Стратегия атаки 4 флангов
1. Целью разработки конкурентной маркетинговой стратегии является достижение таких стратегических целей, как:
- создание ниши в бизнесе;
- достижение конкурентных преимуществ по сравнению с другими фирмами;
- удержание завоеванных позиций.
2. Цель стратегии возведения нового рынка продукта может быть достигнута 4 способами за счет:
-расширения имеющегося рынка. Рынок продукта может быть расширен за счет привлечения новых покупателей, нахождения новых областей применения или увеличения области применения марки товара, а также частоты покупок;
- увеличения доли рынка за счет конкурента. Если рынок не может быть расширен, то стратегия возведения своего места на рынке предусматривает достижение рыночного успеха за счет вытеснения конкурентов. В этих обстоятельствах иногда применяют принципы наступательной войны и разведки, позволяющей оценить прочность положения лидера и обнаружить его уязвимые места, а затем атаковать соперника в соответствии с выявленными данными.
3. При применении стратегии лобовой атаки претендент-новичок наносит фронтальный удар. Успех лобовой атаки зависит от 4 факторов.
- претендента должен иметь четкое и поддерживаемое конкурентное преимущество. Если это преимущество заключается в лидерстве по затратам, то в борьбе с лидером рынка претендент может использовать стратегию низких цен. Четкое отличительное преимущество служит основой для получения более высокой потребительской ценности. Способность к поддержанию заявленного преимущества позволяет отсрочить реакцию лидера;
- претендент не должен уступать лидеру в других видах маркетинговой деятельности;
|
- вероятность успеха лобовой атаки повышается при наличии ограничений, препятствующих ответным мерам лидера. К таким ограничениям относятся, например, патентная защита, существенное опережение в технологии, высокая стоимость принятия ответных мер, самоуважение (престиж) конкурента. Если отличительное преимущество, в том числе лидерство по затратам, поддерживается патентной защитой, копирование такой продукции существующим лидером рынка крайне затруднено. Принятию ответных мер может помешать и престиж ведущего конкурента. Лидер рынка может отказаться от копирования нового успешного продукта, просто не желая тем самым признавать свое поражение. Если вызов новичка основан на инновационной технологии, лидеру может потребоваться время для принятия этой новой технологии;
- претендент должен иметь соответствующие ресурсы, чтобы выстоять в битве, если ее предпримет лидер рынка (например, политические связи, союзников в бизнесе и др.).
Примером фирмы, победившей лидера рынка вследствие выполнения большей части этих условий, является компания IBM, атаковавшая фирму Apple, лидера рынка персональных компьютеров. Постепенно внедряясь в этот сегмент, фирма IBM разработала компьютер с 16-разрядным процессором, более быстродействующим и мощным, чем 8-разрядный процессор компьютеров Apple, обеспечив таким образом пользователей компьютеров IBM более широким выбором программ. Apple отказалась следовать путем IBM в области программного обеспечения, предпочитая сохранять принципиальные различия. Вместо этого она выбросила на рынок компьютер Macintosh, основанный на отличительном преимуществе в виде простоты для пользователей. Однако IBM сохранила преимущество в программном обеспечении.
|
Большие ресурсы фирмы IBM, связанные с потоком денежной наличности от продажи универсальных компьютеров, позволили ей провести мощную рекламную кампанию, нацеленную на предпринимательский рынок.
4. Атака с флангов предполагает удар по неохраняемым или слабо охраняемым позициям противника. В маркетинговой терминологии это означает наступление на географические регионы или сегменты рынка, в которых защищающаяся сторона слабо представлена. Например, японские автомобилестроительные компании атаковали европейский и американский автомобильные рынки с флангов, внедрившись вначале в сегмент малолитражных автомобилей, из которого затем они начали распространяться и в другие сегменты, включая сегмент гоночных автомобилей.
Виды атаки с флангов:
- окружение. Такая стратегия соответствует атаке противника со всех сторон. Нападению подвергается каждый сегмент рынка. Средством нападения и полного окружения служат всевозможные комбинации отличительных особенностей нового продвигаемого продукта;
- обходной маневр — предусматривает обход защищенных позиций противника. Обходной маневр часто основан на технологическом скачке, который изменяет правила игры. Так, фирма Casio обошла аналогичные швейцарские часовые фирмы, применив цифровую технологию;
- партизанская атака — характеризуется мелкими уколами противника. Слабая сторона может доставить множество неприятностей своим более сильным соперникам. Непредсказуемые ценовые скидки, стимулирование сбыта или мощная рекламная телевизионная кампания в нескольких регионах — вот несколько тактических приемов, создающих проблемы для сильной обороняющейся стороны. Партизанская тактика может быть единственно доступным вариантом для небольшой компании, сталкивающейся с более крупным соперником.
|
Стратегия приспособления
1. Стратегия приспособления - это способ выживания и обеспечения эффективной деятельности хозяйственной единицы в условиях подчинения уже существующим правилам и использования их с максимальной выгодой.
Основными целями стратегии приспособления являются:
- адаптация к формирующемуся рынку;
- отказ от изживших себя неэффективных методов хозяйствования;
- обеспечение стабильности хозяйственной деятельности;
- выигрыш времени для перехода в будущем к агрессивной конкурентной борьбе;
- сохранение ресурсного потенциала, в особенности коллектива высокопрофессиональных специалистов и управленцев.
2. Организационный компонент стратегии приспособления имеет несколько вариантов:
- вхождение предприятий в вертикальные структуры управления: Они обычно помогают в снабжении и сбыте, в установлении хозяйственных связей;
- создание различных горизонтальных объединений предприятий — акционерных обществ, товариществ под совместные инвестиционные и производственные проекты. Встречаются и объединения типа картелей - соглашения между предприятиями о минимальном уровне цен;
- использование новых эффективных способов делового взаимодействия - предпринимательские сети, стратегические альянсы и т. д.