Тема. Анализ объёма производства и реализации продукции




1. Цель, задачи и источники информации для анализа объёма производства и реализации продукции

2. Анализ производства продукции по объёму

3. Анализ производства продукции по номенклатуре и ассортименту

4. Анализ качества продукции

5. Анализ отгрузки и реализации продукции

6. Анализ резервов роста объёмов производства

Объём выпуска и реализации продукции непосредственно предопределяет доходность предприятия. Поэтому оценка и анализ объемной работы предприятия является первейшим направлением аналитической работы.

Цель анализа:

1. Нахождение путей увеличения объёмов реализации продукции по сравнению с конкурентами

2. Расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей

3. Увеличение прибыли предприятия

Задачи анализа:

1. Оценка динамики основных показателей объёма, структуры и качества продукции

2. Проверка сбалансированности и оптимальности выпускаемого вида продукции, а также оценка реальности и напряженности производственных показателей

3. Определение влияния факторов на изменение величины вышеуказанных показателей

4. Выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции

5. Разработка мероприятий по освоению внутрихозяйственных резервов

Источники информации для проведения анализа:

1. Статистическая отчётность, данные бухгалтерского учёта, отражённые в ведомости номер 16, движение готовых изделий, их отгрузка и реализация

2. Данные аналитического учёта по счётам 45 «Товары отгружённые» и 46 «Реализация продукции»

3. Отчёт о прибылях и убытках

Анализ производства продукции по объёму

Объём производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно натуральных и стоимостных измерителях. Основными показателями объёма производства являются:

1. Товарная продукция – продукция, производство которой полностью закончено на данном предприятии. Она упакована и подготовлена к отправке потребителям. ТП=Сгп+Спф+Сру, где стоимость готовых изделий – стоимость законченного продукта, который в пределах данного предприятия не может быть подвергнут дальнейшей обработке; стоимость полуфабрикатов – стоимость продуктов, которые на данном предприятии закончены и есть документальное подтверждение готовности в пределах отдельного цеха; стоимость работ и услуг промышленного характера на сторону

2. Валовая продукция – стоимость всей произведённой продукции и выполненных работ, включая незавершённое производство, то есть продукцию, находящуюся в различных стадиях обработки по цехам предприятия. ВП=ТП+НПкг-НПнг. Незавершённое производство – продукция, которая не завершена на данном производства, то есть предметы труда, вступившие в производственный процесс в любом цехе, но не получившие законченного вида в пределах данного цеха.

В процессе данного анализа проверяется:

1. Выполнение плана по выпуску

2. Даётся оценка изменения объёма продукции по сравнению с предыдущим годом

При этом анализ начинается с изучения динамики выпуска продукции, расчётов темпов роста и темпов прироста. Выполненные расчеты обобщаются в виде следующей таблицы:

Таблица 1 – Динамика и выполнение плана по объёму производства продукции

Показатели Предыдущий год тыс руб Отчётный год тыс руб   Отклонение от прошлого года тыс ру   Отклонение от плана  
    План Факт Тыс руб % Тыс руб %
        5=4-2 6=5/2*100 7=4-3 8=7/3*100
Объём продукции в действующих оптовых ценах предприятия         22,4   21,9
Объём продукции в сопоставимых оптовых ценах предприятия         0,9   0,6

 

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что объём продукции увеличился по сравнению с предыдущим годом на 1992 тыс руб, или на 22,4%, а по сравнению с планом также произошло увеличение объёма продукции на 1960 тыс руб или на 21,9%.

Реально объём продукции в отчётном году увеличился по сравнению с предыдущим на 100 тыс руб или на 0,9%, а по соотношению с планом отмечается увеличение на 64 тыс руб или на 0,6%.

За счёт повышения цен объём продукции в стоимостном выражении увеличился по сравнению с прошлым годом на 1992-100=1892 тыс руб или на 22,4-0,9=21,5%, а по сравнению с планом произошло увеличение на 21,9-0,6=21,3%.

Объём выпуска продукции, исчисленный в стоимостном выпадении, не всегда лает объективное представление об объёме выполненных предприятием работ по выпуску продукции, так как на этот показатель оказывают влияние изменения структуры выпускаемой продукции, изменение стоимости сырья.

Анализ производства продукции по номенклатуре и ассортименту

Номенклатура – перечень изделий, подлежащих изготовлению в плановом периоде.

Ассортимент – дальнейшая детализация номенклатуры по наименованиям, маркам, сортам и так далее.

Выполнить задание по ассортименту означает выполнить задание по необходимой номенклатуре.

Оценка выполнения плана по всему ассортименту выпускаемой продукции определяется с помощью среднего процента выполнения задания по ассортименту:

А с=сумма Сфп по плану/сумма ПВП

Продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.

Таблица 2. Динамика и выполнение плана по ассортименту продукции

Наименование изделий Выпуск изделий в сопоставимых оптовых ценах тыс руб     Отклонение от плана  
  План Факт Факт в пределах плана Тыс руб 3-2 % 5/2*100
А         3,1
Б       -35 -4,8
В         1,7
Г       -23 -2,9
Итого         0,6

 

А с= 5360/5418=0,989, или 98,9%. Недовыполнение задания по ассортименту составляет 98,9-100=-1,1%.

Оценка выполнения плана по ассортименту предполагает выявление причин недовыполнения плана и определение мероприятий по обеспечению выполнения плана. Всю совокупность причин, влияющих на данный показатель, можно разделить на 2 группы:

1. Внешние – конъюнктура рынка, востребованность продукций по видам изделий, состояние материально-технического обеспечения

2. Внутренние – низкий уровень организации производства и труда, потери рабочего времени, недостатки в системе управления и материального стимулирования

Качество продукции

Качество продукции – совокупность свойств, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.

В системе качества используются категории деятельности:

1. Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и характеристик. В РФ используют ГОСТы, ОСТы и СТП (стандарты предприятия). Все они содержат требования, по которым осуществляется сертификация – деятельность, направленная на поддержание соответствия по установленным требованиям, в РФ существуют общие правила проведения сертификации, после чего выдаётся сертификат. Различают стандарты сертификатов: ИСО 9000 – описание эталонов моделей качества и предупреждение дефектов продукции на стадии разработки и изготовления; БИП – бездефектное изготовление продукции; КСУКП – комплексная система управления качеством продукции.

Различают показатели качества продукции:

1. Обобщающие – характеризуют качество всей воспроизведенной продукции независимо от её вида и назначения: удельный вес продукции в общем её выпуске; удельный вес продукции высшей категории качества; средний коэффициент сортности; удельный вес сертифицированной продукции;

2. Индивидуальные (единичные) – характеризуют одно из свойств продукции: полезность (жирность молока, содержание белка), надёжность (долговечность и безотказность в работе), эстетичность

3. Косвенные показатели – штрафы за некачественную продукцию, объём и удельный вес забракованной продукции, потери от брака

Показатели оценки качества продукции предполагают понятие категорий: продукция первой категории – продукция определенных полезных качеств, но ниже мировых стандартов; продукция второй категории – должна быть снята с производства как не соответствующая стандартам.

Там, где продукция не оценивается по категориям качества, используется показатель сортности – показатель качества, используемый в определенных отраслях. При её определении и используют ГОСТы и ОСТы, а также рассчитывают коэффициенты сортности, подтверждающие уровни качества. При этом рассчитывают следующие показатели:

1. Доля продукции каждого сорта в общем объёме производства

2. Средний коэффициент сортности, который рассчитывается двумя способами: отношением количества продукции первого сорта к общему количеству; отношением стоимости всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта

Важным направлением является анализ ритмичности производства – равномерный выпуск продукции в соответсвии с графиком в объёме и ассортименте, предусмотренным планом.

Неритмичность ухудшает все экономические показатели: увеличивается объём незавершённого производства, увеличиваются сверхплановые остатки готовой продукции на складах и при этом замедляется оборачиваемость капитала. Предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку товара.

Для оценки выполнения плана по ритмичности используют две группы показателей:

Прямые:

1. коэффициент ритмичности – отношение планового выпуска продукции за текущий период времени к выпуску продукции за этот же период, который зачтён в счёт выполнения плана.

2. Коэффициент вариации – отношение среднего квадратического отклонения фактического выпуска продукции от планового задания к среднесуточному (среднемесячному) плановому выпуску продукции

3. Коэффициент аритмичности – сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за день, месяц.

Косвенные показатели:

1. Наличие доплат и их сумма за сверхурочные работы

2. Оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта

3. Потери от брака

4. Уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции

Анализ отгрузки и реализации продукции

Основным результирующим показателем деятельности предприятия является объём реализованной продукции. От величины этого показателя зависит:

1. Результаты финансово-хозяйственной деятельности

2. Показатель оборачиваемости

3. Показатели рентабельности

Учёт реализации осуществляется двумя способами:

1. По отгрузке. При этом способе баланс товарной (реализованной) продукции имеет вид: ГПнг+ТП=РП+ГПкг. РП=ГПнг+ТП-ГПкг, где РП – объём реализованной продукции, ТП – объём товарной продукции ГПнг- готовая продукция на начало года, ГПкг – готовая продукция на конец года.

2. Учёт выручки по оплате. ГПнг+ТП+ОПнг=РП+ГПкг+ОПкг, где ОП – остатки отгруженной продукции на начало или конец года. РП= ГПнг+ТП+ОПнг-ГПкг-ОПкг.

Факторы, влияющие на изменение объёма реализации продукции, рассчитываются путём сравнения. При этом учитывают, что:

1. Увеличение готовой продукции и остатков на начало года и товарной продукции увеличивают объём реализации

2. Увеличение ГПкг и ОПкг уменьшают объём реализации

Далее производят анализ факторов изменения объёма реализации продукции. При этом необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременные оплаты продукции покупателям, снижение объёма выпуска и разработать конкретные меры по ускорению реализации продукции и получению выручки.

Анализ резервов роста объёмов производства

Резервы роста объёма производства – количественно измеряемые возможности его увеличения за счёт улучшения использования ресурсов предприятия.

На изменение объёма выпуска оказывают влияние три группы факторов:

1. Изменение эффективности использования основных фондов. ВП=ОПФ*фондоотдача

2. Изменение эффективности использования оборотных фондов. ВП=МЗ*материалоотдача

3. Изменение эффективности использования трудовых ресурсов. ВП=ССЧ*ПТ, ССЧ – среднесписочная численность

Расчёт влияния указанных факторов на объём выпуска продукции модно осуществить, используя:

1. Способ цепных подстановок

2. Способ абсолютных разниц

3. Индексный метод

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: