1. Организационная среда — совокупность 2 составляющих (внешней и внутренней среды), оказывающих влияние на деятельность организации.
2. Внешняя среда, или макросреда, — окружение, которое находится вне сферы отрасли и рынков организации. Рабочая среда — это среда непосредственных контактов внешнего окружения с фирмой, она включает тех участников рынка, с которыми у фирмы есть прямые отношения или которые оказывают прямое воздействие на фирму.
Это: - поставщики экономических ресурсов, необходимых фирме (сырье, финансовый капитал, производительный капитал); трудовых ресурсов; информации;
- клиенты — потребители продукции фирмы;
- посредники — финансовые, торговые, маркетинговые,
- государственные экономические структуры (например, налоговая инспекция);
- конкурирующие фирмы;
- контактные аудитории — средства массовой информации, общества потребителей и т. п., которые оказывают существенное влияние на формирование благоприятного или неблагоприятного облика фирмы.
3. Выделяется 7 видов факторов, содержащих угрозы и возможности, с которыми сталкивается фирма в организационной среде:
- экономические. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно оцениваться, так как общее состояние экономики влияет на цели организации. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости и т. д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия;
- политические. Политическая стабильность способствует процветанию большинства фирм, в то время как политическая нестабильность может дезорганизовать их хозяйственную деятельность. Наоборот, нестабильность может создать новые возможности для деятельности отдельных фирм, например, в сфере нелегального бизнеса;
|
- рыночные. Рыночная среда представляет собой постоянную опасность для организации. К рыночным факторам, влияющим на успехи и провалы организации относятся:
- распределение доходов населения;
- уровень конкуренции в отрасли;
- изменяющиеся демографические условия;
- легкость проникновения на рынок;
- технологические. Анализ технологической должен учитывать изменения в технологии производства. Руководитель любой организации должен следить за тем, чтобы не подвергнуться "шоку будущего", разрушающего организацию;
- факторы конкуренции. Любая организация должна исследовать действия своих конкурентов: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов, обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов;
- социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, движение в защиту интересов потребителей, отношение общества к бизнесу);
- международные. Руководство организаций, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой среде.
Анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми фирма сталкивается в этой среде. Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.
|
Стратегический анализ
Стратегический анализ — это средство преобразования данных, полученных в результате анализа среды, в стратегический план организации.
Стратегический анализ включает исследование:
- внешней среды организации;
- внутренней среды организации.
К инструментам стратегического анализа относятся
- формальные модели и количественные методы;
- самостоятельный творческий анализ, основанный на специфике данной организации, аналитических и интуитивных способностях менеджеров и плановиков.
Анализ разрыва — выявление ситуации, когда существует разрыв между целями фирмы и ее возможностями.
Стратегический анализ может быть разделен на 2 основных этапа:
- сравнение намеченных фирмой ориентиров и реальных возможностей, предлагаемых средой, анализ разрыва между ними;
- анализ возможных вариантов будущего фирмы, определение стратегических альтернатив.
Формулирование стратегии следует за этапом стратегического анализа и нацелено на выбор одной из стратегических альтернатив.
В процессе стратегического анализа руководство организации склоняется к выбору одного из возможных вариантов стратегии — того, который в наибольшей степени соответствует условиям внутренней и внешней среды, а также выбранным целям деятельности.
Анализ внешней среды организации
Анализ внешней среды - процесс, посредством которого разработчики стратегического плана изучают внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.
|
Внешняя среда оценивается по 3 параметрам: изменениям, оказывающим влияние на деятельность организации, факторам, представляющим угрозу для деятельности организации; факторам, предоставляющим возможности для достижения поставленных целей.
Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к фирме факторы и добиться:
- разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз;
- прогнозирования возможностей;
- составления плана на случай непредвиденных обстоятельств;
- разработки стратегий.
Для этого необходимо выяснить:
- где находится организация в настоящий момент;
- где она должна находиться в будущем;
- что для этого необходимо сделать.
