Вопрос2. Эволюция стратегического менеджмента




1. В своем развитии СМ прошел следующие основные этапы:

- первый этап. 1950—60-е гг. Стратегическое планирование пред­ставляло собой долгосрочное планирование производства продук­ции и освоения рынков. Примерно в это время долгосрочные планы стали центром внимания при выработке стратегическо­го поведения организации. Появляются новые подходы в дос­тижении целей в конкурентной борьбе;

- второй этап. 70-е гг. Существенно изменился смысл стратеги­ческого выбора, который не был уже фиксацией планов произ­водства на долгосрочную перспективу, а представлял собой ответ на вопрос: "Что делать с тем бизнесом, который был успеш­ным до сих пор, но может потерять привлекательность вслед­ствие изменения потребительских приоритетов?";

- третий этап. 80—90-е гг. Динамизм внешней среды настолько усложнил задачу своевременно адаптации к изменениям, кото­рые происходят во всех сферах общественной жизни, что спо­собность организации должным образом отвечать на подобный вызов окружения стала сутью ее стратегического поведения. В основе стратегических решений теперь оказывался выбор та­кого поведения в текущий момент, который обеспечивало бы процветание организации в будущем;

- четвертый этап. Первое десятилетие XXI в. — резкое возраста­ние фактора внешней среды. Осознание необходимости разра­ботки стратегии, ориентированной на изменения во внешней среде, элементами которой являются диверсификация, интеграция, освоение новых рынков.

2. Ряд авторов склоняются к мнению, что сле­дующим этапом развития управленческой науки будет "ме­неджмент знаний". Основными задачами данного направления менеджмента будут:

- создание новых знаний, имеющих в первую очередь коммерче­скую ценность;

- обучение знаниям;

- внедрение знаний в производственные и управленческие процессы;

- хранение и защита знаний.

"Тихая управленческая революция" начала 1980-х гг.

Термин "стратегическое управление" был введен в обращение на стыке 60—70-х гг. XX в. для обозначения разницы между управ­лением производственно-хозяйственной системы на уровне про­изводства ("текущим") и управлением ею, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия бы­ла вызвана изменениями в условиях ведения бизнеса, важно­стью переноса центра внимания в том или ином бизнесе на ситуацию в окружающей его среде, чтобы своевременно и со­ответствующим образом реагировать на происходящие в ней изменения.

Идеи стратегического менеджмента являются ярким проявлением "тихой управленческой революции ", которая началась в американ­ской экономике в 1970-е — 1980-е гг. Обнаружив неспособность своих менеджеров справиться с нарастающими трудностями во внешней среде в самый затяжной за весь послевоенный период экономический кризис (1973—1981), американские корпорации столкнулись с кризисом управляемости своих хозяйственных сис­тем. Поиски выхода из него осуществлялись не только на путях повышения квалификации управленческих кадров, но и за счет перехода к новой "управленческой парадигме", суть которой со­стоит в определенном отходе от управленческого рационализма, от начального убеждения, что успех фирмы определяется преж­де всего рациональной организацией производства, снижением издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, повышением производительности труда и эффективности ис­пользования всех видов ресурсов. Новая парадигма основана:

- на системном и ситуационном подходах к управлению: корпо­рация рассматривается при этом прежде всего как открытая система; Главные предпосылки успешной деятельности фирмы отыскиваются не только внутри, но и вне ее, т. е. успех связы­вается с тем, насколько удачно фирма приспосабливается к внешнему окружению — научно-техническому, экономическо­му, социальному, политическому и т. п.;

- концепции фирмы как социальной системы. Не только харак­тер стратегий, тип организационных структур, процедур пла­нирования и контроля, но и стиль руководства, квалификация людей, их поведение, реакция на новшества и изменения должны

постоянно анализироваться и совершенствоваться при по­строении организационных систем управления. В рамках "новой парадигмы" особенно важное значение прида­ется факторам организационной культуры — установившимся в организации ценностям, индивидуальным и групповым нормам поведения, установкам, типам взаимодействий и т. д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: