Ресурсы — это все то, что используется организацией для выполнения ее миссии.
Выделяются ресурсы: человеческие (работники); финансовые (бюджет, уставный капитал и т. п.); материальные (оборудование, помещение и т. п.); нематериальные (ноу-хау, технологии, навыки и т. п.). Анализ ресурсов также можно проводить: по категориям ресурсов: человеческие (численность работников, уровень квалификации, опыт работы, мотивация); финансовые (инвестиции, уровень прибыли); производственно-технологические (надежность оборудования); информационные (уровень автоматизации производства, информационных технологий);
коммуникационные (взаимоотношения с поставщиками, потребителями, уровень PR-политики компании); специфичности ресурсов: специфичные: разработанные и применяемые только в данной отрасли (например, знания работников медицины); неспецифичные ресурсы: разработанные для широкого применения (программное обеспечение); результатам деятельности: за определенный промежуток времени; при сравнении работы отделов и подразделений организации; итоговым.
Компетенции — возможности, присущие организациям. Стержневые компетенции — компетенции, дающие лучший результат: наилучшее развитие возможностей; при эффективном использовании максимума ресурсов организации.
Деятельность организации проходит в 3 основных этапа, преобразуя начальные компоненты на входе в конечные результаты на выходе:
Вход (Ресурсы: материальные финансовые человеческие интеллектуальные)
Производственный процесс: Компетенции (стержневые компетенции: знания, умения, навыки)
Выход – Продукт (Товары, услуги).
Ценностная цепочка подразделяется на составляющие, такие, как:
|
- основные виды деятельности — добавляют стоимость к конечному продукту: производство; менеджмент; внутренняя логистика (прием и хранение материалов); внешняя логистика (хранение и распределение конечной продукции); продажи и маркетинг (обеспечение наличия продукта на рынке и его реклама); обслуживание (установка и послепродажное обслуживание);
- вспомогательные виды деятельности — добавляют стоимость не прямо, а косвенно, способствуя эффективному выполнению основных видов деятельности: управление персоналом (набор, отбор, обучение, вознаграждение, мотивация; разработка технологий (разработка продукта, совершенствование производственных процессов).
Целью анализа ценностной цепочки является поиск возможных путей улучшения результатов отдельных видов деятельности и взаимодействия между ними. Здесь идет сравнение с анализов ценностной цепочки конкурентов для определения альтернативных вариантов размещения видов деятельности.
Человеческие ресурсы и организационная культура
1. Человеческие ресурсы — один из видов ресурсов организации, включающий: работников;
их профессионализм; взаимоотношения между ними.
Анализ человеческих ресурсов — исследование численности, умений, структуры и других аспектов, характеризующих персонал организации.
При анализе человеческих ресурсов в первую очередь исследуются:
- количество служащих, как общее для всей организации, так и для различных отделов и подразделений организации;
- организационная структура;
- качество подбора, подготовки и переподготовки кадров;
|
- уровень мотивации;
- коммуникативные связи в организации.
Бенчмаркинг человеческих ресурсов — инструмент для сравнения человеческих ресурсов одной организации с такими же ресурсами другой организации.
2. Организационная культура — это убеждения, обычаи, опыт и образ мышления, приобретенные и разделяемые людьми, которые работают вместе и проводят вместе большое количество времени.
Каждой отдельно взятой организации присуща своя организационная культура. Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, однако 2 организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры, потому что они по-разному решают 2 очень разные проблемы:
- внешней адаптации (что должно быть сделано организацией и как это должно быть сделано);
- внутренней интеграции (как сотрудники организации решают свои ежедневные, связанные с их работой и жизнью в организации проблемы, как вместе работающие разные люди постепенно превращаются в единый коллектив).
Организационная культура складывается под воздействием следующих факторов:
- мировоззрения основателей организации;
- характера деятельности организации;
- отрасли и рынка, в которых функционирует организация (например, существуют "агрессивные" отрасли, предопределяющие жесткие отношения внутри организации);
- характера коммуникативных отношений внутри организации, среди которых:
- способы коммуникации между сотрудниками;
- внешний вид;
- стиля управления организацией — традиций и уровнем взаимоотношений и доверия:
- между руководителями и подчиненными;
- между руководителями.