1. Цель, задачи и источники информации анализа себестоимости
2. Понятие себестоимости, затрат и виды затрат
3. Виды себестоимости
4. Основные направления снижения себестоимости
5. Последовательность проведения анализа себестоимости
Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции.
Исходя из поставленной цели, предполагается решение задач анализа себестоимости:
1. Установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости.
2. Определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнения плана по ним
3. Причины отклонений фактических затрат от плановых
4. Анализ себестоимости отдельных видов продукции
5. Выявление резервов снижения себестоимости продукции, работ и услуг
Источники:
1. Форма 2 «Отчёт о прибылях и убытках»
2. Данные бухгалтерского учёта
Понятие себестоимости
Себестоимость совокупной продукции – выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство всей продукции, работ и услуг, то есть себестоимость – стоимостная оценка потреблённых в процессе производства и реализации продукции ресурсов: сырья, материалов, топлива, труда работников, износ ОС, электроэнергии.
Затраты, включаемые в себестоимость, классифицируются на:
1. По связи производственных затрат с соответствующими отчетными периодами, к которым они относятся: затраты отчётного периода – затраты, состоящие из текущих расходов отчётного периода; затраты будущих отчётных периодов – затраты, относящиеся к расходам будущих периодов (подписка на периодические издания)
|
2. В зависимости от функционального значения, роли и характера затрат: основные затраты (обусловлены технологическим процессом производства), накладные (связаны с организацией обслуживания производства)
3. В зависимости от способа включения в себестоимость: прямые (непосредственно относятся на производимую продукцию или услуги – зарплата рабочих, сырьё) и косвенные (распределяются по объектам учёта специальными расчётами – накладные расходы, премирование за результаты)
Классификация себестоимости
1. Сметная, или нормативная – отражают затраты, определяемые сметными расчётами исходя из принятых сметных нормативов. Ссмет=Ссмр-Пн, где сметная стоимость работ и сумма плановых накоплений. Рассчитывается на основании нормативных расценок и сметных цен на ресурсы. Она является базой для расчётов плановой себестоимости, так как позволяет определить нормативный уровень затрат
2. Плановая себестоимость – планируемые затраты, которые определяются с учётом принятой технологии. Она устанавливается на основе технико-экономических расчётов с учётом реальных условий производства. Себестоимость плановая = сметная себестоимость – Зсн (задание по снижению себестоимости – устанавливается соответствующими плановыми расчётами). Планирование себестоимости ведётся каждым предприятием самостоятельно. При этом положительной следует считать тенденцию, направленную на снижение себестоимости: Сплан<=Ссметн.
3. Фактическая себестоимость – складывается из фактических затрат на предприятии на производство продукции или выполнение работ. Рассчитывается по отчетным данным бухгалтерского учёта и позволяет вести контроль за использованием материальных, трудовых, финансовых ресурсов, израсходованных на производство и выполнение работ. Сфакт=Смат+Ст+Сзп+Снакл и так далее
|
Для повышения эффективности деятельности организации следует стремиться к тому, чтобы Сфакт<=Сплан<=Ссметн.
Затраты, включаемые в себестоимость продукции, группируются по элементам:
1. Материальные (за вычетом стоимости возвратных отходов)
2. Расходы на оплату труда
3. Отчисления на социальные нужды, умалчиваемые в соответствии с законодательством
4. Амортизация ОС и нематериальных активов
5. Прочие затраты
Непосредственно сравнивать все затраты предприятия в динамике или с планом нецелесообразно, так как различён объём продукции. Чтобы обеспечить сопоставимость показателей, необходимо принять неизменным объем продукции, и меняться должна лишь себестоимость единицы продукции. Поэтому для сравнения совокупных затрат предприятия целесообразно количество всех видов продукции отчётного периода оценить по фактической себестоимости единицы продукции предшествующих периодов, а также по плановой и фактической себестоимости отчётного периода.
Направления снижения себестоимости продукции
Экономический смысл снижения себестоимости заключается в том, что снижение себестоимости:
1. Выступает важнейшим фактором роста прибыли
2. Обеспечивает снижение цены на продукцию
3. Уменьшает потребность в оборотных средствах и в других ресурсах.
|
Поэтому основные направления снижения себестоимости:
1. Снижение расходов на материальные ресурсы и ОС
2. Рост производительности труда
3. Снижение расходов по управлению и обслуживанию производства
Исходя из вышеперечисленного, по своему характеру все факторы, влияющие на снижение себестоимости, подразделяются на:
1. Внепроизводственные – снижение цен на энергоносители и тарифов цен на перевозку грузов; технический прогресс в отраслях; система финансирования и кредитования; нормативных отчислений на социальную защиту, налоги, сборы, отчисления в бюджет и внебюджетные фонды; инфляционные процессы
2. Производственные: совершенствование осу; применение передовых технологий производства; повышение качества продукции и работ; повышение ПТ; эффективное использование и экономия ресурсов
Последовательность проведения анализа себестоимости
1. Изучение полной себестоимости продукции в целом и по основным элементам затрат
2. Анализ прямых и косвенных затрат
3. Оценка динамики элементов затрат по составу и структуре
4. Оценка влияния на величину затрат на один рубль товарной продукции следующих факторов: объёма и ассортимента выпуска продукции, цен на материальные ресурсы, себестоимости продукции и оптовых цен на товарную продукцию