1. Центральным элементом управления является стратегия (от греч. "искусство развертывания войск в бою') — комплексный план осуществления миссии и достижения целей организации.
Стратегия компании, как правило, состоит:
- из продуманных целенаправленных действий по достижению целей организации;
- реакций на непредвиденное развитие событий.
Стратегия определяет:
- какой путь выбирает руководство организации для достижения поставленной цели;
- какие ограничения вытекают из особенностей организации и каковы границы стратегического выбора (продуктов, услуг, рынков и т. д.);
- какой хотят видеть свою организацию ее собственники, менеджеры, сотрудники, клиенты в длительной перспективе.
Энергичное выполнение творческой, неординарной стратегии может вывести организацию на ведущие позиции, обеспечивая продвижение ее товаров или услуг до тех пор, пока они не станут стандартом в данной отрасли.
2. По мнению Минцберга. понятие "стратегия" включает несколько составляющих:
- план — заранее намеченные действия, ход которых контролируется от начала до конца (план выпуска новой продукции, планирование финансирования);
- прием как тактический ход — краткосрочная стратегия, которая характеризуется очень ограниченными целями и в случае необходимости может быть изменена (стратегия ходов шахматиста на определенную партию игры, которая может быть изменена в случае, скажем, неожиданного хода противника);
- поведенческая модель — стратегия изменений путем следования принятой форме поведения;
- позиция по отношению к другим — проявляющаяся лишь в том случае, когда организации важно сохранять определенную позицию по отношению, к другим организациям;
|
- перспектива — направление деятельности, намеченное на изменение культуры работников (умение вести себя тактично, дружелюбно по отношению к клиентам и другим работникам).
По источникам возникновения Минцберг различает такие виды стратегии, как:
- преднамеренная (плановая), которая обдумывается от начала до конца и преследует вполне конкретные цели;
- спонтанная (эмерджентная), которая не имеет конкретных целей, но может быть также результативна, как и преднамеренная.
3. По Чандлеру. понятие "стратегия" включает 3 компонента:
- долгосрочные цели и задачи организации — определение того, куда организация желает следовать;
- курс действий — действия, направленные на достижение ранее поставленных целей;
- размещение ресурсов, которые подразделяются на следующие виды:
- финансовые ресурсы — деньги, необходимые для вложения в капитальные и текущие активы (источники — банки, акционеры, держатели облигаций);
- человеческие ресурсы — работники организации (источник — рынок труда);
- материальные (осязаемые) ресурсы — земля, здания, помещения, оборудование, материальные запасы (источники — агентства по недвижимости, строительные фирмы, поставщики);
- интеллектуальные (неосязаемые) ресурсы — базы данных, секретные материалы, ноу-хау, действующие патенты и лицензии, логотипы и т. д. (источники могут быть самыми разнообразными).
Оценка эффективности стратегических позиций фирмы на рынке осуществляется на основе следующих основных критериев:
- контролируемая доля рынка фирмой и относительный уровень этого контроля по сравнению с главными конкурентами;
|
- возможность полного использования в данном стратегическом сегменте ключевых факторов маркетинговой и в целом общехозяйственной деятельности (доступ к источникам сырья, энергии, дешевому кредиту, технические и производственные возможности, эффективные каналы сбыта и др.);
- общие перспективы развития отрасли, в рамках которой намечается осуществление реализации стратегии (стадия жизненного цикла, перспективы ее технико-экономического развития, стабильность номенклатуры производимой продукции, уровень (интенсивность) конкуренции, возможность ее "омоложения").
5. Работа по реализации стратегии включает в себя следующие основные моменты:
- создание организационных возможностей для успешного выполнения стратегии;
- управление бюджетом с целью выгодного размещения средств;
- определение политики фирмы, обеспечивающей реализацию стратегии;
- мотивацию служащих для более эффективной работы; при необходимости видоизменение их обязанностей и характера работы с целью достижения наилучших результатов по реализации стратегии;
- создание благоприятной атмосферы внутри компании для успешного выполнения намеченной цели;
- использование самого передового опыта для постоянного улучшения работы сотрудников;
- обеспечение внутреннего руководства, необходимого для продвижения по пути реализации стратегии и контроля за тем, как стратегия должна быть выполнена.