ВОПРОС: Я как дошкольник, желающий попасть в шестой класс слишком рано.
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Фактор времени играет важную роль. Как я вам говорил, силач наслаждается своей силой, а слабый человек удивляется, откуда она у него взялась. Многие из вас что-то получают. Все остальные не имеют опыта или он у них очень мал. Есть сотни так называемых учителей и тысячи людей к ним приходят. Они не верят в это, потому что ничего не видят внутри. Слава Богу, сейчас, по крайней мере, вам есть на что опереться. У настоящего Духовного Учителя критерий такой: «Не верьте словам Духовного Учителя, пока не увидите сами». Большинство людей не верят, что внутри есть Свет. Как там может быть Свет? Однажды здесь появился святой — так называемый святой, — и он читал длинные лекции. Я пошел послушать его. Он от кого-то что-то обо мне слышал. Он начал очень длинную лекцию: «Ну, что там внутри. Там грязь, кровь и кишки, ничего внутри нет. Если хотите видеть солнце, то можете увидеть его днем высоко на небесах». Люди были поражены: «Чего он хочет?» Он подошел ко мне. Я сказал: «Внутри есть Свет, который вы можете видеть». Но как насчет тех людей, которые приходят к такому человеку? Я думаю, вы, слава Богу, не из их числа. Вы видите, что там что-то есть. Вы сами об этом свидетельствуете.
ВОПРОС: Вы сами посвятили некоторых из тех людей, которые так говорят, некоторых из этих других учителей, не так ли? Я имею в виду, Вы посвятили некоторых, но они не хотят признавать того, что это сделали Вы. Мне приходит на ум пара примеров.
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Естественно. В Библии определенно говорится, что Свет есть. Вы видите его. Вопрос в том, чтобы сконцентрироваться внутри и подняться над телесным сознанием. Вот и все. Когда я в первый раз приехал в Штаты в 1955 году, на медитации в Калифорнии присутствовал: слепой доктор, он тоже видел Свет.
|
ВОПРОС: Бывало ли так, что слепые люди видели не только Свет, но и еще что-то? Я имею в виду, видел ли кто-нибудь из слепых Духовного Учителя внутри?
ДУХОВНЫЙ учитель: Да, однажды я посвятил более трех десятков слепых людей. Что это? Он уже там. Вопрос только в том, чтобы вывести внимание из внешнего мира.
Кажется, будто видеть Свет внутри невозможно. Кто в это поверит? Однако вы есть Свет. Вы искра Света. То, что Свет внутри существует, — верно, так же, как дважды два - четыре. Жаль что немного тех, кто действительно знает об этом. Очень немного. И это из тысяч, и миллионов, и миллиардов людей в прошлом тоже было лишь несколько тех, кто мог дать Свет. Сколько святых вы можете насчитать? Христос Нанак, Кабир. Очень немного. И это из тысяч, и миллионов, и миллиардов людей.
ВОПРОС: А все десять сикхских святых были настоящими святыми?
ДУХОВНЫЙ учитель: У сикхов было десять святых. После этого было шесть Гуру. Я говорю вам, Сила передается от Учителя к Учителю; и сейчас они существуют, конечно, их немного.
ВОПРОС: Кто был между десятым Гуру сикхов, и более поздними сикхами?
духовный УЧИТЕЛЬ: Я расскажу вам. Десятым Гуру был Гобинд Сингх. Тогда, когда он жил, время было очень неспокойное. Он покинул сцену, – он не умер, — он покинул сцену, и пребывал в уединении около семнадцати лет. Некоторых людей он взял с собой. Затем он посвятил одного человека и велел ему посвятить других членов его семьи. В той семье родился Тульей... Тульей Дас. Тульей был связан с Шив Дайялом Сингхом, позднее получившим известность под именем Свами Джи.
|
ВОПРОС: Значит, Тульей не был посвящен непосредственно Гобиндом Сингхом?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Через него.
ВОПРОС: Между ними был один человек, его имя известно?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Я, по крайней мере, его знаю. Но оно нигде не записано.
ВОПРОС: Ну, а откуда вообще пошли слухи, что Гобинд Сингх был последним Духовным Учителем?
ДУХОВНЫЙУЧИТЕЛЬ: Слухи существуют всегда. Время было неспокойное. Многие люди спрашивали его, что делать. Ему пришлось уехать и скрыться. Он сказал: «Хорошо, делайте то, что говорится в рукописях». А в писаниях говорится: «Идите к гуру». Идеалом его было воспитание людей, внутри которых в полную силу горел бы Свет. «Калса» — это тот, внутри которого в полную силу горит Свет. Лишь тот может дать контакт со Светом другим, у кого внутри есть этот Свет.
ВОПРОС: Мне кажется, что в прошлое году (1969), когда Вы совершали поездку по Пенджабу, Вы объясняли живущим там сикхам те вещи, о которых Вы говорите сейчас мне. Как они воспринимают идею о том, что было продолжение линии Гуру?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Они никогда против этого не возражали, против того, что я говорил. Я говорю им: «Бог — это Свет, а физическое тело, в котором Он проявляется — это Гуру. Он пребывает в каждом сердце. Однако того, в ком Он проявляется полностью, мы называем «святым». Вот и все. Они не могут выступать против этого.
ВОПРОС: Но я хотел спросить, счастливы ли они по поводу того, что линия была продолжена?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Самые упрямые, получили посвящение. Самые упрямые арья самаджи, получили посвящение. Самые упрямые джайны получили посвящение. Самые упрямые мусульмане получили посвящение. Самые упрямые католики получили посвящение.
|
ВОПРОС: А это приводит к большим переменам в сикхской Церкви?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Большинство из них увязли в своих религиях на всю жизнь. Они прочно увязли в своих «измах». Та школа лучше, из которой выходит много отличников. Они должны видеть Свет внутри, это знак успеха.
ВОПРОС: Значит, Вы в действительности не стремитесь изменить сикхскую Церковь?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Все это делалось с очень благородной целью. Все «измы» — это школы мысли. Когда люди приходили к какому-то Духовному Учителю и раскрывали тайну жизни, они познавали себя и познавали Бога. Позднее, когда Духовный Учитель покидал этот мир, возникали эти школы. Пока существуют Наставники, люди получают внутренний опыт. Из-за отсутствия этих практиков те же самые старые добрые традиции разлагаются изнутри. Появление организаций ведет к застою, а результат застоя — вырождение Истины. Когда появляется святой, он говорит: «Дружище, вы забыли». Он возрождает то, что утеряно. В этом нет ничего нового. С тех пор, как во всех религиях стали платить за проповеди, возник весь этот хаос. Они не видели. Слепой ведет слепого, — и оба падают в яму.
ВОПРОС: Могли бы религии развиваться, если бы одновременно в мир послали несколько святых? Это решило бы проблему?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Сегодня религии засохли, окаменели.
ВОПРОС: Я имею в виду, несколько снятых могли бы оросить их, внести в них жизнь?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Они пробудили бы некоторые, но не все религии. Они возводят в абсолют исполнение определенных обрядов и ритуалов. Именно это мне приходится видеть. Я приведу вам пример: кто вы? Вы душа, душа, воплощенная в теле. Внутри вас есть Свет. Есть и правильный способ познания себя. Сейчас вы настолько отождествлены с телом, что не можете осознать себя. Поднявшись наверх, вы узнаете. А когда вы знаете, вы видите Свет. Это факт. Это правильный способ духовного развития. Но если вы зажигаете сотни свечей и молитесь:
«Бог — это Свет, Бог — это Свет, разве это не легкомысленно? И это не говоря уже об их песнопениях, громкоговорителях, повышенном тоне голоса, вскидывании рук вверх и стоянии на цыпочках. Простите, что говорю сейчас очень прямо. Главное то, что вы — душа. Вы себя анализировали? Вы видели Бога? Сравните человека, который осуществил это, с тем, кто сто лет зажигал свечи в часовнях, церквях, мечетях и храмах. В Индии есть обычай: накануне замужества девушка заучивает много правил и ритуалов брачной церемонии, однако говорят, что, выйдя замуж, все это забывает.
