Стратегический менеджмент (СМ) — это управленческий процесс, при котором руководители определяют долгосрочные перспективы развития организации, управления персоналом, производственной деятельности, разрабатывают стратегии для достижения поставленных задач в контексте всех существующих внутренних и внешних условий, а также реализуют избранный план действий.
Главная задача стратегического менеджмента — формирование и развитие конкурентных преимуществ организации в условиях непрерывных изменений во внешней среде, позволяющих ей наиболее выгодным образом вписаться в эту среду, выживание организации.
Стратегический менеджмент включает в себя следующие основные шаги:
- определение вида коммерческой деятельности и формирование стратегических направлений ее развития;
- превращение абстрактных, обобщенных целей в конкретные направления работы;
- реализацию выбранного плана для достижения желаемых результатов в соответствии с выбранной стратегией;
- оценку проделанной работы, анализ ситуации на рынке, внесение корректировок в долгосрочные основные направления деятельности, в цели, в стратегию или в ее осуществление исходя из приобретенного опыта, изменившихся условий, новых идей или новых возможностей.
В основе стратегического менеджмента лежит стремление объяснить:
- почему некоторые компании достигают конкурентных преимуществ перед другими компаниями;
- какие стратегии являются наиболее эффективными.
2. В действиях той или иной организации часто отсутствует стратегия, что ведет обычно к поражению в конкурентной борьбе. Это чаше всего проявляется в случаях, когда организация планирует свою деятельность:
|
- исходя из убеждения, что окружение либо вообще не будет меняться, либо в нем не будет происходить качественных изменений;
- только с учетом собственных возможностей и приоритетов, не принимая во внимание внешнюю среду, пожелания клиентов, возможные действия конкурентов;
- руководствуясь стремлением только к сиюминутным выгодам.
3. Наиболее распространенными стратегиями управления являются:
- консервативная стратегия, при которой изменения в деятельность организации вносятся по факту свершившихся событий (данная стратегия хороша для медленно развивающихся, устойчивых отраслей и совершенно неприемлема для стремительно развивающегося бизнеса);
- стратегия экстраполяции, когда будущее можно предсказывать путем экстраполяции (мысленного переноса в будущее) прошлых тенденций, — самая распространенная стратегия в большинстве областей бизнеса;
- опережающая стратегия, при которой большинство изменений в деятельность вносятся на основе предвидения будущих событий (как правило, сферы высоких технологий).
4. Возможности СМ ограничены по следующим причинам:
- будущее нельзя предвидеть наверняка во всех деталях;
- в реальной жизни почти всегда существует расхождение между идеальным планом и его фактической реализацией.
Управленческие стили и стратегическое управление
1. Коммерческие и некоммерческие организации демонстрируют большое разнообразие управленческих стилей, но все они являются производными от 2-х основных:
- приростного стиля, который характеризуется постановкой целей "от достигнутого", направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри организации, так и в ее взаимоотношениях с окружающей средой. Организации, придерживающиеся этого стиля поведения, стремятся избежать изменений, ограничить их и минимизировать. При приростном поведении действия предпринимаются в том случае, если необходимость изменений стала настоятельной. Такое поведение исповедуют большинство успешно работающих длительное время коммерческих организаций и фактически все некоммерческие организации в области образования, здравоохранения, религии и т. п.;
|
- предпринимательского стиля, который характеризуется стремлением к изменениям, к предвосхищению будущих опасностей и новых возможностей. Предпринимательская организация стремится к непрерывной цепи изменений, поскольку в них она видит свою будущую эффективность и успех. Коммерческие и некоммерческие организации гораздо реже прибегают к предпринимательскому стилю поведения, чем к приростному. Некоммерческие организации используют предпринимательский стиль только на ранних стадиях своего развития, когда они определяют круг своих задач, формируют организационную структуру, т. е. в тот период, когда они конституируют свою социальную значимость. На следующем этапе они, как правило, переходят к приростному стилю. Предпринимательского поведения чаще придерживаются частные коммерческие организации, эффективность деятельности которых прямо связана с рыночными испытаниями. Частные коммерческие организации постоянно ведут предпринимательский поиск возможностей роста за счет изменений. Приростное поведение считается консервативным, а предпринимательское — как агрессивным, ориентированным на рост. Вместе с тем приростный стиль поведения более естествен для большинства организаций.
|
2. Стратегическое управление (стратегический менеджмент) осуществляется на основе миссии организации, и его задача состоит в том, чтобы обеспечить ее взаимосвязь с основными целями организации в условиях быстро меняющейся внешней среды. Стратегическое управление — это прогнозное управление, касающееся как целей, так и средств их достижения.
3. Стратегическое управление необходимо осуществлять в тесной координации с текущим управлением. К ключевым принципам стратегического управления относятся:
- четкое представление о том, что является ключевой компетенцией организации, т. е. в чем эта организация сильнее своих конкурентов, в чем состоят ее конкурентные преимущества, в чем заключается ее уникальность;
- способность сосредоточить усилия управленцев на выявлении ключевых факторов развития организации;
- умение создать устойчивые конкурентные преимущества в 3-х основных сферах: управление качеством, инновациями и ценой;
- обеспечение синергизма; т. е. взаимодействия различных видов деятельности, дающего новое качество, не сводимое к простой сумме качеств отдельных видов деятельности;
- осуществление анализа внешней среды, т. е. внешних факторов, с которыми сталкивается организация, с целью выявления возможностей и угроз, существующих для этой организации;
- осуществление анализа внутренней среды организации с целью выявления ее сильных и слабых сторон;
- понимание стратегических потребностей в различных видах ресурсов и обеспечение их получения и эффективного использования.
Отличие стратегического менеджмента от оперативного:
1. Стратегический менеджмент (СМ) имеет существенные отличия от оперативного менеджмента (ОМ):
- по миссии: в СМ — это выживание организации в долгосрочной перспективе; в ОМ — текущее производство товаров и услуг с целью получения прибыли;
- объекту: в СМ - "преимущественно внешнее окружение; в ОМ — проблемы, возникающие внутри предприятия;
- по времени: СМ ориентирован на долгосрочную перспективу (связан с развитием будущего потенциала организации); ОМ — на кратко- и среднесрочную перспективу (реализация существующего потенциала в прибыль);
- по подходу к управлению персоналом: СМ рассматривает работников как «капитал», основу организации, главную ценность, источник благополучия; ОМ — как ресурс организации, исполнителей работ;
- по организационному поведению: СМ требует предпринимательского организационного поведения; ОМ функционирует на базе приростного поведения.
2. Также существенно отличие СМ и ОМ по наличию целей у лица, принимающего управленческое решение:
- цели СМ: ставятся высшим руководством организации; являются долгосрочными;- содержат главные задачи организации; имеют общий характер, не детализированы;
- цели ОМ: ставятся руководителями среднего и низшего звена; являются среднесрочными и краткосрочными; направлены на решение локальных, специфических задач; детализированы.
Из этого следует, что, после того как организация определит цели стратегического уровня, формируются оперативные задачи таким образом, чтобы они обеспечивали выполнение стратегических целей, т. е. должен соблюдаться принцип конгруэнтности, или соответствия текущих задач стратегическим целям.
Чем выше уровень, на котором принимается управленческое решение, тем длиннее шкала, в рамках которой осуществляется решение.
3. В СМ и ОМ различно значение целей. Ошибка в постановке или реализации цели в ОМ, как правило, приводит к незначительному урону организации и легко исправима. Ошибка же в постановке или реализации цели СМ может привести к невосполнимым потерям, вплоть до гибели организации.