Одиннадцатый философский трактат




 

* Абсолютное единство – идеал, достижение которого в эмпирике затруднено изменчивой и множественной телесностью, а в ментальной сфере – статикой умственных понятий. С аксиологической точки зрения, абсолютное единство – это тоника, обладающая общезначимым приматом, а множество, многое, «другое», «иное», «иные» – формы отступления, уклонения от этой тоники и степени размежевания с ней. С гносеологической точки зрения, абсолютное единство – это абсолютное тождество познающего «Я» (субъекта) с познаваемым (объектом), – тождество, составляющее, в сущности, идеал познания, ибо высшее познание – это полное слияние познающего с познаваемым и их полное равенство. С онтологической точки зрения, абсолютное единство - это критерий наиболее существенного бытия: чем большим единством обладает вещь, тем больше она ЕСТЬ. Правда, заметим, высшее единство «выводит» вещь за рамки и «по ту сторону» существования, бытия, ибо абсолютное Единство в силу своего единства отрицает (и не может не отрицать) любую множественность, в том числе множественность бытийную, экзистенциальную, проявляющуюся в двойственности «единое есть». Абсолютно Единое – не существует, и не существует в том смысле, что не нуждается в «ткани» существования. С метафизической точки зрения, абсолютное Единство – это то беспредпосылочное Основание, которое... (не существуя!) за рамками реальности, является её трансцендентным, потусторонним и наряду с этим всеприсутствующим Корнем, Ядром. Данность Единого – бытийный фундамент всего существующего. Запредельность Единого – «трансцендентный фундамент всего», ибо Единое – непостижимая, сверхбытийная, безымянная Единая Сила, которая, обосновывая реальность реальности, бытие бытия, причинность причин, является их потусторонним Истоком и Началом.

 

* Философская апология абсолютного единства включает в себя как свою органичную и закономерную составляющую апологию единства человеческого «Я». Абсолютный унитаризм человека в эмпирике – это одна из модальностей принимаемого за высший Идеал унитаризма, обретаемая и конкретизируемая в антропологической сфере. И если высший Идеал всего – это единство, то идеалом эмпирического существования (квази- существования, псевдо -существования) «Я» выступает неукоснительное стремление к единству среди довлеющего над ним множества, и такое принимаемое за экзистенциальный императив стремление можно смело истолковать как утверждение индивидуализма. Индивидуализм не ведёт к анархии, индивидуализм не призывает к тотальной войне. Самоутверждение «Я» – положительная, содержательная тенденция, и она не имеет ничего общего с бессодержательным и, в сущности, гибельным отрицанием «Я» всего – отрицанием «во все стороны».

Корень эмпирического индивидуализма не во внешнем отрицании всего, а во внутреннем утверждении себя.

 

* Любая множественность дана, в сущности, как совокупность единичностей; в эмпирике любая экзистенциальная данность – данность сингулярная. Множественная конгломерация данного в эмпирике бытия – это, в сущности, конгломерация изолированных единичностей, ибо феномен эмпирического существования неразрывно связан с феноменом сингулярного, обособленного существования. В эмпирике бытие всегда дано в контексте, контекст же всегда сингулярен, уникален и неповторим. Это – достаточное основание для концептуальной апологии индивидуализма. Заметим, чувственное восприятие (ощущения, sensus) убеждает человеческое «Я» в том, что в эмпирике «Я» окружено множественной, скомканной, разомкнутой, вязкой, текучей реальностью, что «Я» стоит «лицом к лицу» с обращённым на него множеством; разум же убеждает человеческое «Я» в том, что перед «Я» находится не зыбкое, изменчивое и нестатичное множество, а обособленные единичности, которые надлежит осмыслять сингулярно – как независимые друг от друга и от «Я» индивидуальности. Таким образом, чувственное восприятие настойчиво убеждает в том, что эмпирическое бытие, в сущности, множественно, тогда как разум указывает на то, что эмпирическое бытие состоит не из зыбкого и изменчивого множества, а из уникальных единиц, одной из которых, очевидно, является и само человеческое «Я». Вывод: сенсорная картина эмпирической реальности зиждется на сквозной идее тотальной множественности – интеллектуальная же картина эмпирической реальности опирается на идею тотальной экзистенциальной единичности всего, что существует и пребывает в эмпирике.

 

* Какие философские основания апологии концептуального единства можно обнаружить в эмпирике? – В эмпирике человеческое «Я» всегда обращено к части, к фрагменту реальности, а не к реальности в её целом; соприкосновение с частью реальности всегда единично, сингулярно, уникально и неповторимо. В эмпирике человеческое «Я» открыто бытию; это – данность и сама явь, ибо без такой «открытости» существование в эмпирике невозможно: насколько «Я» телесно, настолько оно обращено к сущему, понимаемому и интерпретируемому как «вселенская масса телесного сущего». В телесной, чувственно воспринимаемой эмпирике абсолютно независимое и изолированное существование невозможно, ибо «Я», истолковываемое как тело, – часть всеобщей телесности. При этом, заметим, чувственное познание, опирающееся на ощущения, данные чувств, всегда имеет дело с единичным, сингулярным, «эпизодическим». Ощущения неповторимы, мимолётны и всегда являются следствием некоего познавательного «эпизода», феномена, уникального чувственного, сенсорного акта. То «знание», которое привносят чувства, ощущения, – знание, основанное на многообразии единичных эпизодов. Одинаковых и тождественных друг другу ощущений нет. Сфера чувственного восприятия образует множественную палитру, каждый элемент которой единичен и уникален. Далее, сознание «Я» в эмпирике тоже всегда обращено к тому или иному фрагменту действительности, а не к реальности в её целом. Ментальные слои человеческого «Я», фиксируя данные чувств, устремлены к единичному, и мыслительный акт, укоренённый в осмысляемом неповторимом ощущении, в сущности, единичен. Таковы когнитивные предпосылки апологии концептуального единства. Прибавим к ним и онтологические предпосылки такого рода апологии.

Каузальные цепи, сети причин всегда фрагментарны, ибо состоят из единичных звеньев, соприкосновение с которыми всегда образует единичный, уникальный феномен. Сущность причинности – эпизодичность. Суть каузальности – бытийная нюансировка её серийных векторов, которые на самом деле состоят из единого множества разрозненных единиц – единичных каузальных актов, событий, эпизодов.

Динамика эмпирического – телесного – существования неразрывно связана с движением, то есть, в сущности, изменением, которое состоит из частных эпизодов, фиксируемых в умозрительной сфере категориями «пространство» и «время», а в чувственно воспринимаемой сфере – сменой неповторимых ощущений. Движение – не целое, движение – это сумма эпизодов. Причинность и движение своей нестатичностью указывают на то, что «масса бытия» не только множественна, но и распадается, расщепляется на ряд изолированных друг от друга эпизодов.

Эти имманентные сущему, существующему данности я рассматриваю как достаточное основание для апологии абсолютного единства, обретающую в антропологической сфере модус апологии абсолютного индивидуализма.

 

* Способность человеческого «Я» задаваться вопросом о самом себе; способность человеческого «Я» задаться вопросом о смысле того, что его окружает со всех сторон в эмпирике, на уровне телесного, чувственно воспринимаемого сущего; способность человеческого «Я» задаться вопросом о смысле мироздания, универсума, вселенной; способность человеческого «Я» задаваться вопросом о смысле собственного бытия, существования, оставляя при этом в стороне вопрос о смысле существования окружающего «Я» мира; способность человеческого «Я» испытывать страх по отношению к окружающей его реальности; способность «Я» смеяться над самим собой, ненавидеть себя и отрицать… Всё это – грани той автономной цельности, которой обладает каждое человеческое «Я»; и само существование такой цельности ясно свидетельствует о том, что индивидуализм как онтологическая, гносеологическая, аксиологическая и метафизическая данность является глубинной и неизбывной тоникой «Я», его ядром и стержнем. Индивидуализм – в самом корне человеческого «Я». Внешние и внутренние «модальности» человеческого «Я» убеждают в том, что «Я» и в сущности, и «по факту», и потенциально, и актуально единично. Такого рода философский вывод подводит нас к мысли о том, что каждое человеческое «Я» – замкнутая субстанция, обладающая в силу своей единичности полнотой бытия, которое нельзя и невозможно сопоставить с бытием иных уникальных субстанций. Таким образом, вопрос о степенях существования «Я», градациях его экзистенции и уровнях его приобщённости к бытию снимается и устраняется; и на такой картине реальности каждое человеческое «Я» существует сполна – существует цельно и полнозвучно.

 

* Помещая на одну чашу философских весов всю «массу бытия», а на другую – человеческое «Я», мы должны понимать, что, пребывая благодаря своему уму на таких весах, человеческое «Я», во-первых, в силах обособить себя от всей «массы бытия» посредством самосознания, умозрения, направленного внутрь самого «Я», и благодаря сознанию, устремлённому вовнек «массе бытия», к вещам, к реальности, – и, во-вторых, обособляя себя от всего, человеческое «Я» в силах и вправе задаться вопросом о своей неповторимости, позволяющей говорить о единстве «Я», и единстве «Я», позволяющем говорить об уникальности «Я». Per conscientiam «Ego» potest in se ipsum redire atque continenter separare se et omnia, realitatem totam. Сама возможность таких «философских весов», помноженная на идею самосознания и критического стороннего взгляда на внешнее, – веский аргумент в пользу идеи унитаризма «Я» и, следовательно, его несопоставимости со всем, и этот аргумент можно принять за один из аспектов концептуальной апологии индивидуализма.

 

* Человеческое «Я» обладает множеством оболочек, и каждая из них представляет собой степень большего или меньшего размежевания «Я» со своим единством. Материя, тело, мышление, речь, чувственное восприятие, ощущения, социальные, исторические, политические, расовые и национальные «объективации», присутствие в пространстве и времени, степень вовлечённости в каузальные процессы, движение и покой – всё это, в сущности, внешние, сторонние оболочки «Я», которыми «Я» не измеряется и не должно измеряться. «Я» абсолютно едино. «Я» абсолютно просто. «Я» – простейшее. Единство «Я» – это метафизическое ядро «Я», его корень и основа, его центр и тоника. Абсолютное и безотносительное единство «Я» обособляет «Я» от любого множества, то есть, иными словами, обособляет от всего. Это не значит, что человеческое «Я» in rebus «по факту» едино: в эмпирике «Я» множественно, и его множественность – наличная данность, заданная условиями пребывания (квазисуществования) «Я» в недрах телесного, чувственно воспринимаемого слоя реальности. Надлежит чётко разграничить, с одной стороны, внутреннюю единую суть «Я», а с другой – множество его внешних – и потому несущественных – оболочек. Число этих лживых оболочек может устремляться в бесконечность, но это никоим образом не отменяет того внутреннего сущностного единства, которым (часто и не подозревая об этом) обладает человеческое «Я». Таким образом, на одной чаше философских весов пребывает единство «Я», а на другой – вся остальная множественная реальность, «обволакивающая» человеческое «Я» многослойной бытийной и познавательной «кожурой». Такого рода соотношение побуждает нас поставить вопрос о необходимости для «Я» актуализации его единства, то есть вопрос об упрощении «Я».

 

* Первый шаг к обретению абсолютного единства – это знание человеческого «Я» о том, что оно, в сущности, едино. Упрощение, единение с самим собой, самоутверждение простого, простейшего «Я» – всё это начинается с простой мысли о единстве «Я».

 

* Тотальное и безусловное утверждение, самоутверждение человеческого «Я» имеет две фазы: ментальную, умственную (осознание своего единства), и иррациональную – вне -интеллектуальную, над -интеллектуальную, отметающую ум и ментальные сферы прочь и позволяющие «Я», отрицая всё, обрести тем самым высшее обоснование своего внутреннего единства.

 

 

* * * * *

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: