1. По мере развития новейших информационных технологий, средств телекоммуникации сетевые структуры могут постепенно трансформироваться в новый тип — виртуальные структуры. В настоящее время под виртуальной организацией обычно подразумеваются:
- любые новые организационные формы, жизненный цикл которых ограничен определенными временными рамками, а центральное место занимают информационные технологии;
- временной набор электронных телекоммуникационных связей между эфемерными образованиями, которые жертвуют уровнем своей компетенции во славу эффективного взаимного сотрудничества;
- высокоскоростные каналы связи, заложенные в сетях Интернет и Интранет;
- межорганизационное гибкое предприятие, создаваемое на время, главная цель которого — получение выгоды благодаря расширению ассортимента товаров и услуг;
- временная или постоянная совокупность географически разобщенных индивидов, групп, организационных единиц или же целостных организаций, функционирование производственного процесса у которых проходит при обязательном участии информационных технологий, включая электронные средства связи.
Новизна виртуальной организации проявляется на 4 уровнях, таких, как:
- стратегический — виртуальная организация более изменчивая, ориентированная на появляющиеся идеи и формируется вокруг возможностей. Основным стратегическим ресурсом будет время, что приведет к ускорению делового цикла. Потребности клиента будут формировать сами виртуальные организации, предлагая новые возможности, поскольку сама философия бизнеса — это не решение проблем, что означало бы вложение сил и времени в свои слабости, а поиск возможностей и развитие сильных сторон;
|
- структурный — связи и элементы виртуальной организации представляют равноправное сотрудничество "свободных художников", рабочих групп, отделов и целых организаций-, причем отношения каждый раз эти связи выстраиваются по-новому и только на этапе реализации конкретного проекта;
- организационный — построение отношений основывается на идеях компетентности и партнерстве людей, участвующих, в виртуальной организации. От работника будет требоваться не выполнение работы и даже не улучшение продукта или процесса ее выполнения, а умение сделать выбор, т. е. какую работу делать дальше, а от какой отказаться. А сам виртуальный характер работы помимо командной работы и внутренней мотивации требует постоянного взаимодействия работников с работниками других организаций для выполнения работы в рамках виртуальной организации;
- теоретический — бизнес-процессы как основа технологии и процесса создания продукта или услуги будут доведены до замкнутого цикла, включающего динамическое моделирование и постоянное совершенствование в режиме реального времени.
2. Сложность появления новой структуры организации состоит не в придумывании новой схемы, отражающей виртуальную философию бизнеса, и не в формализации отношений, заданных информационными системами, а в поиске основы для создания и формы проявления этих отношений между людьми. Центром и источником изменения технологии, продукта, культуры, организации является человек, потребности и способности которого осуществляют преобразования и задают определенное направление развития.
|
Меняется также и сам состав организационного окружения, более актуальным становится деление не на дальнее и ближнее окружение, а на "твердое" и "мягкое":
- твердое — это инфраструктура, компьютеры, каналы, узлы, провайдеры, службы технической поддержки, все, что определяет форму и строение информационной среды;
- мягкое — это само содержание виртуальной среды, желания, идеи и представления людей о возможностях информационных технологий, выстраиваемые отношения и так называемая информационная культура.
Преимущества виртуальной организации - наличие таких новых явлений как:
- виртуальный рынок, который предполагает предлагаемые системой Интернет коммуникационные и информационные услуги коммерческого назначения. Элементами виртуального рынка являются:
- свободный доступ к рынку и равноправие партнеров;
- добровольное участие и подверженность рыночных событий влиянию участников;
- повышение прозрачности рынка с одновременным снижением различий в степени информированности партнеров;
- виртуальная реальность — имитация реальных процессов разработок и производства в кибернетическом пространстве, которое одновременно является и средой, и инструментом и позволяет интуитивно выстроить сложные структуры и мысленно представить продукт, здания, рабочие места, машины и оборудование до того, как они обретут реальное существование;
- внутриорганизационные сети:
- широкая гамма работ на дому и работ с использованием средств телесвязи, а также работ с использованием банков знаний или сетей знаний;
- объединение в единую сеть отдельных сотрудников с помощью современных информационных и коммуникационных технологий.