Настоящая духовность заключается в познании себя. Что сказал ваш Гуру? Джет Ниреджян — вы Джети, вы — Свет. С повторением Имен все эти три плана проявляются внутри вас: Онкар, Раранкар означают, что вы трансцендируете эти три плана. Тогда вы осознаете, что вы и Бог — едины, я и мой Отец — едины; вы поднимаетесь внутри и трансцендируете. Жаль, что эти вещи не объясняют в полной мере. Ежедневно вы говорите «Джет Ниранджян». Что это? Вы — Джети? Вы – Свет? Или вы опутаны мирскими понятиями? Действительно подняться над всем мирским, и лишь потом говорить, это нечто другое. Какой смысл просто повторять: «Бог это Свет, я не тело, я не это?». И те, кто увяз в исполнении определенных ритуалов, по определенным дням считают их превыше всего. Конечно, это почва для подготовки. Но в этом присутствует ваше эго. Если вы посеете добро, вы пожнете добро. Поэтому следствием хороших или плохих поступков будет что-то хорошее или плохое, ибо в них присутствует ваше «я». Вы будете приходить, и уходить, приходить и уходить. Вы не сможете выбраться из этого колеса жизни, понимаете. Однако, если вы видите, что делатель — Он, а не вы, то не будет больше ни рождения, ни смерти. А это происходит лишь тогда, когда вы сидите у стоп Духовного Учителя, и видите Свет внутри и слышите Звук. Это ваша цель. Яснее не бывает.
Когда был убит Кеннеди, я смотрел по телевизору отпевание. Что делал Архиепископ? Пил вино. То опьянение не настоящее. Простите меня, но я просто излагаю вам эти вещи с правильной точки зрения. Они считают это превыше всего. И даже, несмотря на это, многие епископы были посвящены.
ВОПРОС: Католические епископы?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Да, во время моей первой поездки по странам мира я приехал в Лондон. В своем выступлении я сказал: «Бога нет в храмах, построенных из камней. Преподобный Стабз встал, и сказал: «Вы бросили в христианство атомную бомбу. Факт остается фактом: Бог пребывает в доме, который Он сотворил Сам — в этом теле. Кто сотворил это тело? Оно было зачато в чреве матери. Там что, есть какие-то машины? Бог обитает в том храме, который создал Он Сам, а не в храмах, построенных человеком из камня. Теперь, куда ведет христианство и все эти «измы»? Если вы продвигаетесь вперед, хорошо, продолжайте, поднимайтесь над ними. Когда вы поднимитесь, эти «измы» оставят вас навсегда. Навсегда. Духовные Учителя приходят для исполнения, а не для разрушения. Хорошо, продолжайте работать. Существует более семисот религий. Как вы можете их изменить? В каждой религии у верующих свои обычаи, свой образ жизни, обусловленный климатическими особенностями и их темпераментом, и все это дорого каждому из них. Не имеет значения, какую религию вы исповедуете—каждому необходимо усвоить один и тот же урок. Духовные Учителя говорят то, что видят, и они дают возможность видеть и другим. Какое отношение имеют к этому все эти «измы»? При всем уважении к ним основополагающие принципы у них одни и те же. Я вам не говорю ничего нового. Христос говорил: «Я и Мой Отец — едины». «Слово стало плотью и пребывало с Нами. «Я есмь Хлеб Жизни». Однако сейчас они учат, что Христос есть Свет всему миру — и прошлому, и будущему. Ко мне пришел один христианин и сказал: «Те, кто верит в Христа, будут спасены, а остальные — нет. Тогда я спросил его: «Хорошо, друг мой. Те, кто верит в Христа — а Христос есть Сила — спасутся. А как насчет тех, что рождались до Него? Какова их судьба?» Понимаете, они увязли по уши. Такова судьба верующих во всех религиях. Я думаю, сикхские Гуру сделали свою религию универсальной. Главное — это то, что они собрали учения всех известных им Духовных Учителей в одной книге. Там есть и Кабир, и Намдев, и Рави Дас, там собраны высказывания семидесяти двух святых. Этого нет ни в одной другой религии. У них был универсальный подход. И тем не менее, они тоже увязли. Они забыли.
Золотой храм в Амритсаре — это дом всех сикхов, однако, по просьбе Гуру Арджана первый камень в его фундамент был положен мусульманином Мийяном Миром. Поднявшись над всеми этими «измами» и телами, вы станете Единым, ибо Истина — одна. Со временем людям начинает нравиться скорлупа, а не сам орех. Это — Истина. И я думаю, убедительная для любого человека. Человеческому телу нет цены. Святой проявлен в нем. Это — Истина. Последуют ли за ней какой-то христианин, или индус, или сикх? Пусть ни у кого не будет опасения и недопонимания: мы уважаем все религиозные места, созданные по образу человеческого тела. Там есть символы: Свет и Звук. Люди сидят вместе и молятся Богу. Мы любим их — они истинные храмы Божьи. Тот, кто познал себя, не ранит сердца других. Он говорит: «Ладно, храмы — это хорошо, однако настоящий храм находится здесь». (Учитель указывает на свое тело).
14 сентября 1970 года,
Вечерний даршан,
Раджпур.
Беседа седьмая
ВОПРОС: Вчера вечером Вы говорили о том, что надо «кричать с крыш об Истине.
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Не я, а Христос.
ВОПРОС: Да, я знаю, однако, Вы давали понять, что и Вы так считаете.
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Ваш долг — донести до людей Истину, сказать то, что вы узнали.
ВОПРОС: Не могли бы Вы подсказать, как это осуществить наилучшим образом.
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Я думаю, вам лучше знать.
ВОПРОС: А как Вы относитесь к использованию для этой цели разных видов искусства? Я имею в виду не только газеты, радио и телевидение. Как насчет романов, пьес, поэзии, музыки? Следует ли все это использовать?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Это разные предметы — музыка и поэзия. Конечно, телевидение — это очень хорошее средство для общения с людьми. Когда я был в США, я выступал по телевидению. Передача транслировалась другими телестанциями, телезрители задавали вопросы, и сразу же хотели получить ответ. С одной из телестанций кто-то позвонил по телефону. Человек, который брал у меня интервью, получил посвящение посредством того, что слушал мои ответы. Он хотел получить посвящение, не сходя с места. Я думаю так: если вы считаете что-то правильным и у вас нет в этом сомнения, то ваш долг сказать об этом другим. «Послушайте, дружище, вы достигли успехов в физическом и интеллектуальном развитии, но мы также и душа, поэтому вам следует что-то делать и для духовного развития». Если человек к этому предрасположен, у него пробудится интерес. Если предрасположенности нет, тогда молчите. Если же заинтересованность есть, он захочет знать больше.
ВОПРОС: Многие молодые люди, ставшие учениками, стоят перед выбором профессии. Вы, естественно, настаиваете, что люди должны сами зарабатывать средства к существованию. Вы не посоветовали бы им подумать о том, чтобы писать романы и рассказы духовной направленности?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Конечно, это нормально. Человек должен сам честно зарабатывать себе на жизнь. Можно писать рассказы на духовную тему. Поэты и писатели пишут по вдохновению, они не могут писать по своей воле. Они могут начать писать в полночь, в любое время, когда появится вдохновение. Иногда они пишут то, чего не знают сами, это приходит изнутри, а они лишь все записывают
ВОПРОС: Я полагаю, это касается всех великих писателей. Им диктуют сверху?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Да, именно поэтому говорят: «Поэты — наполовину святые». Вы, возможно, читали что-то из Теннисона. Он рассказывает о своей собственной концентрации. «С самого детства, когда я был наедине с собой, я часто впадал в своего рода транс наяву. Это обычно проводит, когда я мысленно произношу свое собственное имя два или три раза, пока совершенно неожиданно, как бы благодаря острейшему осознанию индивидуальности, она, казалось, растворялась в безграничном бытии, и это были не смешанные мысли, а яснейшее состояние сознания, более чем реальное, насыщенное мудростью. Это состояние чрезвычайно трудно описать словами. В нем смерть невозможна и сама мысль об этом вызывает смех, а исчезновение личности (если это было так) — лишь кажущаяся, но единственно истинная жизнь. Мне стыдно за свое, лишь отдаленно напоминающее реальность, описание. Разве я не сказал, что это состояние невозможно описать словами?» Итак, это состояние возникало в результате повторения моего имени и сосредоточения на нем. Собственное имя — конечно. А имя Бога — бесконечно. Теннисон был прирожденным поэтом. Его отец не хотел, чтобы он был поэтом.
ВОПРОС: Существует ли среди учеников основа для возрождения искусства, если использовать их, так сказать, на переднем крае? Достаточно ли у них таланта?
ДУХОВНЫЙУЧИТЕЛЬ: Что вы подразумеваете под «искусством»? «Искусство» — это очень широкий термин.
ВОПРОС: Я знаю, Я имею в виду, главным образом, литературу.
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Понимаете, эти вещи приходят сами собой. У меня есть такой опыт. Посмотрите на Гурмат Сидхант — Философию Духовных Учителей, которую я написал в двух томах: в первом девятьсот страниц, во втором одна тысяча сто страниц. Я обычно начинал писать в восемь или девять часов вечера. Я садился и принимался за работу. Однажды за мной наблюдал один писатель. «Откуда Вы берете то, что пишете и, притом, так быстро?» В полночь он сказал: «Послушайте, Вы пишете так быстро и Вы ни с чего не переписываете. Но как Вы пишете?» Я ответил: «Некто диктует мне и я не в состоянии за Ним поспеть».
ВОПРОС: Вы писали на урду?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: На пенджаби. Таким же образом я писал книги на английском языке, в тени этого дерева. Там было специально подготовленное место.
ВОПРОС: Это диктовал Саван Сингх?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Это была интуиция, то же самое.
ВОПРОС: Вы, конечно, опубликовали эту книгу под его именем.
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Все это его милость. Как можно быть неблагодарным? На титульных листах моих книг есть посвящение: «Посвящается Богу и всем тем, в ком Он проявлен, и Баба Савану Сингху, у стоп которого я впитал Истину». Неблагодарность — самое отвратительное преступление в мире. Самое отвратительное.
ВОПРОС: Значит, Вы говорите, что талант к искусству, если он проявляется, может быть связан с самыми неподходящими людьми, не только с учениками, но со многими и многими людьми, и поэтому нам не следует на Сатсангах концентрироваться на искусстве, чтобы донести до людей Ваше послание.
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Я не понимаю, что вы имеете в виду. Вы считаете, что тем, кто не посвящен — новичкам, не следует говорить об этой науке? Вы это имеете в виду?
ВОПРОС: Сначала я думал, можно ли было бы предложить ученикам, чтобы они посмотрели вокруг и подумали, не смогут ли они написать роман или пьесу или что-то подобное и рассказать то, что Вы написали в прозе.
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Сначала расскажите в общих выражениях: «Мы достигли развития в физическом и интеллектуальном отношении, но насколько мы развиты духовно? Человек достигает совершенства лишь тогда, когда он развивается всесторонне. В противном случае у него что-то отсутствуете. Затем, если ему это интересно, он будет задавать вопросы. Если же нет, то это метание бисера перед свиньями. Лучше помолчать. Однако прозондируйте их или скажите что-то очень определенное. Когда я выступаю, то делаю это только от имени третьего лица. Я не выступаю от имени первого липа. Когда те, кто ищет Истину, уясняют суть, они приходят за посвящением. Придут лишь те, кто готов. И никто другой.
ВОПРОС: Мне кажется, что в действительности я пытаюсь спросить следующее: нужно ли доводить послание до миллионов людей или его распространение должно быть ограничено?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Думаю, Христос уже дал ответ. Сеятель бросал семена иногда в каменистую почву, иногда в обычную землю, а иногда в подготовленную почву. Вам следует это объяснять. Может быть, кто-то готов. Рассказывать нужно, но они впитают это только тогда, когда будут готовы.
ВОПРОС: Итак, Вы бы рекомендовали, возможно, более широкий охват в надежде, что кто-то сможет увидеть, кто-то — услышать...
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Те, у кого есть глаза, смогут увидеть. Те, у кого есть уши, смогут услышать. Не каждый человек. Именно это имелось в виду: «Кричите с крыш об Истине». Это было посланием освобождения. К вам придут лишь те, кого посылает Бог. Готов тот, кто на Пути. Нет необходимости что-то преувеличивать. Следует излагать факты. Придут лишь те, у кого есть уши, кто готов. Это присуще не всем, но есть люди, которые ищут Истину. Им нужна некоторая подсказка, вот и все.
ВОПРОС:Следует ли писать статьи в газеты? Нужно ли готовить программы для телевидения и радио?
ДУХОВНЫЙУЧИТЕЛЬ: Думаю, вреда в этом нет. Следует быть искренним. Никаких преувеличений. Никакой лжи. Иногда люди рассказывают столько всего самого разного просто для того, чтобы о Духовном Учителе стали говорить. Этого не нужно. Люди, которые готовы, сами ищут это. Для них есть надежда так же, как это было в прошлом. Те, кому это нравится, могут прийти и получить контакт.
ВОПРОС:Значит, было бы, возможно, правильно не преувеличивать и не пытаться обращать в свою веру, а просто давать информацию.
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Давать информацию. Никаких преувеличений, просто факты. Можно публиковать в газетах статьи о духовном развитии. Определенно, что в общих чертах тему духовного развития можно раскрывать. Существуют издания, которые не всегда, но время от времени, этоделают. Люди, занятые этим, знают таких редакторов. Я не знаю, платят ли им за это. Большинство им платит. Я думаю, нет необходимости платить.
ВОПРОС: Другими словами, Вы не рекомендовали бы размещать рекламу, а вместо этого публиковать статьи?
духовный УЧИТЕЛЬ: Нет, я считаю, нужно просто излагать факты, которые вам посчастливилось узнать; пусть об этом узнают другие, те, кто ищет Истину, вот и все. Одни факты. Иногда дают очень длинные, искажающие истинное положение вещей объявления, которые вводят в заблуждение.
ВОПРОС: Вы считаете необходимым, чтобы размещение фактологической рекламы в газетах было одной из главных задач для всех Сатсангов?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Я думаю, если вы обрели что-то ценное, то вы, естественно, захотите рассказать об этом другим. Когда делаются преувеличенные заявления, большинство людей интересуется лишь идеей. Сегодня духовное развитие — это предмет, не имеющий доказательств. Сколько человек могут что-то вам дать лишь в течение одной медитации? Очень немногие. Но я думаю, вам следует обращаться не ко всем, а лишь к тем, кто это ищет. Я думаю, в десятимиллионном городе этим, возможно, заинтересуются пятнадцать или двадцать человек. На радио и телевидении существуют способы передачи новостей, и вы можете их использовать, но без преувеличения фактов. Это неправильно. Иногда люди рассказывают об этом с большим энтузиазмом, и тогда слушающие их обманываются в своих ожиданиях. Я приведу вам пример. В Нью-Йорке жил человек. Он приехал сюда, его посадили в медитацию. Он видел яркий солнечный свет и слышал звучание скрипок. Хороший опыт. Это было лишь начало, и я сказал ему об этом, понимаете. Бог знает, что ему там наговорили. Он был разочарован: он ожидал, что будет летать по воздуху или что-то в этом роде. Но он был всего лишь человеком.
ВОПРОС: А Вы приглашали в Дели, в ашрам, людей с телевидения и радио, чтобы рассказать об осуществляемой деятельности, — эти материалы в свою очередь могли бы быть использованы в США или еще где-нибудь?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Я никогда этого не делал, однако меня приглашали выступить по радио — два или три раза. Они хотят, чтобы я выступил по телевизору с какой-нибудь проповедью. Может быть, я соглашусь. Говорю вам, я не очень то стремлюсь к ним, это они приглашают меня.
ВОПРОС: Это всегда предпочтительнее.
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Люди с телевидения приходили на прошлый Сатсанг и записали мое выступление. Они приходят сами, без моей просьбы. Сейчас они хотят снять настоящий фильм, понимаете. Они сказали: «Эта проповедь, это Учение, именно это нужно сегодня людям. Я ответил: «Настоящая интеграция начинается с каждого конкретного человека, а не с отдельной религии». Они повторили это выступление много раз. Дважды я выступал по радио, и это выступление повторяли, кажется, раз пятьдесят. Правительство попросило меня написать статью о Гуру Нанаке. Я никогда ничего не делаю по своей воле. А когда меня просят, я обязан сделать. Я послал свою статью, и ее признали лучшей. Шесть других джентльменов, которые тоже послали свои статьи, были, как вы говорите, просто поражены. Они считались лучшими в стране. Они спросили меня: «Почему Вашу статью признали лучшей?» «Так решило правительство, вот и все», — ответил я им. Эта статья была напечатана на всех языках. Она начиналась так: «Гуру Нанак не принадлежал лишь одной какой-то религии». Я раскрыл многообразие его интеграционных реформ и рассказал о том, что он был фермером и любил Бога. Поэтому, я думаю, нет ничего плохого в том, чтобы рассказать об этом другу, настоящему другу, направить его — «Надежда есть», но больше ничего. Главное не преувеличивать, это все портит.
В Америке жил один джентльмен, сикх, за плату выступавший с лекциями, он уже умер. Его звали др. Бхагат Сингх Тинд. Он был женат на француженке. Он был посвящен Баба Саваном Сингхом, я это знаю точно. Когда он написал свою книгу «Лучезарный путь», то послал экземпляр Баба Савану Сингху, а тот передал его мне. Это была копия того, что написал я. Я был в Америке четыре месяца и хотел встретиться с ним, однако он постоянно меня избегал. Я интересовался его планами, но он их менял. Мы так и не встретились. Он говорил, что даже никогда не видел Баба Савана Сингха и не знал, что его книга «Лучезарный путь» является точным переводом части той книги, которою я написал.
ВОПРОС: Какой книги, Гурмат Сидхант?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Именно.
ВОПРОС: А какой ее части?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Это некоторые части из первого и второго тома. Я попросил г-на Кханну встретиться с ним. Г-н Кханна сказал: «Он не будет с Вами встречаться. Я поехал в Калифорнию. Он уехал из дома. Я встретился с его женой. Когда я был там, он уехал на восток, я был в восточной части, он уехал на запад. Лишь бы только скрыться. Он говорил, что родился Духовным Учителем.
ВОПРОС: Да, он говорил, что у него нет необходимости в Духовном Учителе, что он пришел прямо от Бога.
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Именно об этом я и говорю. Когда он приехал в Индию, то так со мной и не встретился. Такого рода вещи случаются. В конце концов, сколько веревочке ни виться, а конец будет. Разве не так? Разве грех сидеть стоп Духовного Учителя? Человек, жаждущий опьянения, всегда будет с теми, у кого можно утолить жажду. Это Божественное опьянение. Я даю лишь то, что получил Милостью Бога и такого святого. Тогда в чем дело? Какой от этого вред? Со мной встретился ближайший ученик Бхагат Сингха. Он спросил о посвящении во время моей поездки по странам мира в 1963 году. Он ехал со мной в автомашине и задавал мне вопросы: один, два, три, им не было конца. Я вежливо и спокойно на них отвечал. Затем он сказал: «Я просто поражен. Если бы я говорил об этом с ним, он бы меня ударил. Он всегда сердится. Я задал Вам так много вопросов, и Вы вежливо и спокойно мне ответили, а он дал бы мне пощечину».
ВОПРОС: Тем не менее, честно говоря, его жена посоветовала нам встретиться с Вами.
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Возможно, она слышала об этом.
ВОПРОС: Она знала о Вас.
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Когда я приехал в Калифорнию, его жена была там. Он говорил, что был посвящен каким-то жрецом в Гималаях.
ВОПРОС: А в действительности он был учеником Савана Сингха, не так ли?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Несомненно, я знаю это. Потому что его первой книгой является «Лучезарный путь к реальности». Он послал ее Баба Савану Сингху. Я был там, и Духовный Учитель передал ее мне. Этот человек служил в воинской части в Амритсаре. Говорю вам, так поступать нехорошо. В конце концов, все становится известным. Если я что-то получил, чему-то научился от вас, я должен быть вам за это благодарен. Как бы мало я ни узнал от вас или от кого-либо другого. Неблагодарность — это отвратительное преступление, самое отвратительное. Чем больше овца блеет, тем больше получает корма.
ВОПРОС: Я просто боюсь спросить, что будет с человеком, который это сделал?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Почему это должно вас беспокоить? Даже то, что я вам это рассказал, если быть вежливым, это неправильно. Не следует рассказывать то, что неправильно. Если у вас есть сто долларов, говорите, что у вас есть сто долларов. Не говорите, что у вас миллион. Именно это я имею в виду. Люди не верят всем этим объявлениям в газетах. Это одна из причин, понимаете. Поэтому объявления должны быть очень простыми, чтобы привлечь внимание лишь тех, кто действительно ищет. Людям не нравится читать длинные рассказы. Только факты. Многие получили духовную пользу. Те, кто ищет, увидят. Что-то тут есть. Никаких преувеличений. Преувеличение все портит. Пусть другие говорят: «Я вот это и это». Тихо и спокойно Богочеловек говорит час, другой, от сердца — к сердцу; Он никогда не устает. Итак, честные утверждения всегда привлекательны.
15 сентября 1970 года
Вечерний даршад
Радэкпур.
Беседа восьмая
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Когда человек занят медитацией, он говорит: «0, Боже, продли эти часы, чтобы они никогда не кончались». Следует сокращать время, проводимое в разлуке.
ВОПРОС: Да придет скорей то время, когда и я смогу сказать это. Исходя из того, что Вы сказали на днях, моя жена хотела бы знать, может ли какая-то часть кармы быть отработана во сне? Не могли бы Вы немного объяснить это?
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ: Иногда случается, что человеку приходится рождаться еще раз, однако в особых случаях Духовный Учитель может сделать так, что жизнь будет прожита во сне. Вы все чувствуете и видите. Но это происходит редко.
ВОПРОС: И мы можем отработать эту жизнь во сне?