1. Формулирование стратегии — процесс, следующий за этапом стратегического анализа и нацеленный на выбор одной из альтернативных стратегий.
Процесс формулирования стратегии включает следующие основы:
- идеологическую — это видение, идеальное представление о состоянии бизнеса, в соответствии с которым организация хочет вести свой бизнес. Состоит: из видения; миссии; целей; потребительской оценки;
- организационную, которая включает такие факторы, как: внешняя эффективность - знание структуры потребностей и степени удовлетворения их организацией, которая определяется, в частности, долей организации на рынке и тенденциями ее изменения. Внешняя эффективность включает также создание новых сфер предпринимательства и способность к их организации, демонстрирует деловые возможности организации и ее потенциал; внутренняя эффективность - состояние предприятия с точки зрения затрат, использования капитала и динамики производительности; характеристика способности к стратегическому управлению - оценка того, как руководство справляется с разработкой стратегии. Оценка должна касаться не только положения, существующего на момент исследования, но и возможностей развития ситуации. Руководство должно выбрать правильный курс и вести этим курсом всю организацию.
2. Реализация стратегии — использование стратегии с учетом всех факторов.
Реализация стратегии направлена на решение следующих задач:
- определение приоритетности задач;
- установление соответствия между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами;
- выбор и приведение в соответствие с осуществляемой стратегией стиля лидерства и подхода к управлению организацией.
|
Сущность стратегического планирования и его значение
1. Стратегическое планирование — это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.
Стратегическое планирование связывает воедино цели организации, ее ресурсы и возможности, предоставляемые организации ее внешней средой.
Планирование — это не только умение предусмотреть все необходимые действия. Это также способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться. Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, но способна управлять им при помощи эффективного планирования. От качества работы по подготовке управленческих решений, т. е. планирования, зависит и качество самих этих решений, а следовательно, предопределяется успех или неуспех всей управленческой деятельности. Общий стратегический план — программа, которая направляет деятельность организации в течение продолжительного периода времени с учетом возможных корректировок. Главная цель стратегического планирования — обеспечение нововведений и изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде.
2. Стратегическому планированию присуши следующие характерные черты:
- устремленность в среднесрочную и дальнесрочную перспективы;
- ориентация на решение ключевых, определяющих для планируемой системы целей, от достижения которых зависит ее выживание, социально-экономический прогресс;
|
- органическая увязка намеченных целей с объемом и структурой ресурсов, требующихся для их достижения, причем как наличных, так и тех, которые будут созданы в планируемой перспективе;
- учет воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов, оказывающих на него позитивное или негативное влияние;
- адаптивный характер, т. е. способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта и приспособить к ним процесс его функционирования.
3. Процесс стратегического планирования проходит 4 этапа:
- разработка миссии и целей организации;
- определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2 года, 5, 10 лет);
- определение путей и средств их достижения;
- контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактически достигнутыми.
Краткосрочное и долгосрочное планирование
1. Стратегическое планирование следует отличать от долгосрочного и краткосрочного.
Долгосрочный план чаще всего охватывает 3- или 5-летний периоды. Он обычно имеет- описательный характер и определяет общую стратегию компании, поскольку в реальной жизни почти невозможно точно предвидеть события на такой длительный срок. Долгосрочный план вырабатывается руководством компании и содержит главные стратегические цели предприятия на перспективу.
Основные области долгосрочного планирования: организационная структура; производственные мощности; капитальные вложения; потребности в финансовых средствах; исследования и разработки и др.
|
2. Краткосрочное планирование может быть рассчитано на год, полгода, месяц, несколько дней.' Краткосрочный план на год включает объем производства, планирование прибыли и др. Краткосрочное планирование тесно связывает планы различных партнеров и поставщиков, и поэтому эти планы могут либо согласовываться, либо отдельные моменты плана являются общими для компании — производителя и ее партнеров. Особое значение для предприятия имеет краткосрочный финансовый план. Он позволяет анализировать и контролировать текущую финансовую деятельность. Этапами составления и реализации краткосрочного плана являются:
- анализ ситуации и проблемы;
- прогнозирование будущих условий деятельности;
- постановка задач;
- выбор оптимального варианта;
- составление плана;
- корректировки плана;
- выполнение плана;
- контроль за выполнением плана.
