Вопрос 7. Базовые стратегии организации




1. Центральным элементом управления является стратегия (от греч. "искусство развертывания войск в бою') — комплексный план осуществления миссии и достижения целей организации.

Стратегия компании, как правило, состоит:

- из продуманных целенаправленных действий по достижению целей организации;

- реакций на непредвиденное развитие событий.

Стратегия определяет:

- какой путь выбирает руководство организации для достижения поставленной цели;

- какие ограничения вытекают из особенностей организации и каковы границы стратегического выбора (продуктов, услуг, рынков и т. д.);

- какой хотят видеть свою организацию ее собственники, ме­неджеры, сотрудники, клиенты в длительной перспективе.

Энергичное выполнение творческой, неординарной стратегии может вывести организацию на ведущие позиции, обеспечивая продвижение ее товаров или услуг до тех пор, пока они не станут стандартом в данной отрасли.

2. По мнению Минцберга. понятие "стратегия" включает несколь­ко составляющих:

- план — заранее намеченные действия, ход которых контролиру­ется от начала до конца (план выпуска новой продукции, пла­нирование финансирования);

- прием как тактический ход — краткосрочная стратегия, которая характеризуется очень ограниченными целями и в случае не­обходимости может быть изменена (стратегия ходов шахмати­ста на определенную партию игры, которая может быть изме­нена в случае, скажем, неожиданного хода противника);

- поведенческая модель — стратегия изменений путем следования принятой форме поведения;

- позиция по отношению к другим — проявляющаяся лишь в том случае, когда организации важно сохранять определенную по­зицию по отношению, к другим организациям;

- перспектива — направление деятельности, намеченное на из­менение культуры работников (умение вести себя тактично, дружелюбно по отношению к клиентам и другим работникам).

По источникам возникновения Минцберг различает такие виды стратегии, как:

- преднамеренная (плановая), которая обдумывается от начала до конца и преследует вполне конкретные цели;

- спонтанная (эмерджентная), которая не имеет конкретных це­лей, но может быть также результативна, как и преднамеренная.

3. По Чандлеру. понятие "стратегия" включает 3 компонента:

- долгосрочные цели и задачи организации — определение того, ку­да организация желает следовать;

- курс действий — действия, направленные на достижение ранее поставленных целей;

- размещение ресурсов, которые подразделяются на следующие виды:

- финансовые ресурсы — деньги, необходимые для вложения в капитальные и текущие активы (источники — банки, акционе­ры, держатели облигаций);

- человеческие ресурсы — работники организации (источник — рынок труда);

- материальные (осязаемые) ресурсы — земля, здания, помеще­ния, оборудование, материальные запасы (источники — агент­ства по недвижимости, строительные фирмы, поставщики);

- интеллектуальные (неосязаемые) ресурсы — базы данных, сек­ретные материалы, ноу-хау, действующие патенты и лицензии, логотипы и т. д. (источники могут быть самыми разнообраз­ными).

Оценка эффективности стратегических позиций фирмы на рынке осуществляется на основе следующих основных критериев:

- контролируемая доля рынка фирмой и относительный уровень этого контроля по сравнению с главными конкурентами;

- возможность полного использования в данном стратегическом сегменте ключевых факторов маркетинговой и в целом обще­хозяйственной деятельности (доступ к источникам сырья, энергии, дешевому кредиту, технические и производственные возможности, эффективные каналы сбыта и др.);

- общие перспективы развития отрасли, в рамках которой наме­чается осуществление реализации стратегии (стадия жизненно­го цикла, перспективы ее технико-экономического развития, стабильность номенклатуры производимой продукции, уровень (интенсивность) конкуренции, возможность ее "омоложения").

5. Работа по реализации стратегии включает в себя следующие основные моменты:

- создание организационных возможностей для успешного выпол­нения стратегии;

- управление бюджетом с целью выгодного размещения средств;

- определение политики фирмы, обеспечивающей реализацию стратегии;

- мотивацию служащих для более эффективной работы; при необ­ходимости видоизменение их обязанностей и характера работы с целью достижения наилучших результатов по реализации стратегии;

- создание благоприятной атмосферы внутри компании для ус­пешного выполнения намеченной цели;

- использование самого передового опыта для постоянного улучше­ния работы сотрудников;

- обеспечение внутреннего руководства, необходимого для про­движения по пути реализации стратегии и контроля за тем, как стратегия должна быть выполнена.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: