Тема. Анализ себестоимости продукции




1. Цель, задачи и источники информации анализа себестоимости

2. Понятие себестоимости, затрат и виды затрат

3. Виды себестоимости

4. Основные направления снижения себестоимости

5. Последовательность проведения анализа себестоимости

Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции.

Исходя из поставленной цели, предполагается решение задач анализа себестоимости:

1. Установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости.

2. Определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнения плана по ним

3. Причины отклонений фактических затрат от плановых

4. Анализ себестоимости отдельных видов продукции

5. Выявление резервов снижения себестоимости продукции, работ и услуг

Источники:

1. Форма 2 «Отчёт о прибылях и убытках»

2. Данные бухгалтерского учёта

Понятие себестоимости

Себестоимость совокупной продукции – выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство всей продукции, работ и услуг, то есть себестоимость – стоимостная оценка потреблённых в процессе производства и реализации продукции ресурсов: сырья, материалов, топлива, труда работников, износ ОС, электроэнергии.

Затраты, включаемые в себестоимость, классифицируются на:

1. По связи производственных затрат с соответствующими отчетными периодами, к которым они относятся: затраты отчётного периода – затраты, состоящие из текущих расходов отчётного периода; затраты будущих отчётных периодов – затраты, относящиеся к расходам будущих периодов (подписка на периодические издания)

2. В зависимости от функционального значения, роли и характера затрат: основные затраты (обусловлены технологическим процессом производства), накладные (связаны с организацией обслуживания производства)

3. В зависимости от способа включения в себестоимость: прямые (непосредственно относятся на производимую продукцию или услуги – зарплата рабочих, сырьё) и косвенные (распределяются по объектам учёта специальными расчётами – накладные расходы, премирование за результаты)

Классификация себестоимости

1. Сметная, или нормативная – отражают затраты, определяемые сметными расчётами исходя из принятых сметных нормативов. Ссмет=Ссмр-Пн, где сметная стоимость работ и сумма плановых накоплений. Рассчитывается на основании нормативных расценок и сметных цен на ресурсы. Она является базой для расчётов плановой себестоимости, так как позволяет определить нормативный уровень затрат

2. Плановая себестоимость – планируемые затраты, которые определяются с учётом принятой технологии. Она устанавливается на основе технико-экономических расчётов с учётом реальных условий производства. Себестоимость плановая = сметная себестоимость – Зсн (задание по снижению себестоимости – устанавливается соответствующими плановыми расчётами). Планирование себестоимости ведётся каждым предприятием самостоятельно. При этом положительной следует считать тенденцию, направленную на снижение себестоимости: Сплан<=Ссметн.

3. Фактическая себестоимость – складывается из фактических затрат на предприятии на производство продукции или выполнение работ. Рассчитывается по отчетным данным бухгалтерского учёта и позволяет вести контроль за использованием материальных, трудовых, финансовых ресурсов, израсходованных на производство и выполнение работ. Сфакт=Смат+Ст+Сзп+Снакл и так далее

Для повышения эффективности деятельности организации следует стремиться к тому, чтобы Сфакт<=Сплан<=Ссметн.

Затраты, включаемые в себестоимость продукции, группируются по элементам:

1. Материальные (за вычетом стоимости возвратных отходов)

2. Расходы на оплату труда

3. Отчисления на социальные нужды, умалчиваемые в соответствии с законодательством

4. Амортизация ОС и нематериальных активов

5. Прочие затраты

Непосредственно сравнивать все затраты предприятия в динамике или с планом нецелесообразно, так как различён объём продукции. Чтобы обеспечить сопоставимость показателей, необходимо принять неизменным объем продукции, и меняться должна лишь себестоимость единицы продукции. Поэтому для сравнения совокупных затрат предприятия целесообразно количество всех видов продукции отчётного периода оценить по фактической себестоимости единицы продукции предшествующих периодов, а также по плановой и фактической себестоимости отчётного периода.

Направления снижения себестоимости продукции

Экономический смысл снижения себестоимости заключается в том, что снижение себестоимости:

1. Выступает важнейшим фактором роста прибыли

2. Обеспечивает снижение цены на продукцию

3. Уменьшает потребность в оборотных средствах и в других ресурсах.

Поэтому основные направления снижения себестоимости:

1. Снижение расходов на материальные ресурсы и ОС

2. Рост производительности труда

3. Снижение расходов по управлению и обслуживанию производства

Исходя из вышеперечисленного, по своему характеру все факторы, влияющие на снижение себестоимости, подразделяются на:

1. Внепроизводственные – снижение цен на энергоносители и тарифов цен на перевозку грузов; технический прогресс в отраслях; система финансирования и кредитования; нормативных отчислений на социальную защиту, налоги, сборы, отчисления в бюджет и внебюджетные фонды; инфляционные процессы

2. Производственные: совершенствование осу; применение передовых технологий производства; повышение качества продукции и работ; повышение ПТ; эффективное использование и экономия ресурсов

Последовательность проведения анализа себестоимости

1. Изучение полной себестоимости продукции в целом и по основным элементам затрат

2. Анализ прямых и косвенных затрат

3. Оценка динамики элементов затрат по составу и структуре

4. Оценка влияния на величину затрат на один рубль товарной продукции следующих факторов: объёма и ассортимента выпуска продукции, цен на материальные ресурсы, себестоимости продукции и оптовых цен на товарную продукцию

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: