ребенком и учился в третьем классе начальной школы, я увидел человека, который читал лекцию. «Откуда приходят все его слова?» Я просто думал, как ребенок. А сейчас это кажется вполне обыкновенным, не так ли? Поэтому необходимо время. Те, кто больше готов, будут развиваться быстрее. Даже тем, кто, как я сказал вам вчера, не готов, надо просто начать сейчас и регулярно заниматься, следовать Заповедям Духовного Учителя, жить так, как он говорит, и они обгонят человека, обладающего некоторым прошлым опытом, но не полностью воплощающего в жизнь слова Учителя. Поэтому здесь нет жестких правил. Но это самое высокое, что нам нужно сделать. Главное, даже наиглавнейшее — это познать Бога, увидеть Его. В человеческом теле вы можете Его увидеть.
ВОПРОС: И пожертвовать ради этого всем?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Поставьте Бога на первое место. Все остальное последует само собой. Делайте все ради блага других. Без эгоизма, без жесткости, понимаете. Ваше я расширится. Это поможет вам, благодаря Богу! Если вы поможете другим, то и вам помогут. Если вы утешите других, то и вас утешат. Если вы не дадите кому-то умереть с голоду, то, я думаю, и о вас позаботятся.
ВОПРОС: Но я думал, Вы говорили раньше, что мы не в состоянии никому помочь, пока не войдем внутрь?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Это с духовной точки зрения. А в мирской жизни делайте все, что можете. Человек должен научиться давать что-то другим. Если у вас нет денег, то как вы можете их дать? Иногда беседы проводятся с разных уровней. Иногда одни и те же слова имеют различный смысл в зависимости от разных уровней. Каждый человек должен жертвовать — жить ради других. Это главное. Может быть, сначала один процент, затем десять процентов, затем пятьдесят процентов, затем сто. Это конечная цель. Чем больше вы живете ради других, тем больше расширится ваше «я» и тем больше мира и гармонии будет у вас. Если каждый будет проявлять заботу, то будет очень немного лишений и трудностей.
ВОПРОС: На скольких разных уровнях нам следует Вас понимать?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Во-первых, как человека, по-человечески, затем внутри. Сначала мы — люди. И для наставления нам необходим человек. Если Он придет непосредственно сверху, как войти с Ним в контакт? Учителем должен быть тот, кто прожил человеческую жизнь. Вы видите в Христе различие между сыном человеческим и Богом в человеке? Это первое. Когда я был на Западе, они говорили: «Он человечен». Прежде всего, я, конечно, человек. Надо быть человеком. Человек должен быть совершенным со всех точек зрения: физически, интеллектуально, в общественных взаимоотношениях, в проявлениях любви. Эти вещи следует объяснять только с точки зрения человека. Если вы каждого накормите, вы не останетесь голодным. Если вы будете одевать других, то и сами будет одеть. Это единственное, чему следует научиться. Это правильное понимание. Если вы будете так думать, то появятся правильное понимание и правильные мысли, а после этого — правильные слова и правильные поступки.
ВОПРОС: Вы говорите, что желаете, чтобы все мы достигли этой ступени. А какой процент из нас достигнет этой ступени в этой жизни?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Послушайте, зачем вам думать о других. Вы думайте о том, насколько вы продвинулись. Чем быстрее вы достигнете Цели, тем быстрее закончатся ваши миграции.
ВОПРОС: Вы не хотели бы говорить о том, когда это случится? Это когда-то произойдет, но когда точно, Вы говорить не хотите?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Каждый должен позаботиться и сам. Пусть Он будет на первом месте. Надо увидеть Бога, а затем раздавать. Я бы сказал, не заключайте контрактов от имени других людей. Вы идите, — и другие пойдут, пример лучше, чем проповедь.
ВОПРОС: Не беспокойтесь о духовном прогрессе других людей, а думайте о своем собственном?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Это будет хорошим примером, и они пойдут сами по себе. Даже одно слово от вас поможет им. Если вы сами ничего не делаете, вы можете читать длинные лекции, но это не принесет никакой пользы в этом-то вся разница. Человек говорит от избытка того, что у него на сердце, его слова или предложения будут заряжены и передадут тот же эффект и другим людям. Я бы сказал, что нужны реформаторы, но не других, а самих себя. А что будет наградой? Они обретут божественность.
ВОПРОС: Это большая работа.
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Большое откровение! И сделать это можно только в человеческом теле. К сожалению, вы не решили, что вам делать. Я принял решение в 1912 году: на первом месте — Бог, все остальное — после Него, Понимаете, я был полон амбиций. Я «глотал» книги одну за другой и прочитал три библиотеки. Мои амбиции проявлялись во всем, и мне пришлось делать выбор.
ВОПРОС: Другими словами, в то время Вы решили, что не будете зарабатывать много денег или беспокоиться по этому поводу?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Я хотел, например, чтобы у меня под рукой были большие библиотеки. Все удобства. Как я сказал, я был жаден до книг. И эта жажда познания побудила меня все узнавать, где только можно. Я испытывал неудовлетворенность. Я начинал читать книгу вечером и не ложился спать, пока не заканчивал ее, может быть, в четыре или в пять часов утра.
ВОПРОС:И позднее Вы хотели собрать большую библиотеку?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Нет, понимаете, такое желание было у меня раньше. Все, что могло помочь. Для чего? Чтобы познать Его. Я хотел познать Бога. Когда хочешь постичь Бога, все приходит тебе на помощь.
ВОПРОС: А это желание иметь большую библиотеку исчезло, как только Вы увидели своего Учителя?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Я увидел моего Учителя даже раньше но это явилось результатом прошлого опыта. Милость Божья. Итак, вот что я хочу сказать: если человек сделал из себя человека, я полагаю, что это наивысшая форма служения, которую он может совершить Святые говорят. Хорошо, дружище, выполняй Симран Его заряд помогает. Милосердие начинается с себя. Говорю вам, если вы это сделаете, это будет большое
слоение излучением, например. Каждый, кто войдет с вами в контакт будет направлен в нужную сторону. Некоторые люди говорят, что чувствуют здесь мир и покой. Я никогда не говорю им, что делать. Вы можете ощутить это посредством атмосферного излучения; если вы восприимчивы, то можете это почувствовать. Это не нечто новое, что есть только во мне.
Каждый из вас наделен этим. Просто вы еще не повернулись в ту сторону. Создавайте себе сокровища, где? Что сказал Христос?
ВОПРОС: «Создавайте себе сокровища на небесах».
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Нам нужно отдать и получить. Надо погашать долги с радостью. Бог соединил вас: кого-то как братьев, кого-то как сестер, кого-то как супругов Не сейте больше новых семян. Посейте большое семя Бога, понимаете, вот и все.
9 сентября 1970 года,
Вечерний дарщан,
Саван Ашрам, Дели.
Беседа четвертая
ВОПРОС: Духовные Учителя, Ваши предшественники: Свами Джи, Баба Джаймал Сингх и Ваш Учитель Саван Сингх — все оставили после себя книги или записи. Насколько точны эти записи сегодня?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Понимаете, строго говоря, Сила Учителя — это не то, что можно передать на бумаге. Это не земля или другие вещи, которые передаются посредством документов. Это нечто такое, что передается через глаза. Духовные Учителя никогда не передавали ее письменно. Они никогда этого не делали.
ВОПРОС: Я имею в виду оставленные ими книги. Насколько они точны?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Почему это должно нас беспокоить? ВОПРОС:Например, Сар Бачан и некоторые другие книги.
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Конечно, эти книги существуют. В Сар Бечане — две части. Одна — это сборник поэм, а другая —проза. Некоторые поэмы написаны самим Свами Джи. Другая часть, то есть проза, написана Рай Салиграмом. Обе части вместе называются Сар Бачан. Проза — это не прямые слова Свами Джи, а их изложение кем-то, кто посещал Сатсанг и был уполномочен передать то, о чем там говорилось: то есть третье лицо, пересказывавшее Рай Салиграму беседы Свами Джи. Это то, что касается прозы.
ВОПРОС: Рай Салиграм был святым?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Да, конечно, он был продвинут. У Свами Джи было три ученика. Один — Баба Джаймал Сингх, который был очень продвинут в медитации. Он достиг наивысшей ступени. Рай Салиграм был очень любящим и преданным учеником. И был один садху, которого звали Гариб Дас — он посвящал лишь тех, кто был садху. Рай Салиграм и жена Свами Джи остались в Агре, а Баба Джаймал Сингх был направлен в Пенджаб для продолжения работы Свами Джи. Поэтому эта линия идет от Баба Джаймала Сингха через Баба Савана Сингха и продолжается до сих пор. Сегодня душе каждого посвящаемого передается Свами Джи. При всем уважении к Учителям, единственным критерием является то, что вы получаете. Что человек получает, тому и можно верить, люди сами должны видеть, а не верить тому, что скажут другие. Поэтому обычно это передается через глаза, а не на бумаге. Это не земля или дома, или что-то подобное, что передается посредством документов. Это дар от души — душе. Человек учится всю свою жизнь и постоянно находится в процессе развития. Все развивается, за один день святым не стать.
ВОПРОС: Значит, нет особого смысла читать то, что осталось после них?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Я бы сказал, иногда это оказывается не совсем полезным. Я уважаю всех. Но пусть люди сами судят, могут ли они что-то получить. Если они получают одно и то же, то между дающими не может быть спора. Может быть, существует сотня тех, кто способен дать, может быть, десять, может быть, пять. Я люблю всех. Я люблю тех, кто дает. Даже если они ничего не дают, пусть это решают люди. Почему я должен беспокоиться о них? Я уважаю всех.
ВОПРОС: Что конкретно вы имели в виду, когда в предыдущей беседе говорили о «двух душах в одном теле?»
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ:
Две души, соединенные брачными узами, должны чувствовать себя одной душой в двух телах. Вот и все, что я имел в виду. Я не имел в виду какую-то одержимость, понимаете. Вступая в брак, выбираешь спутника жизни. Оба супруга должны одинаково думать и говорить и иметь один идеал. Понимаете, у них не должно быть столкновений. Им следует быть восприимчивыми друг к другу. Именно это я и имел в виду, одна душа в двух телах, объединяет именно Бог. Один родился здесь, другой там; именно длань Божья их соединяет. Тем, кого Бог соединил, следует работать вместе. Кого соединил Бог, да не разъединит никакая земная сила. Поэтому им следует быть одной душой в двух телах. Ведите идеальную жизнь и служите другим. Животное может делать что-то только для себя, а человек может служить не только себе, но и другим.
ВОПРОС: Вашей точной цитатой было «Одна душа в двух телах» или «Две души в одном теле?»
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Нет, нет, не так. Это становится наваждением. Нет. Тем, кого соединил Бог, следует быть вместе и в горе, и в радости; им обоим нужно стремиться к познанию Бога. Одной из обязанностей может быть рождение детей. Одной, но не единственной. Это не средство для наслаждения. Это священный долг и таинство.
ВОПРОС: Значит, вопрос в том, насколько подходят души друг другу? Одна половина души, соединяющаяся с другой, истинной, половиной души?