После этого руководство предприятия начинает этап стратегического планирования, которое включает:
- оценку изменений, воздействующих на различные аспекты текущей стратегии;
- определение факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии организации;
- анализ деятельности конкурентов;
- определение факторов, предоставляющих больше возможности для достижения общеорганизационных целей путем корректировки планов.
Значение анализа внешней среды:
- позволяет лучше понимать изменения в макросреде;
- позволяет более адекватно оценивать существующую обстановку;
- способствует лучшему пониманию роли международных организаций;
- содействует повышению уровня качества принятия решений, связанных с распределением ресурсов;
- позволяет обеспечивать управление рисками;
- помогает сосредоточить внимание на первичных признаках стратегических перемен;
- позволяет организации вовремя прогнозировать угрозы и возможности и принимать соответствующие меры.
СВОТ- и СТЭП-анализ
1. СВОТ (SWOT) — аббревиатура, образованная из первых букв названий, ее составляющих: сильные стороны; слабые стороны; возможности; угрозы.
СВОТ- анализ — процесс, при котором исследуется взаимодействие между 4 его составляющими.
2. СТЭП — аббревиатура, образованная из первых букв (на английском языке) названий, его составляющих: социодемографические воздействия; технологические воздействия; экономические воздействия; политические воздействия.
Иногда данный вид анализа именуется также РЭСТ-анализом (другой порядок букв в аббревиатуре).
Социодемографические воздействия — роль общества и социальных перемен, проблем роста и убыли населения в жизни организации, ее отрасли и рынков.
Технологические воздействия — воздействие развития современных технологий на функционирование организации (появление новых технологий, новых товаров и т. п.).
Экономические воздействия — влияние изменений в макроэкономике и их воздействие на организацию (инфляция, платеж способность предприятий и т. п.).
Политические воздействия — воздействие государства на организацию. в частности, через:
- законодательные акты: законы о защите прав потребителе мерах безопасности труда, контрактах, налогах и т. д.;
- налогообложение;
- международные контакты.
СТЭП- анализ - процесс, во время которого исследуются от ношения между указанными воздействиями.
Анализ внутренней среды организации
Анализ внутренней среды — процесс изучения текущего состояния организации, ее внутренних недостатков и возможностей.
Цель внутреннего анализа — определение потенциала организации для создания конкурентного преимущества, основными источниками которого являются стержневые компетенции, также координация всех видов деятельности по увеличении ценности продукта.
Анализ внутренней среды должен быть: системным; многофакторным.
Он включает исследование 5 составляющих, таких, как: маркетинг; финансы (бухгалтерский учет); производство (операции); персонал (человеческие ресурсы); организационная культура и образ корпорации.
При обследовании маркетинга необходимо обратит внимание на 7 факторов, таких как: - конкурентоспособность; - разнообразие и качество ассортимента изделий; - рыночная демографическая статистика, контроль за изменениями на рынках и в интересах потребителей; - рыночные исследования и разработки новых товаров и услуг; - предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов, являющееся одним из слабых мест в предпринимательстве; - эффективный сбыт, реклама и продвижение товара (агрессивная, компетентная группа сбытовиков может оказаться самым ценным состоянием фирмы; творчески направленная реклама и продвижение товара служат хорошим дополнением к ассортименту изделий); - прибыль.
Анализ финансового состояния может принести пользу фирме, выявить уже имеющиеся потенциальные внутренние слабости организации по сравнению с ее конкурентами.
В итоге проведения внутреннего анализа необходимо ответить на вопросы:
- Каково качество и разнообразие ассортимента?
- Разработаны ли новые товары, услуги?
- Успешно ли ведется реклама?
- Какова ожидаемая прибыль?
- Каково финансовое состояние организации?
- Может ли организация производить товары с меньшими затратами, чем конкуренты?
- Можно ли улучшить процесс производства и контроль качества продукции?
- Какова компетентность персонала и руководства организации?
- Как функционирует система оценки работы персонала?
- Насколько успешна система мотивации?
- Каков имидж организации?
. Внутренний анализ позволяет: определить ресурсы организации; уточнить ценности организации; установить сильные и слабые стороны организации; оценить качество продукта; проанализировать финансовую деятельность; оценить имеющиеся инвестиции; провести оценку будущих стратегий.