Организация и операции
Мессершмитт Bf 109C или D (обратите внимание на отверстие в крыле для пушки), готовиться к вылету в La Cenia, главной базе «Легиона Кондор», вероятно в середине 1938. Человек в штатском почти наверняка пилот, позирует для фотографии перед визитом в местный город или, возможно, перед возвращением в Германию. Он имеет некоторое сходство со ст. лт. Kurt Midler из 4.J/88.
Первые командиры
Даже когда «Легион Кондор» не существовал как таковой, уже была создана эскадрилья из шести He 51, прибывших в середине августа 1936, под командованием лт. Kraft Eberhardt. В конце сентября, после прибытия группы пилотов, две «эскадрильи» из трех самолетов каждая, получили индивидуальных командиров, но Eberhardt фактически оставался общим командиром. Он был заменен, после гибели 13 ноября, ст. лт. Herwig Knüppel.
Когда Легион был официально создан, прибыли самолеты для создания четырех Staffeln (эскадрилий) 19. Новая J/88 была отдана под командование майора Baier, который неожиданно заболел и был отправлен в Германию. Он был заменен капитаном фон Mehrardt. Подчиненные высоко его ценили и описывали как мягкого и доброго человека, он оставался на этом посту до 18 июля 1937. Во время его командования начался переход на Messerschmitt Bf 109.
Фон Mehrardt был заменен капитаном Gotthardt Handrick, по прозвищу 'Herman', участником олимпиады. Его считали характерным представителем нового поколения офицеров новой немецкой армии. Молодой, атлетичный и требовательный как к себе, так и к своим людям. Handrick оставался на своем посту до сентября 1938, когда он был заменен майором Walter Grabmann. Победа националистов в марте 1939 помешала майору Bustellin занять этот пост.
J/88
Капитан Werner Palm водил свою часть в бой с начала ноября 1936 до 6 апреля 1937, когда он был заменен ст. лт. Harro Harder, который служил до 18 декабря этого же года; затем был черед ст. лт. Wollgang Schellmann до 2 сентября 1938 и, наконец, капитана Siebel Recnts. Переход на Bf 109 был проведен под командованием Harder.
|
J/88
Приняв командование в ноябре 1936, ст. лт. Siegfried Lehmann передал свое подразделение под командование ст. лт. Günther Lützow 19 март 1937; затем оно перешло к ст. лт. Joachim-Heinrich Schlichting, до 28 мая 1938; к ст. лт. Hubert Kroeck до 31 октября 1938 и, наконец, к ст. лт. Alfred von Lojewski. Переход на Bf 109 произошел под
123: Один из последних самолетов, летавших в 4.J/88 (номер самолета очевидно больше 100) этот Heinkel He 51 имел типичный трехцветный камуфляж. Он находится в мастерских в парке Logroño, где на него установили бронированную плиту позади сиденья летчика, для защиты его спины и головы. Плиту можно видеть, она торчит выше фюзеляжа
Вероятно наиболее опасным врагом, которого Легион мог встретить в воздухе был поликарповский И-16. Этот тип 5 был самым первым экземпляром, захваченным националистами, он показан после ремонта и находится в составе Grupo l-W, но видны все главные особенности машины. Место, вероятно, Cuatro Vientos, 1939.
Это машина Walter Oesau, так как на хвосте видны знаки семи побед и маленький щит на коке винта, хотя номер этого Bf 109B (нет пулеметов в крыльях), неизвестен.
командованием Lützow, вероятно, одного из наиболее эффективных летчиков-истребителей в Испании.
J/88
Jürgen Roth командовал подразделением с ноября 1936 по 19 марта 1937, до передачи командования ст. лт. Douglas Pitcairn, который уступил его знаменитому Адольфу Галланду, в это время только ст. лт. Переход на Bf 109 пришелся на время, совпавшее с прибытием нового командира эскадрильи ст. лт. Вернера Мельдерса 24 мая 1938, командовавшего до появления на сцене 5 декабря последнего командира эскадрильи ст. лт Hubertus von Bonin. Все они получат известность в более позднем великом конфликте.
|
J/88
Это была эскадрилья с наиболее трудной судьбой. Ее возглавил в ноябре 1936 ст. лт. Kraft Eberhardt, который уже был ветераном; это, фактически, было только продолжением первого подразделения, прибывшего летом. Eberhardt, убитый 13 ноября, был замещен ст. лт. Herwig Knüppel, другим ветераном, который оставался командиром до 1 марта 1937. Следующим был ст. лт. Walter Kienzle, который командовал до конца этого месяца, до расформирования эскадрильи по причинам, которые мы рассмотрим позже.
4-я эскадрилья была восстановлена 2 ноября под командованием ст. лт. Eberhardt d'Elsa и просуществовала до 17 июня 1938, когда была окончательно расформирована. Она не была переведена на Bf 109 из-за отсутствия самолетов.
J/88
15 февраля 1938 Ju 87 Kette было временно передано в J/88 под командованием лт. Hermann Haas. Эта новая эскадрилья оставалась с Ju 87 в течение нескольких недель, затем они были заменены на Arado Ar 68, которые, в качестве эксперимента, попытались использовать как ночной истребитель, эксперимент был быстро остановлен в связи с малыми шансами на успех.
Небезынтересно отметить, что если говорить о заявленных победах (хотя и не всегда вызывающих доверие), кроме таких «звезд» как Harder, Lützow и Mölders, большое число командиров частей не одержали ни одной победы в Испании: von Mehrardt, Palm, Lehmann, Kroeck, Roth, Pitcairn, Oalland, d'Elsa и Kienzle, в то время как Reents одержал одну победу, а Lojewski две.
|
126: Механик сидит на корне нижнего крыла Heinkel He 51С 2-60, лт. Kurt Müller из 4.J/88, чья эмблема – туз пик, видна на фюзеляже. Этот пилот и самолет были в этой части в Calamocha в январе 1938 во время Теруэльской кампании, когда она была под командованием ст. лт. Eberhardt d'Elsa. В это время He 51 становилось все труднее и труднее бороться с вражескими истребителями и часть была расформирована второй раз в июне 1938, а самолеты переданы испанцам. Пилоты были распределены среди других истребительных Staffeln Легиона.
Жизнь эскадрилий
Staffel
Три новые He 51 не были готовы до конца ноября и были размещены в Бургосе на несколько дней, прежде чем приступили к своим обязанностям с 4 декабря в Vitoria. Под командованием Palm в это время находились ст. лт. Harro Harder. ст. фельд. Karl Wilfert, лт. Hans-Jürgen Hepe, ст. фельд. Heinz Braunschweiger, лт. Wilhelm Blankenagel, ст. лт. Günther Schulze-Blank, ст. лт. Joachim Wandel, лт. Ernst Reutter, унт. Ernst Terry и унт. Hans Kolbow.
В конце месяца вся Gruppe базировалась в Avila и Escalona и совершала свои первые боевые вылеты на мадридском фронте. Неопытность новой группы была достаточно продемонстрирована 20 декабря, когда 1 Staffel сбил по ошибке итальянский Ro 37. Инцидент не способствовал сближению двух экспедиционных корпусов, которые и так уже глядели друг на друга с некоторым подозрением.
В феврале прибыло несколько новых пилотов, среди которых был Адольф Галланд, который, конечно, не имел идей, что он станет знаменитым, ни даже, что останется в Испании дольше, чем планировалось: он был только пилот, как все остальные, назначенный заниматься техническим обслуживанием Staffel.
В начале февраля Staffel находился в Escalona, когда 12-го Hepe и сам Palm были сбиты внезапной атакой и вынуждены были воспользоваться парашютами. Затем началась большая Северная кампания, и вся J/88 Gruppe переместилась на базу в Vitoria с 1 Staffel, сократившимся до десяти самолетов. В наступлении, начавшемся 31 марта, He 51 показали эффективность своих первых атак наземных целей в стиле 'Cadenas' 20. Совершенствование 'Cadenas' не проходило без проблем, наиболее
очевидной была та, что часто пехота не атаковала после нанесенного удара, как например, 1 и 2 апреля, когда 1 Staffel действовал в Corbea и Chiqui. После первых боевых опытов 2 Staffel мог использовать свои новые мессершмитты и He 51, со все большим успехом, на атаках наземных целей. Этот тип операций, который англичане во Второй мировой позднее называли 'Rhubarbs', это была зачистка территории четырьмя самолетами в свободном построении, ищущими цели для атаки: машины, группы войск, сооружения и так далее. Это быстро стало специальностью 1 и 3 Staffeln, например, 30 апреля около сорока грузовиков было уничтожено в шести боевых вылетах, которые стали называться «свободной охотой» некоторыми пилотами Легиона. Это было не всегда безопасно и 13 мая 1 Staffel потерял самолеты лт. Wandel и унт. Kolbow, которые были сбиты опасным огнем мелкокалиберной зенитной артиллерии. Wandel попал в плен, был приговорен к смерти и, наконец, обменен.
Десять пригодных к полету машин 1 Staffel участвовали в бомбардировке Герники: более точно в обстреле дорог и улиц после частей K/88. Долгое время пилоты неохотно рассказывали историю этих событий.
В июне He 112V-4, пилотируемый унт. Max Schulz (по прозвищу 'Dosen Max'—'сонный Макс'), был придан 1 Staffel и использовался против танков, так как его 20-мм пушка, стрелявшая через вал винта, очень подходила для этой цели. По меньшей мере три танка были подтверждены Schulz, до того как он совершенно разбил самолет во время приземления 19 июля. Фактически, согласно надежным свидетельствам, скорее всего He 112 вернулся с серьезными боевыми повреждениями и не мог достичь взлетной полосы. Интенсивность противовоздушной обороны была подтверждена Harro Harder, когда 18 июля много самолетов, включая и его собственный 2-64, вернулись буквально изрешеченными. Таким образом бедный Schulz был вынужден вернуться на He 51.
Во время сражения за Брунете штаб J/88 должен был переместиться в Valdemorillo, а 1 Staffel вернулся в Escalona 8 июля. Хотя теперь хорошо понимали, что тактика 'Cadenas' не всегда легка для подразделений He 51, но бесплодная территория вокруг Брунете не позволяла вести «игру в прятки», возможную в стране Басков. 24 июля у Staffel был плохой день, когда во время последнего вылета совместного с 3 Staffel, лт. Reutter получил попадание от наземного огня и был убит; согласно Harder, это был наиболее опытный пилот подразделения. В свою очередь унт. Beurer получил несколько очень близких попаданий и, благодаря своему старшинству, смог покинуть Испанию, после того как увидел впечатляющие повреждения своего биплана. Он продолжил испытания Hs 123 в экспериментальной Gruppe VJ/88. Все другие самолеты получили попадания. Известными участниками были Handrick и лт. Galland так же как Wilfert, Kolbow и Terry. Доктор 1 Staffel предписал три недели принудительного отпуска пятерым наиболее долго служившим пилотам, но кампания подходила к своему завершению, и последний вылет состоялся 27 июля.
Все He 51 были более или менее изношены во время этой кампании и, поэтому, 30 июля Gruppe отправилась зализывать свои раны в район Alar и Calahorra. К этому времени в 1 Staffel осталось только девять машин. Отдых был кратким, так как 7 августа началось наступление против Сантандера. Двум подразделениям He 51 было поручено «делать домашнюю работу» на левом фланге операции. 18-го 1 Staffel занимал территорию вокруг Orzales. В начале месяца часть покинул Terry, который к его большому облегчению, был переведен в 2 Staffel. Со своей стороны Адольф Галланд, который участвовал в ужасном вылете 24 июля, стал командовать 3 Staffel и получил звание ст. лт. Кампания против Сантандера не уменьшила боеспособность подразделения; наоборот, во время перехода на Bf 109B экадрилья
127: Этот молодой ст. лт. Hannes Trautloft, позднее ставший одним из величайших командиров истребительной авиации сидит в своем He 51 2-23 летом 1936. Самолет дожил до передачи в испанское подразделение 1-G-2. Когда он впервые попал в Испанию, Heinkel 51, хотя и был гордостью новых Люфтваффе, уже уступал Fiat C R.32, но значительно превосходил различные республиканские истребители Nieuport. Проблемы возникали когда немецкие (или испанские) пилоты вступали в бой с Fury, Dewoitine или Loiré, что мог подтвердить Trautloft.
128: И-15 Поликарпова перестал быть наиболее серьезным врагом He 51 (сам по себе серьезный противник немецкого биплана), после того, как Heinkel стал использоваться для наземных ударов. Этот был сбит зенитной батареей «Тельман» с расчетом из интернациональных добровольцев. Один из них, или в комбинезоне, или один из стоящих справа, чех Laco Holdos, политкомиссар. Обратите внимание на человека в стандартной испанской каске, которая всегда выглядела как неподходящая своему владельцу.
одно время имела семь Bf 109 и четырнадцать He 51. 2 сентября вся Gruppe J/88 находилась в Pontejos к западу от Сантандера. 1 и 3 Staffeln занимались свободной охотой − 'Freijagd', атакуя подходящие цели. К середине сентября, однако, осталось только 14 пригодных к полетам He 51 в двух эскадрильях. Так как 'Freijagd' стала более систематичной, за ней последовала охота за автомобилями, названная 'Kochenjagd' − сродни английскому 'pigsticking' (подкалывание свиньи). Большой специалист в ней был фельдфебель Ignaz Préstele по прозвищу 'Igel' − 'Дикобраз'.
[Здесь, по неизвестной причине, у автора большой пропуск. Выше речь идет о сентября 1937 года, а ниже, о событиях марта 1938 − прим. перев. ]
Затем на земле началась гонка к морю. 8 марта 1938 Awe заявил о новой победе над И-15 над Puebla de Hijar. Закончив с 'Kochenjagd', 1 Staffel переключился исключительно на сопровождение He 111 из K/88. 10 марта Préstele заявил о победе над И-15, но республиканские воздушные силы не были еще обескровлены до смерти и, несмотря на техническое превосходство Bf 109, многие бои заканчивались в ничью, как 15 марта во время эскортирования Do 17. Первая часть кампании, первое настоящее стратегическое наступление националистов, закончилась 17 марта. J/88 перегруппировывалась в районе Санхурхо-Сарагоса.
Республиканская авиация реагировала с некоторой энергией, но в общей картине воздушные силы националистов, и в частности «Легион Кондор», стали хозяевами неба. 1 Staffel вмешался 24 марта в воздушный бой между Fiat CR.32s националистов и подразделением 'Chatos' 21. В собачьей свалке (воздушном бою) лт. Awe и унт. Stark, каждый, сбили по И-15. Ст. лт. Schellman претендовал еще на один самолет, который он сбил летая на Bf 109 6-51, но него же претендовал националист капитан Angel Salas Larrazabal. Он ранил республиканского пилота сержанта Domingo Hueso и сопроводил его И-15 на территорию националистов, чтобы он мог сдаться. 29 Hans-Karl Mayer ('Mayer-Ast') объявил о победе над И-15 над Леридой.
4 апреля две части Bf 109 переместились в Larraja к югу от Huesca, где генерал Volkmann должен был их посетить. При посадке около 12.00 столкнулись 109-е Awe и Borchers, пропеллер машины Borchers ударил по кабине самолета Awe, и обезглавил пилота. Borchers выжил, несмотря на то, что его машина перевернулась при посадке.
В этот же период Otto Bertram был переведен из 4 в 1 Staffel и получил Bf 109 6-82. В его первый день подразделение «насладилось» не менее чем четырьмя вылетами в 08.00, 11.00, 14.00 и 17.00. К концу месяца гонка к «саду» Валенсия была в разгаре.
18 мая Gotthardt Handrick (командир Gruppen J/88, летавший на самолете из Stab/88) сбил И-16 над Castellón, неизвестный пилот которого был объявлен американцем. Наступил июнь, прежде чем 1 Staffel смог добавить сбитый самолет в свой победный лист. 10-го лт. Mayer сбил СБ-2, который сделал его асом. 13-го был и плохой и хороший день: опоздав на планировавшееся сопровождение K/88, l Staffel реабилитировал себя в невероятной схватке с республиканскими истребителями. лт. Keller и унт Erich Kuhlmann засчитали по И-15, а ст. лт. Oblt Schellmann И-16. Лт. Walter Maurer, ст. лт. Kurt Müller и Meyer были засчитаны три «вероятные» победы.
На следующий день 1 Staffel встретил еще больше 'Chatos' и 'Moscas' 22, когда эскортировал группу Stukas. В собачьей схватке вновь произведенный фельдфебель Kuhlmann сбил И-15, но Priebe был сбит И-15, когда пытался отогнать особо стойкий самолет с хвоста лт. Rudolf Rech из 2 Staffel. Раненый в легкие и лопатку, он сумел, с большими трудностями, приземлиться на аэродроме Villafames, настаивая, в его собственном отчете, что он был спасен за те несколько секунд, которые потребовались его Bf 109, чтобы разбиться, и о трудностях с рычагом дросселя, который был почти совсем отстрелен. В этот же день группа потеряла лт. Helmut Henz, подбитого республиканским истребителем, вынужденного сесть на берегу реки Mijares и сдаться. Очень скоро, однако, прежде чем правительственные войска смогли захватить этот ценный приз, самолеты националистов сожгли его на земле.
На этот раз ситуация с пригодными для полетов самолетами была чрезвычайно печальной, 1 Staffel был в худшем положении с четырьмя самолетами в летном состоянии, которые совершали по десять необходимых вылета в день. В Германии Испания считалась менее важной, чем Anschluss, 23 и в этот момент не возникал вопрос о подкреплениях. С 17 по 24 июня «Легион Кондор» оставался на земле. 25-го ст. лт. Schellmann отпраздновал возобновление операций сбитым И-16.
15 июля другой крупный воздушный бой позволил ст. лт. Mullet, лт. Keller, фельд. Kuhlmann унт. Quasinowski одержать победы над таким же количеством И-15. Этим же типом самолета увеличил свой счет Quasinowski снова 17 июля и сбил еще один на следующий день. В этот же день Schellmann и Kuhlmann разделили победу над еще одним. 20-го Schellmann сбил две 'Moscas' и унт. Helmut Brucks еще один. Следующим пришел черед фельд. Robert Menge, которому записали первую подтвержденную победу над И-16. В конце июля месяца 1 Staffel был усилен лт. Otto 'Otsch' Bertram, переведенным из 3 Staffel, к его большому удовлетворению. Он получил Bf 109 2-67. 1 августа лт. Karl Ebbighausen и унт. Franz Jaenisch и Josef Bauer прибавили в счете в бою против группы И-15 из примерно 30 машин, но лт. Horst Tietzen должен был совершить вынужденную посадку на безлюдной территории в 12 километрах на северо-восток от Гандесы.
Большой удар по направлению к морю разрезал республиканскую территорию на две части. Силы националистов готовились продолжать наступление, но правительственные войска перехватили инициативу; это стало битвой на Эбро. Поэтому новые лавры часть получила только 12 августа, когда Brucks и Schellmann сбили СБ-2, а Bertram И-16, командиру эскадрильи засчитали вероятную победу над второй 'Katiuska', 24, которая была позднее подтверждена.
Новые пилоты показали себя хорошо, после Menge и Bertram это был унт. Willy Szuggar, который открыл свой призовой лист 14 августа с И-16, а Bertram и Schellmann также сбили по одному в этом же бою. 'Otsch' был в хорошей форме, когда он сбил третий И-16 на следующий день. 19 августа ст. лт. Keller прибавил новую 'Mosca' к своему счету, что повторил на следующий день Schellmann, достигнув своей второй, и последней победы в Испании. 23-го Bertram и ст. лт. Muller сбили по И-16. 2 сентября ст. лт. Reents прибыл на одну неделю для совместного командования Staffel.
Otto Bertram продемонстрировал свой талант, сбив две машины 7 сентября перед лицом оппозиции других И-16. 10 Schellmann передал командование Staffel Siebel Reents. В это время 1 Staffel, как и другие эскадрильи «Легиона Кондор», страдали от большой утечки опытного персонала. Много ключевых людей были посланы домой, так как назревал Судетский кризис. Однако это не изменило факт превосходства немецких истребительных эскадрилий и 20-го лт. Tietzen сбил два И-16. Это же повторил Bertram 23-го, это уже была седьмая победа месяца. 27-го 1 Staffel особенно отличился, когда Tietzen засчитали еще два И-16, Bertram еще один и ст. лт. Rudolf Unger открыл свой счет самолетом такого же типа. Tietzen, однако, кончил вынужденной посадкой в поле в 1 км к северо-востоку от Гандесы.
Октябрь месяц подтвердил растущую слабость республиканских воздушных сил и 4-го Bertram и Sugar сбили по И-15. Это была восьмая победа для Bertram, ранее пилота разведывательной авиации, и его последняя в Испании, так как он был сбит в своем верном 6-67 и попал в плен. Он был обменен 8 февраля 1939 вместе с лейтенантами Fritz Losigkeit и Helmut Henz. Потеря Bertram совпала с бомбардировкой La Cenia несколькими СБ-2, которые уничтожили на земле один Bf 109 и еще четыре повредили. Черный день для J/88.
7-го обстоятельства вновь переменились с двумя И-16, доставшимися фельд. Menge и лт. Ehring, это была его первая победа. После этого Menge должен был ждать следующей победы до 1 ноября. 5-го унт. Hans Nirminger был ранен в бою. 12-го унт. Szuggar и Fisher вернулись сбив по И-16; для Fisher это была первая победа. Кампания на Эбро закончилась в середине ноября и была последней возможностью для республиканцев улучшить ситуацию. С этого времени воздушные силы националистов не опасались ничего, кроме неожиданных ударов, и видели впереди только победу.
Теперь возник вопрос о ликвидации Каталонии. Кроме Reents Staffel имел лейтенантов Albrecht von Minnigerode, Hermann Hollweg, Horst Tietzen, Wolf-Dietrich Wilcke, Karl-Heinz Sandmann, Gustav Roedel и August-Wilhelm Schumann плюс унтер-офицеров Hans Nirminger, Gerhard Herzog, Halupczek, Willy Szuggar и Heinrich Windemuth. Число заявленных 1 Staffel побед начало уменьшаться, во-первых потому, что большая часть пилотов была неопытной, но главное, потому что теперь отсутствовал противник и некого стало сбивать. 21-го лт. Tietzen сбил И-16 и еще одного 29-го. 16 декабря СБ-2 вновь уничтожили два истребителя в La Cenia. Szuggar сделался асом 3 января 1939, он сбил И-15, после чего пришлось ждать переброски самолетов из Каталонии, прежде чем молодые пилоты 1 Staffel получили возможность открыть свои счета. Это было нелегко, так как последние республиканские пилоты были закаленными в боях ветеранами, так как это было, когда 1 февраля 1 Staffel появился над аэродромом Vilajuiga (где последние правительственные самолеты собирались перед отлетом во Францию) перед самым взлетом самолетов. Лт. Hauptmann и Reents и унт. Halupczek и Herzog, каждый сбили по И-15. В то время как унт. Nirminger сбил на взлете Grumman Delfin, перед тем, как сам был сбит, сумевшим взлететь ветераном. Сразу после этого унт. Windemuth сделал ошибку в бою с этим же И-15 (пилотируемым José Falco, командиром ночной эскадрильи), атакуя в лоб, и был сбит в своем 6-98. Машина рухнула и загорелась, попавшись в ловушку в обломках, он был милосердно застрелен на земле испанским пилотом. 10-го штаб Легиона прибыл на место, чтобы самому осмотреть результаты.
Staffel
Ко времени своего формирования в конце ноября 1936, 2 Staffel, кроме своего командира капитана Siegfried Lehmann состоял из лейтенантов Franzl Lützow, Rolf Pingel, Urban Schlaffer, Karl-Heinz Greisert, фельдфебелей Peter Boddem и Franz Heilmayer и унтер-офицеров Guido Höness, Edgar Rempel, Norbert Flegel, Jansen и Hillmann. После периода акклиматизации и тренировок, и нескольких осторожных вылетов (для которых они еще не имели
Испания, видимая сверху, также может быть привлекательной, особенно когда она выглядит неповрежденной войной, как ее видит пилот Bf 109, который специально наклонил крыло, чтобы лучше видеть. Несомненно, истории привезенные домой в 1939 помогли запустить немецкий туризм в Испанию в пятидесятых.
опыта 'Old Hares' 25 – из 4 Staffel) 22 декабря 2 Staffel была размещена в Villa del Prado в 40 км. к юго-западу от Мадрида. Pingel, Schlaffer, Boddem, Heilmayer и Regel были вскоре потеряны, будучи посланы в Севилью присоединиться к Knüppel для испытания первых Bf 109. Первый настоящий бой Staffel принял 4 января 1937 над Брунете, когда Staffel базировавшийся в Авила был поднят по тревоге в 11.10 и выстроился с двумя подразделениями Ju 52 у Torrijos. Как ни беспокоился Staffel, это столкновение не привело ни к какому результату.
В начале февраля, после краткого пребывания в Сарагосе и Уэске, часть вернулась в Мадрид, а точнее в Villa del Prado. Прибытие произошло при необычных обстоятельствах, так как Lehmann был очень болен нефритом и неспособен командовать. Командование было временно передано ст. лт. Otto-Hans Winterer, который получил 4-го разрешение фон Рихтгофена покинуть Stab/88 и полетать со 2 Staffel две недели. Базируясь в Almorox 11-го, часть не участвовала в первом вылете 12-го, но участвовала в последующих. События развивались не всегда так, как планировалось, как, например, 15-го, которое было проведено в бесплодных взлетах, после серии тревог.
He 51 имел все больше проблем в боях против республиканских истребителей и, очевидно, не мог больше применяться. В это время для установления фактов из Берлина прибыли Ritter von Greim, бывший истребитель-ас и полковник Seidemann. Последний принял участие в единственной операции и вернулся в Escalona с большими трудностями, самолет разбился при посадке, после чего они вернулись в Германию для доклада.
20 февраля Lehmann вернулся, хотя в результате Winterer не стал летать со Staffel меньше и продолжал еще несколько дней. Этих дней оказалось слишком много, он был
Хорошо известная и, вероятно, фальсифицированная фотография, предположительно показывающая Bf 109, обстреливающего республиканские траншеи. Она, однако, показывает, как мог бы видеть противник Bf 109Е и дает представление о ситуации на линии фронта гражданской войны.
сбит 25-го, вынужден был приземлиться в Navalmorales на республиканской территории и попал в плен.
6 марта мы видим Staffel объединившимся с звеном, отправленным в Talavera в предыдущем месяце и 10 все устроились в Almorox, обрадовавшее всех перемена, так как там, наконец, были нормальные казармы. После первых испытаний в VJ/88, эскадрилья была удостоена чести первой перейти на Messerschmitt Bf 109B. Первый вылет был сделан Knüppel, Schlaffer и Gödecke. Этот переход ни в коем случае не был безболезненным, так как двигатели Jumo, мощностью 680 л.с. часто выходили из строя.
Lehmann возвратился в Германию, а 2 Staffel стал с этого времени командовать Franzl Lützow. Вскоре они приняли обозначение 4 Staffel — 'Zylinder Hut' — 'шляпа-цилиндр', которая породила знаменитое высказывание: «Мы летаем быстрее. Это нормально, так как у нас на один цилиндр больше чем у вас».
2 Staffel эффективно действовал в течение девяти месяцев как подразделение боевой подготовки, где пилоты делали два полета согласно инструкциям, прежде чем отправиться на фронт.
За март месяц He 51 части были переданы испанцам, но началась северная кампания, и 2 Staffel скоро оказался в Vitoria на бетонной взлетной полосе с семью пригодными для полетов Bf 109.
Первая победа эскадрильи и, также Bf 109, случилась, когда лт. Lützow сбил И-15 к северо-западу от Ochandiano в 17.15 6 апреля. 22-го, сопровождая Do 17 из VB/88, лт. Radusch и фельд. Heilmayer сбили два И-15, один из которых был, вероятно, республиканского аса северной зоны Felipe del rio Crespo. Другая победа над И-15, хранящаяся в архивах Легиона, записана на капитана фон Janson, вероятно «гостя» в инспекционном туре из Германии.
Несколько Bf 109 принимали участие в операции против Герники, но, кажется, обстрел улиц был работой He 51 из 1 Staffel под командованием Harro Harder.
С течением времени превосходство 109-х стало очевидным и, поэтому, вылеты на сопровождение стали рутиной: две эскадрильи Ju 52 вдоль линии отступления басков Bermeo-Menaca 3 мая; несколько Hе70 и несколько Do 17 к Сантандеру 7 и 8 мая. 22-го Lützow сбил И-15 над Бильбао и снова 28-го около Сантандера, фельд. Braunschweiger сбил еще одного. 5 июня Pingel также открыл свой счет с Chato около San Julián de Musques.
2 июля трения между немцами и итальянцами выросли, когда на Lützow и унт. Hillmann, эскортировавших Ju 52 к Villaverde, наскочили несколько Fiat CR.32 и вынудили их к поспешному бегству. 7-го эскадрилья была переброшена в Авилу. На следующий день два из двенадцати Bf 109 были повреждены на земле в результате атаки республиканских СБ-2 Туполева; лт. Pingel и унт. Höness спасли честь подразделения сбив по бомбардировщику. Оставшиеся десять самолетов провели остаток дня в 'Kochenjagd'. К этому времени пилоты твердо держали Bf 109 в руках и результаты не замедлили сказаться. 12-го Pingel претендовал на две победы (СБ-2 и И-16), унт. Adolf Bühl и Boddem заявили о И-16, в то время как Höness – о двух 'Praga' (sic) (Aero A-101, похожий на поликарповские Р-5 или Р-Z), типы, которые не легко различить под огнем. Иногда, однако, вещи не были так просты и Gotthard Handrick в своем первом вылете на Bf 109, едва смог вернуться в Сантандер, вступив в собачью схватку с И-15. Бой произошел над вражеской территорией, во время неудачного маневра он врезался в Поликарпова, но выжил, принеся домой кусок Chato, застрявший в шасси.
