Детерминанты социально-психологической адаптации




Существует три подхода к пониманию детерминант социально-психологической адаптации индивида в группе.

1. Адаптация индивида как следствие его характеристик и активности. В нем внимание фокусируется на тех или иных качествах человека, которые обуславливают успешность или неуспешность его адаптации. Спектр характеристик может быть чрезвычайно широк:

- биологические (пол, возраст);

- физиологические (свойства нервной системы и тип высшей нервной деятельности);

- социально-демографические (национальность, религиозная принадлежность, социальный статус, образовательный ценз);

- психологические (потребности, мотивы и установки, интеллект и креативность, свойства и тип темперамента);

- социально-психологические (социальные потребности, мотивы и установки, ценностные ориентации, социальные знания и навыки, черты характера и коммуникативные качества);

- экспрессивные (внешний вид и особенности проявление экспрессии);

- когнитивные (самосознание и рефлексия).

В зависимости от содержания и условий деятельности, норм и ценностей организации и группы, могут быть актуальны те или иные характеристики с точки зрения адаптации работника. Универсальных характеристик не бывает.

2. Адаптация индивида как следствие характеристик и активности группы. В этом подходе внимание обращается на некоторые особенности группы, которые могут влиять на успешность или неуспешность адаптации в ней индивида. Например, в качестве одного из главных социально-психологических факторов адаптации новичка рассматривается установка группы по отношению к нему. Существует три типа групповой установки: а) группа готова взаимодействовать с новичком, авансируя ему гуманные отношения; б) группа готова взаимодействовать с новичком, авансируя ему антигуманные отношения; в) группа отказывается от взаимодействия с новичком, безразлична к нему.

Установка регламентирует активность членов группы по отношению к новичку прежде всего на начальном этапе его адаптации. Это определяется тем, что у членов группы ощущается недостаток информации о новом, недавно вошедшем в группу индивиде. Следовательно, реальные качества новичка, например свойства его личности или профессиональные возможности, будут играть менее важную роль в процессе включения, чем установка членов группы по отношению к нему. Определенная групповая установка в условиях дефицита информации может обнаружиться и в приписывании новичку тех или иных качеств. Наиболее успешно процесс адаптации новичка будет протекать в случае преобладания первого типа установки, менее успешно – второго и еще менее успешно – третьего. Более негативное влияние безразличия группы на процесс адаптации новичка обусловлено тем, что новый член получает мало (или вовсе не получает) обратной связи от группы относительно того, как он себя ведет – правильно или неправильно. Соотношение выраженности трех типов установки определяет степень открытости группы для новичка, т.е. ее адаптирующий потенциал.

Еще одна характеристика, действующая на процесс адаптации квази-членов (новых и маргинальных членов), – это доверие группы по отношению к ним. То есть, чем выше доверие группы, тем более успешно будет протекать адаптации квази-члена. В свою очередь мерая доверия зависит от следующих характеристик: а) группы – её истории, психологического климата, эффективности и ресурсов; б) квази-члена – его членства в других конкретных группах, репутации, знаний и умений, социальных связей и др.; в) внешних условий – неопределенности и возникающих угроз во внешей среде группы.

3. Адаптация как следствие взаимной активности индивида и группы. В этом направлении процесс адаптации рассматривается как двусторонне активный. Например, в модели развития личности в новой микросреде источником развития и утверждения личности является противоречие между ее потребностью в персонализации (быть представленным в сознании других, оказывать влияние на изменение других), с одной стороны, и заинтересованностью данной группы принимать те проявление её индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования группы, с другой. Возникновение и последующее разрешение данного противоречия лежит в основе трех этапов вхождения человека в новую группу: адаптации, индивидуализации и интеграции.

Этап адаптациизаключается в усвоении индивидом групповых норм и овладение формами и средствами групповой деятельности; человек не сможет проявить свою индивидуальность раньше, чем освоит эти нормы и средства. У него возникает необходимость «быть такими, как все», что достигается за счет переживания утраты некоторых своих индивидуальных отличий, иллюзии растворения в общей массе. Этап индивидуализации возникает в результате обострения у человека противоречия между тем, что он стал таким как все в группе, и неудовлетворенной на предыдущем этапе потребностью в персонализации. Этот этап знаменуется активным поиском человеком способов проявления своей индивидуальности с учетом особенностей группы. Переход на этап интеграцииосуществляется в результате принятия группой тех проявлений индивидуальности, которые соответствуют целям и нормам группы, способствуют ее развитию. В этом случае происходит интеграция индивида с группой.

Появление препятствий в развитии определенного противоречия вызывает трудности в переходе на следующий этап. Если человеку не удается преодолеть трудности первого этапа и перейти на второй этап, то у него могут формироваться такие качества, как конформность, зависимость, неуверенность в себе. Если индивид долго задерживается на втором этапе и не переходит на третий, то у него могут развиваться качества подозрительности, негативизма, агрессивности и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: