1. Компания, которая вкладывает большие средства в создание новых продуктов, вовлечена в 2 вида деятельности ("два бизнеса"):
- основную деятельность, определенную целями корпорации и направленную на удовлетворение рыночных потребностей;
- неосновную научно-техническую деятельность, результатом которой являются новая техника и технологии, имеющие коммерческую ценность, но не всегда связанные с целями корпорации. Во втором случае коммерческая значимость может быть реализована посредством продажи документации, лицензий, ноу-хау, инжиниринговых услуг.
2. Одной из задач стратегического менеджмента является управление инновациями, прежде всего посредством решений по отбору проектов и распределению ресурсов. При этом необходимо обеспечить комплексный процесс принятия решения от верхнего уровня менеджмента до уровня управления НИОКР. На практике ресурсы фирмы всегда ограничены и проекты конкурируют между собой по частным видам ресурсов (оборудование, кадры разработчиков, материалы и самый дефицитный ресурс — эффективное управление). Поэтому максимизация вклада всего портфеля НИОКР может достигаться и за счет отказа от отдельных проектов. Стратегия НИОКР на основе максимизации ожидаемой финансовой отдачи учитывает только этот фактор, что приводит к ориентации на определенную технологию, рынок, минимальный риск. В действительности такая стратегия может быть успешной лишь в краткосрочной перспективе.
Более перспективный путь — разработка долгосрочной стратегии НИОКР. которая обычно имеет 2 разновидности:
- инновационная стратегия, т. е. стратегия разработки принципиально новых продуктов и услуг. Она требует больших затрат и очень рискованна: в среднем только одна из 7 инноваций имеет рыночный успех, остальные 6 превращаются для фирмы в издержки, которые невозможно компенсировать;
|
- имитационная стратегия (требует меньших затрат), которая направлена широко применяется даже в современных высокотехнологичных отраслях, например в компьютерной отрасли. При такой стратегии фирма находит компромисс между необходимостью текущих научных разработок и долгосрочных исследований.
Важнейшими элементами стратегии НИОКР в корпорации являются:
- управление портфелем НИОКР в условиях ограниченности ресурсов корпорации;
- правильное определение приоритетов НИОКР.
Главной целью инноваций является создание конкурентных преимуществ.
Конкурентная маркетинговая стратегия
В отсутствие конкуренции уровень товаров или обслуживания, предлагаемый компанией, может быть удовлетворительным, но вряд ли будет превосходным, поскольку при выборе между более полным удовлетворением потребителей и снижением своих издержек фирмы отдают приоритет последнему, так как потребители лишены выбора, а сокращение затрат дает ощутимые результаты производителю. Таким образом, конкуренция полезна именно потребителю, поскольку в этих условиях только интенсивная работа дает компании возможность сохранить свой сегмент рынка.
Разрабатывая маркетинговые стратегии, компании должны учитывать сильные и слабые стороны, как свои, так и конкурентов, а также нужды потребителей. При таком подходе к разработке стратегии, называемом "стратегическим треугольником", критериями успеха компании являются превосходство над конкурентами и хорошее удовлетворение потребностей покупателей.
|
2. Конкурентная стратегия организации нацелена на достижение конкурентных преимуществ.
Существует 5 типов конкурентных ситуаций:
- конфликт — характеризует агрессивную политику, проводимую с целью устранения конкурента. Примером применения такой стратегии стала успешная совместная борьба фирм British Airways и TWA с компанией Laker Airlines, пытавшейся, снизить цены на авиаперевозки. Позднее British Airways безуспешно пыталась дискредитировать компанию Virgin Atlantic, организовав против нее клеветническую кампанию;
- конкуренция — имеет целью повышение эффективности деятельности фирмы по сравнению с конкурентами путем ускорения сбыта и (или) роста доходов, увеличения размера рынка или повышения своей доли на нем. При соревновательном поведении конкурентов агрессия допустима лишь в определенных рамках, поскольку при выборе конкретной стратегии важно предвидеть реакцию конкурента. Конкуренты — игроки рынка, и они, как правило, стремятся не нарушать его стабильность и не подрывать структуру отрасли. Понимая, что ценовые войны приводят к снижению долговременной доходности отрасли, конкуренты пытаются избежать таких войн;
- сосуществование — бывает, как правило, 3-х типов:
1. фирмы не считают других участников рынка конкурентами из-за нечеткого распределения границ секторов рынка. Например, производители перьевых авторучек могут игнорировать конкуренцию со стороны ювелиров, если последние ориентируются на производство того же продукта, а не на рынок (например, на рынок подарков);
|
2. компании не считаются конкурентами, поскольку они действуют в различных сегментах рынка;
3. фирмы могут признать за противником его "территорию" (например, географический регион, индивидуальную марку, сегмент рынка или производственную технологию), предпочитая оговоренное сосуществование убыточному столкновению;
- сотрудничество — форма совместного использования 2 или более фирмами своих умений и ресурсов, чтобы преодолеть имеющиеся проблемы и успешно воспользоваться новыми возможностями. Одной из форм такого сотрудничества является образование стратегических союзов — объединения фирм путем создания совместных предприятий, заключения лицензионных соглашений или совместного выполнения контрактов на НИОКР. Стратегические союзы позволяют фирмам создать долговременное конкурентное преимущество. На современном мировом рынке, где большие размеры предприятий могут быть как ключевым источником преимущества, так и причиной многих проблем, сотрудничество является основным типом конкурентного поведения;
- тайный сговор — это соглашение между фирмами (часто незаконное), целью которого является устранение конкуренции на рынке. Например, после нефтяного кризиса 70-х гг. 23 лидирующие европейские химические компании договорились о соответствующих квотах на сбыт, чтобы ограничить возможности увеличения чьей-либо рыночной доли за счет агрессивного снижения цен. Были установлены фиксированные цены, что не позволяло покупателям заключать более дешевые сделки. Тайный сговор чаще всего имеет место на тех национальных рынках, где число поставщиков очень мало, цена продукта составляет лишь небольшую часть от расходов закупщиков, международная торговля ограничена высокими тарифными барьерами или запретительными пошлинами на транспортировку, а закупщики имеют возможность при продаже товара конечным потребителям назначить на него высокую цену. В ряде государств, например США, тайный сговор, направленный на устранение конкуренции, преследуется по закону (например, расчленение в судебном порядке в 1911 г. нефтяной империи Дж. Рокфеллера).60
Вопрос 13. Конкурентные стратегии М. Портера
1. По мнению М. Портера, конкурентное преимущество является результатом применения стратегии, разновидностями которой являются:
- стратегия дифференциации — создание у покупателя чувства.убежденности в том, что продукт организации превосходит подобный продукт конкурентов (данное обстоятельство помогает ей предлагать более высокие цены);
- стратегия лидерства по издержкам — достигнув низких затрат на производство, организация может получать высокие прибыли при низких ценах;
- стратегия фокусирования — применение стратегии дифференциации или стратегии лидерства по издержкам на узкопрофильных сегментах рынка (возможно, только на одном сегменте).
Низкие затраты Дифференциация
Широкий масштаб (охватывает весь рынок) | Стратегия лидерства по издержкам | Стратегия дифференциации |
Узкий масштаб (охватывает только один сегмент) | Стратегия фокусирования на издержках | Фокусирование на дифференциации |
Организация должна четко осознать, должна ли быть стратегия лидерства по издержкам или стратегия дифференциации, а также какими должны быть масштабы: узкими или широкими.
2. Главная цель стратегии лидерства по издержкам — стать самым низкозатратным производителем в своей отрасли и за счет этого выиграть конкурентную борьбу.
Преимущества стратегии:
- организация может зарабатывать более высокие прибыли, устанавливать среднерыночные цены на свою продукцию, поскольку ее затраты ниже затрат конкурентов;
- устанавливая заниженные цены, организация может увеличить как объем продаж, так и рыночную долю;
- компания может войти на новый рынок с ценами ниже конкурентных;
- стратегия создает дополнительный барьер для компаний, желающих попасть на рынок отрасли.
3. Цель стратегии дифференциации — убедить клиента в том, что продукция данной организации является лучшей по сравнению с продукцией конкурентов.
Преимуществами данной стратегии являются:
- на продукцию устанавливается самая высокая цена;
- спрос на продукцию будет менее эластичным по цене, чем спрос на продукцию конкурентов;
- организация может получать дополнительную прибыль;
- создаются дополнительные барьеры для вхождения на рынок отрасли новых компаний.
4. Цель стратегии фокусирования — сосредоточение усилий на одном сегменте рынка, продукте, рынке. В этом случае фирма ограничивает или издержки (фокусирование на издержках), или сегмент рынка (фокусирование на дифференциации), или то, и другое. Например, это производство редких и дефицитных автомобилей. Фирма производит мало таких автомобилей (сокращаются издержки) и продает их в ограниченном сегменте рынка (например, только в некоторых странах и очень богатым покупателям — сокращаются издержки на освоение массового рынка). Но экономически это оправдывается, поскольку продукция очень престижна, пользуется спросом и стоит очень дорого (для покупателей). При этом достигается конкурентное преимущество, потому что большинство фирм предпочитают производить много более дешевых автомобилей и продавать их в массовом порядке.