Система планов организации
План — результат любого вида планирования, включающий зафиксированные в письменном виде и утвержденные руководством организации данные о целях и задачах, сроках их достижения, исполнителях, ресурсах. В организации все виды планов образуют единую систему. Система планов организации включает:
- стратегический план, иногда называемый генеральным планом фирмы;
- стратегические планы отдельных структурных единиц, входящих в состав фирмы;
- долгосрочные и краткосрочные планы организации:
- общефирменные планы текущей деятельности, так называемые хозяйственные планы, или "планы прибыли", рассчитываются на один год - с помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и поставляются на рынок;
- текущие планы подразделений, дополняют общефирменные планы текущей деятельности;
- тактические планы, регламентирующие текущую деятельность организации:
- разрабатываются в полном соответствии со стратегическими планами, в их развитие;
- рассчитаны на более короткий период времени, чем стратегические, долгосрочные и краткосрочные, поэтому результаты их реализации проявляются сравнительно быстро и возможно быстрое принятие мер по выявленным отклонениям;
- целевые планы:
- разработка новой продукции и технологии;
- снижение затрат на производство;
- экономия энергоресурсов; проникновение на новые рынки и др.
Маркетинг
1. При анализе функций маркетинга выделяют 7 важнейших направлений исследования:
- доля рынка и конкурентоспособность. Доля рынка в процентах к его общей емкости является одним из важнейших показателей, характеризующих успешную деятельность организации, так как есть определенная зависимость между долей рынка организации и эффективностью ее работы (прибыльностью). В то же время это существенная цель большинства фирм;
- разнообразие и качество ассортимента. Они во многом определяют устойчивость организации. Однако здесь возможны различные подходы. Одна фирма выпускает ограниченный ассортимент и, видя свой главный успех в обеспечении качества продукции, осваивает 1—2 новых изделия в год (например, фирма по производству автомобильных шин). Другая фирма ежегодно осваивает десятки и сотни новых изделий (например, фирма по производству бытовой химии);
- рыночная демография. Исследование изменений на рынке и в структуре клиентов — весьма сложная задача для руководства организации. Еще больше осложняет ее социальное расслоение общества, изменение уровня доходов основной массы населения и изменение общественных ценностей;
- рыночные исследования и разработки. Для поддержания постоянной конкурентоспособности организации необходимо вести широкие исследования и разработки новых товаров и услуг, а также новых рынков;
- предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов. Эффективное и добротное послепродажное обслуживание способствует большему количеству продаж, оно формирует и сохраняет лояльность покупателей к фирме, позволяет устанавливать повышенные продажные цены; послепродажное обслуживание позволяет удерживать клиентов;
- сбыт, реклама, продвижение товара. Эти показатели занимают одно из центральных мест в анализе функции маркетинга. Организация может рассчитывать на успех на рынке только в том случае, если она имеет активных и компетентных сбытовиков, агрессивную, творчески организованную рекламу и продвижение товаров и услуг;
- прибыль. Это обобщающий показатель эффективности деятельности коммерческой организации. Поэтому постоянный контроль прибыли от различных направлений деятельности, товаров и услуг является важной функцией маркетинга.
2. Ключевые вопросы, на которые необходимо получить ответ в ходе анализа производственной составляющей маркетинга организации:
- Может ли фирма производить свои товары и услуги с меньшими издержками по сравнению с конкурентами?
- Имеет ли организация доступ к новым материалам? Зависит ли она от единственного поставщика или у нее есть выбор?
- Каково оборудование фирмы? Является ли оно новым и хорошо ли обслуживается?
- Рассчитана ли система закупок на снижение материальных запасов и ускорение реализации продукции? Имеются ли на фирме механизмы контроля над входящими материалами, их движением в производстве и выходящими изделиями?
- Может ли организация обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать ее конкуренты?
- Обладает ли организация эффективной системой контроля качества продукции?
- Насколько хорошо организован и спланирован процесс производства? Можно ли его улучшить?
3. Лозунг 1930-х гг. "Кадры решают все!" в условиях становления рыночных отношений и кризиса экономики не менее актуален и получил новое звучание. Решение многих проблем современной организации зависит от обеспеченности производства квалифицированными и энергичными специалистами.
Вопрос 9. Управленческие решения при стратегическом планировании
Показатель — количественно-качественная характеристика социально-экономических явлений и процессов. Причем качественная сторона его отображает сущность явлений или процесса в конкретных условиях места и времени, а количественная — его размер, абсолютную или относительную величину. Применительно к стратегическому планированию под показателем следует понимать меру планового задания, придающую ему количественную или качественную определенность.
2. Используемая в стратегическом планировании система показателей должна отвечать следующим требованиям:
- единство и обязательность для данного конкретного уровня планирования;
- сопоставимость;
- наглядность;
- гибкость (возможность их корректировки);
- ограниченность (показателей не должно быть слишком много, они не должны создавать путаницу);
- относительная простота (показатели не должны быть слишком сложными для их расчета и понимания).
3. В зависимости от связи с объектами стратегического планирования и содержанием меры показатели классифицируются: на конечные и промежуточные; натуральные и стоимостные; количественные и качественные; объемные и сетевые; абсолютные и относительные; утверждаемые, расчетные и информационные (справочные).
Оценка рисков при принятии управленческих решений.
1. Риск — возможность отклонения в процессе деятельности от ожидаемых или плановых результатов. Риск в стратегическом менеджменте имеет 3 составляющие:
- объективную, учитывающую область деятельности, положение организации на рынке и т. п.;
- методическую, определяемую целями и технологиями различных типов менеджмента;
- индивидуальную, определяемую психофизическими особенностями конкретного менеджера.
При классификации рисков принято по возможным последствиям выделять:
- чистые риски, результатом которых могут быть только отрицательные отклонения. К чистым рискам относят: экологические; транспортные; имущественные; производственные; торговые;
- спекулятивные риски, предполагающие возможность положительного результата. К ним относятся: биржевые; финансовые; для отдельных фирм — политические риски.
Большинство рисков вне зависимости от их физической природы имеют финансовые последствия. По финансовым последствиям принято разделять риски на 3 категории:
- допустимый — это риск решения, в результате неосуществления которого организации грозит потеря меньшей части прибыли;
- критический — это риск, при котором организации грозит потеря большей части прибыли;
- катастрофический — риск, при котором возникает угроза неплатежеспособности и гибели организации. По зоне возникновения риски подразделяются:
- на финансовые, которые включают: риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционные и дефляционные, валютные, риск ликвидности); риски, связанные с вложением капитала (риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь);
- инфляционные — это риски того, что при росте инфляции, получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут;
- валютные — представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций;
- риски ликвидности, которые связаны с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости;
- инвестиционные — сопровождают процесс вложения капитала, в частности, риск потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам.
2. Снижение риска возможно на этапах.
- планирования операции или проектирования образцов — введением дополнительных элементов и мер подстраховки;
- принятия решений — путем использования соответствующих критериев оценки эффективности решения, например: критерия Вальда ("рассчитывай на худшее"); критерия Седвиджа ("рассчитывай на лучшее"); ограничения риска по величине (при этом альтернативы, не удовлетворяющие ограничению на риск, не рассматриваются);
- выполнения операции и эксплуатации технических систем — посредством строгого соблюдения и контроля режимов эксплуатации.