Тема. Экономический анализ и его роль в управлении предприятием




2. Сущность экономического анализа

3. Виды экономического анализа и их роль в управлении предприятием

4. Принципы экономического анализа

Экономический анализ – способ познания исследуемых предметов и явлений, основанный на расчленении целого на составные части, а также изучение их во всём многообразии связей и зависимостей.

Предмет экономического анализа – причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

Объект экономического анализа – предприятия, результаты их хозяйственной деятельности, элементы, из которых эта хозяйственная деятельность складывается.

Задачи экономического анализа:

1. Повышение обоснованности плановых решений по количеству, структуре и качеству продукции с точки зрения выявления и удовлетворения спроса, бесперебойности и ритмичности производственных процессов, а также контроля и всесторонней оценки результата и исполнения планов

2. Оценка использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов

3. Оценка финансовых результатов деятельности организации, а также соизмерение доходов и расходов

4. Выявление неиспользованных резервов, которое происходит путём критической оценки принятых планов и сравнительного изучения выполнения планов различными подразделениями организации

Полезность экономического анализа заключается в изыскании резервов и упущенных возможностей на всех участках планирования и руководства организации.

Цель экономического анализа – изучение экономических показателей деятельности организации для обеспечения её экономического роста.

Обеспечение экономического роста организации при помощи изучения её экономических показателей.

Виды экономического анализа

Экономический анализ классифицируется по признакам:

1. По отраслевому признаку: отраслевой (учитывает специфику отдельных отраслей экономики) и межотраслевой (теоретическая и методологическая основа экономического анализа во всех отраслях народного хозяйства)

2. По признаку времени: предварительный, или перспективный (проводится до осуществления хозяйственных операций, необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий и прогнозированиях будущего и оценки ожидаемого выполнения плана) и последующий (проводится после завершения хозяйственных операций и используется для контроля за выполнением планов и выявления неиспользованных резервов). Ретроспективный анализ подразделяется на оперативный, или ситуационный (проводится сразу после завершения хозяйственных операций за короткие отрезки времени) и итоговый, или заключительный (проводится за более длительный период времени, он проводится комплексно по всей совокупности отчетных данных за соответствующий период)

3. По пространственному признаку: внутрихозяйственный (изучает деятельность исследуемого предприятия и его структурных подразделений) и межхозяйственный (сравнивают результаты деятельности двух и более предприятий с целью выявления предовольно опыт, резервов и недостатков)

4. По объекту управления: технико-экономический (изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия. Им занимаются технические службы предприятия), финансово-экономический (основное внимание уделяется финансовым результатам деятельности предприятия, эффективности использования собственного и заёмного капитала, выявлению резервов и увеличению суммы прибыли), аудиторский, или бухгалтерский (экспертная диагностика финансового состояния предприятия и финансовой устойчивости), социально-экономический (экономические, социологические службы и статистические органы) (изучение взаимосвязей социальных и экономических процессов, их влияния друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности), экономико-статистический (статистические органы) (изучение массовых общественных явлений на разных уровнях управления), экономико-экологический (органы охраны окружающей среды) (исследуют взаимодействие экономических и экологических процессов, связанных с сохранением окружающей среды и затратами на экологию) и маркетинговый (службы маркетинга) (изучение внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, её конкурентоспособности, спроса и предложения)

5. По методике изучения объектов: сравнительный, диагностический, факторный, маржинальный, экономико-математический, экономико-статистический и функционально-стоимостной

6. По субъектам: внутренний (проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления деятельностью предприятия), внешний (проводится на основании финансовой и статистической отчётности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами и инвесторами)

7. По охвату изучаемых объектов: сплошной (выводы делаются после изучения всех объектов), выборочный (выводы делаются по результатам обследования только части объектов)

8. По содержанию программы: комплексный (деятельность рассматривается всесторонне) и тематический (изучаются отдельные стороны деятельности предприятия, представляющие наибольший интерес в определённый момент времени)

Принципы экономического анализа

1. Анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов и результатов хозяйствования, то есть оценивая определённые проявления экономической деятельности, нужно учитывать их соответствие государственной, международной политике и законодательству

2. Должен носить научный характер, то есть основываться на положениях экономических законов развития, производства, использовать достижение нтп и новейшие методы экономических исследований

3. Должен быть комплексным, то есть требуется охват всех звеньев и всех сторон деятельности, а также всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия

4. Обеспечение системного подхода. Каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из совокупностей элементов, связанных между собой и внешней средой

5. Объективность, конкретность, точность. Он должен основываться на достоверной информации, реально отражающей объективную реальность, а выводы должны обосновываться точными аналитическими расчетами

6. Должен быть действенным, то есть необходимо практическое использование материалов анализа для управления предприятием

7. Плановость, то есть необходимо планировать аналитическую работу, распределять обязанности по её выполнению между исполнителями контролировать него проведение

8. Оперативность, умение быстро и чётко проводить анализ, на их основе принимать управленческие решения

9. Демократизм – участие в проведение анализа широкого круга работников предприятия

10. Эффективность – затраты на его проведение должны давать многократный эффект

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: