1. "Структура управления организацией", или "организационная структура управления" (ОСУ), — упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Р. Холл в работе "Организации: структуры, процессы, результаты" дает сравнение организационной структуры как конструкции здания. Однако сам автор замечает, что "аналогия со зданием все же несовершенна. Структура моего дома нисколько не изменилась за 30 лет его существования, тогда как структуры организаций постоянно изменяются, поскольку на них влияют текучесть кадров, взаимодействия сотрудников и непрерывные изменения внешней среды. Однако, несмотря на порой непредсказуемые изменения, организационные структуры достаточно инертны.
Так же Холл указывает на существующие другие подходы к определению организационной структуры, как, например, "расстановка людей в разных социальных позициях, на которые влияют паролевые отношения между этими людьми". Автор подчеркивает, что "это простое определение требует расширения. Во-первых, такое определение говорит о разделении труда, т. е. люди получают разные задачи или задания внутри организации. Во-вторых, о том, что организация содержит ранги или иерархию; позиции, определяемые правилами и инструкциями, специфика которых в разной степени определяет обязательность поведения людей, занимающих эти позиции"2. 2. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.
|
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять: на горизонтальные и вертикальные.
Первые являются одноуровневыми. Вторые — это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, т. е. при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели. В зависимости от уровней, а так же степени согласованности между ними различают различные виды организационных структур.
Факторы, влияющие на организационную структуру компании:
- управленческая культура: стиль управления; процесс принятия решений; диапазон контроля; качество и способности персонала;
- состояние и специфика бизнеса: форма собственности; поведение конкурентов; поведение потребителей; положение в жизненном цикле;
- окружающая среда: географическое положение и местные обычаи; особенности законодательства; информационные потоки и техническое оснащение;
- технологии: уровень диверсификации; уровень технической оснащенности; номенклатура товаров и услуг; тип производства и отраслевые особенности; объем производства или услуг; количество занятых работников.
|
К основным действиям по построению организационной структуры управления фирмой относятся:
- назначение на ключевые посты подходящих для этого людей;
- наблюдение за тем, чтобы имеющиеся главные достоинства, ноу-хау, опыт и навыки, внутренние возможности обеспечивали выполнение всех видов деятельности, составляющих цепочку ценностей, на высоком профессиональном уровне;
- структурирование рабочих усилий и определение того, как должна выглядеть схема организационного построения компании.
Бюрократические типы организационных структур
1. Бюрократические структуры управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель. Эти структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Если все эти компоненты присутствуют в полной мере в бюрократии, то данный тип бюрократии именуется рациональным. "Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии таковы:
- четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности;
- иерархичность управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
|
- наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординирован-ность различных задач;
- дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности;
- осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений".
По Веберу, бюрократия наилучшим образом реализует концепцию "социального равенства", поскольку уравнивает возможности людей в замещении тех или иных должностей. Однако самое важное в концепции бюрократии — это все же принцип иерархичности, уровневого строения организации.
На практике, как продемонстрировал Холл, организации отклоняются от этого идеального типа. Тем самым бюрократической структуре присущи недостатки, особенно заметные в контексте современных условий и задач экономического развития. Причем эти недостатки особо ярко начинают проявляться в крупных и особо крупных организациях. К числу главных из них относятся:
- гипертрофия значимости стандартизации, раз и навсегда установленных норм, правил, процедур;
- тенденция решать возникающие проблемы не на основе их продуманного анализа, а на основе прецедентов в прошлом;
- громоздкость и инерционность в принятии решений и согласовании планов;
- отсутствие гибкости реагирования на внешние и внутренние изменения;
- иммунитет к инновациям;
- слабая способность к саморазвитию и совершенствованию".
2. Линейная организационная структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы, т. е. каждый подчиненный имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчиненных. Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию. Такую структуру часто называют однолинейной.
Преимуществами такой структуры являются:
- четкая система взаимных связей функций и подразделений;
- четкая система единоначалия — один руководитель сосредотачивает в своих руках руковоство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
- ясно выраженная ответственность;
- быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих".
"Недостатки:
- отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминируют над стратегическими;
- тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
- малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
- разные критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом;
- тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений — приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;
- большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;
- повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев;
- перегрузка управленцев верхнего уровня.
Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство. Она не рассчитана на управление большим предприятием, так как не включает в себя научные и проектные организации, разветвленную систему связей с поставщиками и потребителями.
3. Функциональная организационная структура основана на создании подразделений для выполнения определенных функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т. д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи. Поэтому такую организационную структуру называют многолинейной. К преимуществам такой структуры можно отнести:
- сокращение звеньев согласования; уменьшение дублирования работ;
- укрепление вертикальных связей и усиление контроля над деятельностью нижестоящих уровней;
- высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций.
