Потенциал действия Рецептор 4 глава




Именно по этим причинам, изначально, онтогенетическое развитие Человека Примитивного акцентировалось на развитие в социальной группе, в сообществе. То есть с первых шагов эволюции разумного вещества человек развивался как общественная единица, как структурная организация общества. Вне общества полноценное развитие и существование человека было невозможно.

Весь этот комплекс причин повлек за собой важнейшие изменения в образе жизни Человека Примитивного. Уже в эпоху раннего палеолита отмечалась именно групповая миграция первобытных людей. В социальной организации этих древних сообществ еще преобладали первобытные инстинкты, но начинали просматриваться и некоторые общественные черты, проявившие себя в укреплении взаимосвязи внутри кровнородственных сообществ, в ходе совместного освоения и постройки жилых убежищ, а так же в коллективном добывании и распределении средств существования [37].

В среднем палеолите в связи с нарастающим наступлением ледникового похолодания условия жизни становятся еще жестче и тяжелее для Человека Примитивного. Для того чтобы выжить в них, человек вынужден был объединиться в еще большие социальные группы. В этот период в скалистых убежищах проживало по 2-4 семьи, численностью по 6-7 человек в каждой. Неандерталец – носитель мустьерской культуры, в постоянной борьбе с суровыми природными условиями, в ходе труднейшего добывания средств существования, в сравнении с предшествующими поколениями, значительно продвинулся в плане совершенствования, как на уровне нейрофизиологии мозга, так и в развитии повседневного образа жизни. Неандерталец, как ни один другой биологический организм мог активно приспособляться к любым изменениям в природе и выживать в них. Этому способствовали и усиление социальной сплоченности Человека Примитивного, а также усиливающийся и дифференцирующийся коллективизм труда, который позволял концентрировать биоэнергетические возможности социальной группы на решении насущных проблем и задач.

Социальная организация Человека Примитивного в этот период основывалась на кровнородственных внутриобщинных отношениях. Община состояла из малых семей и управлялась порядками большой семьи или малого рода. Главным в таком социальном объединении оставался коллективный характер основного производства - охоты. Распределение же добычи, по мнению Кондуфора Ю. Ю., могло быть посемейным. Ученные предполагают, что в этот период начали формироваться постоянные связи между отдельными группами общин. Связи эти основывались не только на необходимости решения общих экономических проблем в особенно тяжелые периоды времени, но и на семейно-брачных отношениях, обеспечивающих жизнедеятельность каждого из родовых объединений [37].

В этот период времени отмечается непременное разделение труда по половым и возрастным показателям. Ученные предполагают, что схематично остроконечник, как орудие труда Человека Примитивного на ранней ступени его развития, применялся преимущественно мужчинами, а орудием труда для женщины служило скребло [37]. В первобытном обществе труд поделился следующим образом: все, что было связано с охотой, принадлежало мужчине и входило в круг его обязанностей, домашнее хозяйство, воспитание детей, сохранение очага, возлагалось на женскую половину.

В позднем палеолите тенденция к интеграции первобытных людей проявилась в еще большей степени. Кроманьонец как представитель позднепалеолитической культуры не только превосходил своих предшественников по уровню проявления психического начала, но и его повседневная деятельность была более организована и консолидирована. Несмотря на то, что по мере развития разумного вещества, в ходе совершенства человеческого общества, наблюдался процесс дифференциации труда на совершенно разные виды деятельности, в целом консолидация труда и общества оставалась доминирующим направлением в процессе эволюции человеческого общества. И любые проявления дифференциации, как в социальной структуре общества, так и в формах деятельности, по большому счету, являлись отголоском процесса консолидации разумного вещества, следствием принципа направленности эволюции.

Основываясь на этнографических свидетельствах можно заключить, что к концу первой ступени стадии Человека Примитивного структура первобытнообщинного общества выглядела следующим образом. В каждом палеолитическом поселении обитало в среднем от 25 до 50 человек. Причем только одна треть всего населения поселка занималась непосредственно охотой. Вторая треть населения выполняла различные домашние работы, воспитывала детей, приготовляла пищу, поддерживала огонь. И последнюю треть обитателей поселка составляла нетрудоспособная часть населения, в которую в основном входили дети. Кроманьонцы, как правило, не доживали до преклонного возраста. Исходя из предположений антропологов, показатель средней продолжительности жизни Человека Примитивного на первой ступени не превышал 20-25 лет.

На второй ступени стадии Человека Примитивного, которая соответствовала эпохе мезолита (эпипалеолита), структурная организация первобытнообщинного общества не приобрела конкретных, устоявшихся очертаний. Она носила скорее переходный характер между существованием локальных кровнородственных семей в эпоху палеолита и довольно крупными родовыми объединениями эпохи неолита. Это подтверждает довольно устойчивое распространение двух типов поселений в этот геологический промежуток времени. Первый тип поселений, преимущественно зимний, представлял собой 3-5 утепленных жилищ или удобных для проживания скалистых убежищ. Второй тип поселений представляли временные охотничьи пристанища, с наскоро поставленными шалашами из растительных материалов.

Опираясь на двойственный характер поселений можно сделать эмпирический вывод о том, что организация внутренней структуры общества в этот период времени была направлена в сторону интеграции кровнородственных семей в родовые общины. Эпоха мезолита ознаменовала собой потребность небольших кровнородственных семей к созданию численно крупных человеческих сообществ, в которых в наиболее трудные промежутки времени, особенно в тяжелый зимний период времени, гоминидам было легче противостоять материальной среде. Именно в таких крупных объединениях наиболее полно проявлялся ранее рассмотренный нами принцип направленности эволюции.

С эпохой мезолита связывают выдающееся изобретение в истории цивилизации – лука со стрелами. Этот новый этап в развитии орудий труда отразился и на социальной организации первобытнообщинного общества. Он усилил значение охоты в образе жизни Человека Примитивного, значительно повысил ее продуктивность, что впервые сделало мясную пищу не только доступней и обильней в ассортименте, но и позволило заготавливать продукты питания впрок, чего раньше из-за несовершенства орудий труда Человек Примитивный сделать никак не мог. Актуализация охоты косвенно сказалась на усилении интеграционных процессов в древнем обществе. Охота на крупную дичь, облавы на дичь вообще, требовали участия большого количества охотников. Наряду с другими причинами необходимость коллективной охоты привела к взаимодействию кровнородственных семей не только в зимние промежутки времени, но и в сезоны охоты. Конечным шагом этой тенденции явился окончательный переход к родовым отношениям в первобытнообщинном обществе.

К концу второй ступени стадии Человека Примитивного создание целого комплекса благоприятных условий впервые позволило Человеку Примитивному отказаться от миграционного существования. В этом просто отпала необходимость. Эта впервые проявившая себя тенденция к оседлому образу жизни привела к еще одному очень важному историческому событию – приручению животных. В мезолитических пещерах на месте поселений найдены кости домашней собаки, еще не совсем утратившей некоторых признаков своего предка – волка, а так же кости свиньи.

Таким образом, в мезолитический промежуток времени отмечался двойственный характер организации внутренней структуры общества. Социальные группы Человека Примитивного, которые специализировались на охоте, в своей основе имели парную семью, которая, интегрируясь с двумя-тремя такими же парными семьями, образовывали малый род. В такой социальной организации каждая семья вела самостоятельное хозяйство, добывая пропитание своим трудом. Соответственно, и распределение продуктов своего труда в каждой семье осуществлялось по своему усмотрению. Такая организация общества ни в коем случае не исключала взаимодействие семей с другими семьями. Стимулирующей силой в этом взаимодействии выступал закон экзогамии, который предоставлял экономически замкнутым семейным ячейкам выход на контакты с другими семьями, предоставляя возможность информационного обмена и социального взаимодействия [37].

Социальные группы Человека Примитивного, в которых преобладали такие сферы труда как собирательство и рыболовство, строились на несколько иных принципах – в них преобладало коллективное начало. В него входило больше семейств, которые осуществляли процесс производства, основываясь на коллективных принципах, решали вопросы удовлетворения актуальных потребностей усилиями сформировавшегося рода. Распределение продуктов труда при такой организации деятельности осуществлялось на коллективных началах.

С наступлением эпохи неолита, с переходом первобытнообщинного общества на третью ступень стадии Человека Примитивного связываются довольно масштабные изменения, как в организации психики, так и в онтогенезе. Прежде всего, это касается организации сфер деятельности. Наряду с традиционными формами хозяйствования – охотой, рыболовством и собирательством – сформировалось и начало развиваться скотоводство и земледелие. В образе жизни представителей разумного вещества наметился коренной перелом, – впервые общество перешло от элементарного присвоения найденных в природе средств существования к их сознательному производству. С этого исторического момента можно вести речь о построении системы разумного вещества. Впервые можно говорить о переломе во взаимоотношениях между человеком и природой – человек вышел из подчинения природы. После решения актуальнейшей для Человека Примитивного задачи в обеспечении созданных социальных групп продуктами питания, акцент во взаимоотношениях между природой и человеком изменился. Он сместился от показателя явного доминирования природы над человеком к показателю равноправного взаимодействия человека и природы. В системе «человек-природа» на время установились равноправные, взаимно уважительные отношения.

Структурная организация неолитического общества по своим основным показателям соответствовала структурной организации первобытнообщинной формации человечества. Основой производственных отношений, несмотря на важные изменения произошедшие в организации труда, оставалась общая собственность на средства производства и продукты труда. В этот период времени еще не существовало частной собственности, и общество не было готово к эксплуатации труда человека человеком. Несовершенство орудий труда и низкая производительность труда исключали ведение хозяйства индивидуальным способом [37, 104].

Основой неолитического общества выступал род. Именно роду принадлежали жилые постройки, весь скот, земли. В индивидуальном пользовании оставались отдельные орудия труда, список которых в сравнении с мезолитическим периодом значительно расширился. К этому периоду времени в обществе сложилась определенная специализация труда, которая наложила отпечаток, как на организацию структуры общества, так и на культуру древних людей.

Таким образом, резюмируя воздействие принципа направленности эволюции на развитие внутренней организации общества, следует заключить, что в течение стадии Человека Примитивного, прежде всего, происходило количественное увеличение первобытного населения. К концу стадии на основе разросшегося населения возник родовой строй, и сложилась племенная организация первобытного общества. Основой социального развития родового строя была коллективная собственность на средства труда, что исключало имущественное и социальное неравенство членов общества. Археологические находки этого периода свидетельствуют о подчеркнуто возросшей роли мужчины в родовом коллективе [37, 104].

Я умышленно сокращаю богатый исследовательский материал, касающийся формирования и развития структурной организации общества в эпоху палеолита, мезолита и неолита, так как рассмотрению этой темы посвящены целые монографии, а объем и тематика нашего исследования преследует совершенно иные цели и задачи.

В качестве обобщения двух миллионного промежутка времени в развитии структуры общества на стадии Человека Примитивного скажем лишь следующее: 1. Как мы отмечали выше, весь образ жизни человека на всех его стадиях развития был посвящен одной цели – уменьшению показателя энтропии в создаваемой системе разумного вещества, в организуемом им сообществе*; 2. В ходе развития социальных отношений человеческое общество количественно увеличивалось. Если к началу стадии Человека Примитивного гоминиды встречались только в отдельных природных зонах, то к концу стадии они расселились практически по всей материковой части суши; 3. По мере количественного увеличения человеческого общества усложнялась его внутренняя организация; 4. В большинстве своем дифференциация внутренней организации общества соответствовала дифференциации деятельности. Так, например, появление охоты разделило труд непосредственно на труд добытчика средств существования и работу, связанную с организацией быта. Появление рыболовства как сферы деятельности так же отразилось на дифференциации, как труда, так и структуры общества. 5. К концу третьей ступени стадии Человека Примитивного труд дифференцировался на следующие сферы деятельности: к традиционным охоте (хотя ее роль и значение значительно снизились), собирательству, рыболовству, добавилось земледелие, скотоводство, начало формироваться ремесло. Человек Примитивный впервые перешел от присваивающего ведения хозяйства к воспроизводящему хозяйству. В соответствии с дифференциацией сфер труда происходила адекватная организация внутренней структуры общества. Уже начиная со второй ступени стадии Человека Примитивного, у Человека Примитивного отпала необходимость в постоянных миграциях обеспечивающих решение насущных повседневных потребностей. Они начали переходить к оседлому образу жизни, на основании которого и начала происходить организация внутренней структуры общества, начала формироваться основа будущих социальных отношений, основа цивилизации.