Но даже после этого понадобилось только два дня работы, чтобы он смог летать снова.
8 июля Bf 109 из 2 Staffel доверили сопровождать самую большую группу самолетов. Очень скоро, однако, часть пострадала от первых серьезных неудач. Сначала, 10-го приблизившись к итальянским бомбардировщикам Savoia SM.79, Lützow был ранен в ногу и правую руку чересчур нервным итальянским стрелком, затем 11-го Flegel сел с невыпущенным шасси, официально из-за неисправности двигателя, машина была списана. На следующий день 2 Staffel потерял своего первого пилота Bf 109, когда унт. Guido Höness был сбит над Брунете республиканскими истребителями. Подразделение сплотило ряды, и 13 последовал героический бой за господство в небе. Фельд. Boddem сбил И-15, который пилотировал, без сомнения, американец Harold Dahl, а фельд. Braunschweiger – И-16.
16 июля лт. Pingel сбил Mosca, которая разбилась около Fuenlabrada. Несмотря на утверждение республиканцев об уничтожении в этот день двух мессершмиттов, кажется, все Bf 109 вернулись на базу. Позднее база стала целью туполевских бомбардировщиков СБ-2 'Katiuska', нанесших свой первый визит на рассвете, безрезультатно, хотя они и поднялись в воздух в 5.30, а затем, второй раз, вечером, с тем же успехом. 17-го были вылеты на сопровождение He 111 из VB/88 на Alcalá, и затем с K/88 и A/88. Мессершмитты атаковали небольшое подразделение И-16, а Handrick совершил вынужденную посадку в Escalona из-за остановки двигателя. На следующий день все с раннего утра были в воздухе и, хотя ст. фельд. Hillmann объявил о победе над И-16, Mosca сбили Bf 109 унт. Haarbach, который, тем не менее, сумел выпрыгнуть с парашютом и приземлиться на своей территории. 23 и 25-го фельд. Boddem сбил два И-16. Также 21 Lützow, против своей воли, дал уйти четырем СБ-2, которые летели в сторону Мадрида. После первого залпа все три пулемета замолчали. Республиканские бортстрелки так же промазали, два пилота из тревожной группы получили свой шанс, одним из них был Boddem, который заявил, что сбил один из Туполевых в момент его посадки, но его ведомый в это время затерялся в облаках.
Это был тяжелый период для 2 Staffel, когда каждый выполнял по три вылета каждый день для высотного сопровождения на высоте от 6000 до 7000 метров по полтора часа каждый, все без кислорода. Система дежурных самолетов вызывала сильную критику, так как она утомляла пилотов, зачастую, безрезультатно.
Кроме того, состояние Bf 109 было совсем не идеальным. Кроме двух сбитых самолетов, 6-9 был в Бургосе на ремонте, 6-10 ремонтировался на базе, 6-13 был слишком изношен, чтобы вернуться в строй (он, однако, вернулся после капремонта) и на 6-15 был сломан генератор. Все это означало, что 21 июля только три машины были готовы к боевому вылету в 16.00. К счастью, к концу битвы за Брунете прибыло несколько новых машин. 2 Staffel был вскоре переведен на север, где климат был более умеренным, чем в Кастилии летом.
Со своими отремонтированными Bf 109 2 Staffel 30 июля перебазировался в Calahorra около Herrera de Pisuerga. Очень скоро, однако, износ первых 109B дал себя знать, и 6-8 и 6-9 были признаны негодными к полетам, 6-5 был весьма близок к этому же состоянию. Операции начались только 8-го, 13-го Боддем заявил о первой победе в северной кампании – И-16 около Сантандера. 16-го был черед лт. Edgar Rempel, а фельд. Flegel претендовал на неизвестный самолет. 17-го Боддем снова объявил о победе над И-15 и И-16, а также Chato на следующий день, так же как и Lützow.
Оглядываясь назад, кажется, что число побед над слабыми республиканскими истребительными силами на северном фронте росло слишком быстро, если принять во внимание число
Неизвестный пилот позирует у своего Bf 109 D, 6-52 из 2.J/88. Этот самолет, вероятно, окрашен в RLM 02/65 и имеет единственный знак победы, белая полоска, на хвосте. Заметьте, что на самолете нет радиомачты.
самолетов, преодолевающих оборону «Красных». 22-го три И-15 были сбиты 2 Staffel: Lützow, Pingel и Regel. Часть была переведена в Западный Сантандер 2 сентября. 4 сентября фельд. Reinhard 'Sepp' Seiler, новый пилот, заявил об уничтожении И-16, за ним последовал Боддем 6-го и Brücker 7-го, который претендовал на победу над Mosca.
К 15 сентября осталось только семь пригодных к полетам Bf 109, когда эскадрилья встречала своего нового командира ст. лт. Joachim Schlichting, который одержал первую подтвержденную победу над И-16 23 сентября. В последний день месяца Bf 109 из 1 и 2 Staffeln встретились с группой из четырех Chatos и двух Mosca в одном из последних боев в этой зоне. Немецкие пилоты были впечатлены агрессивностью и эффективностью этих последних республиканских истребителей, и хотя Flegel добился победы над Chato, Bf 109, расстреляв боеприпасы, были вынуждены выйти из боя после 20 минутной собачьей схватки и вернуться на базу за Handrick.
С точки зрения воздушных операций остаток кампании прошел без всяких инцидентов; республиканские силы были нейтрализованы, и 2 Staffel в основном занимался эскортными операциями без реального противодействия. Хихон пал 21 октября. После этого, как и в каждой кампании, части Легиона вернулись в самолетный парк в Леоне для отдыха и восстановления, перед переброской в Burgo de Osma для будущей битвы за Теруэль.
Первые бои этой убийственной кампании имели место 29 ноября, и 2 Staffel претендовал на три победы над И-16: Schlichting, унт. Kurt Rochel и Seiler. На следующий день лт. Greisert и унт. Wilhelm Staege и Hermann Stange, объявили о таком же счете, но новый пилот унт. Otto Polenz приземлился на республиканской территории на одном из первых Bf 109B прибывших в Испанию, и попал в плен.
Стало ясно, что Теруэль не будет пикником, когда, например, 5 ноября группа из 15 Bf 109 из 1 и 2 Staffeln встретилась с эскадрильей И-16, подошедшей с востока. В то время как Harder мог претендовать на Mosca сбитый в районе Bujaraloz, самолет другого недавно прибывшего пилота фельд. Leo Sigmund не вернулся назад. Позднее стало известно, что он попал в плен.
Это был период сомнений для Легиона; прежде всего в виду двойственного отношения их средиземноморских союзников. Честно обозревая эффективность организации республиканского лагеря (на территории соблюдается маскировка, инструкции строго выполняются), будущий генерал Галланд задавался вопросом, а на правой ли стороне они в этом конфликте? Является ли воздушное превосходство необходимым для обмана на земле? [Здесь автор так вольно цитирует Галланда, что я решил привести точную цитату: «лозунг «Мы сражаемся на неправой стороне» в то время уже начал циркулировать в рядах «Легиона Кондор». Естественно это говорилось несколько иронически… Над нашей территорией мы летали над колоннами всевозможных скоплений сил и средств, над незамаскированными артиллерийскими позициями. С другой стороны на территории противника едва можно было различить какое-либо передвижение. Все было искусно закамуфлировано… Пренебрежение маскировкой с нашей стороны и тщательная предусмотрительность со стороны неприятеля – это было естественным следствием превосходства националистов в воздухе». – прим. перев.].
Затем в середине декабря республиканцы атаковали с севера и запада коридор к Теруэлю, который был шириной в 30 км. После некоторого периода неопределенности командование националистов решило, что военная ситуация не позволяет провести наступление на Мадрид. Кроме того, прогнозы погоды были более чем неблагоприятными с температурами -18°C, с сильными снегопадами, поэтому механики трех Staffeln J./88 должны были регулярно прогревать двигатели своих самолетов каждую ночь, для предотвращения их полного замерзания.
12 января ст. фельд. Seiler и унт. Staege из дежурного звена в Calamocha заявили о победах над двумя туполевскими СБ-2. Это событие было отпраздновано, так как это была 100-я победа Gruppe. 20-го унт. Rochel сообщил о победе над И-15. Два дня спустя пришла очередь Seiler объявить о своей пятой победе над И-16. 5 февраля в начале контр-наступления националистов, другой новый пилот, унт. Lohrer
Это мессершмитт Bf 109B, 6-75, который 30 ноября 1937 был вынужден посадить на республиканской территории вновь прибывший ст. фельд. Otto Polenz. Он попал в плен, а самолет был передан в руки французских специалистов в Сабаделе, перед передачей Советскому Союзу, где он был тщательно изучен в различных технических центрах.
Самолет 6-15 был захвачен республиканцами в исправном состоянии после того, как ст. фельд. Otto Polenz из 2.J/88 приземлился на нем около Bujaraloz. Самолет был интенсивно испытан и затем отправлен в СССР, где Вермахт снова его захватил во время операции «Барбаросса», здесь видно, что на него нанесены республиканские красные полосы и летает на нем Konstantin Rozanof, который стал известным французским летчиком-испытателем после Второй мировой войны.
получил подтверждение своего первого успеха против И-15. На следующий день унт. Strange уничтожил Mosca, пилотируемую Luis de Frutos, одним из выживших в ужасной северной кампании.