Недостатками структуры являются: неоднозначное распределение ответственности; затрудненная коммуникация; длительная процедура принятия решений; возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место.
4. Наиболее распространенной является линейно-функциональная
организация, до сих пор широко используемая компаниями всего мира. Это так называемая комбинация линейной структуры с функциональной. "Преимущества данной структуры:
- более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;
- некоторая разгрузка высших руководителей;
- возможность привлечения внешних консультантов и экспертов;
- при наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура — хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления.
В то же время выявились и существенные недостатки:
- недостаточно четкое распределение ответственности, так как лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;
- тенденции к чрезмерной централизации управления;
- аналогичные линейной структуре, частично — в ослабленном виде.
Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарату управления приходится выполнять множество рутинных, часто повторяющихся процедур и операций при сравнительной стабильности управленческих задач и функций: посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом. Данная структура может являться хорошей промежуточной ступенью при переходе от линейной ОСУ к более эффективной.
5. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой становятся не руководители функциональных подсистем, а управляющие производственными отделениями. Структурирование организации по отделениям производится, как правило, по одному из 3 критериев:
- видам выпускаемой продукции или предоставляемых услуг (продуктовая специализация);
- ориентации на те или иные группы потребителей (потребительская специализация);
- обслуживаемым территориям (территориальная специализация). Такой подход обеспечивает более тесную связь с потребителями и рынком, существенно ускоряя реакцию организации на изменения, происходящие во внешней среде.
Формирование указанных структур за рубежом связано с процессами "разукрупнения" гигантских корпораций в 60-е гг.
Стремясь повысить гибкость и приспособляемость к изменениям во внешней среде, крупнейшие компании начали выделять из своего состава производственные отделения с предоставлением им определенной самостоятельности в осуществлении оперативного управления. При этом все важнейшие общекорпоративные функции управления оставались в ведении централъного аппарата управления, который разрабатывал стратегию развития организации в целом, решал проблемы инвестирования, научных исследований и разработок.
Проектная и матричная структура управления
1. Основным принципом построения проектной структуры является концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение в системе, например:
- освоение и производство нового изделия;
- внедрение новых технологий;
- строительство объектов и т. д.
Деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или другую организацию. Преимущества проектной структуры управления:
- высокая гибкость;
- сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами.
Недостатки проектной структуры управления:
- очень высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта, который должен не только управлять всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учитывать место проекта в сети проектов компании;
- дробление ресурсов между проектами;
- сложность взаимодействия большого числа проектов в компании;
- усложнение процесса развития организации как единого целого. Преимущества перевешивают недостатки на предприятиях с небольшим числом одновременно выполняемых проектов. Возможности воплощения принципов современной философии качества, определяются формой управления проектами. Главное преимущество проектной организации состоит в том, что на одном участке работы сконцентрированы лучшие силы.
2. Матричная структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей:
- с одной стороны, — непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта;
- с другой — руководителю проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления.
При такой организации руководитель проекта взаимодействует с 2 группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Для деятельности, которая имеет четко выраженное начало и окончание, формируют проекты, для постоянной деятельности — целевые программы. В организации и проекты, и целевые программы могут сосуществовать.
Преимущества матричной структуры.
- лучшая ориентация на проектные (или программные) цели и спрос;
- более эффективное текущее управление, возможность снижения расходов и повышения эффективности использования ресурсов;
- более гибкое и эффективное использование персонала организации, специальных знаний и компетентности сотрудников;
- относительная автономность проектных групп или программных комитетов способствует развитию у работников навыков принятия решений, управленческой культуры, профессиональных навыков;
- улучшение контроля отдельных задач проекта или целевой программы;
- назначение одного ответственного лица — "хозяина" процесса, служащего центром сосредоточения всех вопросов, касающихся проекта или целевой программы;
- сокращение времени реакции на нужды проекта или программы, так как создан единый центр принятия решений.
Недостатки матричных структур:
- трудность установления четкой ответственности за работу по заданию подразделения и по заданию проекта или программы (следствие двойного подчинения);
- необходимость постоянного контроля соотношения ресурсов, выделяемых подразделениям и программам или проектам;
- высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам работников, работающих в группах, необходимость их обучения;
- частые конфликтные ситуации между руководителями подразделений и проектов или программ;
- возможность нарушения правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях, из-за оторванности сотрудников, участвующих в проекте или программе, от своих подразделений.
Внедрение матричной структуры дает хороший эффект в организациях с достаточно высоким уровнем корпоративной культуры и квалификации сотрудников, в противном случае возможна дезорганизация управления (на фирме "Тойота" внедрение матричной структуры заняло около 10 лет). Эффективность воплощения в жизнь идей современной философии качества в такой структуре доказана практикой фирмы "Тойота".