ПЯТЫЙ. Значительные изменения в ходе стадии Человека Примитивного произошли и в организации семьи. По всей видимости, в семействе древних обезьян как таковых не было ограничений в половых отношениях. Лишь на первой ступени стадии Человека Примитивного с организацией простейшей работы микро молекулярного уровня, на уровне формирующегося психического начала, стала фиксироваться информация о негативных последствиях бесконтрольных половых связей. Я склонен связывать эту тенденцию “понимания” негативности бесконтрольных половых отношений с ростом значения условной информации в образе жизни Человека Примитивного. В суровых климатических условиях, в которые был поставлен Человек Примитивный на первых ступенях своего развития, выживали только особи исключительно физически здоровые, с хорошо развитыми внутренними системами органов. Любые патологии были равносильны смерти. Поэтому рождение младенцев с патологичными отклонениями, при этом не как единичное исключение, а как система, подвели членов первобытного общества к напрашивающемуся выводу: о недопустимости половых связей между прямой ветвью родственников, а именно между родителями и их детьми.

Нельзя сказать, что этот вывод стоил огромных умственных усилий для Человека Примитивного. До формирования самого процесса мышления оставались еще миллионы лет. Вывод о недопустимости половой близости между родителями и их детьми являлся скорее следствием практических наблюдений. Когда половая близость между сыном и матерью или дочерью и отцом, в большинстве своем приводила к рождению потомства с отклонениями в функциональной деятельности организма. А в жесткой борьбе с природной стихией, когда каждый здоровый член семьи был на вес золота, рождение неполноценного ребенка сводило на нет девятимесячную борьбу его родителей с внешней материальной средой. Его смерть (а патология была равнозначна смерти) обрекала семью на дополнительное девятимесячное противостояние с природой без подрастающего молодого и энергичного помощника. А так как социальное объединение Человека Примитивного происходило, прежде всего, на основе кровнородственных отношений, то те семьи, которые по каким-то причинам не пришли к выводу о запрещении половых отношений между родителями и детьми были обречены на гибель. Так как они лишались молодняка в своих семьях, который в основном и мог в полной мере обеспечить семью средствами существования.

Поэтому первые шаги в регулирования половых отношений внутри семейств гоминид произошли параллельно, под дуальным воздействием внешней материальной среды и эволюции нейронных структур, повышающих в образе жизни Человека Примитивного значение условной информации.

Так был устранен основной источник размножения патологий. Этим шагом было решено сразу несколько ключевых проблем в развитии человеческого сообщества. Прежде всего, как я уже сказал, было пресечено распространение и развитие в среде гоминид различного рода патологий, которые в большинстве своем являлись следствием полового сношения между близкими ветвями родства. Второй момент состоял в том, что ограничение половой близости внутри семьи вынудил Человека Примитивного расширять круг общения в поиске удовлетворения полового влечения. Этот процесс, с одной стороны, привел к интеграции различных семей между собой, к объединению их в более масштабные социальные группы, с другой стороны, расширил поле для различных комбинаций на уровне генотипа. Когда в результате половых связей между особями с различной степенью развития генотипа получались дети, превосходящие родителей по степени коммуникабельности и степени внутреннего развития. Была еще и третья положительная сторона расширения круга общения – информационный обмен, который обогащал внутреннюю информационную базу Человека Примитивного.

И третье следствие запрета половой близости между родителями и детьми заключалось в зарождении основы социального развития общества, когда в основу формирующихся общественных отношений были положены интеграционные связи между различными семьями. С этого момента социальное развитие Человека Примитивного происходило на базе не только совершенства отношений внутри кровнородственной семьи, но и на основе развития отношений между различными семьями.

На мой взгляд, общепринятый запрет на половую связь между родителями и детьми явился одним из основных эволюционных шагов направленных на дальнейшее развитие человеческого общества. Именно за ним последовали дальнейшие ограничения половых отношений между братьями и сестрами, а так же между более дальними родственниками.

Таким образом, к концу третьей ступени стадии Человека Примитивного произошли серьезные изменения в отношениях как внутри семьи, так и в объединении различных семей в первобытные родовые общины. К концу стадии Человека Примитивного семья достигла уровня парной семьи, которая по уровню внутреннего совершенства стояла выше кровнородственной и пуналуальной семьи. В парной семье масштабы половых отношений узко ограничены. Мужчина живет с одной женой, хотя при желании он может взять и несколько жен, а так же в норме вещей считались для него внебрачные связи. Зато для женщины половые отношения были строго ограничены единственным мужчиной – мужем, и любая измена была наказуема жестоко и беспощадно. Однако брачные узы в парной семье могли быть легко расторгнуты любой из сторон, при этом дети, как и раньше, оставались за матерью [102].

ШЕСТОЙ. На стадии Человека Примитивного произошло формирование и развитие еще одного важного и незаменимого атрибута человеческой деятельности – формирование и развитие быта.

