1. В своем развитии СМ прошел следующие основные этапы:
- первый этап. 1950—60-е гг. Стратегическое планирование представляло собой долгосрочное планирование производства продукции и освоения рынков. Примерно в это время долгосрочные планы стали центром внимания при выработке стратегического поведения организации. Появляются новые подходы в достижении целей в конкурентной борьбе;
- второй этап. 70-е гг. Существенно изменился смысл стратегического выбора, который не был уже фиксацией планов производства на долгосрочную перспективу, а представлял собой ответ на вопрос: "Что делать с тем бизнесом, который был успешным до сих пор, но может потерять привлекательность вследствие изменения потребительских приоритетов?";
- третий этап. 80—90-е гг. Динамизм внешней среды настолько усложнил задачу своевременно адаптации к изменениям, которые происходят во всех сферах общественной жизни, что способность организации должным образом отвечать на подобный вызов окружения стала сутью ее стратегического поведения. В основе стратегических решений теперь оказывался выбор такого поведения в текущий момент, который обеспечивало бы процветание организации в будущем;
- четвертый этап. Первое десятилетие XXI в. — резкое возрастание фактора внешней среды. Осознание необходимости разработки стратегии, ориентированной на изменения во внешней среде, элементами которой являются диверсификация, интеграция, освоение новых рынков.
2. Ряд авторов склоняются к мнению, что следующим этапом развития управленческой науки будет "менеджмент знаний". Основными задачами данного направления менеджмента будут:
- создание новых знаний, имеющих в первую очередь коммерческую ценность;
|
- обучение знаниям;
- внедрение знаний в производственные и управленческие процессы;
- хранение и защита знаний.
"Тихая управленческая революция" начала 1980-х гг.
Термин "стратегическое управление" был введен в обращение на стыке 60—70-х гг. XX в. для обозначения разницы между управлением производственно-хозяйственной системы на уровне производства ("текущим") и управлением ею, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана изменениями в условиях ведения бизнеса, важностью переноса центра внимания в том или ином бизнесе на ситуацию в окружающей его среде, чтобы своевременно и соответствующим образом реагировать на происходящие в ней изменения.
Идеи стратегического менеджмента являются ярким проявлением "тихой управленческой революции ", которая началась в американской экономике в 1970-е — 1980-е гг. Обнаружив неспособность своих менеджеров справиться с нарастающими трудностями во внешней среде в самый затяжной за весь послевоенный период экономический кризис (1973—1981), американские корпорации столкнулись с кризисом управляемости своих хозяйственных систем. Поиски выхода из него осуществлялись не только на путях повышения квалификации управленческих кадров, но и за счет перехода к новой "управленческой парадигме", суть которой состоит в определенном отходе от управленческого рационализма, от начального убеждения, что успех фирмы определяется прежде всего рациональной организацией производства, снижением издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, повышением производительности труда и эффективности использования всех видов ресурсов. Новая парадигма основана:
|
- на системном и ситуационном подходах к управлению: корпорация рассматривается при этом прежде всего как открытая система; Главные предпосылки успешной деятельности фирмы отыскиваются не только внутри, но и вне ее, т. е. успех связывается с тем, насколько удачно фирма приспосабливается к внешнему окружению — научно-техническому, экономическому, социальному, политическому и т. п.;
- концепции фирмы как социальной системы. Не только характер стратегий, тип организационных структур, процедур планирования и контроля, но и стиль руководства, квалификация людей, их поведение, реакция на новшества и изменения должны
постоянно анализироваться и совершенствоваться при построении организационных систем управления. В рамках "новой парадигмы" особенно важное значение придается факторам организационной культуры — установившимся в организации ценностям, индивидуальным и групповым нормам поведения, установкам, типам взаимодействий и т. д.