Быт – это экзистенциональная (36) черта, присущая исключительно человеческому обществу. Организация быта явилась закономерным следствием противостояния между природой и человеком. В этой борьбе, человек использовал всевозможные средства, пытаясь выжить, отстоять свое право на существование. Используя орудия труда, Человек Примитивный расширил ассортимент исполнительных механизмов, с помощью которых потенциальные возможности мозга, продукт работы микро молекулярного уровня, мог приобрести материальные формы.

По мере развития Человека Примитивного сфера применения орудий труда адекватно расширялась. Уже на второй ступени стадии Человека Примитивного они применялись не только в качестве дополнительных исполнительных механизмов, позволяющих облегчить древним людям добывание средств существования. Их функции расширились до уровня организации быта, организации повседневного образа жизни. По мере проявления психического начала, зарождения психики, перед Человеком Примитивным стали возникать вопросы организации повседневного бытия, решения насущных вопросов. Развитие орудий труда, а так же некоторые другие онтогенетические проявления, создали условия для введения в норму бытия оседлого образа жизни. Естественно, при систематических миграциях организация быта носила простейший, чисто символический характер, заключающийся, главным образом, в изготовлении на скорую руку укрытий из костей крупных животных, если в близи не располагались пещеры или другие естественные укрытия, а так же, простейшей бытовой утвари.

Но как только Человек Примитивный перешел на оседлый образ жизни, вопрос организации быта стал первоочередным. Каковы же естественные причины формирования быта как такового? Первая и основная, на мой взгляд, причина заключалась в создании условий для полноценного существования и развития семьи в условиях деструктивного влияния со стороны внешнего мира. Свои первые шаги в организации быта Человек Примитивный делал по аналогиям и под непосредственным влиянием рефлексов самосохранения. Это был результат простейшей синтезирующей и анализирующей работы мозга, конечным итогом которого выступила организация первичной искусственной среды существования Человека Примитивного. Среды, организация которой изначально основывалась на законах противоречащих законам существования мира природы. И причина этого противоречия бала одна. А именно, в основе формирования и развития системы разумного вещества лежал комплекс законов не соответствующий комплексу законов существования мира природы. Это были законы организации и развития системы разумного вещества. И вот одним из следствий влияния этой новой группы законов и явилось интенсивное развитие быта.

Организация быта включает в себя множество как основных, так и второстепенных мероприятий. Прежде всего, в организацию быта входит целый комплекс вопросов направленных на удовлетворение основных материальных потребностей людей. Это потребности в еде, одежде, жилище, поддержании здорового образа жизни. С другой стороны, быт подразумевает под собой освоение и развитие духовной стороны жизни людей, к которой относятся: процесс общения, развитие культуры и некоторые другие мероприятия, которые проводятся как на уровне сформировавшихся родовых отношений, так и на уровне семьи.

Таким образом, анализируя три ступени стадии Человека Примитивного, отмечаешь наглядную актуализацию вопроса организации быта. Этот вопрос зародился еще на первой ступени стадии Человека Примитивного, но его актуальность была незначительна, так как Человек Примитивный в силу объективных причин осуществлял постоянные миграции. А в условиях непрерывного передвижения о масштабном развитии быта не могло быть и речи. Но по мере привития оседлого образа жизни актуальность развития быта становится очевидной. И к концу третьей ступени стадии Человека Примитивного отмечается всестороннее формирование быта, который в последующем только модернизируется, практически не добавляя никаких других кардинально новых направлений в своем развитии.

СЕДЬМОЙ. Очень важные последствия внутри нейронной эволюции головного мозга были отмечены на онтогенетическом уровне в системе верования древних людей, в становлении их духовной культуры. Развитие культуры, формирование духовного мира Человека Примитивного – это вторая важнейшая особенность развития разумного вещества. Ни один биологический вид не развивает духовную сторону своего бытия. Это удел исключительно человека, представителя разумного вещества.

Как и многие другие онтогенетические проявления, организация духовной стороны бытия Человека Примитивного явилась следствием кардинальных изменений в нейронных структурах головного мозга. Развитие духовности связано с работой микро молекулярного уровня, с актуализацией условной информации, перманентным развитием речевых центров и нейронных объединений памяти. По большому счету, появление культуры, духовного мира человека, произошло в результате усложнения взаимоотношений между человеком и природой, разумным веществом и живым веществом, формирующейся психикой и внешним материальным миром.

Очень правильно, на мой взгляд, высказал предположение о зарождении культуры и духовного мира Б. Рассел, в своей, ставшей классической, книге «История западной философии» [63 – С. 11-38]. В повседневной жизни, в ходе своей практической деятельности, Человек Примитивный постоянно сталкивался с явлениями и процессами, которые стимулировали его познавательную деятельность. Практическая деятельность человека оказалась непосредственно связана с познанием. И вот в ходе этого взаимодействия практики и познания, и произошло формирование духовного мира человека, религии и мировоззрения в целом. На основании тех явлений, которые человек мог объяснить, и которые не представляли в ходе его восприятия определенных сложностей, произошло зарождение знаний, а в последствии науки, как одной из форм познания. А те явления, которым человек не мог дать объяснения, которые стояли выше его понимания, легли в основу формирующейся теологии (37), приняли характер догматической веры. «Наука говорит нам, что мы способны познавать, но то, что мы способны познавать, ограничено, и если мы забудем, как много лежит за этими границами, то утратим восприимчивость ко многим очень важным вещам. Теология, с другой стороны, вводит догматическую веру в то, что мы обладаем знаниями там, где фактически мы невежественны, и тем самым порождает некоторого рода дерзкое неуважение к Вселенной» [63 – С. 12].

Таким образом, наука и религия находятся в состоянии постоянного конфликта, в глубинах которого скрыты отношения между «познаваемым» в природе и «не познаваемым», общественной связью и личной свободой. Переплетение сложных взаимоотношений между человеком и природой, динамичность связи между внутренней психической средой и внешним материальным миром, привели к формированию качественно новой сферы деятельности – духовной сферы, чувственного отношения человека к природе и к формирующемуся социуму. Духовная сфера активности человека характеризует иррациональное отношение человека к материальному миру, проявляет субъективную, психическую сторону его бытия.

Мы не станем детально рассматривать эволюцию духовного мира в ходе двух миллионов лет развития Человека Примитивного. Это тема для отдельной монографии, насколько она объемна, интересна и познавательна. Тезисно лишь отметим три этапа в развитии духовного мира и религиозного воззрения Человека Примитивного, три этапа соответствующих трем ступеням стадии Человека Примитивного.

Первый этап (первая ступень стадии Человека Примитивного). Широкой известностью среди современных исследователей пользуется изобразительное искусство позднего палеолита. Пещерная настенная роспись, особенно анималистическая, гравюра по кости, скульптура из бивня мамонта, из мягких минералов [37]. На рисунке 9 изображены костяные предметы, относящиеся к эпохе позднего палеолита.

В пещерных поселениях Западной Европы на стенах пещер, относящихся к позднепалеолитическому периоду, были обнаружены настенные изображения пляшущих антропоморфных существ одетых в звериные шкуры*. А так как танец всегда связан с музыкой, ученные предсказали существование музыкальных инструментов в тот период времени, которые позже и были обнаружены во Франции, Англии, Венгрии, Чехословакии. Помимо простейших свистулек обнаружены и довольно сложные музыкальные инструменты из кости и рога по своему устройству близкие к флейтам и свирелям [37].

 

 


Рис. 9. Костяные предметы: 1,2 – браслеты; 3 – стилизованная статуэтка женщины. Мезинская стоянка (Черниговская обл.); 4 – наконечник копья. Мезинская стоянка; 5 – выпрямитель дротиков. Стоянка Молодово V (Черновицкая обл.) [37 – С. 37].

 

Эти и другие находки свидетельствуют о том, что кроманьонец уже обладал довольно сложным эмоциональным восприятием внешнего материального мира. Через изобразительное искусство, музыку и танец он выражал свое отношение к природе. Уже в тот период времени устраивались обрядово-праздничные мероприятия, в которых задействовался широкий круг людей*.

Что касается религиозного восприятия кроманьонцем внешнего мира, то на первой ступени стадии Человека Примитивного оно начинало только формироваться, проявляясь в различных по характеру захоронениях и особенностях погребениях древних людей. Открытия сделанные на месте стоянок позднепалеолитических племен позволяют утверждать о довольно таки сложном мировоззрении кроманьонцев, о вероятности развития у них некоторых иррациональных представлений, «культов, связанных с анимизмом и домашним очагом, с охотничьей магией, с верой в возрождение, обратимость» [37 – С. 41].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: